Научная статья на тему 'Роль информационно-образовательных ресурсов сети Интернет в развитии бизнеса'

Роль информационно-образовательных ресурсов сети Интернет в развитии бизнеса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
458
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INFORMATION AND EDUCATIONAL INTERNET RESOURCES / VOCATIONAL EDUCATION / DISTANCE LEARNING / BUSINESS PROCESSES DEVELOPMENT / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / РАЗВИТИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артюхина В. А., Домашев А. Н., Шрайбер А. Н.

В статье рассмотрены сущность, актуальность и векторы внедрения информационно-образовательных ресурсов сети Интернет в бизнес-процессы. Охарактеризован потенциал электронных образовательных ресурсов в создании и поддержании эффективного рабочего состояния кадрового состава и индивидуального развития специалиста, регулировании управленческими и производственными процессами, информатизации бизнеса. Представлены общие характеристики текстографических, гипертекстовых, мультимедийных и виртуальных электронных образовательных ресурсов. Освещены направления интернет-образования, его достоинства и недостатки. Обоснована необходимость использования информационно-образовательных ресурсов сети Интернет в современных экономических условиях для устойчивого развития предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артюхина В. А., Домашев А. Н., Шрайбер А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INFORMATION AND EDUCATIONAL RESOURCES OF THE INTERNET IN THE DEVELOPMENT OF BUSINESS

The article deals with the basics, relevance and vectors of the introduction of information and educational resources of the Internet in business processes. The potential of electronic educational resources in the creation and maintenance of effective working condition of staff and individual development of the specialist, regulation of management and production processes, business informatization is characterized. General characteristics of textual, hypertext, multimedia and virtual electronic educational resources are presented. Directions of the Internet education, its advantages and disadvantages are elucidated. The necessity of using information and educational resources of the Internet in current economic conditions for sustainable business development is justified.

Текст научной работы на тему «Роль информационно-образовательных ресурсов сети Интернет в развитии бизнеса»

Библиографический список

1. Титова Е.И., Чапрасова А.В. О создании электронного учебника. Молодой учёный. Москва, 2015; 3: 855 - 856.

2. Хожиев А.Х. Особенности, преимущества и эффективность электронных учебников по специальным дисциплинам, применяемых в специальных колледжах. Молодой учёный. Москва, 2012; 2: 311 - 313.

3. Joseph Blumenthal. English 3200 with Writing Applications: A Programmed Course in Grammar and Usage. Florence, United States.1994.

References

1. Titova E.I., Chaprasova A.V. O sozdanii 'elektronnogo uchebnika. Molodojuchenyj. Moskva, 2015; 3: 855 - 856.

2. Hozhiev A.H. Osobennosti, preimuschestva i 'effektivnost' 'elektronnyh uchebnikov po special'nym disciplinam, primenyaemyh v special'nyh kolledzhah. Molodoj uchenyj. Moskva, 2012; 2: 311 - 313.

3. Joseph Blumentha. English 3200 with Writing Applications: A Programmed Course in Grammar and Usage. Florence, United States.1994.

Статья поступила в редакцию 11.03.19

УДК 378

Artjukhina V.A., Cand. of Sciences (Sociology), senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

Domashev A.N., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

Shrayber A.N., Cand. of Sciences (Sociology), senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

THE ROLE OF INFORMATION AND EDUCATIONAL RESOURCES OF THE INTERNET IN THE DEVELOPMENT OF BUSINESS. The article deals with the basics, relevance and vectors of the introduction of information and educational resources of the Internet in business processes. The potential of electronic educational resources in the creation and maintenance of effective working condition of staff and individual development of the specialist, regulation of management and production processes, business informatization is characterized. General characteristics of textual, hypertext, multimedia and virtual electronic educational resources are presented. Directions of the Internet education, its advantages and disadvantages are elucidated. The necessity of using information and educational resources of the Internet in current economic conditions for sustainable business development is justified.

Key words: information and educational Internet resources, vocational education, distance learning, business processes development.

В.А. Артюхина, канд. соц. наук, доц., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]

А.Н. Домашев, канд. филос. наук, доц., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]

А.Н. Шрайбер, канд. соц. наук, ст. преп., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ В РАЗВИТИИ БИЗНЕСА

В статье рассмотрены сущность, актуальность и векторы внедрения информационно-образовательных ресурсов сети Интернет в бизнес-процессы. Охарактеризован потенциал электронных образовательных ресурсов в создании и поддержании эффективного рабочего состояния кадрового состава и индивидуального развития специалиста, регулировании управленческими и производственными процессами, информатизации бизнеса. Представлены общие характеристики текстографических, гипертекстовых, мультимедийных и виртуальных электронных образовательных ресурсов. Освещены направления интернет-образования, его достоинства и недостатки. Обоснована необходимость использования информационно-образовательных ресурсов сети Интернет в современных экономических условиях для устойчивого развития предприятия.

Ключевые слова: информационно-образовательные ресурсы сети Интернет, профессиональное образование, дистанционное обучение, развитие бизнес-процессов.

Информационная грамотность и профессиональная компетентность кадрового состава - неотъемлемые атрибуты успешного развития деятельности любой организации, которые в современных условиях приобрели стратегическое значение в условиях жесткой конкуренции и постоянного изменения рыночной системы. Претендовать на успех могут только те компании, которые располагают штатом квалифицированных сотрудников и серьезной системой менеджмента, способной в полной мере реализовать потенциал коллектива. Скоротечность экономических процессов обуславливает необходимость постоянного обновления информации, знаний и навыков. Образовательная деятельность помогает не только повысить уровень квалификации специалиста, но и, как следствие, укрепить конкурентоспособность бизнеса, обновить и расширить сферы профессиональной деятельности. Использование информационно-образовательных ресурсов сети Интернет является несомненным вложением в кадровый капитал успешно функционирующей и ценящей временные и финансовые ресурсы организации.

Информационно-образовательные ресурсы - это совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих оптимально использовать новые информационные технологии в сфере образования, управления, производства. Это открытая коммуникационная структура, состоящая из взаимосвязанных компьютерных локальных, региональных сетей, совокупности технических и программных средств, обеспечивающих свободный доступ членам общества к любым источникам удаленной информации и её обмену [1, с. 4].

Через возможности глобальной сети пользователь получает новую информацию, что прямо или косвенно повышает уровень профессиональной квалификации. Функциональность интернет-образования в бизнес-среде распространяется как минимум по трём векторам: подготовка и поддержание эффективного рабочего состояния кадрового состава и индивидуальное развитие специалиста; регулирование управленческих и производственных процессов; информатизация бизнеса.

Создание и поддержание эффективного рабочего состояния кадрового состава и индивидуальное развитие специалиста посредствам обучения, инструктирования, стимулирования персонала, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и оценки качества полученных умений и навыков. Персонал является одним из важнейших видов ресурсов каждой организации. Хорошо подготовленные сотрудники способны значительно повысить уровень рентабельности компании. Каждый руководитель стремится к тому, что бы в его организации работали только профессионалы. Некомпетентность кадрового состава и нежелание его работать, в конечном счете, отразится на качестве коллективной работы и объемах прибыли. Доступ к качественной информации, обучение и развитие персонала позволяет организации увеличить уровень доходности бизнеса за счет повышения эффективности коллективной работы.

В современной экономической ситуации, когда необходим тотальный контроль и полная отдача специалиста производственному или управленческому процессу, трудно найти время для получения дополнительного образования с отрывом от работы. В этом случае компромиссным решением является совмещение работы и обучения посредствам интернет-ресурсов. К преимуществам такой системы можно отнести следующее:

во-первых, построение индивидуального направления обучения без отрыва от работы по удобному графику для специалиста;

во-вторых, возможность получения узкой специализации по основному профессиональному образованию, что не всегда возможно при классическом очном/ заочном образовании, способствующее повышению квалификации специалиста, раскрытию человеческого капитала, востребованности на рынке труда;

в-третьих, обеспечение непрерывности обучения и получения новой информации в течение всей трудовой деятельности, исходя из новых потребностей специалиста, его профессиональных достижений и запросов;

в-четвертых, наличие различных форм и методик получения информации, которые не только облегчат обучение, но и повышают качество образовательных программ;

в-пятых, повышение мотивации к обучению. Электронные образовательные ресурсы дают возможность специалисту без отрыва от трудовой деятельности повышать уровень своих знаний, свой профессиональный статус, уровень материального благосостояния и карьерный рост.

Обучение персонала необходимо даже в случае успешной работы всего коллектива предприятия. Для достижения новых горизонтов в бизнесе нужно искать возможности для развития производственных процессов, уметь адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям. Инвестиции в обучение персонала помогают гибко реагировать на требования бизнеса и эффективно управлять организацией.

Регулирование управленческих и производственных процессов. Успешный руководитель отлично осознает необходимость непрерывного самообразования. Существует потребность в новой информации, получении знаний и навыков, которые не только обеспечат выживание и развитие организации в долгосрочной перспективе, но и будут приносить незамедлительную пользу в повседневной деятельности. Актуальность и разнообразие тематик различных направлений интернет-образования позволяет получать специфическую информацию для закрытия «белых пятен» (потери информации на стыке бизнес-взаимодействий) в производственном и управленческом процессе конкретной компании. При этом руководителю приходиться быть универсалом в своем деле: совмещать функции аналитика, менеджера, HR-специалиста, консультанта по инновациям, эмоционального лидера. Одному человеку крайне сложно удерживать во внимании все зоны ответственности. В этом случае интернет-технологии служат для руководителя оптимизатором его ключевых функций, таких как: оперативный поиск актуальной информации, ускорение в устранении полного отсутствия данных по насущней проблеме; доступ к информационным базам данных, в том числе федерального значения; обучение в режиме Online любому умению и навыку; возможности рекламы в сети Интернет посредствам E-mail-рассылок, тематических форумов, поисковых систем; коммуникации с клиентами и бизнес-партнерами через электронную почту и социальные сети; продажа товаров и услуг с помощью интернет-магазинов и воронок продаж. Это далеко не весь спектр возможностей интернет-ресурсов, способный значительно повысить профессиональную компетенцию, управленческие навыки, разгрузить трудовой функционал руководитея и вывести работу компании на новый виток развития.

Информатизация бизнеса. В каждой современной организации наблюдается тесное переплетение информационных технологий и бизнес-процессов. Информация для бизнеса является критически важным ресурсом. От качества информации, скорости ее передачи и надежности хранения зависит успешность бизнеса. Информатизация бизнес-процессов - это запуск и функционирование информационных технологий для получения, использования, обработки, хранения и передачи данных для поддержания деятельности компании [2, с. 5]. Информационно-образовательные ресурсы глобальной сети проникают и оптимизируют работу производства посредствам специализированных информационных баз данных и справочных систем, электронных библиотек и каталогов, программных продуктов, online-тренажеров, корпоративных сетей и серверов.

Компьютеризация всего цикла производства обеспечивает информированность специалиста на каждом этапе работы предприятия от заключения контракта с партнерами до сдачи отчетности. Отлаженная и четкая работа ИТ-ресурсов обеспечивает актуальность решений, своевременность действий, обширность тактических решений, контроль на всех этапах производства.

Реализация поставленных организацией информационных и образовательных задач возможна посредствам электронных образовательных ресурсов, образовательных платформ и дистанционного обучения.

Электронные образовательные ресурсы представляют собой средства обучения, разработанные и реализуемые на базе компьютерных технологий и представлены в нескольких вариантах [3]. В текстографических электронных образовательных ресурсах материал представляется на экране компьютера в виде текста и иллюстраций, полностью соответствующих книжному варианту. Данный тип ресурса легко распечатать и привести в бумажную форму учебного материала. Это электронные коллекции, фонды и базы данных по различным управленческим и производственным тематикам. Характерной чертой таких ресурсов является тематическая и структурная однородность представленной информации и расположенность на одном сайте или портале.

Гипертекстовые электронные образовательные ресурсы включают процедуру навигации. Для поиска нужной информации достаточно ввести в поисковую строку ключевые слова или фразы, в свою очередь поиск-система выдаст на запрос множество ссылок на разделы информационного портала или различные сайты, содержащие ключевые слова. Примерами гипертекстовых электронных образовательных ресурсов могут быть различные поисковые системы (Google, Yandex), электронные библиотеки, специализированные справочные системы (Консультант +, Гарант).

Мультимедийные электронные образовательные ресурсы построены на видеоматериалах, содержащих звук и анимацию, представляют собой обучающие и консультирующие фильмы, видеоролики и влоги (широко представлены, например, на YouTube).

Виртуальные электронные образовательные ресурсы - это программные продукты, позволяющие решать производственные и управленческие задачи путем моделирования в виртуальном пространстве. Примерами таких ресур-

сов являются программы, способные облегчить трудовую деятельность специалиста (1С: Предприятие, Камин, Modeus), а также быть тренажером моделирования производственного процесса (Online-симуляторы бизнеса: IBM Innov, IndustryMaster; ПКТ Энергоблока).

Онлайн-обучение на различных образовательных платформах предполагает получение новой информации в режиме реального времени с помощью интернет-технологий. Наиболее популярными формами онлайн-обучения являются вебинары, веб-конференции, веб-форумы, информационно-консалтинговые порталы. Размещение вебинара или конференции на образовательной платформе дает возможность специалисту самостоятельно выбрать удобный график для обучения, индивидуальные или групповые сеансы.

На самой масштабной общемировой обучающей платформе Missive Open Online Courses (MOOC) можно обучаться по различным профессиональным направлениям на бесплатной основе, пользоваться библиотекой, тесно сотрудничать со многими учебными заведениями. Доступ к электронным учебникам и видиолекциям преподавателей различных вузов может получить каждый желающий [4]. В России бесплатных онлайн-проектов не так много, их услуги весьма ограничены (онлайн-курсы по вузовским дисциплинам, обучающие видео). Если специалист заинтересован в получении знаний по узкоспециальным и практи-коориентированным предметам, нуждается в решении конкретных производственных или управленческих задач, в этом случае придется воспользоваться онлайн-обучением на коммерческой основе.

Дистанционное образование реализуется с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном взаимодействии обучающегося и преподавателя. Данный вид обучения реализуется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3. Предполагает получение как среднего профессионального, так и высшего образования, а также курсов повышения квалификации, переподготовки профессиональных кадров и пр. с выдачей соответствующих дипломов государственного образца. Дистанционные образовательные технологи для работающих специалистов реализуются через учебные заведения, предоставляющие сетевой аналог заочного образования (РАНХиГС, Национальный исследовательский университет «МЭИ», Российский государственный социальный университет и пр.). Выдача учебного материала, тестирования, консультирования осуществляется в виде взаимодействия на образовательной платформе вуза, e-mail-обмена. А также через профессиональные интернет-сообщества, сформировавшиеся по признаку предоставления образовательных услуг (Бизнес-сообщество Российской Ассоциации Франчайзинга, Сибирское межрегиональное бизнес-сообщество и пр.).

Преимущества и недостатки информационно-образовательных ресурсов сети Интернет. Преимущества данных ресурсов очевидны - оперативность распространения информации в сети Интернет, ее постоянная актуализация, отсутствие языковых и географических барьеров, комфортность пользования и удобство работы с документами, интерактивность, позволяющая осуществить обратную связь с генераторами информационных ресурсов, возможность выбора обучающих программ в зависимости от их цены и качества, индивидуальных потребностей специалиста и стратегических целей предприятия, многоаспект-ность интернет-обучения, обеспечивающая подбор того направления получения новых знаний, которые необходимы «здесь и сейчас».

Несмотря на достаточно большой спектр преимуществ информационно-образовательных ресурсов сети Интернет для бизнеса нельзя не отметить ряд недостатков: недостоверность представленной в сети информации, невозможность оперативно проверить ее на точность и актуальность; проблема авторского права; проблема оптимизации стоимости информационно-образовательных ресурсов в сети Интернет; необходимость постоянной модернизации компьютерного оборудования для соответствия техническим требованиям информационно-образовательным ресурсам; распространенность посреднической деятельности в предоставлении образовательных ресурсов, что влечет к значительному удорожанию услуг; мошенничество, проявляющееся в незаконном присвоении денег без предоставления информационных образовательных услуг или их оказание псевдо-преподавателями, уровень знаний которых невозможно определить; возможность информационного перенасыщения; формирование излишнего индивидуализма и возникновение проблем информационной безопасности личности [5, с. 96]; возникновение дополнительной когнитивной нагрузки (при одновременном освоении новой информации и переходе по другим гиперссылкам происходит расширение контекста решаемой задачи) [6]; отклонение от образовательной траектории путём неверного структурирования информации.

Таким образом, проанализировав векторы внедрения информационно-образовательных ресурсов в бизнес-процессы, их виды, преимущества и недостатки, можно сделать вывод об актуальности и все большей распространенности такого рода информации и обучения. Привычная практика профессиональной переподготовки, сложившая в вузах, обладает заметной инертностью. Специалист с готовностью воспроизводит свои умения и навыки, приобретенные ранее при обучении в новых обстоятельствах, не задумываясь, актуальны ли они сейчас. Сегодня от топ-менеджеров требуется общение с высококвалифицированными специалистами без посредников, технический сотрудник должен понимать экономику управления, уметь налаживать бизнес-процессы и решать организационные задачи. Происходит пересечение компетенций. Возникают обязательные навыки,

одновременно как для управленцев, так и для исполнителей [7, с. 14]. Оперативное получение информации посредствам интернет-ресурсов является оптимальной возможностью для работника любого уровня расширить свои компетенции и получить новые профессиональные умения и навыки. Причем данный способ обучения не является для современного специалиста новым, чуждым и некомфортным для использования. С появлением интернета как информационно-цифровой среды изменились не только способы передачи информации, изменились

Библиографический список

сами люди [8]. Современные сотрудники обладают компьютерной компетентностью, привыкли воспринимать визуализированную информацию, предпочитают мультимедийную информационную среду, интерактивный характер обучения [7, с. 16]. Такому специалисту соответствует получение новой информации в духе прямого взаимодействия, быстрого отклика. Именно таковы ключевые свойства и преимущества современных форматов информационно-образовательных ресурсов сети Интернет.

1. Протасов А.В. Информационно-образовательные ресурсы учебных заведений среднего образования в сети Интернет. Available at: https://www.scienceforum. ru/2013/168/4457

2. Авдошин С.М., Песоцкая Е.Ю. Информатизация бизнеса. Управление рисками. Москва: ДМК Пресс, 2011.

3. Зайцева О.В. Формирование электронных образовательных ресурсов. Образовательные ресурсы и технологии, 2016; 4 (16): 21 - 27.

4. Шуклина Е.А. Massive Open Online Courses как форма нелинейного развития университетского образования. Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2016, 4: 79 - 93.

5. Акользина Е.А. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения: достоинства, недостатки. Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2013; 2 (22): 95 - 97.

6. Захарова И.Г Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. 6-е изд., стер. Москва: Издательский центр «Академия», 2010.

7. Кларин М.В. Корпоративный тренинг, наставничество, коучинг: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. Москва: Издательство Юрайт, 2018.

8. Харрис М. Со всеми и ни с кем: книга о нас - последнем поколении, которое помнит жизнь до интернета. Перевод с англ. Александра Анваера. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2015.

References

1. Protasov A.V. Informacionno-obrazovatel'nye resursy uchebnyh zavedenij srednego obrazovaniya v seti Internet. Available at: https://www.scienceforum.ru/2013/168/4457

2. Avdoshin S.M., Pesockaya E.Yu. Informatizaciya biznesa. Upravlenieriskami. Moskva: DMK Press, 2011.

3. Zajceva O.V. Formirovanie 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursov. Obrazovatel'nye resursy i tehnologii, 2016; 4 (16): 21 - 27.

4. Shuklina E.A. Massive Open Online Courses kak forma nelinejnogo razvitiya universitetskogo obrazovaniya. Vestnik PNIPU. Social'no-'ekonomicheskie nauki. 2016, 4: 79 - 93.

5. Akol'zina E.A. Ispol'zovanie 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursov v processe obucheniya: dostoinstva, nedostatki. Psihologo-pedagogicheskijzhurnalGaudeamus. 2013; 2 (22): 95 - 97.

6. Zaharova I.G. Informacionnye tehnologii v obrazovanii: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. 6-e izd., ster. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2010.

7. Klarin M.V. Korporativnyj trening, nastavnichestvo, kouching: uchebnoe posobie dlya bakalavriata i magistratury. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2018.

8. Harris M. So vsemi i ni s kem: kniga o nas - poslednem pokolenii, kotoroe pomnit zhizn' do interneta. Perevod s angl. Aleksandra Anvaera. Moskva: Mann, Ivanov i Ferber, 2015.

Статья поступила в редакцию 21.03.19

УДК 371

Ап/tyunyan O.A., Cand. of Sciences (Philosophy), Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected] Bogatyreva Zh.V., senior teacher, postgraduate, Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected] Golotina Yu.I., student, Institute of Construction and Transport Infrastructure, Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected]

THE PROBLEM OF DIALOGICAL UNDERSTANDING. The article deals with a problem of dialogical understanding. The analysis of various scientific concepts is carried out. The ideas of dialogical understanding are considered in theories of Bakhtin, Gadamer, Habermas, Frank. According to the developed theories of communicative action, understanding is achieved in dialogue. The purpose of understanding is to activate one's own thought processes through the formation of a dialogue question-response system. Interpretation of a text becomes a productive, creative side of hermeneutic experience. The main results of the study are: dialogic relations signify the birth of new meanings, which are always changing; dialogic relations is a sphere of spiritual enrichment of people and their unity; harmony as one of the most important forms of dialogical relations; in dialogue with the author, the reader transcends the "strangeness of others", is committed "to reach, to go to the creative core of the personality" of the creator of the work and simultaneously shows the ability to be enriched spiritually by the experience of another person and the ability to express yourself. Dialogic understanding is a basis of humanitarian disciplines and artistic creativity.

Key words: dialogical understanding, meanings, hermeneutics, sense formation, communicative actions, hermeneutic experience.

О.А. Арутюнян, канд. филос. наук, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, E-mail: [email protected] Ж.В. Богатырева, ст. преп., соискатель, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, E-mail: [email protected] Ю.И. Голотина, студентка, Институт строительства и транспорта инфраструктуры, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМА ДИАЛОГИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ И В ДРУГИХ СФЕРАХ

В статье рассматривается проблема диалогического понимания. Проводится анализ различных научных концепций. Идеи диалогического понимания рассматриваются в теориях: Бахтина, Гадамера, Хабермаса, Франка. Согласно разработанным теориям коммуникативного действия, понимание достигается в диалоге. Цель понимания является активизация собственных мыслительных процессов через формирование диалоговой вопросо-ответной системы. Интерпретация текста становится продуктивной, творческой стороной герменевтического опыта. Основные результаты исследования: диалогические отношения знаменуют рождение новых смыслов, которые всегда будут меняться; диалогические отношения - это сфера духовного обогащения людей и их единения; согласие как одна из важнейших форм диалогических отношений; в диалоге с автором читатель преодолевает «чуждость чужого», стремится «добраться, углубиться до творческого ядра личности» создателя произведения и одновременно проявляет способность духовно обогатиться опытом другого человека и умение выразить себя. Диалогичность понимания составляет основу гуманитарных дисциплин и художественного творчества.

Ключевые слова: диалогическое понимание, смыслы, герменевтика, смыслоформирование, коммуникативные действия, герменевтический опыт.

Проблема диалогического понимания является актуальной в современном мире. Между отдельными людьми, нациями, эпохами устанавливаются «диалогические отношения», в мир которых вовлекаются высказывания и тексты. Диалогическое общение может быть как двусторонним, так и од-

носторонним - контакт читателя с автором текста. В условиях образования диалогическое понимание особенно важно. Ведь от того, насколько учитель и ученик понимают друг друга, во многом зависит эффективность общения и обучения в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.