Научная статья на тему 'Оптимизация размеров лестничных клеток в зданиях детских образовательных учреждений'

Оптимизация размеров лестничных клеток в зданиях детских образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
159
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация размеров лестничных клеток в зданиях детских образовательных учреждений»

Топоров, А.А. Покровский // Информационные технологии в обеспечении федеральных государственных образовательных стандартов: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Елец, ЕГУ им. И.А. Бунина, 2014. - Т. 2, С. 295299.

ОПТИМИЗАЦИЯ РАЗМЕРОВ ЛЕСТНИЧНЫХ КЛЕТОК В ЗДАНИЯХ ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

А.П. Парфёненко, доцент, к.т.н., Московский государственный строительный университет, г. Москва

Движение людских потоков - основной функциональный процесс, закономерности которого определяют необходимые размеры коммуникационных путей, связывающих отдельные планировочные элементы зданий в единую объёмно-планировочную структуру. Объёмно-планировочная структура коммуникационных путей должна обеспечивать оптимальные условия жизнедеятельности и безопасности людей в ситуациях повседневной эксплуатации и возможных воздействий многочисленных факторов внешней среды и техногенных процессов, одним из которых является пожар. Закономерности связи между параметрами людского потока, состоящего из детей дошкольного возраста при различных категориях их движения с учётом особенностей формирования в этом возрасте «схемы тела», позволяют:

1) обоснованно оценить существующие решения коммуникационных путей в зданиях ДОУ при их эксплуатации в повседневных условиях и при их использовании в качестве эвакуационных путей в чрезвычайных ситуациях;

2) установить предельно допустимые размеры эвакуационных путей и выходов в зданиях дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) исходя из психофизиологических возможностей поведения и движения детей при организации их эвакуации во время пожара. Для горизонтальных участков такими размерами являются длина и ширина, для лестниц - уклон марша и его ширина.

Как показали проведённые исследования [1], наиболее опасным участком маршрута движения детей является лестница. Достаточно очевидно, что размеры лестниц зданий ДОУ должны одновременно соответствовать эргономике движения детей дошкольного возраста и взрослых людей. Однако при строительстве большинства зданий ДОУ используются унифицированные типовые лестничные марши и ограждения, предназначенные для объектов массового строительства другого функционального назначения. Такое положение определяет необходимость установления размеров лестниц и их ограждений, оптимальных для движения детей.

В настоящее время в зданиях ДОУ используются лестницы, имеющие перила только вдоль одной стороны марша, в результате чего поток детей при эвакуации вытягивается вдоль этой стороны, а дети, идущие рядом, вынуждены опираться на руку ребенка, держащегося за перила. Эти факты говорят о явном нарушении требований обеспечения безопасности для основных пользователей

зданиями ДОУ, как в нормальных условиях их эксплуатации, так и при возможном возникновении в них чрезвычайных ситуаций. Поэтому поручни в зданиях ДОУ необходимо располагать на высоте 0,5 м по обе стороны лестничного марша.

Но, двигаясь в два ряда по лестнице шириной 1,35 м (установленной согласно требованию п. 5.2.5 [2]), дети не могут другой рукой дотянуться друг до друга для взаимного поддержания равновесия, чего требует особенность их возрастной координации движения. Уменьшение ширины лестничного марша до 1,2 м устраняет этот недостаток.

Анализ результатов моделирования процесса эвакуации показывает, что при движении даже по одной лестничной клетке всех детей, находящихся выше

первого этажа, максимальная плотность образующегося потока не превосходит

2 2

значения 0,4 м /м при ширине марша 1,35 м. При ширине марша до 1,2 м

произойдёт увеличение интенсивности движения (д12= 351,35/1,2). Значение

2' 2 '

плотности потока при этом составит 0.5 м /м , что не нарушает беспрепятственности эвакуации [3, п. 9].

Таким образом, целесообразно вернуться к прежней норме (п. 1.96 [4]), устанавливающей требуемую ширину лестничного марша лестничных клеток в зданиях ДОУ равной 1,2 м.

Существующие размеры ступеней лестничных клеток, применяемых в ДОУ, удобны для передвижения взрослых людей, но с другой стороны они неприемлемы для движения детей [1]. Уменьшение размеров ступеней позволит детям передвигаться по лестнице более комфортно, но тем самым создаст неблагоприятные условия для движения взрослых людей. Поэтому, нельзя сказать определённо, подходят ли лестницы, применяемые в зданиях ДОУ для эвакуации по ним детей с учетом их возрастных антропометрических особенностей движения. Определение оптимальных размеров ступеней лестниц в зданиях ДОУ, обеспечивающих комфортные передвижения для взрослых и детей также является актуальной проблемой.

Для определения оптимальных размеров ступеней лестниц при движении взрослых людей используются два правила:

1. Правило размера шага: 2к + Ь = 63 см («безопасной лестница будет, если удвоенная высота подступенка И, сложенная с глубиной проступи Ь, равняется среднему шагу взрослого человека» [5]).

2. Формула удобства: Ь - к = 12 см [6].

Определенные по этим формулам размеры ступеней показали, что наиболее удобные углы подъёма лестницы находятся в диапазоне от 20 до 37°. При этом ширина проступи должна быть не меньше 200 мм для обеспечения безопасности взрослого человека при движении за счет опирания ноги полной стопой. Средняя длина шага ребенка составляет 48 см [7]. С учётом этого был определен оптимальный уклон лестниц с размерами ступеней 12х24 см, что создаёт удобства для движения детей и в тоже время не сковывают перемещения взрослых людей. Их использование способствует, как показали результаты экспериментальных исследований, увеличению скорости движения по лестнице детей в 1,5 раза и, как следствие, к уменьшению времени эвакуации. Эти размеры не противоречат

существующим стандартам по проектированию лестниц [8] и являются минимальными.

Список использованной литературы

1. Парфёненко А.П. Нормирование требований пожарной безопасности к эвакуационным путям и выходам в зданиях детских дошкольных образовательных учреждений: дис. ...канд. тех. наук (научный рук. Холщевников В.В.) - М.: АГПС МЧС России, 2012.

2. Система нормативных документов в строительстве. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы: СП 1.13130.2009. - Введ. 25.03.2009. - М.: Приказ МЧС России от 25.03.2009 № 171.

3. Приказ МЧС России № 382 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности». - М., Рег. № 14486. -2009.

4. Система нормативных документов в строительстве. Строительные нормы и правила СССР. Общественные здания и сооружения: СНиП 2.08.02-89*. - Введ. 01.01.1990. - М.: Госстрой СССР, 1989. - 48 с.

5. Предтеченский В.М. Проектирование зданий с учетом организации движения людских потоков: Учеб. пособ. для вузов / В.М. Предтеченский, А.И. Милинский. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Стройиздат, 1979. - 375 с.

6. Нойферт Э Строительное проектирование/Э. Нойферт. - перевод с немецкого: К.Ш. Фельдмана, Ю.М. Кузьминой. - М.: Стройиздат, 1991. - 392 с.

7. Саркисян А.А Формирование правильной ходьбы у детей младшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания: автореф. дис. пед. наук / А.А. Саркисян. - М., 1983. - 23 с.

8. Государственный стандарт Союза СССР. Марши и площадки лестниц железобетонные. Технические условия: ГОСТ 9818-85. - Введ. 01.01.86. - М.: Государственный строительный комитет СССР, 1985.

К ВОПРОСУ О РАБОТЕ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В.П. Перминов, доцент, О.Ю. Исаева, доцент, к.т.н., доцент, Уфимский государственный авиационный технический университет, г. Уфа

Постоянная работа по выбору оптимальных параметров подготовки специалистов пожарной безопасности привела к выходу на федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 20.05.01 Пожарная безопасность [1], который предложен вузам в качестве проекта. Многолетняя практическая работа кафедры в этом же

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.