Научная статья на тему 'Состояние международной политики в области цифровой торговли в процессе международной экономической интеграции'

Состояние международной политики в области цифровой торговли в процессе международной экономической интеграции Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
18
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая экономика / цифровая торговля / регулирование цифровой торговли / цифровая политика / индексы цифровизации / digital economy / digital trade / digital trade regulation / digital policy / digitalization indices

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Фэн Шухань

В данной статье рассматриваются основные вопросы международной политики в области цифровой торговли в условиях экономической интеграции в мировой экономике. Целью данной статьи является изучение аспектов международной политики в сфере стремительно развивающейся цифровизации и ее влияние на развитие цифровой торговли в современных реалиях экономического развития. На основании данной цели мы сформулировали основные задачи исследования: обозначить состояние международной цифровой торговли и ее регулирования в области цифровой торговли; описать влияние цифровизации и использования инновационных технологий в развитии цифровой торговли; проанализировать основные тенденции развития цифровой торговли в условиях международного экономического сотрудничества. В ходе нашего исследования мы использовали сравнительный анализ литературы, методы обобщения и интерпретации результатов. В результате исследования мы пришли к следующему выводу: мы оценили степень воздействия цифровизации на международную цифровую торговлю, став причиной ее стремительного роста; при этом цифровая торговля становится альтернативой традиционного обмена товаров на международном рынке, где снижаются издержки международной торговли; развитие цифровой торговли ведет к развитию малых и средних предприятий, которые быстро встраиваются в процесс торговых цифровых платформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The state of international digital trade policy in the process of international economic integration

This article explores the key issues of international policy in the realm of digital commerce in the context of economic integration in the global economy. The aim of this article is to investigate the aspects of international policy in the field of rapidly advancing digitization and its influence on the development of digital commerce in the contemporary context of economic progress. To achieve this objective, we have formulated the following key objectives: to delineate the state of international digital commerce and its regulation in the realm of digital commerce; to describe the impact of digitization and the utilization of innovative technologies on the advancement of digital commerce; to analyze the primary trends in the development of digital commerce in the context of international economic cooperation. In our research, we employed a comparative analysis of the existing literature, as well as methods of generalization and interpretation of the findings. As a result of our study, we have reached the following conclusion: we have assessed the extent to which digitization has influenced international digital commerce, contributing to its rapid growth. Digital commerce is emerging as an alternative to traditional goods exchange in the international market, with reduced costs of international trade. The development of digital commerce is driving the growth of small and medium-sized enterprises, which are rapidly integrating into the process of digital trading platforms.

Текст научной работы на тему «Состояние международной политики в области цифровой торговли в процессе международной экономической интеграции»

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Научная статья

https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-10-35 УДК 332

© ®

Attribution

сс by

СОСТОЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ТОРГОВЛИ В ПРОЦЕССЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Фэн Шухань

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные вопросы международной политики в области цифровой торговли в условиях экономической интеграции в мировой экономике. Целью данной статьи является изучение аспектов международной политики в сфере стремительно развивающейся цифровизации и ее влияние на развитие цифровой торговли в современных реалиях экономического развития. На основании данной цели мы сформулировали основные задачи исследования: обозначить состояние международной цифровой торговли и ее регулирования в области цифровой торговли; описать влияние цифровизации и использования инновационных технологий в развитии цифровой торговли; проанализировать основные тенденции развития цифровой торговли в условиях международного экономического сотрудничества. В ходе нашего исследования мы использовали сравнительный анализ литературы, методы обобщения и интерпретации результатов. В результате исследования мы пришли к следующему выводу: мы оценили степень воздействия цифровизации на международную цифровую торговлю, став причиной ее стремительного роста; при этом цифровая торговля становится альтернативой традиционного обмена товаров на международном рынке, где снижаются издержки международной торговли; развитие цифровой торговли ведет к развитию малых и средних предприятий, которые быстро встраиваются в процесс торговых цифровых платформ.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровая торговля, регулирование цифровой торговли, цифровая политика, индексы цифровизации.

Abstract. This article explores the key issues of international policy in the realm of digital commerce in the context of economic integration in the global economy. The aim of this article is to investigate the aspects of international policy in the field of rapidly advancing digitization and its influence on the development of digital commerce in the contemporary context of economic progress. To achieve this objective, we have formulated the following key objectives: to delineate the state of international digital commerce and its regulation in the realm of digital commerce; to describe the impact of digitization and the utilization of innovative technologies on the advancement of digital commerce; to analyze the primary trends in the development of digital commerce in the context of international economic cooperation. In our research, we employed a comparative analysis of the existing literature, as well as methods of generalization and interpretation of the findings. As a result of our study, we have reached the following conclusion: we have assessed the extent to which digitization has influenced international digital commerce, contributing to its rapid growth. Digital commerce is emerging as an alternative to traditional goods exchange in the international market, with reduced costs of international trade. The development of digital commerce is driving the growth of small and medium-sized enterprises, which are rapidly integrating into the process of digital trading platforms.

Keywords: digital economy, digital trade, digital trade regulation, digital policy, digitalization indices.

Введение. Необходимо определиться с поняти- заны. Цифровая экономика представляет собой

ями «цифровая торговля» и «цифровая эконо- сложную и динамичную систему, которая вклю-

мика», так как данные понятия тесно взаимосвя- чает в себя различные элементы и процессы.

THE STATE OF INTERNATIONAL DIGITAL TRADE POLICY IN THE PROCESS OF INTERNATIONAL ECONOMIC INTEGRATION

Feng Shuhan

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Цифровизация в экономике характеризуется применением инновационных технологий, высокоскоростного интернета для своего бизнеса, а также при производстве товаров и услуг [1].

К цифровой экономике относятся онлайн-коммерция, мобильные приложения для банка, онлайн - медицина и другие формы онлайн -торговли. Если мы говорим о понятии «Цифровая торговля», то здесь идет речь о процессе покупки и продажи товаров и услуг через интернет и другие электронные онлайн-платформы. Она также включает в себя электронную коммерцию, и онлайн-услуги. Таким образом, цифровая торговля является «неотделимой частью цифровой экономики и является основной движущей силой экономического роста» [2].

С развитием цифровых технологий и инновационного прогресса в мировой экономике торговля между странами вышла на новый уровень взаимодействия и обмена товарами и услугами, который дополняет традиционную торговлю. Предприятий и компаний, которые принимают участие в международной электронной торговле заметно возросла и доля стран, задействованных в международной торговле уже более 50 %. Таким образом, цифровые платформы открывают новые возможности для малых и средних компаний, которые используют преимущества цифровой торговли [4].

С развитием цифровой торговли стало необходимо придерживаться международных стандартов и правил для регулирования этой сферы. Для того, чтобы проанализировать какие аспекты цифровой торговли влияют на международную торговлю в условиях глобальной цифровизации, были созданы специальные организации для анализа, интерпретации и контроля. Например, Всемирную торговую организацию (ВТО), Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Всемирную таможенную организацию и Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Первая организация, которая исследовала процесс цифровизации и ее влияние на развитие на международную торговлю и экономику является McKinsey [5].

Результаты. Цифровые платформы, которые используются для организации онлайн - бизнеса, являются важным ключевым элементом для международной торговли между другими странами. Согласно данным исследований «Digital Commerce 360», в 2019 году объём продаж на 100 крупнейших мировых платформах электронной коммерции превысил 2 триллиона долларов США, что составило более, чем на 50 % от общего объёма рынка электронной торговли. По состоянию на начало 2020 года, в Топ-3 платформ электронной коммерции по посещаемости входили Amazon, PayPay Mal и eBay. В России особенно популярны платформы Wildberries, Ozon, Yandex и другие [5].

В условиях стремительного развития электронной торговли, особую роль приобретает вопрос о

регулировании цифровой политики. Однако, есть свои нюансы в регулировании цифровой торговли как на международном уровне, так и на уровне государства. Так, в 2019 году ВТО (Всемирная торговая организация) официально приступила к разработке международных правил, которые будут регулировать торговые аспекты электронной торговли. В связи с этим были приняты следующие меры:

• Были внедрены дополнительные пошлины на транспортировку электронных товаров и передачи некоторой электронной информации;

• Также, компаниям и организациями запретили передавать исходный код для того, чтобы избежать незаконных транзакций [4].

Также, организация Объединённых Наций (ООН), ответственная за мониторинг деятельности в сфере электронной коммерции, разработала и внедрила ряд законодательных актов для контроля деятельности цифровой торговли:

• «Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной коммерции (принят в 1996 году, 72 государства привели своё законодательство в соответствие с ним);

• Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронных подписях (принят в 2001 году, 33 страны привели своё законодательство в соответствие с ним);

• Конвенция ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах (вступила в силу в 2013 году; подписали 18 стран, ратифицировали 12, среди них Россия и Азербайджан);

• Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронных передаваемых записях (принят в 2017 году, пока только Бахрейн привёл своё законодательство в соответствие с ним)» [1].

По данным ЮНКТАД (Конференция Организации Объединённых Наций по торговле и развитию), в более 100 странах разработаны и внедрены законы, регулирующие цифровую торговлю. В некоторых странах действуют законы, направленные на борьбу с киберпреступностью. Также в некоторых государствах приняты законы, которые обеспечивают защиту персональных данных и конфиденциальность. В 97 странах действуют нормативные акты, которые защищают права потребителей в Интернете [6].

Обсуждение. В настоящее время в современных условиях цифровизации в мировой экономике процесс регулирования цифровой политики сталкивается со следующими проблемными зонами:

• Неясность понятий и терминология в сфере цифровой политики;

• Не существует общепринятого подхода к сбору и анализу данных о цифровой торговле, а

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

также к оценке прогресса в различных сегментах этой сферы;

• Необходимо доработать единый подход к преодолению препятствий в цифровой торговле

[7].

В современных условиях, когда цифровые технологии внедряются повсеместно, меняют экономические и организационные процессы. Это влияет на способы взаимодействия между производителями и клиентами товаров и услуг. Поэтому, становится всё более важным оценивать и анализировать уровень цифровизации и её влияние на взаимовыгодную торговлю [3]. Для того, чтобы качественно проанализировать развитие основных областей цифровой торговли и ее эффективности, используются международные рейтинги и индексы. Индексы, оценивающие уровень цифровизации экономики и торговли, можно разделить на несколько категорий:

1. Для оценки развития рынка электронной торговли в различных странах, а также готовность этих стран к цифровой торговле используются индексы: B2C, E-Commerce Index UNCTAD и Digital Trade Restrictiveness Index. Данные индексы позволяют проблемные зоны, области и недостатки, которые препятствуют развитию электронной торговли;

2. Индексы, которые оценивают развитие информационно-коммуникационных технологий и

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

Литература:

их использование странами в различных сферах электронной торговли (ИКТ), а именно: состояние ИКТ-инфраструктур, открытый доступ ИКТ-услуг для граждан и показатель уровня использования информационных технологий населением);

3. Индексы цифровизации экономики и общества (например, Индекс глобальной взаимосвязанности (GCI) от Huawei - это инструмент для оценки текущего уровня интеграции в мировой цифровой экономике, а также для анализа перспектив экономического роста и возможностей для развития и инвестирования) [8].

Выводы. В наше время, когда научно-технологический прогресс стремительно растет, для всех стран мира становится вопрос о разработке действенных инструментов контроля за цифровой торговлей и регулированием цифровой политики. Эти инструменты включают в себя правила, которые создаются на международном уровне при участии различных организаций. Разнообразные подходы к регулированию цифровой политики на уровне отдельных стран приводит к дополнительным растратам для бизнеса, которые связанны с административными и операционными вопросами цифровых платформ. Именно поэтому, соблюдение нормативно-правовых норм является основой для успешного и эффективного ведения бизнеса в сфере цифровой торговли, делая ее открытой и безопасной

[7].

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

1. Налогообложение цифровых услуг / Т.М. Алиев [и др.] // Мониторинг актуальных событий в сфере международной торговли. № 28. URL : http://www.vavt.ru/materials/site/dd7af93496e624b6432583e7004a604a/ $file/Monitoring_28.pdf

2. Требования к регистрации национальных доменных имен / Е.С. Гущин [и др.] // Мониторинг актуальных событий в области международной торговли. № 31. URL : http://www.vavt.ru/materials/site/b4986f24c 2565a974325841e003cf4ce/$file/Monitoring_31 .pdf

3. Makiyama H.-L. The Economic Losses from Ending the WTO Moratorium on Electronic / H.-L. Makiyama, B. Narayanan.

4. Transmissions // ECIPE Policy Brief. 3/2019. URL : https://ecipe.org/wp-content/uploads/2019/08/ECI_19_ PolicyBrief_3_2019_LY04.pdf WTO. Joint Statement on Electronic Commerce. WT/L/1056. 25 January 2019. URL : https://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2019/january/tradoc_157643.pdf

5. UNCTADstat / UNCTAD. 2020. URL : https://unctadstat.unctad.org/EN

6. Введение в «Цифровую» экономику / Под общ. ред. А.В. Кешелава. ВНИИГеосистем, 2017.

7. Смирнов Е.Н. Формирование и развитие глобального рынка систем искусственного интеллекта / Е.Н. Смирнов, С.А. Лукьянов // Экономика региона. Т. 15. Вып. 1. С. 57-69.

8. Багирян В.А. Особенности ведения предпринимательской деятельности в сети Интернет / В.А. Багирян // Финансовые исследования. 2020. № 4(69). С. 156-162.

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

References:

1. Aliyev T. M. et al. The taxation of online services // Monitoring of current developments in global commerce. № 28: http://www.vavt.ru/materials/site/dd7af93496e624b6432583e7004a604a/$file/Monitoring_28.pdf

2. Gushchin E. S. et al. Requirements for registration of national domain names // Monitoring current events in international trade. No. 31. http://www.vavt.ru/materials/site/b4986f24c2565a974325841e003cf4ce/$file/Monitoring_31 .pdf

3. Makiyama H.-L. The Economic Losses from Ending the WTO Moratorium on Electronic / H.-L. Makiyama, B. Narayanan.

4. Transmissions // ECIPE Policy Brief. 3/2019. URL : https://ecipe.org/wp-content/uploads/2019/08/ECI_19_ PolicyBrief_3_2019_LY04.pdf WTO. Joint Statement on Electronic Commerce. WT/L/1056. 25 January 2019. URL : https://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2019/january/tradoc_157643.pdf

5. UNCTADstat / UNCTAD. 2020. URL : https://unctadstat.unctad.org/EN

6. Introduction to the «Digital» Economy / Under the general editorship of A.V. Keshelava. VNIIGeosistem, 2017.

7. Smirnov E.N. Formation and development of the global market for artificial intelligence systems / E.N. Smirnov, S.A. Lukyanov // Economy of the region. Vol 15. Iss. 1. P. 57-69.

8. Bagiryan V.A. Features of doing business on the Internet / V.A. Bagiryan // Financial research. 2020. № 4(69). P. 156-162.

Информация об авторе

Фэн Шухань

аспирант,

Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли, Мировая экономика,

Санкт-Петербургский политехнический университет

Петра Великого

[email protected]

Feng Shuhan

Graduate Student,

Institute of Industrial Management,

Economics and Trade,

World Economy,

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.