Научная статья на тему 'Применение инновационных методов программы DynEd как средство повышения эффективности процесса обучения иностранным языкам населения урбанизированных и малонаселённых территорий'

Применение инновационных методов программы DynEd как средство повышения эффективности процесса обучения иностранным языкам населения урбанизированных и малонаселённых территорий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
633
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА DYNED / ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МОДУЛИ ОБУЧЕНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / МОНИТОРИНГ / ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / DYNED LANGUAGE TEACHING METHOD / TECHNOLOGIZING / COMPETENCE-BASED APPROACH / TRAINING MODULES / SELF-GUIDED WORK / MONITORING / PERSONALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арипова Дарья Андреевна

Рассмотрены эффективность применения инновационного мультимедийного метода обучения иностранному языку – программы DynEd – в техническом университете, а также основные аспекты программного продукта: реализация компетентностного и личностно-деятельностного подходов, организация самостоятельной работы студентов, развитие и совершенствование говорения и аудирования на базе современных компьютерных технологий. Выявлены преимущества и недостатки учебного курса DynEd в современных условиях преподавания иностранного языка в системе высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арипова Дарья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING INNOVATIVE APPROACHES OF DYNED COURSEWARE AS A MEANS TO IMPROVE FOREIGN LANGUAGE TEACHING EFFICIENCY IN URBAN AND UNDERPOPULATED AREAS

The article presents the effectiveness analysis of the application of a new innovative multimedia method of teaching foreign language – DynEd software – at a technical university. Main aspects of the courseware such as the realization of the competence-based and person-centered approaches, organization of self-guided learning, development and improvement of speaking and listening computer-based activities are distinguished. Advantages and shortcomings of the DynEd training course under the current conditions of teaching foreign language in the system of higher professional education are revealed.

Текст научной работы на тему «Применение инновационных методов программы DynEd как средство повышения эффективности процесса обучения иностранным языкам населения урбанизированных и малонаселённых территорий»

чены нормы об установлении налоговых льгот по региональным налогам для благотворительных организаций, что представляется существенным для разви-

тия отношений социального партнёрства в современных условиях на этапе становления сектора НКО.

Библиографический список

1. Резник Ю.М. Гражданское общество как объект социологического познания // Вестник МГУ. Серия. 18. Социология и политология. 1995. № 2. С. 46-54.

2. Струсь К.А. Государство и гражданское общество: проблемы правового взаимодействия в России. СПб.: Изд-во СПб. юрид. ун-та, 2005.

3. Серегин Н.С., Шульгин Н.Н. Гражданское общество, правовое государство и право («Круглый стол» журналов «Государство и право» и «Вопросы философии») // Государство и право. 2002. № 1.

4. Гаджиев К.С. Опыт введения в политологию // Политические исследования. 1992. № 1-2.

5. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: федер. закон от 11.08.1995 г. № 135-Ф3. Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3340.

6. О состоянии гражданского общества в Иркутской области. 2009 г. - первая половина 2011 г.: доклад Общественной палаты Иркутской области / под ред. И.М. Головных, М.А. Мушинского. Иркутск, 2011.

7. О некоммерческих организациях: федер. закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ. Собрание законодательства РФ. 1996. №. 3. Ст. 45.

8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций: федер. закон от 5.04.2010 г. № 40-ФЗ. Собрание законодательства РФ. 2010. № 15. Ст. 1736.

9. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федер. закон от 6.10.1999 г. № 184-ФЗ. Собрание законодательства РФ. 1999. №. 42. Ст. 5005.

10. Об областной государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций: закон Иркутской области от 8.06.2011 г. № 37-ОЗ. Ведомости ЗС Иркутской области. 2011. № 32. Т. 1.

11. Об областной государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Забайкальском крае: закон Забайкальского края от 24.11.2010 г. № 432-ЗЗК // Забайкальский рабочий. 2010. № 225.

12. О льготном налогообложении в Московской области: законе Московской области от 24.11.2004 г. № 151/2004-ОЗ // Ежедневные Новости. Подмосковье. 2004. № 226.

УДК 378.147:004.357

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ПРОГРАММЫ DYNED КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ НАСЕЛЕНИЯ УРБАНИЗИРОВАННЫХ И МАЛОНАСЕЛЁННЫХ ТЕРРИТОРИЙ

© Д.А. Арипова1

Иркутский государственный технический университет 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83

Рассмотрены эффективность применения инновационного мультимедийного метода обучения иностранному языку - программы DynEd - в техническом университете, а также основные аспекты программного продукта: реализация компетентностного и личностно-деятельностного подходов, организация самостоятельной работы студентов, развитие и совершенствование говорения и аудирования на базе современных компьютерных технологий. Выявлены преимущества и недостатки учебного курса DynEd в современных условиях преподавания иностранного языка в системе высшего профессионального образования. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: методика DynEd; технологизация; компетентностный подход; модули обучения; самостоятельная работа; мониторинг; персонализация.

USING INNOVATIVE APPROACHES OF DYNED COURSEWARE AS A MEANS TO IMPROVE FOREIGN LANGUAGE TEACHING EFFICIENCY IN URBAN AND UNDERPOPULATED AREAS D.A. Aripova

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074

The article presents the effectiveness analysis of the application of a new innovative multimedia method of teaching foreign language - DynEd software - at a technical university. Main aspects of the courseware such as the realization of the competence-based and person-centered approaches, organization of self-guided learning, development and improvement of speaking and listening computer-based activities are distinguished. Advantages and shortcomings of the DynEd training course under the current conditions of teaching foreign language in the system of higher professional education are revealed.

1Арипова Дарья Андреевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков для технических специальностей № 1, тел.: 89248338610, e-mail: aripovad@mail.ru

Aripova Darya, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Foreign Languages for Technical Specialities no.1, tel.: 89248338610, e-mail: aripovad@mail.ru

5 sources.

Key words: DynEd language teaching method; technologizing; competence-based approach; training modules; self-guided work; monitoring; personalization.

Глобальное информационное пространство, где лингвистической доминантой повсеместно становится английский язык, определяет рассмотрение новых подходов к практике преподавания всех аспектов языка в высшей школе, которые в полной мере соответствовали бы принятым государственным образовательным стандартам и способствовали повышению качества образования. Модернизация содержания обучения иностранным языкам и совершенствование профессиональной компетенции студентов в условиях технологизации образовательного процесса предполагают перенос внимания на качество результатов обучения, мерой целесообразности которого является успешность и конкурентоспособность выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования. Внедрение в образовательный процесс инновационных программ отвечает новым требованиям изменения содержания обучения иностранному языку, поскольку выступает одной из форм организационного освоения деятельностного подхода, идущего на смену традиционным методам взаимодействия между преподавателем и студентами.

Студентам, изучающим иностранный язык, очень важно осознать тот факт, что иноязычная речь не является абстрактным объектом изучения, существующим отдельно, а представляет собой такое же средство коммуникации, как и их родной язык. Слушая речь на родном языке, многие люди запоминают незначительный объём информации из-за низкой способности сосредоточиться, кратковременной слуховой памяти и других факторов.

В рамках изменения парадигмы современного образования происходят изменения и в методике преподавания иностранных языков. Особое значение приобретает вопрос, касающийся содержания учебного аспекта, под которым подразумеваются «речевые умения, которыми должен овладеть учащийся как средствами общения, - говорение, аудирование, чтение и письмо» [1, с. 152].

Одной из предлагаемых мультимедийных, мобилизующих самые современные технологии интенсивных обучающих английскому языку курсов выступает программный продукт Dynamic Education courseware -DynEd, основанный на деятельности мозга и направленный на структурирование практики обучения английскому языку посредством постоянного прослушивания и закрепления материала. Это - инновационный когнитивный метод, базирующийся на нейролинг-вистическом подходе для обучения иностранным языкам населения урбанизированных и малонаселённых территорий.

Программа предназначена для учебных заведений или корпоративных пользователей, имеет развитые сетевые версии и методическую поддержку. Одна из главных характеристик данного метода - система обучения иностранному языку, строящаяся на применении компьютерной техники и индивидуальном под-

ходе к студентам. Базовой составляющей методики DynEd выступает смешанное обучение (Blended model), включающее высокотехнологичную мультимедийную поддержку и многократное воспроизведение студентами языковых моделей. Акцент делается на практике и проговаривании языкового материала, который в конечном итоге переходит в долговременную память студентов.

Компетентностный подход к обучению как методологическая основа нового государственного образовательного стандарта предполагает широкое использование информационно-коммуникационных технологий, готовых компьютерных программ, позволяющих осуществлять самостоятельную аудиторную и внеаудиторную деятельность по получению, усвоению знаний, по формированию навыков и развитию умений в предметной области «Иностранный язык». В этой связи программа DynEd представляет собой информационно-коммуникативную технологию, которая ставит следующие цели при обучении студентов иностранному языку: сформировать умения работать с информацией; развить коммуникативные способности; подготовить личность, обладающую информационной компетентностью; предоставить обучающимся необходимое количество учебного материала для формирования и развития коммуникативной компетенции; формировать исследовательские навыки, умения принимать оптимальные решения. При этом принцип адаптивности реализуется через приспособление компьютера к индивидуальным особенностям студентов - темп речи, возможность многократного повторения сложных для произношения языковых моделей.

Несомненными преимуществами методики DynEd являются:

- компьютерная визуализация учебной информации;

- незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами данной коммуникативной технологии;

- автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью;

- контроль за результатами усвоения изученного материала.

Доминирующим видом деятельности является аудирование и последовательное повторение воспринятой на слух речи при обязательной опоре на визуальный материал, который в свою очередь помогает концентрировать внимание на значении слов. Применение наглядности, осуществляющей беспереводной метод представления новых лексических единиц, выступает неотъемлемой частью мультимедийных презентаций [2].

Аудирование - это одновременно цель и средство обучения. Обучение смысловому восприятию речи на слух предполагает выполнение студентами упражнений на формирование общих аудитивных навыков, ре-

чевых упражнений и последующую учебную работу с аудиотекстом, то есть обучение аудированию направлено на развитие и совершенствование механизмов аудирования. На ранних этапах его следует использовать преимущественно как средство обучения. В этом случае аудирование обеспечивает знакомство обучающихся с новым языковым и речевым материалом, способствует формированию навыков и умений в остальных видах речевой деятельности [3]. При использовании методики йупЕС обучение аудированию приближается к условиям естественного общения при помощи таких приёмов, как прослушивание и прогова-ривание за диктором предложений, содержащих базовые языковые модели изучаемого модуля, собственно-коммуникативные и контролирующие упражнения, направленные на проверку понимания прослушанного; упражнения, которые обучают различным видам аудирования. Обучение по системе йупЕС - постоянное прослушивание и систематическое закрепление языкового материала (не менее двух раз в день по 4045 минут).

Важная характеристика программы йупЕС - самостоятельная работа студентов как вид учебной деятельности, «выполняемый учащимися без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредованно через специальные учебные материалы» [4, с. 312]. Учебные материалы для самостоятельной работы в данном курсе методически организованы так, чтобы компенсировать отсутствие контакта с преподавателем, набор заданий обеспечивает возможность индивидуального выбора и определения объёма материала, необходимого для достижения учебной цели. В комплект основных средств программы входят: механизм записи и воспроизведения оригинальной и индивидуальной речи, а также автоматический журнал успеваемости и служебные модули, облегчающие управление программой.

Весь курс делится на модули, доступ к которым студентам открывается после прохождения ими теста на распределение учащихся по уровню знаний, градируемого по шкале от 0,0 до 3,0 баллов. Обучение является самостоятельным, преподаватель выступает в роли тьютора, посредника.

Таким образом, проанализировав программный продукт йупЕС в контексте обучения иностранному языку студентов технического вуза, можно прийти к следующим выводам. Во-первых, йупеС помогает реализовать основополагающие принципы современного образования:

- личностной ориентации как выражение доминирующей направленности и доминирующей системы ценностей в образовании, обществе и государстве;

- модульности как принципа структурирования содержания высшего профессионального образования и конкретной учебной информации;

- активного обучения как организационного инварианта взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Во-вторых, анализируемая программа является эффективным средством организации самостоятель-

ной работы в условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения, которые предопределяют необходимость изменения не только содержания подготовки, но и подходов к поиску форм организации учебного процесса и усиления роли автономной работы студентов.

Особое значение для эффективности учебного процесса имеет контроль качества обученности студентов с опорой на критерии, предъявляемые обществом, экономикой, рынком труда. Текущий контроль программы осуществляется в течение каждого индивидуального занятия студента, является систематическим, оперативным, разнообразным по формам и видам проведения, устанавливает своевременную обратную связь, проверяет усвоение знаний, умений и доведённых до автоматизма навыков применения нового учебного материала. Система оценивания в технологии DynEd - это 20 балльная шкала от -10 до +10 баллов. Все достижения студентов автоматически отображаются в электронном журнале преподавателя (Records Manager). Электронная база данных преподавателя - важный инструмент открытия и закрытия занятия, детально анализирующий деятельность каждого отдельного студента и обеспечивающий эффективный мониторинг успеваемости студентов. При прослушивании записей студентов преподаватель обязан отслеживать прогресс и затруднения студентов, устанавливать пробелы в их обучении.

Технология блочно-модульного представления учебной информации даёт возможность индивидуализировать и оптимизировать обучение, осуществлять самообучение, регулировать темп учебной работы, а также варьировать отбор и организацию содержания учебного материала.

Системный менеджер демонстрирует все технические проблемы, создаёт классы и открывает нужные тесты и уроки. Электронный преподаватель объясняет студенту, как заниматься, организовывать своё учебное время более эффективно, помогает корректировать методы преподавания и учения, планировать дальнейший процесс обучения английскому языку. Промежуточный контроль проводится по завершению доступного студенту модуля в форме теста. Для перехода на следующий модуль необходимо выполнить не менее 80% материала и набрать не менее 85% правильных вариантов ответа тестовых заданий по пройденному модулю.

Поэтапная работа с учебным материалом программы распределяется следующим образом:

1) предварительное ознакомление (Preview), на котором происходит прослушивание презентаций и знакомство студентов с общим тематическим содержанием модуля;

2) Осмысление (Comprehension), во время которого фокусируется внимание обучающихся на отдельных языковых структурах и элементах;

3) Практика (Focused Practice), предполагающая тщательную отработку произносительных и аудитив-ных навыков;

4) закрепление изученного материала (Review) представляет собой обзор, повторение, систематиза-

цию и преломление пройденных языковых моделей в соответствии с индивидуальными языковыми потребностями учащихся.

Следует отметить, что весь учебный курс построен на развитии и совершенствовании фонематического слуха, слухового внимания и памяти у студентов. Каждый студент имеет возможность сравнивать свою собственную речь с речью носителя языка, а также получать объективное оценивание программой того, насколько правильно артикулируются им языковые единицы (специальная функция распознавания речи Speech Recognition).

Обучение иностранным языкам студентов неязыкового вуза всегда отличалось определённой методической спецификой, связанной, с одной стороны, со сложностью задач, стоящих перед студентами, -усвоить нормы функционирования иностранного языка и различных видов иноязычной речевой деятельности, а с другой - научиться ими пользоваться в ситуациях профессионального общения [5].

Аудиторные занятия по изученному материалу проводятся 2 раза в неделю, длительностью 45 или 60 минут, в зависимости от возраста. На них знания приобретают личный, расширенный и персонализированный характер. Задачей преподавателя иностранного языка является довести занятие, ориентированное на деятельность, от этапа работы с абстрактными языковыми моделями к этапу проецирования изученных лингвистических структур на себя. При этом активность обучаемых становится действительно продуктивной, так как соблюдаются такие условия, как наличие субъекта познавательной деятельности и определённых возможностей формирования потребности студентов.

Обобщая всё вышесказанное, выделим основные положительные и отрицательные аспекты международного мультимедийного обучающего продукта DynEd. Программа является актуальной для населения урбанизированных и сельских территорий, так как реализует интенсификацию самостоятельного обучения английскому языку.

К преимуществам данного курса применительно для населения урбанизированных и сельских территорий можно отнести:

- принципиально новый подход: изучение иностранного языка начинается с прослушивания речевых образцов и понимания иноязычной речи носителей языка, таким образом, формируется механизм восприятия речи на слух, и по воспринятым языковым моделям порождается речь;

- оригинальная логическая система тренировочных упражнений по новой, изобретенной Л. Кноулсом, теории RHR (Recursive Hierarchical Recognition) - «Рекурсивное иерархическое распознавание» речевых единиц, используется многовековой опыт того, как человеческий мозг ищет, узнает и применяет языковые образцы при условии правильной, последовательной их организации;

- наличие уникальной системы мониторинга «Records Manager», которая не только оценивает, но и выдаёт рекомендации каждому студенту, определяет качество выполнения упражнений каждым обучающимся, анализирует процесс обучения, вносит коррективы при помощи режима «Консультант» (Tutor).

- формирование общекультурных компетенций обучающихся, заявленных в новых ФГОС, таких как: способность совершенствования и развития интеллектуального и общекультурного уровня; способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности; владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения; умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

Следует отметить и недостатки. Рассматриваемый курс не реализует в полной мере профессио-нально-деятельностную функцию, которая предполагает обучение студентов действиям профессионального характера и взаимодействия. Кроме того, программа не нацелена на реализацию профессиональных компетенций в условиях образовательного процесса.

Итак, в ходе анализа эффективности применения программы DynEd выявлена целесообразность её употребления как дополнительного мультимедийного продукта, повышающего эффективность качества преподавания иностранного языка в техническом университете. Однако с учётом требований Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения в рамках комплексного деятельностно-компетентностного подхода данная программа не может быть использована для обучения чтению, письму и переводу разной жанровой направленности на начальном и среднем этапах изучения английского языка.

Библиографический список

1. Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования / Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. М.: Просвещение, 2000. 173 с.

2. Дерешко Б.Ю. Классификация информационно-коммуникационных образовательных технологий и их использование в учебном процессе вуза // Телекоммуникации и информатизация образования. 2005. № 6. С. 92-103.

3. Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчиков): монография. М.: Высш. шк., 1989. 238 с.

4. Крупченко А.К. Введение в профессиональную лингводи-дактику. М.: Изд-во МФТИ, 2005. 311 с.

5. Поляков О.Г. Английский язык для специальных целей: теория и практика. М.: НВИ-Тезаурус, 2003. 188 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.