Научная статья на тему 'Применение инновационных технологий в образовании'

Применение инновационных технологий в образовании Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
33
2
Поделиться
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ВЫСШАЯ И СРЕДНЯЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Маринченко К. Е., Шагина Ю. А.

В статье рассматриваются проблемы развития информатизации высшей и средней профессиональной школы, которые требуют комплексного решения задач, связанных с созданием федерального информационного пространства, информационных систем и образовательных программ.

APPLICATION OF INNOVATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION

In this article we research development problems of higher and high school informatization. The author gives the ways how to overcome the problems by creating federal information space, information systems and educational programs.

Текст научной работы на тему «Применение инновационных технологий в образовании»

щих активно осуществлять поиск решения проблемы;

• анализ и рефлексия (дебрифинг). Наиболее значимый этап, так как именно анализ проведенного упражнения позволяет выявить обучающий эффект. С этой целью целесообразно включать групповую дискуссию как после каждого упражнения, так и в завершение тренинга и в конце всей программы. Таким образом, в процессе обучения школьников важно уделять большое внимание этническому и культурному разнообразию, поскольку молодое поколение учится жить в мире, который становится взаимозависимым.

Понимание иной культуры в юношестве обусловливает формирование собственной

позиции и появление осознанного отношения старшеклассников к межэтническим отношениям. При вступлении в межкультурное общение они будут руководствоваться принципами толерантности и этнокультурной этики, предполагающими уважительное отношение к иной культуре при сохранении приверженности ценностям родной культуры. Следовательно, учителям общеобразовательных школ следует использовать тренинги в целях подготовки к межкультурному взаимодействию. Целенаправленное включение в учебный процесс элементов ролевого общения позволит приблизить тренинг к естественному процессу взаимодействия конкретных личностей. Целевые тренинги могут быть составлены с опорой на тренинги толерантности.

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

К.Е. МАРИНЧЕНКО, Ю.А. ШАГИНА

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы развития информатизации высшей и средней профессиональной школы, которые требуют комплексного решения задач, связанных с созданием федерального информационного пространства, информационных систем и образовательных программ.

Ключевые слова, информатизация, высшая и средняя профессиональная школа, информационное пространство, информационные системы, образовательные программы.

APPLICATION OF INNOVATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION

K.E. MARINCHENKO, Y.A. SHAGINA

Annotation. In this article we research development problems of higher and high school informatization. The author gives the ways how to overcome the problems by creating federal information space, information systems and educational programs.

Keywords. informatization, higher and high school, information space, information systems, educational programs.

Одной из важных задач информатизации современного общества является использование инновационных технологий в образовании. Процесс информатизации и компьютеризации всех сфер деятельности человека создает предпосылки для широкого внедрения в педагогическую практику информационных и коммуникационных технологий.

В условиях формирования и развития единого образовательного пространства особое значение приобретает информационное обеспечение, эффективное использование инфор-

мационных и коммуникационных технологий во всех видах учебной деятельности. Как указывается в Концепции создания интегрированной автоматизированной информационной системы Минобразования России, эффективное управление отраслью возможно только при условии создания единой национальной информационно-образовательной среды, оснащения образовательных учреждений электронными средствами обучения и телекоммуникационными средствами доступа к информационно-образовательным ресурсам.

Дальнейшее развитие информатизации высшей и средней профессиональной школы требует комплексного решения задач, связанных с созданием федерального информационного пространства, информационных систем и образовательных программ.

Важнейшим направлением развития единого образовательного информационного пространства в средних профессиональных учебных заведениях является использование информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, в том числе создание и внедрение в учебный процесс наряду с традиционными методами и средствами обучения разработку современных электронных средств информационно-технологической поддержки и развития учебного процесса; подготовку педагогических, административных и инженерно-технических кадров колледжа, способных эффективно использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии. Создание информационно-образовательных порталов способствует логическому упорядочиванию информации, ее систематизации и структурированию.

В ряде работ (М.В. Булгаков, Е.Г. Гриди-на, А.Д. Иванников, В.П. Кулагин, С.Л. Лоба-чев, В.И. Солдаткин, А.Н. Тихонов) рассматриваются научно-методические основы проектирования информационно-образовательных порталов. Однако методика использования информационных ресурсов и сервисов порталов с помощью телекоммуникационной сети доступа с позиций структурирования и систематизации информации изложена пока недостаточно. Целью создания образовательных порталов является организация и осуществление образовательных программ в единой информационной образовательной среде РФ с использованием технологии дистанционного обучения. Разработка этой системы позволит повысить качество и доступность образования, решить сложные задачи систематизации и структурирования учебной информации.

Идея создания образовательного портала в настоящее время является весьма привлекательной и популярной. Так, можно назвать следующие проекты, которые выполняются уже сейчас: учреждение специального Фонда для поддержки создания Национального образовательного портала; создание портала по высшему образованию auditorium. ru (Институт «Открытое общество»); портал открытого образования openet.ru, разрабатываемый в рамках МНТП Минобразования «Создание системы открытого образования» на базе региональных

и содержательных сегментов; образовательные порталы по областям знаний, создание которых заложено в Федеральной программе развития образования; коммерческие проекты по созданию образовательных порталов.

Рассмотрим модель образовательного портала, предназначенного для организации дистанционного обучения. Система состоит из ряда организационных и технологических компонентов. Базовым компонентом модели является ядро портала, представляющее собой программно-аппаратный комплекс всех составляющих системы.

В число функциональных основных блоков, входящих в состав ядра портала, включены следующие два блока с четким разделением прав доступа: 1) блок формирования контента, который обеспечивает: автоматическое формирование информации о программах обучения и курсах для конкретного пользователя; автоматическое формирование информации для адресной книги; автоматическое формирование информации о библиотеке ссылок; механизмы проверки корректности вводимой пользователем информации; 2) блок управления базой данных обеспечивает: управление доступом к базе данных; настройку репликации; возможность слежения за доступом к базе и ее правильным функционированием; 3) интерфейс администратора обеспечивает: контроль за работой портала в целом; возможность добавления/удаления новых пользователей и назначения/изменения прав доступа имеющихся пользователей портала; возможность изменения/удаления уже имеющихся программ обучения и курсов и добавления новых; администрирование банка ссылок для каждого пользователя в отдельности, по группам или в целом для всех пользователей; возможность изменения (добавления) удаления контактов в адресную книгу; изменение оформления портала в соответствии с требованиями; изменение (добавление) сервисов в структуру портала; 4) системный интерфейс информационной образовательной среды дистанционного образования обеспечивает взаимодействие портала с другими модулями среды в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Таким образом, рассматриваемая концептуальная модель, с одной стороны, позволяет наиболее эффективно доставить необходимую для пользователя информацию в рамках процесса обучения, с другой стороны, дает возможность достичь необходимой степени автоматизации этого процесса.

Разработанная система портала предоставляет возможности по организации клиентско-

го места в целях устранения информационной перегрузки и оптимизации доступа к необходимой информации, отслеживанию и протоколированию действий пользователей для поддержания портала в рабочем состоянии, оценки эффективности его работы и оперативного устранения сбоев, обеспечению активного доступа и отображению информации из множественных гетерогенных источников данных. Рассматриваемый образовательный портал может использоваться как в рамках среды дистанционного образования, так и автономно, в пределах рассматриваемого среднего профессионального учебного заведения.

Однако в то же время следует отметить, что хотя рассматриваемая структура образовательного портала является полнофункциональным законченным продуктом и была реализована в Московском государственном институте электроники и математики, тем не менее она имеет широкие перспективы его дальнейшего развития. Например, в структуру образовательного портала может быть привнесен коммуникационный модуль новостей, который позволил бы своевременно информировать пользователей о последних событиях в образовательной среде дистанционного образования. Кроме того, этот модуль позволил бы уведомлять конкретного пользователя о результатах его работы в системе, к примеру, предоставлять информацию о результатах последнего тестирования. Другим перспективным направлением является разработка более эффективных механизмов взаимодействия пользовательской и серверной частей портала.

Рассмотрим следующую модель образовательного портала, расположенного по адресу http://db.informika.ru/do/model/fields.asp. Портал предназначен в основном для накопления, хранения и доступа к образовательной информации и также может быть использован в системе открытого и дистанционного образования.

Построение системы дистанционного образования на основе портальной технологии предполагает функционирование системы порталов, состоящей из центрального и региональных информационно-справочных порталов, которые размещаются на телекоммуникационных ресурсах базового института или организаций-партнеров. При этом следует учитывать возможность дальнейшей интеграции центрального портала с региональными. Такая структура позволяет обеспечить геоинформационное распределение ресурсов и повысить эффективность доступа регионов к информации с учетом их потребностей.

Основным элементом структуры системы порталов среды дистанционного образования является базовый институт (http://db.informi-ka.ru /do/model/structure.asp), на основе которого создается центральный портал, обеспечивающий взаимодействие с региональными при помощи сети Интернет.

В структуре портала можно выделить следующие составляющие: информационно-справочную, организационную, технологическую.

Информационно-справочная составляющая предназначена для реализации функций портала по аккумуляции, обработке и доставке разнородной информации через сети Internet, Intranet и Extranet как внутри всей системы в целом, так и по предоставлению необходимой специфической информации конкретному пользователю. При этом в общем виде модель портала предполагает деление контента на следующие области: личная информация, информация на уровне рабочих групп, административная информация, информация из сети Extranet и информация из сети Internet.

Применительно к информационно-справочному порталу в структуре можно выделить: персональную информацию; общедоступную групповую информацию; административную информацию; информацию из сети Intranet; информацию из сети Internet; информацию из сети Extranet.

Использование вышеперечисленных областей контента должно быть удобным и эффективным для пользователя не только в содержательном плане, но и с точки зрения их визуального представления (эргономика дизайна, простота и доступность навигации и т.д.).

Достаточно важной характеристикой для информационной составляющей портала является вопрос персонификации пользователей и выделение/разграничение тех информационных ресурсов, которые они будут (и главное — будут иметь право) использовать в процессе работы с порталом. Помимо вопросов безопасности и защиты информации персонификация позволит конечному пользователю настраивать «внешний вид» портала, контент и интерфейс. Рассматриваемая модель информационно-справочного портала дистанционного образования предусматривает следующие группы пользователей: абитуриенты; педагоги; работники сферы образования; специалисты по информационным технологиям и т.д.

Рассмотрим следующую составляющую образовательного портала — организационную, в функции которой входит поддержка и администрирование системы, в частности: размещение центрального и региональных информаци-

онно-справочных порталов на телекоммуникаци-онныхресурсах базового вуза и организаций-партнеров; подбор административно-технического персонала для поддержки процесса информационно-справочного обеспечения дистанционного образования в центре и регионах; взаимодействие с министерствами и управлениями в области образования в целях получения регионально зависимой нормативно-правовой информации в сфере дистанционного образования; сбор и размещение регионально зависимых новостей по дистанционному образованию; консультации и помощь пользователям в поиске необходимых материалов и информации по дистанционному образованию; импорт (экспорт) курсов и программных средств обучения для увеличения доступности образовательных услуг; организация рекламной деятельности для образовательных организаций.

Особого внимания заслуживает вопрос правильного подбора и подготовки административно-технического персонала для поддержки процесса информационно-справочного обеспечения дистанционного образования в центре

и регионах. Важно, чтобы персонал имел необходимый квалификационный уровень знаний и навыков работы с информационными технологиями и телекоммуникациями, поскольку именно от его работы будет зависеть жизнеспособность всей системы информационно-справочных порталов и среды дистанционного образования.

Технологическая составляющая информационно-справочного портала, основанная на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, определяет эффективность использования, удобство и гибкость предоставления ресурсов, оперативный доступ к информации, расположенной на центральном и региональных порталах системы, высокую оперативность обновления материала и т.д. Именно инфокоммуникационные технологии должны обеспечить доставку пользователям основного объема информационно-справочного материала по дистанционному образованию, интерактивное взаимодействие между учащимися, преподавателями, экспертами и т.д.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

В.С. МОИСЕЕВА,

соискатель Ставропольского государственного университета

Аннотация. В статье анализируется актуальная для настоящего времени проблема духовно-нравственного развития личности, которая занимает одно из основных мест как в системе научно-психологического и педагогического знания, так и в образовательной практике. Автором рассмотрены основные и важнейшие задачи духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, представлена и доказана их чрезвычайная значимость для отечественной образовательной системы.

Ключевые слова: личность, духовно-нравственное развитие личности, духовно-нравственное воспитание.

MORAL DEVELOPMENT OF THE PERSON IN MODERN EDUCATIONAL SYSTEM

V.S. MOISEYEVA

the competitor of Stavropol state university Annotation. In article is analyzed an actual problem for the present of spiritually-moral development of the person which occupies one of the basic places as in system of scientifically-psychological and pedagogical knowledge, and in educational practice. The author considers the basic and major problems of spiritually-moral education of rising generation, their extreme importance for domestic educational system is presented and proved.

Key words: the Person, spiritually-moral development of the person, spiritually-moral education.

В настоящее время проблема духовно-нравственного развития личности занимает одно из основных мест как в системе научно-психологического и педагогического знания, так и в об-

разовательной практике. Проблема духовно-нравственного развития в жизнедеятельности современного общества представляется особо значимой, так как среди молодежи разных воз-