fN (i) = max (vk),
m
fn (i) = max jvf + £ pjfn+l(J)\,n = 1, 2, ..., N -1.
При конечном числе этапов n планирования переходные вероятности и функции дохода могут быть разными для каждого года. Тогда рекуррентное уравнение динамического программирования будет иметь вид
fN (i) = max(v Y),
fn (i ) = max
m
..k,n . X 1 „k,n r (
Vi + Z Pij fn+l(J)
, n = 1, 2, ... ,N - 1
J=\
vj n = Z Pk ,nr
m
j,n _ X 1 k,n
i = PiJ
где v =Z PiJ 'j .
J=\
Аналогично можно смоделировать задачи принятия решения с бесконечным числом этапов, причем переходные вероятности и функции дохода не обязательно должны быть одинаковы для каждого года. Данные задачи решаются в виде задачи линейного программирования.
Список использованной литературы
1. Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга). Пост. Прав. РФ от 31.03.2003. № 177. Российская газета 12.04.2003.
2. Кемени Дж. Дж., Снелл Дж. Л. Конечные цепи Маркова. М.: Наука, 1970. 272 с.
3. Моторыгин Ю.Д. Математическое моделирование процессов возникновения и развития пожаров: монография / Под общей редакцией В.С. Артамонова. - СПб.: С.-Петербургский ун-т ГПС МЧС России, 2011. - 184 с.
4. Оценка опасности и характер распространения разливов углеводородов на водной поверхности / А.С. Мазур [и др.] // Вестник СПб института ГПС МЧС России. 2006. - № 1, 2. - С. 86-89.
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С.А. Никитина, доцент, к.т.н., доцент, А.А. Покровский, доцент, к.т.н., В.Е. Иванов, преподаватель, к.т.н., Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, г. Иваново
Деятельность специалистов в области пожарной охраны отличается быстротой изменения обстановки, неопределенностью и неполнотой поступающих данных, с одной стороны, и сокращением времени на реагирование,
прогнозирование ситуации при значительных объемах информации. В этих условиях актуальными становятся методы и средства, позволяющие создавать и работать с графической профессиональной информацией. Современные компьютерные технологии предъявляют новые требования к развитию и совершенствованию компетенций специалистов в области компьютерной графики.
Используемые методики преподавания не позволяют качественно реализовать освоение образовательной программы в этой области, и требуют нового подхода. На наш взгляд, это заключается в активизации творческой активности обучающихся, развитии их способности к самостоятельному познаванию.
Традиционно преподавание «Компьютерной графики», сводится к повторению действий и приемов, демонстрируемых преподавателем, переносу чертежа с бумаги на экран дисплея при помощи систем автоматизированного проектирования (САПР). В этом случае обучение не эффективно по ряду причин. Так, любой графический редактор предоставляет несколько путей решения одной и той же задачи. Демонстрируя определенную последовательность действий, преподаватель исключает креативную составляющую в процессе освоения материала. Рассмотреть все возможные методы решения не представляется возможным в силу дефицита времени. Как правило, набора таких заученных приемов, не хватает для самостоятельного решения обучающимися нетривиальных задач по созданию графической документации. И это только один из минусов сложившейся системы преподавания дисциплины «Компьютерная графика».
Назрела необходимость улучшения качества информации, передаваемой обучаемым и способов действий по шаблону, например, создание видеороликов с описаниями решения стандартной задачи так, как видит её создатель ролика. Это повышает интерес к занятию, концентрирует внимание аудитории.
Дополнительные, не вошедшие в занятие материалы целесообразно выполнять в виде учебных фильмов, презентаций, руководств.
С другой стороны, процесс обучения необходимо направлять на развитие творческой составляющей личности, что наиболее выгодно как преподавателю, так и обучающемуся. Такой подход способствует развитию способности к самостоятельному поиску знаний, принятию решений, применению их в нестандартных условиях, работе в группе.
В этом случае задача преподавателя - построить учебный процесс таким образом, чтобы активизировать познавательную способность обучающихся, раскрыть их потенциал, добиться не овладения каждым приемов работы в среде САПР, а приобретения навыков решения поставленных задач с использованием систем автоматизированного проектирования.
Такая инновация - это не просто внедрение каких-либо новшеств, а трансформация методик преподавания и формирование нового стиля мышления, ориентированного на исследовательскую деятельность, творчество.
В рамках преподавания дисциплины «Компьютерная графика» данный подход сводится к следующим задачам:
- стимулировать обучающихся выдвигать и реализовывать идеи по созданию новых конструкций, изменению существующих;
- постоянно использовать в процессе преподавания объекты, условия, с которыми обучаемые ранее не сталкивались, но которые представляют практическую значимость для будущей профессиональной деятельности курсантов;
- реализовывать возможность творчества, исследования, изыскания в каждой поставленной практической задаче.
Данные задачи могут быть реализованы с помощью ряда мероприятий:
- создание творческих коллективов. Работа обучаемых над одной обширной задачей в рамках группы стимулирует коммуникативные способности, лидерские качества, навыки планирования и распределения полномочий, принятия решений;
- взаимопроникновение традиционной инженерной и компьютерной графики. Преемственное изучение дисциплин дает возможность рассматривать решение той или иной задачи с разных точек зрения. Кроме того, помогает визуализировать материал, что приводит к лучшему его усвоению;
- работа над реальными проектами. Проектная деятельность курсантов и студентов, начинающаяся с первого курса, стимулирует их к участию в Научном обществе обучаемых, облегчает процесс работы над курсовыми проектами, раскрывает значимость выбранной профессии;
- дифференцированные задания с учетом личностных особенностей обучаемых. Слишком сложные задания могут отпугнуть обучаемых, сталкивающихся с трудностями при усвоении материала. Задачи посильной сложности позволяют таким обучаемым быть полноценными участниками процесса образования.
Таким образом, вовлечение обучающихся в творческую работу является важным элементом формирования их профессиональной компетентности, так как позволяет практически закрепить знания и, главное, получить навыки практической подготовки по профилю специальности.
Список использованной литературы
1. Ярошевич О.В. Интегрированное взаимодействие инженерной и компьютерной графики / О.В. Ярошевич, Н.В. Зеленовская // Проблемы качества графической подготовки студентов технического вуза в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения: Материалы Междунар. науч.-практ. интернет-конф., ПГТУ, Пермь, февраль-апрель 2010 г. / Пермский гос. техн. ун-т; Редкол.: В.А.Лалетин [и др.]. - Пермь: ПГТУ, 2010. - С. 146-153.
2. Никитина С.А., Использование тестового контроля при оценке качества знаний обучающихся. / С.А. Никитина, И.А. Малый, И.А. Легкова // Современные концепции научных исследований: Материалы VI Междунар. науч.-практ. конф., Москва, июль 2014 г. - Ч. 9. - С. 83-85.
3. Легкова И.А. Применение информационных технологий для развития пространственного мышления обучающихся / И.А. Легкова, С.А. Никитина, А.В.
Топоров, А.А. Покровский // Информационные технологии в обеспечении федеральных государственных образовательных стандартов: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Елец, ЕГУ им. И.А. Бунина, 2014. - Т. 2, С. 295299.
ОПТИМИЗАЦИЯ РАЗМЕРОВ ЛЕСТНИЧНЫХ КЛЕТОК В ЗДАНИЯХ ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
А.П. Парфёненко, доцент, к.т.н., Московский государственный строительный университет, г. Москва
Движение людских потоков - основной функциональный процесс, закономерности которого определяют необходимые размеры коммуникационных путей, связывающих отдельные планировочные элементы зданий в единую объёмно-планировочную структуру. Объёмно-планировочная структура коммуникационных путей должна обеспечивать оптимальные условия жизнедеятельности и безопасности людей в ситуациях повседневной эксплуатации и возможных воздействий многочисленных факторов внешней среды и техногенных процессов, одним из которых является пожар. Закономерности связи между параметрами людского потока, состоящего из детей дошкольного возраста при различных категориях их движения с учётом особенностей формирования в этом возрасте «схемы тела», позволяют:
1) обоснованно оценить существующие решения коммуникационных путей в зданиях ДОУ при их эксплуатации в повседневных условиях и при их использовании в качестве эвакуационных путей в чрезвычайных ситуациях;
2) установить предельно допустимые размеры эвакуационных путей и выходов в зданиях дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) исходя из психофизиологических возможностей поведения и движения детей при организации их эвакуации во время пожара. Для горизонтальных участков такими размерами являются длина и ширина, для лестниц - уклон марша и его ширина.
Как показали проведённые исследования [1], наиболее опасным участком маршрута движения детей является лестница. Достаточно очевидно, что размеры лестниц зданий ДОУ должны одновременно соответствовать эргономике движения детей дошкольного возраста и взрослых людей. Однако при строительстве большинства зданий ДОУ используются унифицированные типовые лестничные марши и ограждения, предназначенные для объектов массового строительства другого функционального назначения. Такое положение определяет необходимость установления размеров лестниц и их ограждений, оптимальных для движения детей.
В настоящее время в зданиях ДОУ используются лестницы, имеющие перила только вдоль одной стороны марша, в результате чего поток детей при эвакуации вытягивается вдоль этой стороны, а дети, идущие рядом, вынуждены опираться на руку ребенка, держащегося за перила. Эти факты говорят о явном нарушении требований обеспечения безопасности для основных пользователей