Научная статья на тему 'Применение инновационных форм обучения государственных и муниципальных служащих при получении дополнительного профессионального образования'

Применение инновационных форм обучения государственных и муниципальных служащих при получении дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богатырева Галина Антоновна, Ракевич Илона Владимировна, Рыбалкин Андрей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение инновационных форм обучения государственных и муниципальных служащих при получении дополнительного профессионального образования»

ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

БОГАТЫРЕВА Галина Антоновна -

кандидат

экономических наук, профессор

Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина

РАКЕВИЧ Илона Владимировна -

кандидат

экономических наук, проректор по ДПО и взаимодействию с органами власти -директор ИППК ПАГС

РЫБАЛКИН

Андрей

Анатольевич -

начальник отдела маркетинга и инновационных образовательных технологий ИДПО ПАГС

ПРИМЕНЕНИЕ

ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ

ОБУЧЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ

И МУНИЦИПАЛЬНЫХ

СЛУЖАЩИХ

ПРИ ПОЛУЧЕНИИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Г. А. Богатырева, И.В. Ракевич, А.А. Рыбалкин

В„

/опросы организации обучения при получении дополнительного профессионального образования нуждаются в постоянном совершенствовании, что предопределяется необходимостью наращивания профессионализма участников образовательного процесса, стремлением к достижению современного уровня качества образо-

вания, повышением эффективности процесса подготовки государственных и муниципальных служащих. Данные задачи предполагают постоянный мониторинг и модернизацию системы подачи материала посредством сочетания традиционных и инновационных форм и методов осуществления учебного процесса.

Реализация традиционного направления требует повышения теоретического уровня проводимых занятий, усиления акцента в преподавании дисциплин на правовую, управленческую и экономическую составляющую в жизни современной России, углубленного освещения реформ и деятельности органов государственного и муниципального управления. В связи с этим необходимо совершенствование методики проведения всех видов занятий, повышение качества методических материалов, развитие новых форм организации самостоятельной работы слушателей. Обучаемые, как правило, имеют значительный опыт работы и желают получать новые знания, которые смогут незамедлительно применить в своей деятельности. Поэтому при реализации программ дополнительного профессионального образования требуется высокий уровень профессорско-преподавательского состава.

Важными элементами являются формирование единого подхода к оценке качества переподготовки специалистов, контроль уровня знаний, повышение требований при текущей аттестации, что зависит от научного и педагогического мастерства и ответственности преподавателей. Представляется, что каждый преподаватель, участвующий в учебном процессе дополнительного профессионального образования, должен располагать авторским курсом лекций, собственными методическими материалами и учебно-методическими пособиями по конкретной дисциплине, а также определять, в каких знаниях и навыках нуждается обучаемый и в чем состоит особенность подготовки специал истов и слушателей федерального, регионального и муниципального уровней.

Второе, инновационное, направление связано с развитием современных форм организации обучения, необходимость внедрения которых диктуется потребностью в повышении качества образовательных услуг и продуктов: доступ слушателей к информационным ресурсам, аналитическим материалам, создание на основе современных информационных технологий интерактивных электронных обучающих систем. Развитие инновационных форм организации обучения исходит из целесообразности и возможности внедрения передовых образовательных технологий, связанных и с применением дистанционного обучения.

Цель дистанционного обучения - приблизить образовательную информацию к тем обучающимся, которые в ней нуждаются, но по ка-

ким-либо причинам не могут быть участниками традиционной формы обучения в аудитории. Дистанционное обучение (обучение на расстоянии) называют «образовательной системой XXI века», поскольку именно этот вид обучения более гибок, проще вписывается в динамичную современную жизнь общества, позволяет учиться по возможности в темпе и в сроки, которые выбрал сам обучающийся.

Следует заметить, что продолжительность обучения или сроки выполнения периодичных контрольных заданий обучаемым должны быть определены учебным заведением. Обучение, к примеру, по программе повышения квалификации в объеме 72 учебных часов не может продолжаться в течение года. С точки зрения здравого смысла это неэффективно. Учебным заведением предлагается стратегический план приобретения знаний обучаемым, к которому остается самостоятельно разработать тактический план освоения учебного материала.

Дистанционное обучение с применением информационных технологий и заочное обучение - не одно и то же. Дистанционное обучение не является альтернативой традиционной или заочной форме обучения, поскольку не заменяет и не вытесняет их. Речь идет о реализации другой, принципиально новой формы - 1п!егпе!-обучении (Е-!еагтпд).

При заочном обучении устанавливаются общие для всех обучаемых требования и необходимость их присутствия в аудитории в указанные сроки; дистанционное же обучение подразумевает, как правило, индивидуальный подход к каждому обучаемому. Слушатель прикрепляется к преподавателю-консультанту, задача которого курировать обучение, обеспечивать консультирование по сложным темам и вопросам, проверять письменные работы, готовить к текущим экзаменам, итоговой государственной аттестации, активно используя при этом все доступные телекоммуникационные каналы обмена информацией.

Эффективность дистанционного обучения основана на высокой самомотивации обучаемых к освоению учебного материала. Слушатели сами ощущают необходимость дальнейшего обучения. Вместе с тем существует жесткая отчетность за каждый пройденный раздел курса. Обучающийся должен отчитываться перед преподавателем, и пока этого не произойдет, продвигаться в обучении он не может. Целесообразным представляется включение в дистанционное освоение курса обязательной очной сессии для сдачи промежуточных экзаменов.

В связи с ростом популярности применения дистанционного обучения учебными заведениями государство, стремясь обеспечить качество подготовки специалистов, совершенствует законодательную базу применения дистанционного обучения в учебном процессе. Одним из ос-

новных документов, регламентирующим данный процесс, является приказ Минобразования России «Об утверждении методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования РФ» [1]. В соответствии с приказом основные дистанционные образовательные технологии, которые могут быть использованы при переподготовке специалистов, - это кейсовая, 1п!егпе! и телекоммуникационная технологии. При этом можно реализовать одну или несколько образовательных программ с использованием в частичном или полном объеме курса дистанционного обучения.

Сегодня стало возможным создавать интерактивные обучающие программы, в процессе работы с которыми обучаемый может оперативно получать оценку своих действий благодаря заложенным в них алгоритмам. Применение системы перекрестных ссылок или «гипертекста» позволяет в процессе работы с учебным материалом перейти на подраздел, раскрывающий значение какого-либо термина или определения. Если обучаемый знаком с прочитанным материалом, он продолжает изучение. Если материал для него новый, он может более подробно остановиться на нем, обратившись с помощью гиперссылки по данному разделу к разъяснению. Другие возможности мультимедиа (аудио- и видеосопровождение), позволяющие дополнять учебные текстовые материалы, несомненно, только повышают эффективность обучения, делая процесс, где это возможно, более наглядным.

Несмотря на многие преимущества применения информационных технологий в учебном процессе, дистанционное обучение никогда не заменит старого, испытанного веками контакта между преподавателем и обучаемым, основанного на эмоциональном и визуальном их взаимодействии. Но там, где это возможно, например, при реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, информационные технологии в процессе обучения будут год от года все более востребованы.

Что касается других учебных программ, то применение информационных технологий и дистанционного обучения позволяют гармонично дополнять все существующие способы донесения знаний, повышая эффективность обучения и сокращая время, затрачиваемое на этот процесс.

Лицам, поступающим в учебные учреждения на обучение по образовательным программам, реализация которых осуществляется с использованием в полном объеме дистанционного обучения, предлагается ознакомиться с этими условиями. Права и обязанности обучающихся, осваивающих образовательные программы с использованием дистанци-

онного обучения, определяются законодательством Российской Федерации в соответствии с той формой получения образования, на какую они зачислены.

Средствами дистанционного обучения (наряду с традиционными информационными ресурсами) являются:

специализированные учебники с мультимедиа-сопровождением; электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия;

тренинговые компьютерные программы; компьютерные лабораторные практикумы; контрольно-тестирующие комплексы; учебные аудиолекции; аудиотренинговые записи;

другие материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи.

При дистанционном обучении каждому слушателю предоставляется возможность доступа к средствам дистанционного обучения, основному информационному ресурсу в объеме часов учебного плана, необходимых для освоения соответствующей образовательной программы или ее части. Научная и учебно-методическая помощь слушателям осуществляется через консультирование квалифицированными преподавателями с использованием средств телекоммуникаций.

«Дистанционный слушатель» по зачислении на занятия получает комплект материалов, в который входят учебники, тексты лекций, задания для самостоятельной работы и другие методические материалы на разных носителях: традиционных бумажных, Ой, аудио- и видеоносителях.

Текущий контроль и промежуточная аттестация проводятся как традиционными методами, так и с использованием компьютерных или иных средств. Обязательная итоговая аттестация осуществляется в традиционной форме.

Готовность к использованию новых форм обучения определяется исходя из наличия:

электронных учебно-методических комплектов по каждой учебной дисциплине либо специальных кейсов (индивидуальных комплектов);

учебно-методических материалов с использованием мультимедиасредств;

специальной корпоративной информационной системы документооборота, полностью обеспечивающей администрирование образовательного процесса;

преподавателей, целенаправленно подготовленных для работы в новой информационно-образовательной среде;

специализированных (в том числе электронных) форм проверки знаний обучающихся.

Большое значение при дистанционном обучении имеет переход на гибкие модульные программы, поскольку в основу виртуально-тренинговой технологии положен модульный принцип, предполагающий разделение учебной дисциплины на логически замкнутые единицы, называемые «модулями».

Перечень учебных занятий по каждому модулю включает в себя просмотр учебного видеофильма, видеолекции или слайд-лекции; прослушивание аудиолекций; изучение рабочего учебника; глоссарный тренинг; коллективный тренинг (активные семинары); профессиональное лабораторное занятие; работу в компьютерном читальном зале (электронной библиотеке) и работу в традиционной библиотеке; выполнение самостоятельной работы и ее контроль; алгоритмическое усвоение умений; модульное тестирование.

Одна из ключевых фигур в организации дистанционного обучения -преподаватель. При выборе дисциплин по некоторым специальностям для полного или частичного дистанционного обучения следует учитывать, есть ли у преподавателей, читающих определенный курс, мотив, желание овладеть новыми технологиями. Это должны быть преподаватели, способные создавать учебные курсы с использованием информационных технологий и обучать по интерактивным компьютерным учебным программам в рамках утвержденных учебных планов.

Кроме преподавателей, важнейшими участниками реализации дистанционного обучения являются специалисты, отвечающие за разработку средств учебного назначения - программисты и WEB-дизайнеры, принимающие участие в создании мультимедийных продуктов учебного назначения, руководители проектов по созданию курсов дистанционного обучения на основе 1п!егпе!-технологий.

Непосредственными участниками дистанционного обучения являются слушатели. При внедрении дистанционного обучения важно учитывать уровень их готовности к восприятию новой образовательной технологии, наличие доступа к компьютерам, уровень владения компьютерной грамотой, который необходим для обучения посредством электронных обучающих систем.

Важным моментом дистанционного обучения является осмысление процесса администрирования и форм контроля за учебным процессом. Кроме того, следует разработать систему постоянного мониторинга

качества усвоения знаний обучающимися. Мониторинг может быть реализован посредством электронного тестирования с оригинальным инструментарием. Учет результатов учебного процесса и внутреннее делопроизводство ведется в электронном виде в соответствии с положениями Федерального закона «Об электронной цифровой подписи» [2].

Один из примеров развития и применения технологий дистанционного обучения - система подготовки кадров для государственной службы и местного самоуправления России. Под руководством Российской академии государственной службы при Президенте РФ (РАГС) и при активном участии региональных академий, в том числе и Поволжской академии государственной службы имени П.А. Столыпина (ПАГС), разрабатываются и успешно применяются электронные информационно-образовательные программы дистанционного обучения. Развитие коммуникаций и заинтересованность государственных и муниципальных служащих приводит к тому, что дистанционное обучение получает все большую популярность среди данной категории слушателей. Аналогичные методы обучения применяют и другие учебные заведения.

На рынке образовательных услуг и продуктов уже сегодня учебными заведениями достаточно широко заявлены обучающие программы по самым различным направлениям подготовки с применением дистанционных образовательных технологий. Их количество, несомненно, будет расти, а стоимость уменьшаться, что приведет к расширению доступа к образовательным услугам. Таким образом, применение дистанционного обучения является перспективной образовательной технологией, качественно изменяющей форму и содержание образовательного процесса.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18 декабря 2002 г. № 4452 «Об утверждении методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации». Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 декабря 2002 г. № 4071.

2. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.