JiL
Столыпинский ^^Нн^ вестник
Шт
Научная статья Original article УДК 330.336
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОНОМИКЕ НА ПРИМЕРЕ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN THE ECONOMY ON THE EXAMPLE OF THE DEVELOPMENT OF E-COMMERCE
Синюков Денис Владимирович, ИТ специалист, разработчик, БелГУ Белгородский государственный национальный исследовательский университет dnsinyukov@gmail .com
Шамраева Елена Олеговна канд. технических наук, доцент, кафедра информационных систем НИУ БелГУ, г.Белгород
Denis Vladimirovich Sinyukov, FROM specialist, developer, BelSU Belgorod State National Research University dnsinyukov@gmail .com
Shamraeva Elena Olegovna Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Department of Information Systems, NRU BelSU, Belgorod
Аннотация. В данной статье раскрывается роль и особенности цифровизации экономики, являющейся объективной предпосылкой инновационного развития экономической системы государства. Обозначаются особенности использования информационных технологий в экономике, выделены две основные группы развитие электронной коммерции и
международных торгово-денежных отношений. Сделан вывод, что внедрение технических элементов в процесс заключения, реализации торговых соглашений способствует совершенствованию моделей экономической деятельности.
Annotation. Annotation. This article reveals the role and features of the digitalization of the economy, which is an objective prerequisite for the innovative development of the economic system of the state. The features of the use of information technologies in the economy are outlined, two main groups are identified: the development of e-commerce and international trade and monetary relations. It is concluded that the introduction of technical elements in the process of concluding and implementing trade agreements contributes to the improvement of economic activity models.
Ключевые слова: информационные технологии, электронная коммерция, международная торговля, модели экономического взаимодействия, торгово-денежные отношения, использование технических возможностей, экономика, предпринимательство, торговля.
Keywords: information technologies, e-commerce, international trade, models of economic interaction, trade and monetary relations, the use of technical capabilities, economics, entrepreneurship, trade.
Введение
Процессы глобализации и интеграции в последние десятилетия изменили формат международной торговли. Уже несколько десятилетий невозможно представить себе экономику без использования информационно-коммуникационных и компьютерных технологий, способов автоматизации, мер расшифровки больших объемов данных.
Современный этап мирового экономического и социального развития характеризуется использованием технологических возможностей информационных баз данных, аккумулированием крупных объемов передаваемой информации, учета и анализа бизнес-процессов. Дижитализация рассматривается как процесс, базирующийся на применении цифровых
информационно-коммуникационных технологий, функционирование которых направлено на увеличение эффективности общественного производства, поддержание устойчивых темпов роста экономики с целью повышения благосостояния и качества жизни населения.
Важным итогом стало появление, развитие электронной коммерции. Применение технических компонентов в рамках заключения и исполнения торговых соглашений позволяет оптимизировать модели экономического взаимодействия.
Все чаще международная бизнес-коммуникация строится, за счет использования информационно-коммуникационных сетей, например, интернета и иных высокотехнологических средств. Это делает возможным постоянное развитие предпринимательской деятельности в частности и мировой торговли в целом. Повышается оперативность, результативность договорных отношений, а перед участниками торгового оборота возникают новые, более важные задачи (ценные для государств и корпораций).
В последние несколько лет использование информационных технологий в мировой экономике стало неотъемлемым компонентом развития этой сферы отношений между государствами, международными организациями, юридическими и физическими лицами [0]. По мнению зарубежных исследователей, в условиях ориентации трейд-экономики на электронную, дистанционную и интернет-реализацию товаров и услуг - на первое место выходит формирование электронной коммерции. Значимым также является правовое регулирование использование онлайн-ресурсов и современных технологий в электронной торговле.
Чтобы лучше понять, какую роль играет электронная коммерция в международной экономике в актуальных реалиях, необходимо дать подробное определение этого понятия. Электронная коммерция (англ. e-commerce) представляет собой сферу цифровой экономики, которая включает различные финансовые, торговые транзакции, осуществляемые с помощью компьютерных сетей, а также бизнес-процессы, напрямую связанные с выполнением этих
денежных операций [2]. Внедрение информационных технологий в экономику началось с 1960-х годов. Именно тогда стал возможен обмен данными по экономическим процессам, посредством компьютерных технологий.
В течение нескольких десятилетий цифровая экономика активно совершенствовалась. Это повлияло на становление важной в современных условиях электронной коммерции. Новый сектор мировой экономики -электронная торговля позволил увеличить объемы продаж, оптимизировать логистические и транспортные процессы, снизить издержки и нагрузку на сотрудников разных компаний [3]. В настоящее время к преимуществам электронной торговли по сравнению с традиционными способами организации реализации товаров и услуг эксперты относят [4]:
1. минимизация значимости удаленности территориальной локации контрагентов в мировых масштабах;
2. уменьшение затрат на реализацию разных категорий товаров (появились возможности отказа от торговых площадей, снижение количества звеньев дистрибьютерских сетей);
3. повышение оперативности и эффективности доставки продукции как непосредственно продавцом, так и с привлечением третьих лиц;
4. применение информационных технологий для продвижения товаров или услуг, развитие онлайн-маркетинга, а также использование базовых демонстрационных возможностей презентации продукции с помощью современных технологий;
5. организация общего доступа к предложениям от разных продавцов, например, через использование интернет-магазинов, глобальных маркетов и торговых площадок компаний в информационном пространстве (за счет этого формируется неограниченная потребительская аудитория) [5].
Электронная коммерция состоит из четырех глобальных организационных, экономических моделей развития торговой деятельности (с учетом субъективного состава участников. Это модель бизнес-бизнес (В2В), модель бизнес-потребитель (В2С), модель бизнес-администрация или
государство (B2G) и модель потребитель - администрация или государство (C2G) [6].
Согласно международной типологии, также выделяют сегмент потребитель-потребитель (С2С), однако это направление цифровой экономики еще только формируется и достаточно сложно выделить его признаки [7].
В актуальных условиях развитие международной экономики, в том числе торговой деятельности, невозможно без применения информационных и компьютерных технологий [8]. Целесообразно согласиться с позицией отечественного исследователя С.В. Васильева: «электронная коммерция - это не новый вид соглашений, а усовершенствованный способ оформления традиционных обязательств, например, купли-продажи, возмездного оказания услуг, проведения расчетов» [9]. Главным квалифицирующим признаком электронной торговли является особый способ передачи данных при заключении сделок, при этом содержание правоотношений между участниками не меняется. Происходит оптимизация торгово-денежной сферы, развитие международной экономики через актуальные инструменты и меры поддержания коммуникации между всеми заинтересованными сторонами договорных отношений [10].
Заключение
В текущее время применение информационных технологий в экономике признается ключевым элементом развития данной сферы общественных отношений, а электронная коммерция является лишь отражением актуальных условий совершенствования финансовых, торгово-денежных процессов. Электронная коммерция - это экономическая концепция или бизнес-модель, которая требуется должного правового регулирования и безостановочного развития информационных технологий, чтобы данное направление продолжало совершенствоваться, улучшать условия заключения торговых сделок между частными лицами, государствами и международными компаниями.
Список источников информации 1. Царев В.В., Кантарович А.А. Электронная коммерция. СПб.: Питер, 2002.;
2. Беляева H.A. Продажа билетов через Интернет // Налоги (газета). 2006. № 45.;
3. Козинец Н.В. Эволюция правового регулирования трансграничной электронной торговли в законодательстве США // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 9. С. 195-202.;
4. Миненкова Н.В. Международно-правовое и национально-правовое регулирование электронной торговли: Автореф. дис... канд. юрид. наук. М.,
2009.;
5. Мальшина H.A. Управление потоковыми процессами в индустрии сервиса и туризма в условиях развития е-коммерциализации экономики // Вестник Поволжской академии государственной службы имени П.А. Столыпина.
2010. № 2. С. 166-171.;
6. Карев Я.А. Правовое регулирование использования электронных документов в договорных отношениях: анализ основных понятий // Актуальные проблемы международного частного и гражданского права. К 80-летию В.А. Кабатова: Сборник статей / Под ред. С.Н. Лебедева. Статут, 2006. С. 202-215.;
7. Рассолов И.М. Правовые проблемы электронной торговли: цивилистическое исследование. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2010.;
8. Андреева А.Ю. Электронная торговля: проблемы и перспективы // T-comm: телекоммуникации и транспорт. 2009. № S3. С. 53-58.;
9. Васильев C.B. Правовое регулирование электронной коммерции // Сб. статей «Актуальные проблемы гражданского права». Вып. 4. M., 2002. С. 306-310.;
10. Кулик Т.Ю. Правовая природа электронной коммерции // Правовые вопросы связи. 2006. № 2. С. 36-39.
List of information sources
1. Tsarev V.V., Kantarovich A.A. Electronic commerce. St. Petersburg: St. Petersburg, 2002.;
2. Belyaeva H.A. Ticket sales via the Internet // Taxes (newspaper). 2006. No. 45.;
3. Kozinets N.V. Evolution of legal regulation of cross-border electronic commerce in U.S. legislation // Actual problems of Russian law. 2015. No. 9. pp. 195-202.;
4. Minenkova N.V. International legal and national legal regulation of electronic commerce: Abstract... Cand. Jurid. M., 2009.;
5. Malshina H.A. Management of flow processes in the service and tourism industry in the context of the development of e-commercialization of the economy // Bulletin of the Volga Region Academy of Public Administration named after P.A. Stolypin. 2010. No. 2. pp. 166-171.;
6. Karev Ya.A. Legal regulation of the use of electronic documents in contractual relations: analysis of basic concepts // Actual problems of private international and civil law. To the 80th anniversary of V.A. Kabatov: A collection of articles / Edited by S.N. Lebedev. Statute, 2006. pp. 202-215.;
7. Rassolov I.M. Legal problems of electronic commerce: a civilistic study. M.: UNITY DANA, 2010.;
8. Andreeva A.Yu. Electronic commerce: problems and prospects // T-comm: telecommunications and transport. 2009. № S3. pp. 53-58.;
9. Vasiliev C.B. Legal regulation of electronic commerce // Collection of articles "Actual problems of civil law". Issue 4. M., 2002. pp. 306-310.;
10. Kulik T.Y. The legal nature of e-commerce // Legal issues of communication. 2006. No. 2. pp. 36-39.
© Синюков Д.В., 2024 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №10/2024.
Для цитирования: Синюков Д.В. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОНОМИКЕ НА ПРИМЕРЕ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ//Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №10/2024