3. Заполнение анкеты с последующим коллективным обсуждением. Примерный вариант анкеты для оценки урока:
- урок полезный (узнал много нового);
- интересный (много думал, обсуждал, слушал);
- живой (все участвовали в обсуждении);
- трудный (что вызвало наибольшие трудности?).
Домашнее задание
Для закрепления материала по данной теме дома вам будет необходимо выполнить задание:
1. составить опорный конспект изученного на уроке текста;
2. выделить в конспекте вопрос, который оказался для вас менее понятным;
3. привести примеры в конспекте разложения на множители. Список литературы:
1. Алгебра. 7кл.: Учеб. для школ и классов с углубленным изучением математики / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков. - 6-е изд., стер. -М.: Мнемозина, 2006. - 272 с.
2. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. -2-е издание, дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
© Сташко Т.Е.*
Отделение среднего профессионального образования Сургутского института нефти и газа (филиала) Тюменского государственного нефтегазового университета), г. Сургут
В статье приведены примеры использования инновационных технологий на занятиях биологии в среднем профессиональном образовании на примере нефтяного техникума.
Ключевые слова педагогические технологии, формирование личности, инновационные технологии, педагогические источники.
Важная задача среднего профессионального образования - воспитать у обучающихся сознательное отношение к труду, развить необходимые прак-
* Преподаватель биологии.
тические умения и навыки, стремление к самостоятельному овладению знаниями, интерес к исследовательской деятельности и пр.
Большое значение в формировании всесторонне развитой личности имеют общеобразовательные биологические дисциплины. Занятия по биологии, лабораторные и практические работы позволяют вооружить обучающихся глубокими и прочными знаниями о живой природе, а также сформировать их научно-материалистические взгляды на природу. В процессе преподавания биологии у студентов воспитываются патриотические чувства, эстетические вкусы, развивается любовь к природе, стремление к ее охране.
Известно, что интересы обучающихся очень разнообразны. Они зависят от индивидуальных особенностей личности, а также от влияния внешних факторов (обучающего учреждения, семьи, товарищей, радио, телевидения и т.д.). Интересы могут различаться не только по характеру, но и по длительности, интенсивности, стойкости и направленности.
Меня волнует, как пробудить у подрастающего поколения интерес к живому, к заботе о его сохранении и приумножении? Как привить бережное отношение к природе?
Этому в большей мере способствует применение инновационных технологий преподавания биологии. Существует ряд образовательных (педагогических) технологий, применение которых позволяет реализовать вышеперечисленные задачи [1-4].
Поэтому необходимо обратиться к педагогическим источникам. По которым:
1. Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев);
2. Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько);
3. Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков);
4. Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель);
5. Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).
Таким образом достоинства инновационных технологий заключаются в следующем:
- дают возможность обучающимся приобретать прочные и осознанные знания;
- развивают самостоятельность в учебной деятельности;
- увеличивают время проговаривания учебного материала на уроке;
- создают положительный эмоциональный настрой, нет боязни неправильных ответов, чувство уверенности преобладает;
- повышается коммуникативная культура;
- растет мотивация к дальнейшему образованию;
- повышается самооценка обучающегося;
- снимается психологическое напряжение обучающегося и преподавателя.
Перечислим специфику использования технологий.
На первом этапе преподаватель проводит:
- информационный ввод, тем самым отвечает на вопрос «что изучаем и зачем изучаем?»;
- организационный ввод, где преподаватель дает учебную установку, то есть отвечает на вопрос «как?»;
- предлагается алгоритм поведения;
- преподаватель обращает внимание на варьирование учебного материала (показывая источники информации для обязательного изучения и ознакомления по выбору);
- предлагает учебные и тестовые задания на различных этапах занятия;
- обучающиеся имеют возможность оценить свои знания на промежуточном и итоговом контроле.
Инновационная деятельность дает преподавателю возможность:
- профессионального роста;
- эмоциональную удовлетворенность;
- возможность саморазвития;
- организации дифференцированного обучения;
- прогнозирование результатов обучения;
- ранней диагностики и коррекции учебных результатов.
Обучающемуся дается выбор:
- уровня, объема, содержания предметного знания (не ниже стандартного);
- информационного источника для усвоения выбранного объема знаний;
- способа обучения в соответствии с индивидуальными личностными характеристиками (тип мышления, особенностями памяти);
- темпа продвижения по теме, соответствующего личностным характеристикам;
- формы, вида и времени контроля и самоконтроля;
- партнера для диалогового общения;
- роли слушающего или объясняющего.
В процессе вырабатываются навыки:
- самостоятельной деятельности;
- коммуникативной деятельности.
Диагностика полученных результатов происходит в форме:
- наблюдения;
- бесед;
- анкетирования;
- обмена опытом на педсоветах, семинарах;
- вычисления коэффициента самостоятельности;
- подведения итогов за семестр;
- сдаче экзаменов в новом формате [1].
В своей педагогической деятельности я выделяю основные группы эффективных современных образовательных технологий:
1. Структурно-логические технологии.
Использование современных структурно-логических технологий является одним из важнейших ресурсов повышения качества занятия как базовой единицы деятельности преподавателя. Современные структурно-логические технологии основываются на лучших традициях российского образования, системном подходе и принципах «от простого к сложному», «от теоретического к практическому» [3].
В качестве основной структурно-логической технологии я использую системный подход как эффективную технологию развивающего обучения. Системный подход к обучению позволяет развить у обучающихся системное мышление, навыки логического познания, стимулировать деятельност-ную активность студентов. Кроме того, системный подход обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала [4].
Развитие системного мышления обучающихся - процесс постепенный. В полной мере системный подход реализуется на I курсе в курсе общей биологии, так как наиболее эффективно применим при изучении понятия «Уровни организации жизни». Главный итог подобного подхода к обучению: опора на предыдущие знания, работа над системой общих понятий ведет не только к усвоению знаний, но и к развитию системно-логического мышления, и, следовательно, к более высоким результатам в обучении [5].
2. Информационно-коммуникационные технологии.
Сами по себе информационные технологии в образовании являются предметом изучения информатики. Для других предметов информационные технологии служат современным и эффективным инструментом для повышения качества образовательного процесса. Другими словами, при изучении биологии роль информатизации состоит в повышении качества образования через интеграцию информационных и педагогических технологий. Информационными технологиями в практике обучения называют все технологии, предполагающие использование специальных технических информационных средств [2]. При этом я в процессе преподавания биологии в СПО использую следующие формы работы:
- лекции с мультимедийным сопровождением;
- создание студентами мультимедийных презентаций по темам и разделам учебных курсов;
- организация исследования на занятиях и внеучебной деятельности, проведение экспериментов, демонстрация отчетов обучающихся об исследовании;
- поиск информации, написание рецензий на найденный в сети источник, создание аннотированных списков ресурсов Интернет по заданной теме;
- тренинги навыков с использованием компьютеров;
- контроль обученности средствами интерактивного тестирования.
3. Диалоговые технологии.
Диалоговые технологии в среднем профессиональном образовании связаны с созданием современной коммуникативной среды, расширением пространства сотрудничества обучающихся и педагогов. Создание в рамках образовательного пространства ситуаций, в которых студенты могут применить и актуализировать предметные знания, обсудить интересующие их вопросы, встретить единомышленников или непосредственно обратиться к авторитетному деятелю создают условия для существенного роста мотивации к изучению учебных предметов у обучающихся [3].
Практически неограниченные возможности для расширения коммуникативного пространства дает Internet. Обучающиеся с интересом участвуют в дистанционных конкурсах, тематических форумах, вступают в профильные сообщества. В моей практике наиболее ощутимый эффект роста мотивации к изучению предмета наблюдается после неформальной встречи студентов с успешным профессионалом, добившимся успеха в области, смежной биологическому образованию.
4. Технологии модульного обучения обеспечивают индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.
Таким образом, к настоящему времени разработано большое число технологий обучения, что побуждает к теоретическому обобщению, анализу и классификации этих инноваций, выбору оптимальных.
Задача педагога - личностно ориентированное развитие обучающихся, их познавательных и общекультурных умений, обеспечивающее формирование ключевых компетенций, среди которых лидирует «умение учиться».
Список литературы:
1. Найма И.Н. Развитие современных педагогических технологий (орга-низационно-деятельностный подход): дисс. ... канд. пед. наук. - Пятигорск, 1993. - С. 97.
2. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: учебное пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - С. 3.
4. Суртаева Н.Н. Педагогические технологии в реализации гуманистической концепции образования // Химия в школе. - 1997. - № 7. - С. 17.
5. Сухова Т.С. Урок биологии. Технология развивающего обучения // «Библиотека учителя». - М.: Вентана-Граф, 2001.
ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
© Сухаревская Е.Ю.*
Ростовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Ростов-на-Дону
В этой статье представлена попытка рассмотреть некоторые возможные подходы к введению новой для современной начальной школы технологии исследовательского обучения.
Ключевые слова: исследование, метод исследовательского обучения, исследовательская деятельность, проектная деятельность, технология исследовательского обучения.
Вначале задумаемся, что такое исследование для маленького ребенка? Это, прежде всего, наблюдение за жизнью, открытие многих явлений. Явлений, известных взрослым, но неизвестных конкретному ребёнку.
Исследования в младших классах - это трудно? Это проблематично, так как дети еще слишком малы для данного вида деятельности. Но все-таки -это возможно. Одна оговорка: речь, скорее всего, не будет идти о полноценных исследованиях, выполненных учащимися самостоятельно. Возможно, это будут лишь элементы данной деятельности в ее классическом понимании. Но для младшего школьника - это будет его исследование.
На сегодняшний день нельзя уверенно сказать, что методы исследовательского обучения в начальной школе полностью разработаны и апробированы. Но, тем не менее, такой опыт имеется, опыт как удачный, так и не вполне удачный. Российский и зарубежный. Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и расширение имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может иметь и локальный, и фронтальный характер, ее можно проводить индивидуально, с небольшой группой детей, в процессе основных учебных занятий.
* Доцент кафедры Начального образования, кандидат педагогических наук.