Научная статья на тему 'Опыт подготовки врачей-интернов по стоматологии'

Опыт подготовки врачей-интернов по стоматологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

  • … еще 7
CC BY
46
16
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРАЧИ-ИНТЕРНЫ / ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / PRACTICAL SKILLS / СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ / СЕМіНАРСЬКі ЗАНЯТТЯ / SEMINARS / ДЕТСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ / ДИТЯЧА СТОМАТОЛОГіЯ / PEDIATRIC DENTISTRY / ПРОФИЛАКТИКА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ / PREVENTION OF STOMATOLOGICAL DISEASES / ООО "СТОМА-ТЕХНОЛОГИЯ" / ЛіКАРі-іНТЕРНИ / ПРАКТИЧНі НАВИЧКИ / ПРОФіЛАКТИКА СТОМАТОЛОГіЧНИХ ЗАХВОРЮВАНЬ / ООО "СТОМА-ТЕХНОЛОГіЯ" / INTERNS / "STOMA-TECHNOLOGIJA" LTD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куцевляк В. Ф., Цыганова Н. Б., Велигоря И. Е., Варакута В. В., Полякова С. В.

Последипломная подготовка врачей-интернов нуждается в постоянном поиске новых форм и методов обучения. Кафедра стоматологии, терапевтической и детской стоматологии ХМАПО проводит изучение разделов “Детская стоматология” и “Профилактика стоматологических заболеваний” в средних школах города Харькова, что повышает эффективность обучения. На кафедре проводятся семинарские занятия в виде брэйн-ринга. Совместно с ООО “Стома-технология”, экзамен по практическим навыкам проходит в виде конкурса эстетической реставрации зубов. Кафедра постоянно обновляет формы и методы обучения и контроля теоретических и практических знаний и умений врачей-интернов. Все это создает условия для высокого уровня подготовки специалистов на последипломном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куцевляк В. Ф., Цыганова Н. Б., Велигоря И. Е., Варакута В. В., Полякова С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF THE TRAINING OF INTERNS ON DENTISTRY

The postgraduational training of interns requires the constant search of the new forms and methods of teaching. The Department of Dentistry, of Preventive and Pediatric Dentistry of KMAPE is studying the sections “Pediatric Dentistry” and “Preventive Dentistry” in the secondary schools in Kharkiv. This activity improves the effectiveness of study. The seminars like “Brain-Ring” are held at the department. Together with “Stoma-technologija” Ltd. the exam on practical skills goes like the competition on teeth aesthetic restoration. The department renovates constantly the forms and methods of the study and control over theoretical and practical knowledge and skills of interns. All this makes the conditions for the high level of training at the postgraduational stage.

Текст научной работы на тему «Опыт подготовки врачей-интернов по стоматологии»

"BicHUK стоматологИ", № 3, 2009

125

ПИТАННЯ МЕДИЧНОÏ ОСВ1ТИ

УДК 616.314-053.2:378.147(477.74).096.61

B. Ф. Куцевляк д. мед. н., Н.Б. Цыганова, И.Е. Велигоря, В.В. Варакута, С.В. Полякова,

К.В. Божко, О.Н. Сирота, О.В. Любченко, Л.Ю. Пушкарь, С.Н. Волков, Л.И. Титова, В.В. Грищенко

Харьковская медицинская академия последипломного образования

ОПЫТ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ-ИНТЕРНОВ ПО СТОМАТОЛОГИИ

Последипломная подготовка врачей-интернов нуждается в постоянном поиске новых форм и методов обучения. Кафедра стоматологии, терапевтической и детской стоматологии ХМАПО проводит изучение разделов "Детская стоматология" и "Профилактика стоматологических заболеваний" в средних школах города Харькова, что повышает эффективность обучения. На кафедре проводятся семинарские занятия в виде брэйн-ринга. Совместно с ООО "Стома-технология ", экзамен по практическим навыкам проходит в виде конкурса эстетической реставрации зубов. Кафедра постоянно обновляет формы и методы обучения и контроля теоретических и практических знаний и умений врачей-интернов. Все это создает условия для высокого уровня подготовки специалистов на последипломном этапе.

Ключевые слова: врачи-интерны, практические навыки, семинарские занятия, детская стоматология, профилактика стоматологических заболеваний, ООО "Стома-технология ".

В.Ф. Куцевляк, Н.Б. Циганова, I.C. Вел^оря, В.В. Варакута, С.В. Полякова, К.В. Божко, О.М. Сирота, О.В. Любченко, Л.Ю. Пушкарь,

C.М. Волков, Л.1. Ттова, В.В. Грищенко

Хармвська медична академiя mслядипломноï освгги

ДОСВ1Д ПОДГОТОВКИ Л1КАР1В-ШТЕРШВ ПО СТОМАТОЛОГН

П1слядипломна тдготовка л1кар1в-1нтерн1в потребуе постшного пошуку нових форм i метод1в навчання. Кафедра стоматологи, терапевтично'1 i дитячо'1 стоматологИ' ХМАПО проводить вивчення роздиу "Дитяча стоматологiя" та "Профшактика стома-тологiчних захворювань" в середтх школах мкта Харкова, що тдвищуе ефективтсть навчання. На кафедрi проводяться семтарсью заняття у виглядi брейн-рингу. Сумiсно з ООО "Стома-технологiя ", w-пит по практичним навичкам проходить у виглядi конкурсу естетично'1 реставрацИ' зубiв. Кафедра по-сттно вiдновлюе форми та методи навчання i контролю теоретичних i практичних знань i вмiнь лiкарiв-

iHmepHie. Все це створюе умови для високого рiвня тдготовки спецiалiстiв на тслядипломному emani. Ключовi слова: лiкaрi-iнmeрни, практичш навички, семтарсьш заняття, дитяча сmомamологiя, профыа-ктика сmомamологiчних захворювань, ООО "Стома-meхнологiя ".

V.F.Kutsevliak, N.B. Tsyganova, I.E. Veligoria,

V. V Varakuta, S. V.Poliakova, K. V.Bozhko,

O.N.Sirota, O.V.Liubchenko, L.Yu.Pushkar', S.N. Volkov, L.I. Titova, V. V. Grischenko

Kharkiv Medical Academy of Postgraduational Education

THE EXPERIENCE OF THE TRAINING OF INTERNS ON DENTISTRY

The postgraduational training of interns requires the constant search of the new forms and methods of teaching. The Department of Dentistry, of Preventive and Pediatric Dentistry of KMAPE is studying the sections "Pediatric Dentistry" and "Preventive Dentistry" in the secondary schools in Kharkiv. This activity improves the effectiveness of study. The seminars like "Brain-Ring " are held at the department. Together with "Stoma-technologija " Ltd. the exam on practical skills goes like the competition on teeth aesthetic restoration. The department renovates constantly the forms and methods of the study and control over theoretical and practical knowledge and skills of interns. All this makes the conditions for the high level of training at the postgraduational stage. Key words: interns, practical skills, seminars, pediatric dentistry, prevention of stomatological diseases, "Stoma-technologija " Ltd.

Условия постоянного повышения требований к подготовке молодых специалистов на последипломном этапе требуют неустанного поиска новых форм и методов обучения врачей-интернов.

Кафедра стоматологии, терапевтической и детской стоматологии ХМАПО уже 17 лет выпускает врачей-интернов по специальности «Стоматология».

За этот период очно-заочное обучение претерпело множество изменений, самым значимым из которых была унификация интернатуры по общей специальности «Стоматология», таким образом, все выпускники проходят обучение по единой программе. Это значительно усложнило

© Куцевляк В. Ф., Цыганова Н.Б., Велигоря И.Е., Варакута В.В.,

Полякова С.В., Божко К.В, Сирота О.Н., Любченко О.В., Пушкарь Л.Ю., Волков С.Н., Титова Л.И., Грищенко В.В.,2009

"Ысник стоматологИ№ 3, 2009

126

работу с ними, так как требует серьезной мотивации для изучения всех разделов программы, а значит, для поиска разносторонней подачи изучаемого материала.

За истекший период нами освоено изучение раздела «Детская стоматология» и «Профилактика стоматологических заболеваний» на про-фосмотрах школьников в средних школах Дзержинского и Киевского районов города Харькова.

Работу проводили в стационарных школьных кабинетах. На этот раздел выделено 312 часов. Врачи-интерны по группам распределялись в 4-5 школ (в зависимости от численности потока), где самостоятельно, под руководством преподавателя обследовали детей по классам (по плану ОЗО), оценивали клинические ситуации, ставили терапевтический и ортодонтический диагноз, герметизировали фиссуры (работа ведется 4 года, за это время на 22 % уменьшился прирост кариеса у детей, т.е. кафедра оказывает реальную профилактическую помощь органам здравоохранения города), назначали терапевтическое лечение, частично (в зависимости от пропускной способности кабинета) проводили санацию полости рта нуждающимся детям (фото 1.).

Фото 1. Осмотр школьников врачами-интернами

Кроме того, каждый интерн готовил беседу о способах чистки зубов, средствах и предметах гигиены, о правильном питании, о вреде табака, алкоголя, наркотиков и проводили ее в подшефном классе. Каждая группа готовила и оставила в уголке здоровья санбюллетень. (фото 2).

Многие врачи-интерны впервые сталкиваются с работой в организованных коллективах и это вызывает большой интерес. Ребята начинают проявлять инициативу, приносят сувениры и игрушки. Общение с младшими классами приобретает форму игры, что положительно сказывается на всех участниках процесса, дети с удовольствием идут на осмотр на следующий год. Изучение раздела заканчивается зачетом.

Уже несколько лет финальные семинарские занятия в конце обучения проводятся в виде брейн-ринга. (фото 3.) Рабочий момент брейн-ринга

Фото 2. Беседа о средствах и методах гигиены с учениками 2-го класса

Фото 3. Рабочий момент брейн-ринга.

Это форма контроля знаний требует специфической подготовки: вопросы должны быть лаконичными, ответы однозначными. Необходимо охватить все разделы терапевтической стоматологии.

Но наш достаточно большой опыт показывает, что этот вид контроля всегда вызывает интерес учащихся, так как в опрос вносится дух соревнования. Игра проводится по кубковой системе. В финале соревнуются две сильнейшие команды, где и определяется победитель. Кроме того, сами участники выбирают наиболее активных и эрудированных игроков.

На наш взгляд, брейн-ринг это отличный способ оценки теоретических знаний учащихся, а также способность участников слышать своих товарищей и находить выход из сложной ситуации (фото 4.).

Уже много лет на кафедре оценка мануальных навыков интернов перестала быть формаль-

"Ысник стоматологи № 3, 2009

127

ной. Этот этап государственного экзамена проводится в виде конкурса по реставрации зубов. Благодаря ООО «Стома-технология» кафедра полностью обеспечена пломбировочными материалами для учебного процесса и для конкурса (фото 5.-7).

окончательные итоги, определяется победитель и обладатели II и III места.

Фото 4. Подведение итогов брейн-ринга.

Фото 6. Рабочие моменты конкурса.

Фото 7. Рабочие моменты конкурса.

Представители фирмы обычно готовят победителям небольшие подарки и каталоги своей продукции. Врачи-интерны, как правило, с большой отдачей участвуют в конкурсе и стремятся показать все свои умения (фото 8).

Фото 5. Участники конкурса реставрации.

В течении последней недели обучения врачами-интернами подбираются пациенты, заполняются соответствующие документы, по необходимости, проводится эндодонтическое лечение.

Реставрация проходит в течение 3-х часов. Этапы препарирования и реставрации фиксируются 3-мя фотоснимками. Оценивают качество реставрации члены жюри (все преподаватели). По окончании конкурса готовится мультимедийная презентация, с помощью которой подводятся

Фото 8. Вручение призов победителям конкурса.

128

"BicHUK стоматологИ", № 3, 2009

В течение интернатуры интерны готовят рефераты по всем разделам стоматологии. Практически с первых лет работы с интернами сотрудники кафедры проводят клинико-реферативные конференции. В последние годы они проходят с обязательными мультимедийными презентациями. Конференции проходят несколько дней по 2 академических часа. За это время ежедневно представляются 4-5 докладов.

Надо отметить, что выступления выслушиваются учащимися с большим вниманием, каждый доклад завершается массой вопросов, а иногда и полемикой. Это, на наш взгляд, очень эффективный метод обучения профессиональному общению будущих врачей.

Формирование новых экономических условий, профессиональная конкуренция, внедрение в медицину новейших научных и информационных технологий требуют постоянного совершенствования системы первичной специализации. Кафедра стоматологии, терапевтической и детской стоматологии ХМАПО постоянно обновля-

ет процессы обучения и контроля теоретических и практических знаний и умений врачей-интернов, что, на наш взгляд, обеспечивает достаточный уровень подготовки специалистов для практического здравоохранения.

Список литературы

1. Оргашзащя первинно! профшактики стоматоло-пчних захворювань в дошкшьних дитячих закладах та школах (методичш рекомендацп) / Хоменко Л.О., Деньга О.В., Бщенко Н.В., Остапко О.1. - К, 2006. - 29 с.

2. Методичне керiвництво для стоматолопв по впровадженню комплексно! системи профшактики стоматолопчних захворювань у дитячого населення Укра!ни / Косенко К.М., Деньга О.В., Хоменко Л.О., Леус П. А., Жук Д. Д. та ш.. - Одеса, 2006. -43 с.

3. Программа профилактики кариеса в системе обучения на кафедрах гигиенического и стоматологического профиля./ А.А. Потапов, С.И. Максютенко, С.В. Першин, О.Г. Коваленко. - Ж.: Вестник гигиены и эпидемиологии, Том 10, №1, 2006, с.192-195.

Поступила 02.06.09.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.