Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ'

К ВОПРОСУ О ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
194
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ / ЦИФРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Захарова Анастасия Сергеевна

В статье рассмотрены основные аспекты цифровой грамотности в целом, структура понятия «цифровая грамотность», а также обоснована значимость цифровой грамотности для такой группы, как студенты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOWARDS DIGITAL LITERACY FOR STUDENTS

The article discusses the main aspects of digital literacy in general, the structure of the concept of digital literacy, and justifies the importance of digital literacy for a group such as students.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ»

К вопросу о цифровой грамотности студентов Towards digital literacy for students

Захарова Анастасия Сергеевна

Студент 2 курса

Институт общественных наук и массовых коммуникаций Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Россия, г. Белгород e-mail: nastiazakharova12051998@gmail.com

Zakharova Anastasia Sergeevna

Student 2 term

Institute of Social Sciences and Mass Communications

Belgorod State University Russia, Belgorod e-mail: nastiazakharova12051998@gmail.com

Научный руководитель Кисиленко Анастасия Владимировна

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и организации работы с молодежью, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Россия, г. Белгород

Scientific adviser Kisilenko Anastasia Vladimirovna

candidate of sociological sciences, assistant professor of the department of sociology and youth work organization

Belgorod State University Russia, Belgorod

Аннотация.

В статье рассмотрены основные аспекты цифровой грамотности в целом, структура понятия «цифровая грамотность», а также обоснована значимость цифровой грамотности для такой группы, как студенты.

Annotation.

The article discusses the main aspects of digital literacy in general, the structure of the concept of digital literacy, and justifies the importance of digital literacy for a group such as students.

Ключевые слова: цифровая грамотность, цифровые навыки, цифровая безопасность, информационная грамотность.

Key words: digital literacy, digital skills, digital security, information literacy.

Цифровая грамотность относится к набору знаний и навыков, необходимых для безопасного и эффективного использования цифровых инструментов. Он включает в себя возможность доступа, оценки и передачи информации через цифровые платформы, а также способность использовать цифровые устройства и понимать современные технологии и их безопасное и эффективное использование. В современном мире, где цифровые технологии вездесущи и быстро меняются, цифровая грамотность становится все более важной для людей, чтобы ориентироваться и добиваться успеха в различных аспектах жизни, включая образование, работу и личное общение.

Примеры навыков и компетенций в области цифровой грамотности включают базовые компьютерные навыки, такие как набор текста и использование программных приложений, а также более продвинутые навыки, такие как программирование, анализ данных или цифровая безопасность. Кроме того, цифровая грамотность включает в себя понимание того, как ориентироваться и использовать различные цифровые платформы, включая

социальные сети, онлайн-базы данных и веб-сайты электронной коммерции. Пандемия СОУГО-19 еще больше подчеркнула важность цифровой грамотности, поскольку удаленная работа и онлайн-обучение стали более распространенными [4].

По данным аналитического центра НАФИ в пандемию значительно вырос уровень цифровой грамотности россиян. Так, в 2018 году он составлял 52%, а к 2020 году составил 58%. С этого момента стремительный рост данного показателя лишь продолжался: в 2021 году он вырос на 6 процентных пунктов, а к окончанию 2022 года - еще на 7 процентных пунктов и составил 71% [2].

Более того, положительная динамика наблюдается и для доли россиян, обладающих продвинутым и базовым уровнем цифровой грамотности (с 27% до 29% для первых и с 66% до 69% для вторых). Сократилась доля населения, чей уровень цифровой грамотности низкий (с 7 до 2%).

В сегодняшнюю цифровую эпоху цифровая грамотность необходима людям для полноценного участия в жизни общества и доступа к различным возможностям. Для людей важно постоянно развивать свои навыки цифровой грамотности, чтобы не отставать от постоянно меняющегося цифрового ландшафта. Кроме того, цифровая грамотность играет решающую роль в преодолении цифрового разрыва и продвижении цифровой интеграции, обеспечивая всем равный доступ к цифровым технологиям и возможностям, которые они предоставляют. В целом, цифровая грамотность - это важнейший набор навыков, которым люди должны обладать, чтобы преуспеть в современном цифровом мире.

Актуальность проблемы цифровой грамотности для студентов невозможно переоценить:

1) Цифровая грамотность играет важную роль для успешной деятельности в академической среде. Современное образование все больше основывается на использовании информационных и коммуникационных технологий. Цифровая грамотность позволяет студентам эффективно искать, оценивать и использовать информацию из различных цифровых источников для выполнения заданий, проектов и исследований. Это способствует повышению их академической успеваемости и качества работы.

2) Получая профессиональное образование, студенты должны приобретать навыки, необходимые в будущей карьере. По мнению А. Б. Кознова «Рынок труда является наиболее чувствительным индикатором изменений, происходящих в рыночной экономике, и подвергается очень существенному изменению под влиянием процессов цифровизации». Действительно, современный рынок труда требует от работников умения оперировать цифровыми инструментами и технологиями. Студенческая молодежь находится на этапе становления первичных профессиональных знаний, умений и навыков. Если другие элементы цифровой грамотности можно и необходимо осваивать еще в школьном возрасте, то цифровые навыки, необходимые в профессиональной деятельности, целесообразно развивать, получая профессиональное образование. Цифровая грамотность позволяет студентам развивать навыки, которые будут необходимы в их будущих профессиональных областях. Она обеспечивает конкурентное преимущество на рынке труда и открывает возможности для карьерного роста.

3) Стоит обратить внимание на критическое мышление и оценку информации. Цифровая среда предлагает огромное количество информации, но не всегда эта информация достоверна и правдива. Цифровая грамотность помогает студентам развивать критическое мышление и умение критически оценивать информацию из различных источников. Они могут различать факты от мнений, анализировать источники, проверять достоверность информации и принимать информированные решения.

4) Студенты проводят большое количество времени в онлайн-среде в целом и в социальных сетях в частности. Достаточный уровень цифровой грамотности обеспечивает студентам возможность эффективной коммуникации в онлайн-среде.

5) Современном информационном обществе цифровая грамотность является необходимым условием для активного участия в политической, социальной и культурной жизни. Цифровые инструменты и платформы предоставляют возможность выражать свои мнения, влиять на процессы и принимать участие в общественных дебатах и инициативах.

6) Цифровая грамотность способствует развитию творческого мышления и инноваций. Этому способствуют:

- Доступ к ресурсам и инструментам. Цифровая грамотность дает студентам возможность использовать различные цифровые ресурсы и инструменты, такие как графические редакторы, программы для создания музыки, веб-разработка и т.д. Эти инструменты позволяют студентам экспериментировать, воплощать свои идеи в конкретные проекты и расширять свои творческие возможности.

- Взаимодействие, обмен опытом.: Цифровые платформы и сети облегчают взаимодействие. С помощью цифровых инструментов студенты могут участвовать в онлайн-форумах, сообществах и проектах, где они могут взаимодействовать с единомышленниками, получать обратную связь и вдохновляться идеями других людей.

- Исследование и инновации. Достаточный уровень цифровой грамотности позволяет студентам искать и анализировать информацию из различных источников. Это помогает им расширять свои знания и перспективы, искать новые способы решения проблем и создавать инновации.

- Продвижение и самовыражение. Цифровая грамотность дает студентам возможность активно продвигать и делиться своими творческими работами и идеями с помощью цифровых платформ, социальных сетей, видеохостингов и других онлайн-сервисов.

7) В современном мире все больше данных передается и хранится в цифровой форме, и студенты, как основные пользователи цифровых инструментов, должны быть осведомлены о методах защиты своей личной информации, предотвращении кибератак и обеспечении конфиденциальности данных. Цифровая грамотность помогает студентам понимать основные принципы безопасного использования интернета и цифровых технологий.

8) Цифровая грамотность способствует развитию межкультурной коммуникации. В мире, где люди из разных культур и стран могут взаимодействовать в онлайн-среде, понимание цифровых норм и протоколов становится необходимостью. Цифровая грамотность позволяет студентам эффективно общаться, сотрудничать и устанавливать контакты с людьми из различных культур, расширяя свои горизонты и развивая толерантность и уважение к разнообразию.

Несомненно, уровень цифровой грамотности студентов выше в сравнении с другими группами, это подтверждают многочисленные исследования. Так, для работающих показатель в 2022 году составил 68%, для пенсионеров - 65%. Цифровая грамотность студентов находится на уровне 71%. Однако нельзя сказать, что даже внутри этой группы нет отличий: уровень цифровой грамотности может отличаться в зависимости от места проживания (не стоит забывать о проблеме цифрового неравенства) или направления подготовки, по которому проходит обучения. Кроме того, не стоит забывать, что цифровая грамотность включает себя множество аспектов, и стоит стремиться к высокому уровню знаний и навыков по каждому из них.

Можем выделить 5 основных элементов цифровой грамотности:

Техническая грамотность - это не только общее знание и понимание различных цифровых устройств, программного обеспечения и сервисов, но и умение эффективно использовать их. Цифровая техническая грамотность включает в себя знание основных компонентов компьютера, навыки работы с операционными системами, умение устанавливать и настраивать программное обеспечение, а также общее понимание принципов работы сетей и интернета.

Информационная грамотность - это необходимое умение критически оценивать и анализировать информацию, получаемую из различных источников, и принимать решения на основе этой информации. В цифровом контексте информационная грамотность включает в себя способность оценивать достоверность и надежность онлайн-источников, умение фильтровать и организовывать информацию, а также понимание этических и правовых аспектов использования и распространения информации в сети.

Коммуникативная грамотность - это способность эффективно и этично общаться с помощью цифровых средств. Это включает в себя умение писать и отвечать на электронные письма, использовать социальные сети для установления и поддержания контактов, умение проводить видеоконференции и эффективно выражать свои мысли и идеи в цифровом формате. Коммуникативная грамотность также включает понимание различных культурных и социальных аспектов цифровой коммуникации.

Информационная безопасность - это набор технологий, стандартов и методов управления, которые необходимы для сохранения и защиты информации от несанкционированного доступа, повреждения или утечки. В цифровой среде информационная безопасность охватывает такие аспекты, как защита паролей, шифрование данных, установка антивирусного программного обеспечения, осведомленность о потенциальных угрозах безопасности и умение принимать меры по их предотвращению.

Профессиональная цифровая грамотность - это уровень владения цифровыми инструментами, необходимыми для решения задач в рамках профессиональной деятельности. Она включает в себя специфические навыки работы с профессиональным программным обеспечением, понимание цифровых рабочих процессов, умение использовать электронные системы управления, базы данных и другие цифровые инструменты, связанные с конкретной профессией. Профессиональная цифровая грамотность также может включать навыки анализа данных, программирования и работы с большими объемами информации.

Во многих странах мира цифровая грамотность студентов стала приоритетным вопросом, и различные стратегии и программы были разработаны для ее решения. Например, в Европейском союзе была запущена инициатива "Новая навигация в цифровом мире" (Digital Skills and Jobs Coalition), которая нацелена на повышение цифровых навыков и компетенций у граждан Европы, включая студентов. Эта инициатива включает в себя программы обучения, курсы и сертификацию, направленные на развитие цифровых навыков [3].

В Российской федерации действует Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, она является документом, определяющим приоритетные направления развития информационного общества в стране. В рамках Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы Правительство РФ также реализует ряд программ, направленных на повышение цифровой грамотности молодежи. Однако большинство таких программ направлены в большей степени на учащихся общеобразовательных учреждений, чем на студенческую молодежь. Одной из таких программ является создание цифровых образовательных платформ, которые предоставляют учащимся доступ к онлайн-курсам и ресурсам для улучшения их цифровых навыков. Эти платформы разработаны так, чтобы быть удобными и привлекательными для пользователей, облегчая учащимся обучение и развитие цифровой грамотности [1]. Также ВКонтакте и АНО «Цифровая экономика» при поддержке Минобразования России и Минцифры создали видеоролики для обучения школьников цифровой грамотности и правилам поведения в интернете.

Таким образом, развитие цифровой грамотности студентов имеет важное значение для их личностного роста, учебного успеха, будущей карьеры и активного участия в современном обществе. Поэтому существует необходимость разработки и реализации программ по повышению данного показателя именно в студенческой среде.

Список используемой литературы:

1. Бороненко Т. А., Кайсина А. В., Федотова В. С. Развитие цифровой грамотности школьников в условиях создания цифровой образовательной среды // ПНиО. - 2019. - № 2 (38). - С. 167-193.

2. НАФИ. Уровень цифровой грамотности у россиян в 2022 году вырос до 71% [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд. : https://tass.ru/obschestvo/17403315. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.

3. Digital Skills and Jobs Coalition [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд. : https://digital-skills-jobs.europa.eu/en/about/digital-skills-and-jobs-coalition. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.

4. GeekBrains. Цифровая грамотность [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд. : https://gb.ru/posts/cifrovaya-gramotnost-must-have-sredi-navykov. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.