ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
БОГАТЫРЕВА Галина Антоновна -
кандидат
экономических наук, профессор
Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина
РАКЕВИЧ Илона Владимировна -
кандидат
экономических наук, проректор по ДПО и взаимодействию с органами власти -директор ИППК ПАГС
РЫБАЛКИН
Андрей
Анатольевич -
начальник отдела маркетинга и инновационных образовательных технологий ИДПО ПАГС
ПРИМЕНЕНИЕ
ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ
ОБУЧЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
СЛУЖАЩИХ
ПРИ ПОЛУЧЕНИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Г. А. Богатырева, И.В. Ракевич, А.А. Рыбалкин
В„
/опросы организации обучения при получении дополнительного профессионального образования нуждаются в постоянном совершенствовании, что предопределяется необходимостью наращивания профессионализма участников образовательного процесса, стремлением к достижению современного уровня качества образо-
вания, повышением эффективности процесса подготовки государственных и муниципальных служащих. Данные задачи предполагают постоянный мониторинг и модернизацию системы подачи материала посредством сочетания традиционных и инновационных форм и методов осуществления учебного процесса.
Реализация традиционного направления требует повышения теоретического уровня проводимых занятий, усиления акцента в преподавании дисциплин на правовую, управленческую и экономическую составляющую в жизни современной России, углубленного освещения реформ и деятельности органов государственного и муниципального управления. В связи с этим необходимо совершенствование методики проведения всех видов занятий, повышение качества методических материалов, развитие новых форм организации самостоятельной работы слушателей. Обучаемые, как правило, имеют значительный опыт работы и желают получать новые знания, которые смогут незамедлительно применить в своей деятельности. Поэтому при реализации программ дополнительного профессионального образования требуется высокий уровень профессорско-преподавательского состава.
Важными элементами являются формирование единого подхода к оценке качества переподготовки специалистов, контроль уровня знаний, повышение требований при текущей аттестации, что зависит от научного и педагогического мастерства и ответственности преподавателей. Представляется, что каждый преподаватель, участвующий в учебном процессе дополнительного профессионального образования, должен располагать авторским курсом лекций, собственными методическими материалами и учебно-методическими пособиями по конкретной дисциплине, а также определять, в каких знаниях и навыках нуждается обучаемый и в чем состоит особенность подготовки специал истов и слушателей федерального, регионального и муниципального уровней.
Второе, инновационное, направление связано с развитием современных форм организации обучения, необходимость внедрения которых диктуется потребностью в повышении качества образовательных услуг и продуктов: доступ слушателей к информационным ресурсам, аналитическим материалам, создание на основе современных информационных технологий интерактивных электронных обучающих систем. Развитие инновационных форм организации обучения исходит из целесообразности и возможности внедрения передовых образовательных технологий, связанных и с применением дистанционного обучения.
Цель дистанционного обучения - приблизить образовательную информацию к тем обучающимся, которые в ней нуждаются, но по ка-
ким-либо причинам не могут быть участниками традиционной формы обучения в аудитории. Дистанционное обучение (обучение на расстоянии) называют «образовательной системой XXI века», поскольку именно этот вид обучения более гибок, проще вписывается в динамичную современную жизнь общества, позволяет учиться по возможности в темпе и в сроки, которые выбрал сам обучающийся.
Следует заметить, что продолжительность обучения или сроки выполнения периодичных контрольных заданий обучаемым должны быть определены учебным заведением. Обучение, к примеру, по программе повышения квалификации в объеме 72 учебных часов не может продолжаться в течение года. С точки зрения здравого смысла это неэффективно. Учебным заведением предлагается стратегический план приобретения знаний обучаемым, к которому остается самостоятельно разработать тактический план освоения учебного материала.
Дистанционное обучение с применением информационных технологий и заочное обучение - не одно и то же. Дистанционное обучение не является альтернативой традиционной или заочной форме обучения, поскольку не заменяет и не вытесняет их. Речь идет о реализации другой, принципиально новой формы - 1п!егпе!-обучении (Е-!еагтпд).
При заочном обучении устанавливаются общие для всех обучаемых требования и необходимость их присутствия в аудитории в указанные сроки; дистанционное же обучение подразумевает, как правило, индивидуальный подход к каждому обучаемому. Слушатель прикрепляется к преподавателю-консультанту, задача которого курировать обучение, обеспечивать консультирование по сложным темам и вопросам, проверять письменные работы, готовить к текущим экзаменам, итоговой государственной аттестации, активно используя при этом все доступные телекоммуникационные каналы обмена информацией.
Эффективность дистанционного обучения основана на высокой самомотивации обучаемых к освоению учебного материала. Слушатели сами ощущают необходимость дальнейшего обучения. Вместе с тем существует жесткая отчетность за каждый пройденный раздел курса. Обучающийся должен отчитываться перед преподавателем, и пока этого не произойдет, продвигаться в обучении он не может. Целесообразным представляется включение в дистанционное освоение курса обязательной очной сессии для сдачи промежуточных экзаменов.
В связи с ростом популярности применения дистанционного обучения учебными заведениями государство, стремясь обеспечить качество подготовки специалистов, совершенствует законодательную базу применения дистанционного обучения в учебном процессе. Одним из ос-
новных документов, регламентирующим данный процесс, является приказ Минобразования России «Об утверждении методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования РФ» [1]. В соответствии с приказом основные дистанционные образовательные технологии, которые могут быть использованы при переподготовке специалистов, - это кейсовая, 1п!егпе! и телекоммуникационная технологии. При этом можно реализовать одну или несколько образовательных программ с использованием в частичном или полном объеме курса дистанционного обучения.
Сегодня стало возможным создавать интерактивные обучающие программы, в процессе работы с которыми обучаемый может оперативно получать оценку своих действий благодаря заложенным в них алгоритмам. Применение системы перекрестных ссылок или «гипертекста» позволяет в процессе работы с учебным материалом перейти на подраздел, раскрывающий значение какого-либо термина или определения. Если обучаемый знаком с прочитанным материалом, он продолжает изучение. Если материал для него новый, он может более подробно остановиться на нем, обратившись с помощью гиперссылки по данному разделу к разъяснению. Другие возможности мультимедиа (аудио- и видеосопровождение), позволяющие дополнять учебные текстовые материалы, несомненно, только повышают эффективность обучения, делая процесс, где это возможно, более наглядным.
Несмотря на многие преимущества применения информационных технологий в учебном процессе, дистанционное обучение никогда не заменит старого, испытанного веками контакта между преподавателем и обучаемым, основанного на эмоциональном и визуальном их взаимодействии. Но там, где это возможно, например, при реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, информационные технологии в процессе обучения будут год от года все более востребованы.
Что касается других учебных программ, то применение информационных технологий и дистанционного обучения позволяют гармонично дополнять все существующие способы донесения знаний, повышая эффективность обучения и сокращая время, затрачиваемое на этот процесс.
Лицам, поступающим в учебные учреждения на обучение по образовательным программам, реализация которых осуществляется с использованием в полном объеме дистанционного обучения, предлагается ознакомиться с этими условиями. Права и обязанности обучающихся, осваивающих образовательные программы с использованием дистанци-
онного обучения, определяются законодательством Российской Федерации в соответствии с той формой получения образования, на какую они зачислены.
Средствами дистанционного обучения (наряду с традиционными информационными ресурсами) являются:
специализированные учебники с мультимедиа-сопровождением; электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия;
тренинговые компьютерные программы; компьютерные лабораторные практикумы; контрольно-тестирующие комплексы; учебные аудиолекции; аудиотренинговые записи;
другие материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи.
При дистанционном обучении каждому слушателю предоставляется возможность доступа к средствам дистанционного обучения, основному информационному ресурсу в объеме часов учебного плана, необходимых для освоения соответствующей образовательной программы или ее части. Научная и учебно-методическая помощь слушателям осуществляется через консультирование квалифицированными преподавателями с использованием средств телекоммуникаций.
«Дистанционный слушатель» по зачислении на занятия получает комплект материалов, в который входят учебники, тексты лекций, задания для самостоятельной работы и другие методические материалы на разных носителях: традиционных бумажных, Ой, аудио- и видеоносителях.
Текущий контроль и промежуточная аттестация проводятся как традиционными методами, так и с использованием компьютерных или иных средств. Обязательная итоговая аттестация осуществляется в традиционной форме.
Готовность к использованию новых форм обучения определяется исходя из наличия:
электронных учебно-методических комплектов по каждой учебной дисциплине либо специальных кейсов (индивидуальных комплектов);
учебно-методических материалов с использованием мультимедиасредств;
специальной корпоративной информационной системы документооборота, полностью обеспечивающей администрирование образовательного процесса;
преподавателей, целенаправленно подготовленных для работы в новой информационно-образовательной среде;
специализированных (в том числе электронных) форм проверки знаний обучающихся.
Большое значение при дистанционном обучении имеет переход на гибкие модульные программы, поскольку в основу виртуально-тренинговой технологии положен модульный принцип, предполагающий разделение учебной дисциплины на логически замкнутые единицы, называемые «модулями».
Перечень учебных занятий по каждому модулю включает в себя просмотр учебного видеофильма, видеолекции или слайд-лекции; прослушивание аудиолекций; изучение рабочего учебника; глоссарный тренинг; коллективный тренинг (активные семинары); профессиональное лабораторное занятие; работу в компьютерном читальном зале (электронной библиотеке) и работу в традиционной библиотеке; выполнение самостоятельной работы и ее контроль; алгоритмическое усвоение умений; модульное тестирование.
Одна из ключевых фигур в организации дистанционного обучения -преподаватель. При выборе дисциплин по некоторым специальностям для полного или частичного дистанционного обучения следует учитывать, есть ли у преподавателей, читающих определенный курс, мотив, желание овладеть новыми технологиями. Это должны быть преподаватели, способные создавать учебные курсы с использованием информационных технологий и обучать по интерактивным компьютерным учебным программам в рамках утвержденных учебных планов.
Кроме преподавателей, важнейшими участниками реализации дистанционного обучения являются специалисты, отвечающие за разработку средств учебного назначения - программисты и WEB-дизайнеры, принимающие участие в создании мультимедийных продуктов учебного назначения, руководители проектов по созданию курсов дистанционного обучения на основе 1п!егпе!-технологий.
Непосредственными участниками дистанционного обучения являются слушатели. При внедрении дистанционного обучения важно учитывать уровень их готовности к восприятию новой образовательной технологии, наличие доступа к компьютерам, уровень владения компьютерной грамотой, который необходим для обучения посредством электронных обучающих систем.
Важным моментом дистанционного обучения является осмысление процесса администрирования и форм контроля за учебным процессом. Кроме того, следует разработать систему постоянного мониторинга
качества усвоения знаний обучающимися. Мониторинг может быть реализован посредством электронного тестирования с оригинальным инструментарием. Учет результатов учебного процесса и внутреннее делопроизводство ведется в электронном виде в соответствии с положениями Федерального закона «Об электронной цифровой подписи» [2].
Один из примеров развития и применения технологий дистанционного обучения - система подготовки кадров для государственной службы и местного самоуправления России. Под руководством Российской академии государственной службы при Президенте РФ (РАГС) и при активном участии региональных академий, в том числе и Поволжской академии государственной службы имени П.А. Столыпина (ПАГС), разрабатываются и успешно применяются электронные информационно-образовательные программы дистанционного обучения. Развитие коммуникаций и заинтересованность государственных и муниципальных служащих приводит к тому, что дистанционное обучение получает все большую популярность среди данной категории слушателей. Аналогичные методы обучения применяют и другие учебные заведения.
На рынке образовательных услуг и продуктов уже сегодня учебными заведениями достаточно широко заявлены обучающие программы по самым различным направлениям подготовки с применением дистанционных образовательных технологий. Их количество, несомненно, будет расти, а стоимость уменьшаться, что приведет к расширению доступа к образовательным услугам. Таким образом, применение дистанционного обучения является перспективной образовательной технологией, качественно изменяющей форму и содержание образовательного процесса.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18 декабря 2002 г. № 4452 «Об утверждении методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации». Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 декабря 2002 г. № 4071.
2. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 127.