Научная статья на тему 'Основные направления внедрения дистанционного обучения в образовательные организации системы мвд России'

Основные направления внедрения дистанционного обучения в образовательные организации системы мвд России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
613
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / СХЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРОГРАММНО-АППАРАТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / DISTANCE LEARNING / MAIN TYPES OF EDUCA¬TIONAL ACTIVITY / INFORMATION EDUCATIONAL RESOURCES / SCHEME OF REMOTE TRAINING / HARDWARE SOFTWARE INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мыльников В.В., Сумина Е.А.

В статье рассмотрены основные направления внедрения дистанционного обучения в образовательные организации системы МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мыльников В.В., Сумина Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main directions of implementation of distance learning in educational institutions of the Interior Ministry of Russia

This article describes the main direc¬tions of implementation of distance learning in educational institutions of the system of the Interior Ministry of Russia.

Текст научной работы на тему «Основные направления внедрения дистанционного обучения в образовательные организации системы мвд России»

В.В. МЫЛЬНИКОВ,

старший инспектор центра командно-штабных учений,

кандидат юридических наук

Е.А. СУМИНА,

старший инспектор отделения комплектования переменным составом ОК УРЛС,

кандидат юридических наук §

(Академия управления МВД России) I

£

V.V. MYLNIKOV, х

senior inspector of the command staff training center, S

candidate of law sciences 5

<

E.A. SUMINA, h s

senior inspector of

branch manning by variable composition of branch of department of work with the staff, o q¡

candidate of law sciences § q (Management Academy of the Ministry for Internal Affairs of Russia) & о

<9

УДК 342.9 ы s о н

Мвд россии Р

С И

The main directions of implementation of distance learning g |

in educational institutions of the Interior Ministry of Russia < |

£ u и Ш

В статье рассмотрены основные направ- This article describes the main directions of im- E ° ления внедрения дистанционного обучения в plementation of distance learning in educational образовательные организации системы МВД institutions of the system of the Interior Ministry of России. Russia.

основные направления внедрения дистанционного обучения в образовательные организации системы

Дистанционное обучение, основные виды учебной деятельности, информационные образовательные ресурсы, схемы дистанционного обучения, программно-аппаратная инфраструктура.

Distance learning, main types of educational activity, information educational resources, scheme of remote training, hardware - software infrastructure.

В настоящее время в России и ряде зарубежных стран функционируют образовательные организации, которые полностью или частично используют систему дистанционного обучения. По данным Министерства образования и науки РФ за 2013 г., двести российских вузов используют в учебном процессе дистанционную форму обучения. [7]. Это открывает широкие возможности не только для получения образования, но и (что особенно ценно) для развития системы подготовки и повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел. Решению именно этой важной

задачи огромное внимание уделяется в МВД России.

Однако, по оценкам экспертов Министерства образования и науки РФ, развитие информационных технологий и дистанционного обучения в России идет довольно медленно вследствие следующих факторов:

— несовершенства законодательной базы по использованию в учебном процессе дистанционного обучения;

— недостаточного количества педагогических кадров, готовых к использованию информационно-телекоммуникационных технологий;

SB

£

а

0

X

1

л

<

и н S

I

<

а

X О

о

м

<

а С

S н и

0

1

л

<

и н

и , с Ы ' S

Р I

< £ Sc:

S и и ш с О

и О 03

о

а

?

84

— отсутствия высокоскоростной связи на территории регионов для развития информационных сетей;

— недостаточных вложений финансовых средств в развитие образовательных информационных технологий [2].

Вместе с тем создание региональных порталов на коммуникативной платформе Единой информационной телекоммуникационной системы органов внутренних дел МВД России дало возможность внедрения отдельных элементов системы дистанционного обучения в учебный процесс образовательных организаций МВД России.

Например, в ВИПК МВД России накоплен определенный опыт в применении отдельных элементов системы дистанционного обучения. Так, в учебном процессе в рамках дистанционного обучения реализуются тестирование, проведение региональных мероприятий, видеоконференций, семинаров. Сформировано подразделение (Центр информационных и компьютерных технологий), обеспечивающее создание и сопровождение системы дистанционного обучения, телекоммуникационной связи Института и пунктов обучения [4]. Заслуживает внимания используемая в Санкт-Петербургском университете МВД России кейсово-сетевая технология, основанная на комплектовании наборов мультимедийных учебно-методических материалов на электронных носителях по программе обучения и включающая формы интерактивного взаимодействия участников учебного процесса на основе использования сети Интернет и Единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел, интегрирующей коммуникационные, информационные, сетевые и вычислительные ресурсы.

Академия управления МВД России является «локомотивом» в деятельности по подготовке и повышению квалификации руководящего состава органов внутренних дел. Начиная с 2010 г. Академия управления МВД России поэтапно внедряет в учебный процесс отдельные элементы системы дистанционных образовательных технологий. Так, введены в эксплуатацию и работают 13 учебных полигонов кафедр, позволяющих моделировать работу руководителя органов внутренних дел по всем направлениям деятельности на разных территориальных уровнях. Разработана единая стратегия по их учебно-методическому обеспечению. Создан специальный полигон для обучения руководителей органов внутренних дел взаимодействию со средствами массовой информации. На базе полигона в рамках 40-часового учебного курса «Организация общественных связей» проводятся активные формы обучения (учения, игры, тренинги), в ходе которых отрабатываются навыки организации взаимодействия руководителей органов

внутренних дел со средствами массовой информации и общественными организациями. Впервые реализована идея виртуального учебного полигона «Электронный ОВД» [3]. С внедрением в учебный процесс элементов системы дистанционных образовательных технологий создаются условия для сокращения времени пребывания слушателей на сессиях при заочной форме обучения, и как следствие — минимизация финансовых затрат МВД России, связанных с направлением сотрудников для обучения.

Кроме того, изучение отечественного и зарубежного опыта работы системы дистанционного обучения позволило выработать следующие предложения в правовое, организационное, учебно-методическое и программно-техническое обеспечение внедрения системы дистанционного обучения в образовательные организации МВД России.

В качестве правового обеспечения дистанционного обучения отметим разработку нормативных правовых актов в МВД России, локальных нормативных актов в образовательных организациях МВД России, регулирующих деятельность системы дистанционного обучения (приказы, распоряжения, положения и др.).

Организационное обеспечение проявляется в формировании подразделения, которое по своим прямым функциям обеспечивает работу по данному направлению; подборе и расстановке специалистов для работы в информационно-образовательной среде, а также специалистов в предметных областях, хорошо знакомых со спецификой и современными тенденциями в системе образования, современными концепциями, теориями, педагогическими технологиями и психологическими особенностями в организации процесса дистанционного обучения.

Основные виды учебной деятельности, используемые при дистанционном обучении (учебно-методическое обеспечение), подразделяются на:

— лекции, реализуемые во всех технологических средах: работа в аудитории с электронными учебными курсами, в сетевом компьютерном классе в системе online (система общения педагогического работника и обучающихся в режиме реального времени) и системе offline (система общения, при которой педагогический работник и обучающиеся обмениваются информацией с временным промежутком) в форме теле- и видеолекций и лекций-презентаций;

— практические и семинарские занятия во всех технологических средах: видеоконференции, собеседования в режиме «chat» (система общения, при которой участники, подключенные к сети Интернет, обсуждают заданную тему короткими текстовыми сообщениями

в режиме реального времени), занятия в компьютерных классах, профессиональные тренинги с использованием телекоммуникационных технологий;

— учебная практика, реализация которой возможна посредством информационных технологий;

— индивидуальные и групповые консультации, реализуемые во всех технологических средах (электронная почта, ^а^конференции, форумы, видеоконференции);

— материалы для самостоятельной работы обучающихся, включающей изучение основных и дополнительных учебно-методических материалов, выполнение практических, графических, тестовых и иных заданий, выпускных квалификационных работ, контрольных работ и рефератов, работу с интерактивными учебниками и учебно-методическими материалами, в том числе с сетевыми или автономными мультимедийными электронными учебниками, практикумами, работу с базами данных удаленного доступа.

Кроме того, в учебно-методический комплекс мероприятий входит подготовка информационных образовательных ресурсов на различных типах носителей, которые должны соответствовать нормативным требованиям к уровню подготовки обучающихся по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам и включать в себя:

— электронный фонд основной учебной и учебно-методической литературы;

— фонд электронных учебно-методических комплексов по каждой учебной дисциплине либо специальных кейсов, индивидуальных комплектов, учебно-методических материалов с использованием мультимедийных средств;

— фонд электронных периодических изданий, укомплектованный изданиями, соответствующими профилям основных или дополнительных профессиональных образовательных программ, справочно-библиографическими, а также массовыми центральными и местными общественно-политическими изданиями;

— фонд научной литературы, представленный монографиями и периодическими научными изданиями по профилю каждой основной образовательной программы в электронном виде;

— фонд аттестационных материалов в электронном виде.

Использование виртуальных классов при проведении дистанционного обучения позволяет полностью воспроизвести обучение, аналогичное обучению в обычном классе. Обучаемые могут говорить друг с другом, видеть друг друга, писать друг другу, писать на виртуальной доске, которую видят все слушатели и преподаватель, предоставлять доступ к своим мате-

риалам, работать с программными продуктами, установленными на рабочем месте другого пользователя, и т. д.

Помимо материалов учебно-методического комплекса по каждой дисциплине, обучаемым часто необходимы дополнительные материалы, которые они могут использовать во время дистанционного обучения. Для упрощения доступа к материалам, формирования эффективного поиска слушателям во время дистанционного обучения предоставляется доступ к электронным библиотекам. В том числе при проведении дистанционного обучения слушателям часто предоставляют доступ к электронным библиотекам нормативно-справочной информации.

Дистанционное обучение может проводиться с использованием различных схем, комбинирующих средства дистанционного обучения, а именно:

— дистанционное обучение с использованием дистанционных курсов;

— дистанционное обучение с использованием тренажеров;

— дистанционное обучение с использованием вебинаров;

— дистанционное обучение с использованием видеоуроков;

— полностью самостоятельное дистанционное обучение с использованием электронных учебников.

Наиболее распространенной на сегодня схемой проведения дистанционного обучения является дистанционное обучение с использованием дистанционных курсов. В рамках данной схемы осуществляется комбинирование синхронного и асинхронного обучения. Чаще всего при использовании данной схемы проведения дистанционного обучения в начале обучения проводится синхронное обучение, в рамках которого слушатели дистанционного обучения общаются с преподавателем. В дальнейшем они полностью учатся самостоятельно, получая необходимую им методическую поддержку. В случае если дистанционный курс достаточно большой, в процессе дистанционного обучения периодически проводятся опИпе-занятия с преподавателем.

Достаточно распространена схема проведения дистанционного обучения, при которой оно комбинируется с традиционным очным обучением [1].

Образовательная организация при использовании интернет-технологий должна быть обеспечена:

— информационно-образовательным веб-сайтом или порталом;

— доступом в сеть Интернет, собственной сетью телекоммуникаций, обеспечивающей подключение удаленных пользователей и воз-

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

X

X

л

<

и н S

X

<

а

X О

о ва

ьй <

Ä а S С

S н и о X

л

<

и н

и , с Ы ' S

Р х

< 5 8 с

S и и ш с о

85

£

а

0

X

1

л

<

и н S

I

<

а

X О

о ва

ьй <

Ä а S С

И О bS

и и

У S

I—

о

U-

ы о оэ о а

5

S н и

0

1

л

<

и н

и , с Ы ' S

Р S о ££ < и

Sc:

s и и ш с о

можности их работы с информационно-образовательными ресурсами;

— средствами оперативной синхронной и асинхронной связи на образовательном веб-сайте всех участников образовательного процесса в информационно-образовательной среде (дискуссионный форум, телеконференция, электронная почта и т. п.);

— образовательными ресурсами, размещенными в информационно-образовательной среде, где образован распределенный банк данных, к которому должен иметь гарантированный доступ по индивидуальному паролю каждый обучающийся;

— возможностью доступа к средствам телекоммуникаций, позволяющим участвовать в учебном процессе и вести учебно-методическую и научную работу;

— круглосуточным режимом работы серверного оборудования [6].

При создании развитой высокоскоростной сетевой инфраструктуры, связывающей образовательную организацию с обучающимися, учебный контент (дистанционные курсы) доставляется слушателю на носителях информации (например, CD-ROM). При проведении дистанционного обучения в этом случае в основном используется две модели. В рамках первой модели учебный контент хранится у слушателя

Список литературы

1. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М., 2010.

2. Бутырин Г.Н., Ефимов Н.Н., Нечаев В.Я. Дистанционное образование по оценкам экспертов // Дистанционное и виртуальное обучение. 2012. № 8.

3. Гордиенко В.В. Академия управления: вчера, сегодня, завтра // Труды Академии управления МВД России. 2009. № 9.

4. Демидов Ю.Н., Никулин В.В. Организация дистанционного обучения на базе современных инструментальных средств в ВИПК

дистанционного обучения локально, а обмен с системой дистанционного обучения посредством сети Интернет осуществляется только информацией, касающейся результатов обучения. В случае использования второй модели слушатель дистанционного обучения в принципе не имеет связи с системой дистанционного обучения. Результаты обучения отправляются слушателем вручную с использованием электронной почты. Чтобы слушатель не мог внести изменения в результат дистанционного обучения, он ему в явном виде не предоставляется, осуществляется шифрование.

Единственным специализированным средством дистанционного обучения, входящим в первую десятку средств дистанционного обучения, является система дистанционного обучения Moodle. Это легко объяснимо, так как данное средство дистанционного обучения обладает довольно широким функционалом и при этом является бесплатным [5].

Реализация указанных предложений будет способствовать решению важной задачи — формированию единой образовательной информационно-телекоммуникационной системы МВД России и служить эффективному внедрению элементов дистанционного обучения в учебный процесс образовательных организаций МВД России.

МВД России // Вестник МВД России. 2010. № 2.

5. Пасхчи Е.И. Информатизация образования в стратегии устойчивого развития. М., 2011.

6. Роберт И.В., Поляков В.А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования. URL: http://www.informatika (дата обращения: 12.03.2015).

7. Рыбина Л.И. Каким будет российский вуз // Люди, перспективы. 2014. № 19.

Тел.: 8 (499) 745-95-82

86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.