Научная статья на тему 'Применение информационных систем правовой информации в совершенствовании юридической компетентности руководителей образовательных учреждений'

Применение информационных систем правовой информации в совершенствовании юридической компетентности руководителей образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ / MODERNIZATION / COMPETENCE / INFORMATION LEGAL SYSTEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергин Михаил Юрьевич, Челнокова Оксана Владимировна

Рассматриваются проблемы и пути совершенствования юридической компетентности руководителей образовательных учреждений, обосновывается необходимость использования ими информационных систем правовой информации в целях профессионального роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of information systems of legal information in improvement of legal competence of heads of educational institutions

Problems and ways of improvement of legal competence of heads of educational institutions are considered, need of use by them information systems of legal information with a view of professional growth locates.

Текст научной работы на тему «Применение информационных систем правовой информации в совершенствовании юридической компетентности руководителей образовательных учреждений»

Сергин Михаил Юрьевич

доктор технических наук, профессор,

Челнокова Оксана Владимировна

Применение информационных систем правовой информации в совершенствовании юридической компетентности руководителей образовательных учреждений

Аннотация: рассматриваются проблемы и пути совершенствования юридической компетентности руководителей образовательных учреждений, обосновывается необходимость использования ими информационных систем правовой информации в целях профессионального роста.

Ключевые слова: модернизация, компетентность, информационные правовые системы.

В настоящее время образовательные учреждения переживают серьезные системные преобразования. Именно образование призвано обеспечить модернизацию всех сфер общества. Говоря простым языком - невозможно претворить в жизнь все инновационные планы и стратегии, которые нацелены на развитие современного российского государства, не обучая и не воспитывая современное общество. Для этого необходимо пересмотреть требования к профессиональной компетентности не только преподавательского состава образовательных учреждений, но и руководства в том числе.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации от 04 февраля 2010 года Пр-271) четко определены ведущие приоритеты современного образования: «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI в., обеспечить достойную жизнь всем гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни»[1].

Совершенно очевидно, что одним из важных направлений реформы образования является создание условий для формирования кон-

курентоспособной и самодостаточной личности гражданина в современных тенденциях перехода России к информационному обществу. В этой связи значительную роль в жизнедеятельности современного общества играет образование, как система, направленная на воспроизводство и развитие общественных отношений.

Для эффективного решения задач, поставленных перед системой образования, государством приняты важные преобразовательные меры. В частности, образовательные учреждения получают больше самостоятельности не только в составлении индивидуальных образовательных программ, а также в ведении финансово-хозяйственной деятельности, особенно после принятия Федерального Закона РФ от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Весьма очевидна сложность управления таким образовательным процессом. В докладе директора департамента общего развития Министерства образования и науки Российской Федерации Е.Л. Низиенко «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2011 году» были рассмотрены проблемы реализации направления «Развитие самостоятельности школ». «Как основную проблему, препятствующую реализации направления субъекты Российской Федерации видят

в недостаточном уровне квалификации управленческого персонала школ для внедрения инструментов финансово-хозяйственной самостоя-тельности»[2].

То есть проблема кроется в профессиональной компетентности руководства в современном образовательном учреждении. Сегодня на управленца возлагается огромная ответственность, и быть только высококвалифицированным педагогом не достаточно. «Ведь он не просто руководитель, а проводник изменений, способный создать для образовательного учреждения дополнительную рыночную ценность через привлечение дефицитных квалифицированных кадров, оптимизацию деятельности и повышение качества образовательных услуг. Это человек, который обладает соответствующим набором компетентностей (в области права, экономики, менеджмента и т.д.)» [3].

Понятие «компетентность» трактуется как «знания, опыт в определенной области науки, деятельности, жизни» [4].

В свою очередь профессиональная компетентность руководителя подразумевает способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Современный же руководитель образовательного учреждения выступает в роли специалиста финансово-экономической деятельности, менеджера, психолога, хозяйственника. При этом особое значение приобретает такая составляющая профессиональной компетентности, как юридическая компетентность руководителя, так как управление образовательным учреждением это сложный организационный процесс, связанный с использованием большого количества нормативных правовых актов. В таком случае, способность грамотно ориентироваться в потоке нормативной и правовой информации, умение применять ее в управленческой деятельности с учетом постоянных изменений, является первостепенным методом решения профессиональных задач в достижении современных образовательных целей. В настоящее время вопрос совершенствования юридической компетентности руководителей образовательных учреждений является актуальным, и даже, с позволения сказать, «наболевшим» для системы образования страны.

Одной из причин такого положения с юридической компетентностью руководителя являются устаревшие требования к его кандидатуре. Ранее, в первую очередь было необходи-

мо высшее педагогическое образование, а далее лидерские качества педагога обеспечивали ему продвижение вверх по «карьерной лестнице». Как показывала практика, такой руководитель успешно мог управлять педагогическим коллективом, регулировать образовательные и социально-педагогические вопросы. Однако ситуация в отношении профессиональной компетентности руководителя изменилась с момента обозначения юридической самостоятельности образовательных учреждений в законе «Об образовании». Это и послужило посылом к пересмотру профессиональной компетентности руководителя, и, главным образом, ее юридической стороны. Стало важным формирование правовой культуры руководителя образовательного учреждения.

Механизмы развития правовой культуры должны быть направлены в первую очередь на «расширение и углубление знаний в сфере образовательного законодательства, инноваций и изменений основ правового регулирования профессиональной практики руководителя образовательного учреждения, овладения практическими навыками работы с нормативной документацией и локальными актами образовательного учреждения, разрешения спорных юридических ситуаций и коллизий» [5].

Конечно, нет такого понятия, как «выучиться на директора» и подготовка руководителей образовательных учреждений для условий рыночной экономики рассматривается в перспективе. Пока руководителями становятся в процессе успешной трудовой деятельности. В условиях современных изменений в области всей системы образования, было бы правильно подробно рассматривать вопросы о профессиональной подготовке и переподготовке руководителей образовательных учреждений, с точки зрения их юридической ответственности.

В данной ситуации можно рассмотреть несколько путей совершенствования юридической поддержки руководителей образовательных учреждений и в частности их компетентности в этой области:

1. Наличие ставки юриста

в штатном расписании учреждения

Такой выход из сложившейся ситуации возможен благодаря действию Федерального Закона РФ от 8 мая 2010 г. N 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных

(муниципальных) учреждений» и введению новой системы оплаты труда работников образовательных учреждений. Юрист в образовательном учреждении - это уже половина решения вопроса. Как грамотный специалист, он способен сопровождать всю нормотворческую деятельность учреждения (разработка Устава, локальных нормативных - правовых актов), контролировать договорно-правовую работу учреждения, представлять интересы учреждения при разрешении спорных юридических ситуаций. Проблема может возникнуть в заработной плате юриста в бюджетном учреждении. Услуги высококвалифицированного специалиста стоят дорого, поэтому велика вероятность прихода молодых специалистов, которым необходимо начинать юридическую практику. В этом случае такие юристы сами нуждаются в поддержке и всему ещё учатся.

Следует обратить внимание и на то, что штатный юрист в образовательном учреждении, так или иначе, находится в подчинении руководителя. Таким образом, вся юридическая ответственность за принимаемые решения возлагается на плечи руководства. Природа руководителя такова, что он должен быть дальновидным, уметь мыслить «на перспективу» и ясно осознавать последствия, которые влечёт за собой принятое решение. Данное обстоятельство вновь указывает на актуальность вопроса о юридической компетентности руководителя.

2. Организация и проведение курсов повышения квалификации и профессиональной подготовки для руководителей образовательных учреждений по вопросам законодательства и юридической практики в сфере образования

В п.3 ст. 35 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 речь идет о том, что непосредственное управление образовательным учреждением должен осуществлять руководитель, прошедший соответствующую аттестацию. То есть, руководитель обязан пройти курс повышения квалификации и аттестоваться «с целью подтверждения соответствия занимаемой должности» [6].

В настоящее время направление по повышению квалификации руководителей образовательных учреждений по вопросам управления и, в частности, юридической ответственности находится в процессе совершенствования, так как для этого необходим полный пересмотр содер-

жания образовательных программ, технологий и методик. И, все же, первые шаги по данному направлению предприняты. В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 07 февраля 2011г. №61 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2011г. №1034) ведется работа по переподготовке и повышению квалификации управленцев образовательных учреждений на базе площадок, созданных для распространения современных моделей доступного и качественного образования, а так же моделей образовательных систем, которые обеспечивают государственно-общественный характер управления образованием.

Единственным пробелом в данном решении является то, что в возможностях одного курса программы повышения квалификации сложно дать полный объем необходимой правовой информации. Поэтому значительная роль отводится самообразованию руководителя. Кто-то идёт по пути получения второго (и даже третьего) высшего профессионального образования, теперь уже в области юриспруденции. Для кого-то, в силу различных обстоятельств, единственным выходом остается прохождение профессиональной переподготовки и курса повышения квалификации. И, тем не менее, ни тот, ни другой варианты не ставят всех точек над 1 в отношении юридической компетентности руководителя. Юристы, как и врачи, «учатся всю жизнь», лишь потому, что информация имеет свойство не только накапливаться, но постоянно изменяться и обновляться.

3. Применение информационных систем правовой информации в работе руководителя образовательного учреждения при решении юридических вопросов

Один из путей повышения юридической компетентности руководителя - это освоение им информационных технологий.

Поскольку профессиональная информация постоянно обновляется, то «особую актуальность приобретает такое качество, как социальнопрофессиональная мобильность личности» [7].

В связи с этим существенно возрастает роль информационных систем правовой информации, которые в формирующейся конкурентной образовательной среде позволяют оперативно реагировать на динамично растущие и

изменяющиеся требования модернизации образовательного процесса.

Получение необходимых нормативных правовых документов из средств массовой информации требует больших временных затрат. Эта задача становится еще более сложной, если речь идет о различных ведомственных нормативных актах, которые далеко не всегда издаются в периодической печати. Однако с использованием информационных правовых систем, таких как «Эталон Плюс», «Гарант», «Консультант Плюс» задача быстрого подбора необходимых документов существенно упрощается. Следует учесть и тот факт, что среди руководителей образовательных учреждений, как правило, нет специалистов, имеющих юридическое образование. При необходимости решения конкретного правового вопроса многие из них не знают, какие конкретно нормативные правовые акты регулируют этот вопрос. Этих трудностей можно

Конечно, применение информационных правовых систем - это еще не «панацея» в решении всех юридических ситуаций, с которыми руководитель сталкивается повседневно, и не сделает его профессиональным юристом, но влияние на уровень его юридической компетентности

избежать, воспользовавшись различными поисковыми возможностями, предоставляемыми современными автоматизированными системами правовой информации.

Информационные правовые системы формируются на основе постоянно пополняемых баз данных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержат официальные тексты нормативных актов из официальных источников. Подкреплённые нормативными документами, они также содержат консультации специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учету, судебные решения, типовые формы деловых документов и др.

Являясь постоянным уверенным пользователем информационных правовых систем, руководитель образовательного учреждения может найти актуальные документы, регулирующие различные сферы жизнедеятельности современного общества (см. рис. 1).

достаточно велико. Информация в современном мире играет ведущую роль во всех сферах жизнедеятельности человека. Умение вовремя найти нужную информацию, переработать ее, верно истолковать и применить в своей профессиональной деятельности является важным аспек-

Рис. 1

том в руководстве образовательным процессом. Ибо, как сказал Уинстон Черчилль: «Кто владеет информацией - тот владеет миром».

Подводя итог, можно сказать, что юридическая компетентность руководителя образовательного учреждения в современных условиях относится к числу первостепенных элементов его профессиональной компетентности и подразумевает постоянное обновление юридических знаний, а также соответствующую переподготовку в этой области. В конечном итоге, обладание уверенными юридическими знаниями будет способствовать изменению менталитета руководителя образовательного учреждения в сторону повышения свободы его действий и, вместе с тем, уровня личной ответственности. Всё это вкупе должно способствовать повышению эффективности руководства образовательным учреждением, и, как следствие, возрастанию качества образования.

Литература:

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Утверждена Президентом РФ от 04.02.2010 Пр-271.

2. Доклад «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Москва.2012. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. Ьир://топ. gov.ru/dok/akt/6591

3. Е.П. Кортунова. Проблемы кадрового потенциала в управлении инновационным развитием образовательного учреждения. Журнал научных публикаций «Дискуссия» №9 (17) ноябрь 2011. г. Екатеринбург.

4. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. -5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 495 с. — (Библиотека словарей «ИН-ФРА-М»).

5. Е.П. Кортунова. Проблемы кадрового потенциала в управлении инновационным развитием образовательного учреждения. Журнал научных публикаций «Дискуссия» №9 (17) ноябрь 2011. г. Екатеринбург.

6. Приказ Министерства Образования и науки Российской федерации от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».

7. Антипина И.О. Анализ современных подходов к оценке профессиональной компетенции руководителя школы. Журнал Вектор науки ТГУ.3 (6). 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.