Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационная грамотность / цифровизация / цифровые технологии / обучающиеся / information literacy / digitalization / digital technologies / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л Р. Уматгериева, М Р. Мирзаева

Данная статья посвящена развитию информационной грамотности студентов среднего профессионального образования. В ней представлена схема, которая демонстрирует шаги и методы, необходимые для успешного развития цифровых навыков у студентов. Приводятся выводы о важности повышения цифровых инструментов в образовательном процессе. Анализируются организационные формы и новые методы ведения учебного процесса в условиях цифровой трансформации и цифровой экономики. Приводятся результаты национального исследования цифровой грамотности педагогов в сравнении с другими социальными группами населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING INFORMATION TECHNOLOGY IN STUDENT EDUCATION TO IMPROVE THE EFFECTIVENESS OF THE LEARNING PROCESS

This article is devoted to the development of information literacy of students of secondary vocational education. It provides a framework that demonstrates the steps and techniques needed to successfully develop digital skills in students. Conclusions are given about the importance of enhancing digital tools in the educational process. Organizational forms and new methods of conducting the educational process in the context of digital transformation and the digital economy are analyzed. The results of a national study of digital literacy of teachers in comparison with other social groups of the population are presented.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ»

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

СТУДЕНТОВ

Л.Р. Уматгериева М.Р. Мирзаева

Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. Милли-онщикова

(Россия, г. Грозный)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-2-133-135

Аннотация. Данная статья посвящена развитию информационной грамотности студентов среднего профессионального образования. В ней представлена схема, которая демонстрирует шаги и методы, необходимые для успешного развития цифровых навыков у студентов. Приводятся выводы о важности повышения цифровых инструментов в образовательном процессе. Анализируются организационные формы и новые методы ведения учебного процесса в условиях цифровой трансформации и цифровой экономики. Приводятся результаты национального исследования цифровой грамотности педагогов в сравнении с другими социальными группами населения.

Ключевые слова: информационная грамотность, цифровизация, цифровые технологии, обучающиеся.

В современном мире информационные технологии прочно вошли в нашу повседневную жизнь, меняя ее навсегда. Умение эффективно работать с информацией стало неотъемлемой частью успешной карьеры и активной жизни в целом. Поэтому информационное образование студентов становится все более важным аспектом образовательного процесса.

Один из способов использования информационных технологий - это превращение традиционных бумажных учебников в электронный вариант, что позволяет студентам легче и быстрее ориентироваться в материалах и находить необходимую информацию. Кроме того, информационные технологии могут быть использованы для создания онлайн-платформ, где студенты могут обмениваться знаниями и опытом, а также для проведения онлайн-тестов и экспериментов. Также информационные технологии могут быть использованы для создания мобильных приложений, которые помогут студентам управлять своим временем и улучшить организацию учебного процесса.

Онлайн-платформы для студентов предлагают широкий спектр возможностей, включая образовательные курсы, он-лайн-библиотеки, форумы для обсуждения

и совместной работы, а также инструменты для управления учебным процессом.

Согласно исследованиям, в 2023 году объем российского рынка образовательных технологий составил 118 млрд рублей, что более чем втрое превышает показатель 2019 года в 35 млрд рублей. Расходы на БёТесЬ-решения в России по сравнению с 2022 годом увеличились на 34%. Эксперты считают, что рост рынка связан с увеличением стоимости обучения и увеличением числа обучающихся. Создание образовательного контента трудоемко и затратно, поскольку в процессе нужны программисты, методологи, преподаватели и другие специалисты. Увеличение числа обучающихся объясняется желанием людей сменить профессию или получить повышение квалификации для карьерного роста и увеличения дохода [8, 2].

Увеличение спроса на образовательные технологии на российском рынке связывается с ростом цен на услуги обучения и увеличением числа студентов. Эксперты отмечают, что создание учебного материала требует значительных затрат, так как до 60% всех расходов уходит на оплату труда персонала, включая программистов, методологов и преподавателей. В последние годы увеличилось число людей, стремя-

щихся изменить профессию или повысить свою квалификацию, что также способствует росту спроса на образовательные технологии. Как результат, рынок образовательных технологий в России ощущает значительный подъем [5].

Информационное образование предполагает не просто умение пользоваться компьютером и интернетом, а широкий спектр навыков и знаний, связанных с обработкой, анализом и передачей информации. Современные студенты должны уметь оценивать информацию, фильтровать ее, отличать достоверные данные от фейковых, а также уметь создавать и распространять информацию самостоятельно [4].

«Студентам необходимо учиться, чтобы быть готовыми к изменениям в мире, которые происходят из-за развития технологий» - Марк Зукерберг [7]. Исходя из выше сказанного, студенты должны уметь анализировать информацию, проводить самостоятельное исследование, делать выводы и строить логически обоснованные аргументы. Также важно научить студентов работать с различными источниками информации, уметь эффективно ее искать, оценивать качество и достоверность источников.

Таким образом, информационное образование студентов играет все более важную роль в современном мире. Оно помогает студентам не только эффективно использовать доступные ресурсы и технологии, но и развивать критическое мышление, аналитические способности и коммуникативные навыки. Именно поэтому в современном образовании все больше внимания уделяется информационному образованию студентов [6, 5].

Наконец, информационное образование способствует формированию информационной культуры у студентов. Это включает в себя не только знание основных принципов работы с информацией, но и уважение к интеллектуальной собственности, этичные принципы в обращении с информацией, а также ответственность за свои действия в сети. Все это важно для формирования ценностей и норм поведения в информационном обществе.

Информационное образование также играет важную роль в формировании у студентов критического мышления. Умение анализировать информацию, выявлять ложные утверждения и проводить свою собственную оценку источников становится все более важным в цифровом мире, где доступ к информации многократно увеличен. Эти навыки не только помогают студентам принимать обоснованные решения, но и защищают их от манипуляций и дезинформации [1, 3].

Кроме того, информационное образование способствует развитию коммуникативных навыков у студентов. Взаимодействие с информацией требует умения выразить свои мысли четко и аргументированно, а также умения слушать и понимать точки зрения других. Эти навыки не только помогают студентам успешно общаться в учебных и профессиональных средах, но и способствуют развитию их лидерских качеств и способности эффективно работать в команде.

Наконец, информационное образование стимулирует студентов к постоянному самообучению и самосовершенствованию. В мире, где знания и технологии меняются с каждым днем, важно уметь постоянно обновлять свои знания и навыки, чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке труда. Информационное образование обучает студентов не только управлять текущей информацией, но и постоянно расширять свой кругозор и стремиться к профессиональному росту [6].

Информационное образование также помогает студентам развивать навыки саморегуляции и самоконтроля. Умение фильтровать информацию, оценивать ее и принимать обоснованные решения способствует лучшему пониманию собственных потребностей и целей. Это важно не только для успеха в учебе, но и для личностного роста и сформирования здоровой самооценки.

Кроме того, информационное образование обучает студентов эффективно общаться и сотрудничать в информационном пространстве. Это позволяет им успешно взаимодействовать как в учебной среде, так и в профессиональной деятельности.

Информационное образование также способными на рынке труда и успешно способствует развитию цифровой грамот- адаптироваться к постоянно меняющейся ности у студентов. Умение эффективно цифровой среде. Таким образом, инфор-пользоваться различными цифровыми ин- мационное образование играет важную струментами и технологиями становится роль в формировании комплекса навыков, неотъемлемой частью их повседневной необходимых для успешной жизни и рабо-жизни. Это помогает им быть конкуренто- ты в современном мире.

Библиографический список

1. Аналитический отчет к III Международной конференции «Больше чем обучение: Как развивать цифровые навыки?» // Журнал EduTech. - 2018. - № 10 (22). - С. 42.

2. Лебедева М.Б. Цифровая грамотность субъектов образовательного процесса / М.Б. Лебедева // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Личность. Общество. Образование». - Санкт-Петербург: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2019. -С. 407-414.

3. Савина А.Г. Актуализация понятия «цифровая грамотность» в контексте формирования национального цифрового пространства РФ / А.Г. Савина, Л.И. Малявкина, Л.И. Шмаркова. Текст: непосредственный // Журнал «Вестник Орел ГИЭТ». - 2018. -№ 1 (43). - С. 80.

4. Кузьмин М.Н. Развитие грамотности населения и модернизация общества / // Мир образования - образование в мире. - 2008. - № 2. - С. 120-126.

5. Сафрончук М. В. Цифровая поступь революции (четвертая промышленная революция и цифровая трансформация) // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2017. -№ 11. Т. 5. - С. 52-56.

6. Русина А.С. Формирование электоральной грамотности у обучающихся в образовательных организациях: дис. канд. пед. наук. - Саратов, 2020. - 250 с.

USING INFORMATION TECHNOLOGY IN STUDENT EDUCATION TO IMPROVE THE EFFECTIVENESS OF THE LEARNING PROCESS

L.R. Umatgerieva M.R. Mirzayeva

Grozny State Petroleum Technical University named after acad. Millionshchikova (Russia, Grozny)

Abstract. This article is devoted to the development of information literacy of students of secondary vocational education. It provides a framework that demonstrates the steps and techniques needed to successfully develop digital skills in students. Conclusions are given about the importance of enhancing digital tools in the educational process. Organizational forms and new methods of conducting the educational process in the context of digital transformation and the digital economy are analyzed. The results of a national study of digital literacy of teachers in comparison with other social groups of the population are presented.

Keywords: information literacy, digitalization, digital technologies, students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.