на изменении площади ареала распространения. В этом разделе студентам предлагаются задания следующего характера: отобразить карты в произвольном масштабе; произвести статистическое вычисление на основе различной информации в таблицах; получить информацию о выбранном на карте объекте; найти объект на карте на основе связанной табличной информации.
Тема «Зональные биомы Земли» позволяет студентам разработать различные варианты изменения зональных биомов в связи со степенью континентальное™ климата, построить карты с различным количеством информационных слоев (рельеф, растительность, почвы, животный мир, лекарственные и редкие растения и т.д.). Отдельное занятие посвящено влиянию антропогенных факторов на видовой состав животного и растительного мира. Использование статистических данных, переведённых в графическую форму, позволяет студентам наглядно представить степень воздействия человека на биосферу. На основе анализа, выполненных студентами работ, можно сказать, что работая с различными программными продуктами, студенты овладевают навыками самостоятельной исследовательской работы, становятся более внимательными и усидчивыми, овладевают новыми геоинформационными методами исследования географической науки.
Результаты проведённого исследования показали, что эффективность усвоения студентами знаний и умений в области ГИС зависят от:
• уровня сформированности базовых знаний;
• систематической работы преподавателя по формированию профессиональных знаний и умений студентов;
• правильной постановки заданий с учётом имеющихся у студентов знаний и умений;
• разнообразного сочетания вузовских форм обучения и исключения преобладания одной формы над другой.
Наш, пока еще небольшой, опыт работы с ГИС показывает, что студенты с интересом воспринимают новые для них области использования информационных технологий. Благодаря этому происходит и более полное и прочное усвоение географических и биологических понятий. Таким образом, наиболее полная реализации процесса информатизации образования должна учитывать информационную культуру педагогов, то есть готовность преподавателей к применению информационных технологий в обучении.
1. Калягин И.Н., Михайлов Г.К. Новые информационные технологии и учебная техника /У Высшее образование в России, 1996. № 1. - С. 24-26.
Г.Д. Белькова
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ДИСЦИПЛИНАМ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Белькова Галина Дмитриевна, Международный институт экономики и лингвистики Иркутского государственного университета (г. Иркутск)
Информационные технологии прочно и надолго вошли в жизнь современного общества. Особенно прочно они заняли свои позиции в обучении естественно-научным, техническим дисциплинам, в практической деятельности человека. Однако одной из актуальных проблем является отсутствие специальных, обучающих программ по тем или иным предметам в гумани-
тарном образовании, а также отсутствие информационной культуры. Для интенсификации процесса обучения иностранных учащихся гуманитарным дисциплинам на русском языке необходимо создание нескольких программ по уровням владения учащимися русского языка. Все программы должны строиться по принципу простоты и доступности для использования их при работе не только на занятиях, но и для самостоятельной работы. Для этого необходимо тщательно подойти к выбору тем, определить объект и предмет в соответствии с заранее поставленными целями и задачами. Целью программы должен стать результат: практическое овладение лексикой, основными понятиями, правильное их применение на практике.
Выбор темы должен быть обусловлен ее актуальностью, перспективностью, т.е возможностью использования полученных знаний при обучении выбранной профессии. При создании обучающих программ важно придерживаться строго выбранной методике.
Методика — это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных методов, общего уровня квалификации исследователя.
Составить обучающую программу, методику невозможно:
— во-первых, без уяснения, в каких внешних признаках будет проявляться изучаемое явление, каковы показатели, критерии его развития;
— во-вторых, без соотнесения методов исследования с разнообразными проявлениями исследуемого явления. Только при соблюдении этих условий можно надеяться на создание работающей обучающей программы.
В ходе составления программ в ней должно быть отражено:
— изучаемое явление;
— его основные показатели;
— какие критерии оценки будут применяться;
— какие методы исследования будут использоваться;
— порядок применения тех или иных методов.
Таким образом, методика — это как бы модель исследования, причем развернутая во времени. Определенная совокупность методов продумывается для каждого этапа составлении программ.
Важное значение в работе придается оформлению материаюв подготовленных для составления программ. Однако здесь следует придерживаться общих правил:
— название и содержание тем, а также параграфов должны соответствовать теме занятия и не выходить за ее рамки. Содержание занятия должно исчерпывать тему, а содержание параграфов — занятие в целом;
— первоначально, изучив материал для написания очередного занятия, необходимо продумать его план, идею, систему аргументации и зафиксировать все это письменно, не теряя из виду логики всей работы. Затем провести уточнение, шлифовку отдельных смысловых частей и предложений, сделать необходимые дополнения, перестановки, убрать лишнее, провести редакторскую, стилистическую правку;
— не допускать спешки с окончательной отделкой, взглянуть на материал через некоторое время, дать ему «отлежаться»;
— избегать наукообразности, игры в эрудицию. Стиль изложения должен сочетать в себе научную строгость и деловитость, доступность и выразительность;
— изложение материала должно быть аргументированным, кратким или обстоятельным, развернутым;
— соблюдать авторскую скромность, трезво и объективно оценить свой вклад в создание программы;
— перед тем как оформить чистовой вариант, провести апробацию работы: рецензирование, обсуждение и т. п. Устранить недостатки, выявленные при апробировании.
Для создания обучающих программ по дисциплинам будущей специальности важное значение придается структуре программы.
«Структура (лат. 51гикШга — строение, расположение, порядок) — относительно устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта, инвариантный аспект системы». Она придает жесткость и четкость работе, не дает отклоняться в сторону от поставленной задачи.
Тексты, отобранные для подготовки обучающих программ для иностранных студентов должны, вне всякого сомнения, отличаться своей логичностью. Здесь необходимо избегать наиболее распространенной ошибки - подмену понятия, что приводит к неправильному восприятию отдельных слов, выражений и смысла прочитанного.
Автор статьи надеется на творческое сотрудничество старейших кафедр института (кафедры русского языка и естественных дисциплин) в создании обучающей программы для иностранных студентов по экономической специальности.
1. Методы системного педагогического исследования. -Л., 1990
2. Проблемы методологии научного познания. - М., 1981.
3. Пудалова Е.И. Информационные технологии. Иркутск, 2001.
4. Скопкова Я. Методология и методика педагогических исследований. М., 1999.
Н.Ю. Гончарова ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИИЮ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Гончарова Наталья Юрьевна, старший методист Иркутского института повышения квалификации работников образования (г. Иркутск)
e-mail: ([email protected]
Российское образование на современном этапе своего развития подвергается основательной трансформации по оценке ИКТ-компетентности педагога в качестве одного из основных показателей профессионализма учителя. Изменения социально-экономического уклада жизни россиян привели к смене методологических приоритетов в образовании, и это, в свою очередь, обуславливает решение одной из приоритетных задач образования — подготовка педагогических кадров, способных эффективно, творчески и с энтузиазмом работать в новых, динамичных условиях современной российской действительности.
Задача подготовки педагогических кадров к использованию ИКТ в педагогической деятельности решается на протяжении последнего десятилетия. Однако, лишь немногие педагоги, прошедшие обучение в сфере ИКТ, применяют полученные знания в учебно-воспитательном процессе. Вполне закономерным появляется вопрос: в чем причина медленного внедрения ИКТ педагогами в систему образования? Среди посетителей сайта портача «Информационнокоммуникационные технологии в образовании» (\vw\v.ict.edu.ru) проводился опрос с целью получения ответов на вопрос: в чем состоит, по вашему мнению, основная проблема на пути широкого внедрения ИКТ в сферу образования? В голосовании приняли участие 400 человек, из них: 84 человека в качестве основной проблемы определили недостаточное финансирование,