УДК 614.2 (571.56)
Н.В. Саввина, Л.Ф. Тимофеев, А.Р. Ермолаев, Е.А. Борисова, Л.Н. Афанасьева, Л.А. Апросимов, В.Б. Егорова
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В период интенсивных преобразований в здравоохранении резко возрастают требования к квалификации руководящих кадров, их личностному составу и уровню подготовки в области управления. Миссией проектно-ориентированной программы подготовки управленческих кадров является содействие развитию здравоохранения Республики Саха (Якутия) посредством подготовки нового поколения руководителей, способных эффективно управлять учреждениями здравоохранения, достигая конкурентных преимуществ в быстро меняющемся внешнем окружении на основе приобретения компетенций и развития навыков, позволяющих вырабатывать стратегические и оперативные решения. Традиционные подходы к обучению, дающие определенный набор знаний, должны уступить место инновационным методам, развивающим индивидуальные способности обучаемых, креативность, способность принимать решения и осуществлять профессиональную деятельность в стандартных и нестандартных условиях. В статье описан опыт применения методологии инновационно-проектной подготовки административно-управленческих кадров здравоохранения, накопленный в сфере дополнительного профессионального образования кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, общей гигиены и биоэтики Медицинского института. Анализ проблем внедрения компетентностного подхода в практику медицинского образования и здравоохранения, рассмотренный в данной статье, позволяет разработать предложения по ее совершенствованию. Подготовка руководителей здравоохранения «нового типа», учитывающая реальные потребности учреждения
САВВИНА Надежда Валерьевна - д.м.н., профессор, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, общей гигиены и биоэтики Медицинского института СВФУ им. М.К. Аммосова. Адрес: 677000 г. Якутск, ул. Ойунского, 27. Тел.: 8-914-221-43-73. E-mail: [email protected]
SAVVINA Nadezhda Valerievna - Doctor of Medical Sciences, Professor, Head of the Department of Public Health and Healthcare Service, General Hygiene and Bioethics, Medical Institute, M.K. Ammosov NEFU. Address: 677000, Yakutsk, ul. Oyunskogo, 27. Tel.: +7 914 221 43 73. E-mail: [email protected]
ТИМОФЕЕВ Леонид Фёдорович - д.м.н., профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения, общей гигиены и биоэтики Медицинского института СВФУ им. М.К Аммосова. Адрес: 677000 г. Якутск, ул. Ойунского 27. Тел.: 8-914-225-88-45. E-mail: [email protected]
TIMOFEEVLeonid Fedorovich - Doctor of Medical Sciences, Professor, Department of Public Health and Healthcare Service, General Hygiene and Bioethics, Medical Institute, M.K. Ammosov NEFU. Address: 677000, Yakutsk, ul. Oyunskogo, 27. Tel.: + 7 914 225 88 45. E-mail: [email protected]
ЕРМОЛАЕВ Ариан Рафаэлович - к.м.н., главный врач ГБУ РС (Я) «Республиканская станция переливания крови», доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, общей гигиены и биоэтики Медицинского института СВФУ им. М.К Аммосова. Адрес: 677005 г. Якутск, ул. П. Алексеева 87. Тел. 8-914-270-27-45. E-mail: [email protected]
ERMOLAEVArian Rafaelovich - Candidate of Medical Sciences, Chief medical officer, Republic's Blood Transfusion Station, Associate Professor, Department of Public Health and Healthcare Service, General Hygiene and Bioethics, Medical Institute, M.K. Ammosov NEFU. Address: 677005, Yakutsk, ul. P. Alekseeva, 87. Tel: + 7 914 270 27 45. E-mail: [email protected]
БОРИСОВА Елена Афраимовна - к.м.н., главный врач ГАУ РС (Я) «Медицинский центр г. Якутска», доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, общей гигиены и биоэтики Медицинского института СВФУ им. М.К. Аммосова. Адрес: 677000 г. Якутск, ул. Кальвица 3. Тел.: 8-914-273-62-32. E-mail: [email protected]
BORISOVA Elena Afraimovna - Candidate of Medical Sciences, Chief medical officer, Medical Centre of Yakutsk City, Associate Professor, Department of Public Health and Healthcare Service, General Hygiene and Bioethics, Medical Institute, M.K. Ammosov NEFU. Address: 677000, Yakutsk, ul. Kalvitsa, 3. Tel.: + 7 914 273 62 32. E-mail: [email protected]
и индивидуальные возможности личности, мотивирует кадры на развитие и повышает их самооценку, многократно окупая вложенные средства.
Ключевые слова: общественное здоровье и здравоохранение, развитие здравоохранения, медицинское образование, подготовка медицинских кадров, профессиональная переподготовка по ОЗиЗ, проектно-ори-ентированная программа, дополнительное профессиональное образование, управленческие кадры, подготовка руководящих кадров, инновационно-проектные технологии обучения.
N.V. Savvina, L.F. Timofeev, A.R. Ermolaev, E.A. Borisova, L.N. Afanas'eva, L.A. Aprosimov, V.B. Egorova
Using innovative learning technologies in the training of administrative and management workforce of the healthcare service
The period of intense transformation in healthcare service brings about much higher requirements for the qualification of managers, their personal content and level of training in the field of management. The mission of project-oriented programme of managers training is to assist the development of health care service in the Sakha Republic (Yakutia) by preparing a new generation of leaders, who are able to manage health care institutions effectively, achieving competitive advantage in the rapidly changing external environment through the acquisition of competencies and skills that allow to develop strategic and operational solutions. Traditional approaches to training, giving a certain package of knowledge, must give way to innovative methods, developing individual abilities of students, creativity, ability to make decisions and carry out professional activities in standard and non-standard conditions. The article describes the experience of applying the methodology of the innovation and project training of administration and management stuff of the healthcare workforce, which was gained during the additional vocational training course by the Department of Public Health, General Hygiene and Bioethics, Medical Institute. The analysis of the issues arising during the implementation of the competence-based approach in the practice of medical education and health care, discussed in this article, allows to develop the proposals for its improvement. The training of the "new type" managers in healthcare service, taking into account the real needs of institutions and individual capabilities of people, motivates staff to develop and enhances their self-esteem, thus ensuring the multi-fold return on investment.
Keywords: public health and health care service, medical education, training of medical staff, professional retraining for healthcare organization, project-oriented program, additional professional education, management skills; leadership training; innovation and project technologies of training.
АФАНАСЬЕВА Лена Николаевна - к.м.н., главный врач ГБУ РС (Я) «Якутский республиканский онкологический диспансер», доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, общей гигиены и биоэтики Медицинского института СВФУ им. М.К. Аммосова. Адрес: 677000 г. Якутск, ул. Свердлова 3/1. Тел.: 8-914-270-20-34. E-mail: [email protected]
AFANAS'EVA Lena Nikolaevna - Candidate of Medical Sciences, Chief medical officer, Yakut Republic's Oncology Centre, Associate Professor, Department of Public Health and Healthcare Service, General Hygiene and Bioethics, Medical Institute, M.K. Ammosov NEFU. Address: 677000, Yakutsk, ul. Sverdlova, 3/1. Tel.: +7 914 270 20 34. E-mail: [email protected]
АПРОСИМОВ Леонид Аркадьевич - к.м.н., уч. звание доцент, декан факультета последипломного обучения врачей Медицинского института СВФУ им. М.К Аммосова. Адрес: 677000 г. Якутск, ул. Ойунского, 27. Тел.:8-914-226-71-27. E-mail: [email protected]
APROSIMOV Leonid Arkad'evich - Candidate of Medical Sciences, Docent, Dean of Postgraduate Training Faculty, Medical Institute, M.K. Ammosov NEFU. Address: 677000, Yakutsk, ul. Oyunskogo, 27. Tel.: +7 964 422 5 81. E-mail: [email protected]
ЕГОРОВА Вера Борисовна - к.м.н., доцент кафедры педиатрии и детской хирургии Медицинского института СВФУ им. М.К Аммосова. Адрес: 677005 г. Якутск, ул. Сергеляхское шоссе, 4. Tel.: 8-914-10190-33. E-mail: [email protected]
EGOROVA Vera Borisovna - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Department ofPediatrics and Pediatric Surgery, Medical Institute, M.K. Ammosov NEFU. Address: 677005, Yakutsk, ul. Sergelyakhskaya, 4. Tel.: +7 914 101 90 33. E-mail: [email protected]
Устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации и обеспечение её национальной безопасности требует проведения масштабной работы по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию в стратегической перспективе. Выступая на расширенном заседании Коллегии Минздрава России 20 апреля 2016 г., министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова подчеркнула, что в качестве основополагающей стратегической отрасли для всей страны выступает здравоохранение, являясь одновременно самой чувствительной и значимой отраслью для каждого человека [1].
К сожалению, в обществе инвестиции в медицину обычно рассматривают с позиции генерации расходов, игнорируя её макроэкономический эффект влияния на другие отрасли экономики, так, по данным Института экономики здравоохранения, вложение в медицину способно дать от 2 до 12 раз большую выгоду экономике страны в целом. Но постепенно вырабатывается понимание, что здравоохранение - не потребляющая, а высокорентабельная отрасль экономики, производящая высшую государственную ценность - человеческий капитал, и способствующая экономическому росту страны [8].
В долговременной перспективе Президент и Правительство Российской Федерации целенаправленно и последовательно устанавливают приоритеты развития здравоохранения как основы устойчивого развития страны, подготавливая для этого соответствующую нормативно-правовую базу. Еще 17 ноября 2008 г. Правительство Российской Федерации утвердило распоряжением № 1662-р Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [9]. Направление совершенствования государственной политики в сфере здравоохранения поддержал Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 598 [10]. Распоряжением Правительства РФ №2511-р от 24.12.2012 г. утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» [11], впоследствии скорректированная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 294 [12]. 28 июня 2014 года принят Федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [13]. 19 декабря 2014 г. Министерство здравоохранения РФ опубликовало на своем сайте проект «Стратегии развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период» [14]. Базовые отраслевые документы, определяющие стратегическое планирование в здравоохранении, нацелены на проведение глубоких преобразований в области управления кадровым потенциалом отрасли.
Однако чтобы отрасль работала действительно результативно и эффективно, она должна управляться профессионалами, что, как отметила министр здравоохранения России В. Сквор-цова, напрямую зависит от уровня подготовки управленческих кадров [15].
Развитие здравоохранения тесно связано с необходимостью повышения качества подготовки медицинских и управленческих кадров для работы с высокой степенью ответственности за результаты труда. Успешная реализация государственной программы «Развитие здравоохранения» требует от управленческих кадров здравоохранения высокого уровня сформированности компетентности в стратегическом развитии медицинских организаций и отрасли здравоохранения, в области оперативного управления. Однако в сложившейся практике в системе здравоохранения на должность руководителя назначается человек с опытом врачебной работы, а управленческие знания и умения ему приходится приобретать непосредственно в процессе деятельности.
Необходимость внедрения компетентностного подхода в практику медицинского образования и здравоохранения вызвана смещением акцентов с принципа адаптивности на принцип компетентности, сформулированного Д. Мак-Клелланд (США,1973 г.) в работе: «Измерение компетентности вместо измерения интеллекта» [2].
Традиционные подходы к обучению, дающие определенный набор знаний, должны уступить место инновационным методам, развивающим индивидуальные способности обучаемых, креативность, способность принимать решения и осуществлять профессиональную деятельность в стандартных и нестандартных условиях [3, 4]. В современных условиях обучаемый должен освоить и развить определенные компетенции, а не только приобрести набор знаний, умений и навыков. Универсальные и профессиональные компетенции, подлежащие усвоению управленческими кадрами, включают широкий диапазон компетенций различной направленности, в том числе:
функциональные компетенции - уровень знаний, умений и навыков, позволяющих руководителю выполнять свои функциональные обязанности в соответствии с занимаемой должностью, решать профессиональные задачи;
когнитивные компетенции - способность к обучению и освоению современных знаний, умений и навыков, к решению проблем в условиях неопределенности;
креативность - способность к генерированию инновационных подходов в профессиональной деятельности;
личные качества - самооценка, психофизиологические особенности, ответственность, уровень мотивации [5].
Опыт кафедры в области высшего образования (уровень магистратуры, ординатуры, аспирантуры) и дополнительного профессионального образования (ДПО) управленческих кадров здравоохранения (профессиональная переподготовка и повышение квалификации) практически отображает специфику непрерывного профессионального образования управленческих кадров, на его основе формируется система критериев и технологий, позволяющих руководителю трансформировать модель адаптивного профессионального поведения в модель непрерывного профессионального развития личности.
При поддержке и участии руководства и специалистов Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) нами с 2012 г. реализуется проектно-ориентированная программа подготовки управленческих кадров - профессиональная переподготовка по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье».
Миссия: содействие развитию здравоохранения Республики Саха (Якутия) посредством подготовки нового поколения руководителей, способных эффективно управлять учреждениями здравоохранения, достигая конкурентных преимуществ в быстро меняющемся внешнем окружении на основе приобретения компетенций и развития навыков, позволяющих вырабатывать стратегические и оперативные решения.
Философия образовательной программы направлена на глубокую интеграцию успешного опыта, как отечественного, так и зарубежного, и знаний, что создает условия для овладения руководителями медицинских организаций современных тенденций управления, технологий поиска и принятия грамотных управленческих решений в деятельности учреждений здравоохранения.
Цель программы: обеспечение учреждений здравоохранения Республики Саха (Якутия) управленческими кадрами, способными решать современные проблемы и находить перспективы развития системы здравоохранения в республике.
Разделы и модули программы профессиональной переподготовки:
1. Общая управленческая подготовка: Экономика здравоохранения. Менеджмент в здравоохранении. Маркетинг медицинских услуг. Финансовый менеджмент в здравоохранении. Управление персоналом. Стратегический менеджмент.
2. Специализированная и профессиональная подготовка: Правовые аспекты деятельности учреждений здравоохранения. Организационно-управленческие аспекты здравоохранения. Менеджмент качества и безопасности медицинской деятельности. Профессиональные навыки руководителя. Психология управления. Управленческий учет в здравоохранении. Информационные технологии в управлении здравоохранения. Профессиональная диагностика и планирование личностного развития.
3. Работа над проектом: Управление проектами. Управление изменениями. Управление качеством медицинских услуг. Управление инновациями в современных учреждениях здравоохранения.
В развитии и оценке профессиональных компетенций управленческих кадров нами использован комплексный подход, предусматривающий:
• оценку исходного уровня и выявление потребностей развития профессиональных компетенций управленческого персонала;
• адаптацию рабочей программы в соответствии с задачей развития потенциала управленческих кадров применительно к профилю управленческой должности и уровню пороговых компетенций (в определенной области медицины) с учетом выявленных потребностей развития;
• использование комплекса образовательных технологий по развитию управленческих компетенций, в том числе групповое проектирование.
Компетентностный подход позволяет более детально определять результаты обучения, формировать способности действовать в стандартных и нестандартных ситуациях при отсутствии освоенных алгоритмов действий, а также определенные ценности профессиональной управленческой деятельности, в том числе:
• способность к прогнозированию и стратегическому анализу, системному видению управленческой реальности;
• ориентацию в профессиональной области управления медицинской организацией, формирование вариативных подходов к управленческой деятельности;
• овладение современными управленческими технологиями;
• формирование ценностей личностно-гуманной ориентации, формирование коммуникативной культуры руководителя, этики управления.
Для формирования и развития конкретных профессиональных компетенций управленческих кадров на кафедре наравне с привычными технологиями обучения - лекции, выездные семинары по обмену опытом, круглые столы и т.п., применяют и инновационные образовательные технологии - групповое проектное обучение, кейсы, имитационные игры, лекции приглашенных профессионалов и др.
В обучении применялась методика группового проектного обучения как технология, предусматривающая интеграцию знаний, применение актуализированных знаний и приобретение новых в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска [8].
Данная методика давно и успешно используется в бизнес-образовании и в подготовке государственных служащих. В ходе стажировки в Российской академии народного хозяйства и государственной службы в декабре 2011 г. преподаватели кафедры подробно изучили использование этой методики, которая оказалась очень эффективна для выполнения поставленных перед слушателями задач. Тематическая направленность групповых проектных работ соответствует основным направлениям региональной программы развития здравоохранения Республики Саха (Якутия) [9]. Группа слушателей представляет собой уникальную экспертную среду специалистов, не только располагающих знаниями по специальности, но и знанием уникальных рабочих ситуаций и проблем, стоящих перед управленческими кадрами здравоохранения в их практике, что позволяет «оттачивать» проекты. За 2012 по 2016 гг. обучены 350 слушателей, выполнено более 50 проектных работ, из которых 70% внедрены в практику здравоохранения. Проектные работы, признанные лучшими государственной аттестационной комиссией, рекомендованы к внедрению, а их авторы - к прохождению стажировки на базе учреждений, опыт которых может быть использован в совершенствовании регионального здравоохранения.
Основные требования, предъявляемые к проектному обучению:
- наличие значимой в теоретическом, исследовательском, техническом планах задачи, приводящей при её решении к созданию определенного продукта;
- разрабатываемый продукт и пути решения должны отличаться оригинальностью и новизной;
- для выполнения работы над проектом должна быть создана команда;
- работа над проектом должна выполняться в рамках жизненного цикла любого проекта (исследовательская: выявление проблемы, сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализ, построение гипотез, обобщение), техническое задание, стадия проектирования и др.);
- результаты проектирования должны представляться на выставках, а также в виде публикаций и докладов на семинарах и конференциях;
- работа имеет возможность продолжения, в том числе с целью коммерциализации результатов.
В начале цикла организуются вводные семинары, тренинги, на которых учат слушателей эффективной организации совместной деятельности. Группы демонстрируют творческие отчеты - презентации по теме своей работы, которые становятся предметом общего обсуждения. Таким образом, на кафедре формируется среда, стимулирующая комплексное формирование профессиональных и социально-личностных компетенций обучающихся. В целях четкой
организации проектной работы за каждой группой закрепляется преподаватель, который консультирует слушателей, направляя их деятельность.
Программа разрабатывалась в соответствии с современными стандартами подготовки и переподготовки управленческих кадров и включала систему оценки управленческих компетенций слушателей, мониторинг качества обучения, а также привлечение в качестве преподавателей ведущих экспертов и практиков сферы здравоохранения, в частности, из Министерства здравоохранения РС (Я), ТУ Роспотребнадзора и Росздравнадзора по РС (Я), Территориального фонда ОМС, АО «СМК «Сахамедстрах», Управления здравоохранения г. Якутска, депутатов Городской Думы и Ил Тумэн (Госсобрания) РС (Я), руководителей государственных и частных медицинских организаций.
Опыт кафедры общественного здоровья и здравоохранения Медицинского института Северо-Восточного федерального университета показал высокую результативность используемых методов активизации учебного процесса.
Профессиональное образование управленческих кадров в здравоохранении должно проводиться путём внедрения инновационных технологий, с обозначением конкретных профессиональных компетенций, которые руководитель должен освоить в процессе обучения по программе дополнительного профессионального образования.
Литература
1. Выступление Министра Вероники Скворцовой на расширенном заседании Коллегии Минздрава России 20 апреля 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rosminzdrav.ru/news/2016/04/20/2903-vystuplenie-ministra-veroniki-skvortsovoy-na-rasshirennom-zasedanii-kollegii-minzdrava-rossii (Дата обращения 05.02.2017 г.).
2. Алексеев В.А. Международная практика глобализации в системе здравоохранения / В.А. Алекссев, К.Н. Борисов // Модернизация. Инновации. Развитие. - 2015. - № 1(21). - С. 106-110.
3. Астанина С.Ю. Совершенствование модели непрерывного профессионального медицинского образования врачей / С.Ю. Астанина, О.Л. Задворная // Инновации в образовании. - 2014. - № 10. - С. 5-17.
4. Профессиональный стандарт. Специалист в области организации здравоохранения. Проект. [Электронный ресурс]. URL: http://mednet.ru/ru/novosti/1921-01072016-czniioiz-publikuet-proekt-professionalnogo-standarta-speczialista-v-oblasti-organizaczii-zdravooxraneniya.html (Дата обращения 05.02.2017 г).
5. Прахова М.Ю. Оценка сформированности профессиональных компетенций / М.Ю. Прахова, Н.В. Зайченко, А.Н. Краснов // Высшее образование в России. - 2015. - № 2. - С.21.
6. Боков Л.А. Технология группового проектного обучения в вузе как составляющая методики подготовки инновационно-активных специалистов / Л.А. Боков, М.Ю. Катаев, А.Ф. Поздеева // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - С. 34-40.
7. О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2012-2019 годы» (с изменениями на: 26.10.2016). [Электронный ресурс]. URL: http:// docs.cntd.ru/document/473509637 (Дата обращения 05.02.2017 г).
8. Потапчик Е.Г. Попович Л.Д. Социально-экономическая эффективность государственных инвестиций в медицинские технологии (на примере лечения отдельных заболеваний костно-мышечной системы и соединительной ткани): препринт WP8/2013/02. / Е.Г. Потапчик, Л.Д. Попович. - М.: Высшая школа экономики, 2013. - 56 c.
9. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicplanning/concept/ doc20081117_01 (Дата обращения 05.02.2017 г.).
10. О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 598. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rosminzdrav.ru/documents/5360-ukaz-prezidenta-rossiyskoy-federatsii-ot-7-maya-2012-goda-598 (Дата обращения 05.02.2017 г.).
11. Об утверждении государственной программы «Развитие здравоохранения». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.12.2012 г. № 2511-р. [Электронный ресурс]. URL: http://archive. government.ru/gov/results/22177/ (Дата обращения 05.02.2017 г.).
12. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»: постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 294 г. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2014/04/24/zdravooxr-site-dok.html (Дата обращения 05.02.2017 г.).
13. Федеральный закон от 28.06.2014 г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации» № 172-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/ regulation/20151113 (Дата обращения 05.02.2017 г.).
14. Стратегия развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период. Проект. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/strategiya-razvitiya-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii-na-dolgosrochnyy-period (Дата обращения 05.02.2017 г.).
15. Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 г. № 2227-р. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/70006124/ (Дата обращения 05.02.2017).
References
1. Vystuplenie Ministra Veroniki Skvorcovoj na rasshirennom zasedanii Kollegii Minzdrava Rossii 20 aprelya 2016. URL: https://www.rosminzdrav.ru/news/2016/04/20/2903-vystuplenie-ministra-veroniki-skvortsovoy-na-rasshirennom-zasedanii-kollegii-minzdrava-rossii
2. Alekseev V.A., Borisov K.N. Mezhdunarodnaya praktika globalizacii v sisteme zdravoohraneniya // Modernizaciya. Innovacii. Razvitie. - 2015. - № 1(21). - S.106-110.
3. Astanina S.YU., Zadvornaya O.L. Sovershenstvovanie modeli nepreryvnogo professional'nogo medicinskogo obrazovaniya vrachej // Innovacii v obrazovanii. - 2014. - № 10. - S. 5-17.
4. Professional'nyj standart. Specialist v oblasti organizacii zdravoohraneniya. Proekt. URL: http://mednet. ru/ru/novosti/1921-01072016-czniioiz-publikuet-proekt-professionalnogo-standarta-speczialista-v-oblasti-organizaczii-zdravooxraneniya.html
5. Prahova M.YU. Zajchenko N.V., Krasnov A.N. Ocenka sformirovannosti professional'nyh kompetencij // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2015. - № 2. - S. 21.
6. Bokov, L.A. i dr. Tekhnologiya gruppovogo proektnogo obucheniya v vuze kak sostavlyayushchaya metodiki podgotovki innovacionno-aktivnyh specialistov / L.A. Bokov, M.YU. Kataev, A.F. Pozdeeva // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2013. - № 6. - S. 34-40.
7. O gosudarstvennoj programme Respubliki Saha (Yakutiya) «Razvitie zdravoohraneniya Respubliki Saha (YAkutiya) na 2012-2019 gody» (s izmeneniyami na: 26.10.2016) URL: http://docs.cntd.ru/document/473509637
8. Potapchik E.G., Popovich L.D. Social'no-ehkonomicheskaya ehffektivnost' gosudarstvennyh investicij v medicinskie tekhnologii (na primere lecheniya otdel'nyh zabolevanij kostno-myshechnoj sistemy i soedinitel'noj tkani): preprint WP8/2013/02. Moskva: Vysshaya shkola ehkonomiki, 2013. - 56 c.
9. O Koncepcii dolgosrochnogo social'no-ehkonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 № 1662-r. URL: http://economy.gov.ru/minec/ activity/sections/strategicplanning/concept/ doc20081117_.
10. O sovershenstvovanii gosudarstvennoj politiki v sfere zdravoohraneniya: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 07.05.2012 g. № 598. URL: https://www.rosminzdrav.ru/documents/5360-ukaz-prezidenta-rossiyskoy-federatsii-ot-7-maya-2012-goda-598
11. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy «Razvitie zdravoohraneniya». Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 24.12.2012 g. № 2511-r. URL: http://archive.government.ru/gov/results/22177/
12. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie zdravoohraneniya»: postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 15.04.2014 g. № 294 g. URL: https://rg.ru/2014/04/24/ zdravooxr-site-dok.html
13. O strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 28.06.2014 g. № 172-FZ. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/regulation/20151113
14. Strategiya razvitiya zdravoohraneniya Rossijskoj Federacii na dolgosrochnyj period. Proekt. [Internet]. URL: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/strategiya-razvitiya-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii-na-dolgosrochnyy
15. Strategiya innovacionnogo razvitiya Rossijskoj Federacii do 2020 goda: rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 08.12.2011 g. № 2227-r. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70006124/