Научная статья на тему 'Проблемы кадрового потенциала в управлении инновационным развитием образовательного учреждения'

Проблемы кадрового потенциала в управлении инновационным развитием образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / РУКОВОДИТЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / EDUCATION / INNOVATION / THE HEAD OF EDUCATIONAL INSTITUTION / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кортунова Е. П.

Статья посвящена вопросам совершенствования правового механизма управления инновационной деятельностью в сфере образования. Дана характеристика инновационного управленческого потенциала, основу которого составляет политика России в сфере образовательного законодательства. Проведен анализ существующих на данном этапе проблем, решение которых будет способствовать эффективному развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human resources issues in the innovation development management of the educational institution

The article is devoted to improving the legal mechanism of innovative management in education sphere. There is characteristic of the innovative administrative potential which is based on Russian policy in the sphere of educa-tional legislation. The analysis of the existing problems, the decision of which will contribute to effective development is carried out.

Текст научной работы на тему «Проблемы кадрового потенциала в управлении инновационным развитием образовательного учреждения»

дискуссия ^

журнал научных публикаций V

Е. П. Кортунова, соискатель,

кафедра социологии,

социальной политики и регионоведения,

Поволжская академия государственной

службы имени П. А. Столыпина,

г. Балашов, Россия,

Ьг! 5@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В УПРАВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

На современном этапе образовательные учреждения переживают глубокую трансформацию системы образования, призванной обеспечить модернизацию всех сфер общества. Сегодня от руководителя образовательного учреждения очень многое зависит. Ведь он не просто руководитель, а проводник изменений, способный создать для образовательного учреждения дополнительную рыночную ценность через привлечение дефицитных квалифицированных кадров, оптимизацию деятельности и повышение качества образовательных услуг. Это человек, который обладает соответствующим набором компетентностей (в области права, экономики, менеджмента и т. д.) и знаниями передового опыта образовательных учреждений, способен поставить цели и достигать их с учетом интересов дела.

Формирование такого типа руководителей основано на изменениях, происходящих в мировом образовательном пространстве, что, в свою очередь, нашло отражение в утвержденных новых требованиях единого квалификационного справочника к управленческой культуре и компетентностям руководящего состава учреждений образования.

Управление в сфере образования XXI в. нельзя считать эффективным. Подтверждением этого является наличие проблемы в российском образовании. Такое положение связано с тем, что по своей природе

и согласно действующему законодательству деятельность руководителя образовательного учреждения требует базовых профессиональных знаний в сфере менеджмента. Однако большинство руководителей отечественных школ не обладают необходимыми знаниями и навыками управления, управленческие науки они не изучали. Как правило, руководителями учреждений образования становятся выпускники педагогических специальностей. Традиционно отечественная система управления в образовании основывалась на принципах управления «людскими ресурсами» с учетом конкретного «жизненного» опыта руководителя.

Вызовы современности ставят перед системой образования в целом и перед конкретным учреждением образования условия, которые вынуждают каждую школу переходить на инновационный путь развития и внедрять нововведения в практику деятельности (Федеральные государственные образовательные стандарты, программы и т. д.). Руководитель образовательного учреждения выступает в роли специалиста по работе с финансами и человека, умеющего самостоятельно решать организационно-педагогические вопросы, менеджера по кадрам, психолога, хозяйственника, юриста и общественного деятеля. Особую грань его компетентности составляют личные качества, такие как коммуникативность, критичность и логичность мышления, творче-

дискуссия

журнал научных публикаций

ские способности, а также адекватная самооценка.

Процесс «менеджеризации» управленческой деятельности вносит существенные изменения в сферу со- =

циально-управленчес-ких отношений. Прежде всего, изменяются требования к управленческим кадрам. Руководители, соответствующие своему статусу, всегда заботились о личном авторитете, стремились подкрепить его высоким уровнем профессионализма, организаторскими способностями, деловитостью, высокой требовательностью к себе и подчиненным и другими качествами, способствующими успешному решению коллективом поставленных задач. В функции руководителя, с одной стороны, входит обеспечение управления и координации деятельности учащихся, их родителей и педагогического коллектива по достижению в образовательном процессе положительных результатов, значимых как для личности самого ребенка, так и для других его участников. Тогда управление наполняется реальным педагогическим содержанием. С другой, в условиях рыночной среды и определенной автономности образовательного учреждения не менее важной становится функция организации учебного процесса с максимальной экономической эффективностью. Следует отметить, что в своеобразной гонке по нахождению способов «зарабатывания» денег не должно утрачиваться стремление по поиску путей повышения качества образования.

Успешной реализации вышеуказанных функций будет способствовать разработка и утверждение на уровне подведомственного учреждения нормативных и иных документов, не противоречащих действующему законодательству. Кроме того, возрастающая сложность процессов управления требует, что-

Управленческая культура руководителя является важнейшим элементом совершенствования и развития современного образования, поскольку квалифицированный управленец сможет создать необходимые условия для эффективного функционирования образовательного учреждения.

Отмечается неэффективность авторитарного стиля руководства, который снижает уровень инициативности, активности членов трудового коллектива, свободу конкретной личности.

деятельности специалистами, являющимися настоящими профессионалами, владеющими управленческой культурой. Управленческая культура руководителя является важнейшим элементом совершенствования и развития современного образования, поскольку квалифицированный управленец сможет создать необходимые условия для эффективного функционирования образовательного учреждения. Повышение качества образовательных услуг и, соответственно, престижа школы обеспечит необходимые преобразования в образовании. Следовательно, рациональное управление должно быть направлено на выполнение социального заказа, повышение сознательной организационно -управленческой активности педагогического коллектива и создание условий для всестороннего развития личности выпускника образовательного учреждения.

Сложились условия, которые требуют качественного изменения управления в системе образования и наличия навыков менеджмента у руководителей, соответствующих современному рынку образовательных услуг. Однако не каждый директор может обеспечить переход подведомственного образовательного учреждения на тот уровень, который ожидают от него родители и общество. Актуальность проблемы личностно-профессионального развития и индивидуально-профессионального становления, заключающегося в сформиро-ванности знаний в области управления, нестандартности управленческих решений и профессионализма, в таком положении дел не вызывает сомнения. Во-первых, это залог формирования ситуации, в условиях которой руководитель сможет быть субъектом управления. Он будет способен преобразовывать профессиональное занятие в соб-

бы управленческие функции в образовании осуществлялись подготовленными для этой

ственное, субъективно оценивать себя как профессионала, владеть навыками оцен-

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций V

ки итогов управленческой деятельности, а также умениями контроля за ее ходом и результатами. Во-вторых, станет возможным эффективное развитие системы образования, учитывающее происходящие перемены и реформы в обществе.

Учреждения образования развиваются в новых условиях рынка услуг и экономических отношений. Закон Российской Федерации «Об образовании», решения Министерства образования, специфические условия материального обеспечения требуют от руководителей принципиально новых подходов к управлению школой. В таких условиях планировать деятельность становится особенно сложно.

Современная политика российского государства направлена на демократизацию управления в сфере образования. Отмечается неэффективность авторитарного стиля руководства, который снижает уровень инициативности, активности членов трудового коллектива, свободу конкретной личности. Вместе с тем везде во главу угла ставится дисциплина, сочетание единоначалия и коллегиальности в управлении образовательным учреждением.

Поэтому оптимальным вариантом в управлении в сфере образования является: определение роли и места руководителя образовательного учреждения, четкое разграничение прав и обязанностей управленца и его подчиненных. Надо помнить, что хотя принятие решений, при котором учитывается коллективное мнение, хорошо, все равно ответственность всегда лежит на руководителе. Отвечать всегда и за все будет директор, а не управляющий совет.

Понимание необходимости повышения уровня менеджмента в системе образования есть и в обществе. В Бюджетном послании Пре-

Процесс модернизации невозможен без настоящих специалистов, талантливых ученых, а также высокого уровня качества образования и постоянного повышения квалификации.

зидента РФ Д. А. Медведева «О бюджетной политике в 2011-2013 годах» отмечено, что процесс модернизации невозможен без настоящих специалистов, талантливых ученых, а также высокого уровня качества образования и постоянного повышения квалификации.

В настоящее время государством реализуется ряд мероприятий в целях дальнейшего развития кадрового потенциала сферы образования:

— широкое использование программно-целевого метода;

— в рамках приоритетного национального проекта «Образование» оказывается государственная поддержка образовательным учреждениям, внедряющим инновационные образовательные программы;

— создается сеть федеральных и национальных исследовательских университетов;

— вводятся новые системы оплаты труда работников образования, учитывающие сложность и объем выполняемой работы, и т. д.

Однако анализ состояния и развития системы образования в Российской Федерации, нормативно-правового, организационного, финансового и материально-технического обеспечения свидетельствует о наличии ряда проблем, решение которых для скорейшего перехода к инновационному развитию экономики не терпит отлага-тельства1.

дискуссия

журнал научных публикаций

Учреждения образования находятся в центре водоворота трансформирующихся экономических отношений, что определяет реальную потребность в проведении изменений в данной сфере. Учреждения образования, представляющие интересы государства, становятся самостоятельным субъектом на рынке услуг, а эффективность их функционирования зависит от степени соответствия предложения запросам государства и общества.

Политика государства в сфере образования отражена в российском законодательстве, основу которого составили основные нормативные документы. В их содержании отражено направление развития на ближайшие годы всей системы образования, способствующего повышению его доступности и качества, экономической и управленческой эффективности, а также обеспечение учреждений образования высокопрофессиональными кадрами.

К сожалению, нынешняя практика управления образовательными инновациями изобилует проявлениями поспешности и недостаточной продуманности:

— слабая ориентированность инноваций на разрешение актуальных проблем развития профессионального образования;

— административный нажим на учреждения профессионального образования со стороны федеральных и региональных управленческих структур;

— отсутствие комплексного подхода к проектированию и проведению образовательных инноваций, который обеспечивал бы их всеми необходимыми ресурсами (ма-

К сожалению, нынешняя практика управления образовательными инновациями изобилует проявлениями поспешности и недостаточной продуманности.

териальными, финансовыми, научно-методическими, кадровыми и т. п.), создавал бы оптимальную внутреннюю и внешнюю инновационную среду;

— нарушение баланса традиций и инноваций в процессе реформирования системы образования;

— игнорирование возможных негативных последствий проводимых инноваций и слабое развитие превентивной практики;

— неоднозначность результатов многих из проводимых образовательных иннова-ций2.

Согласно социологическим исследованиям по проблемам в сфере образования на муниципальном уровне, которые были проведены работниками учреждения Российской академии образования «Института управления образованием» (ИУО РАО), примерно одна треть опрошенных указывают следующие основания, по причине которых происходит стагнация инновационного развития в сфере образования: недостаток профессиональных управленческих квалификаций руководителей, консерватизм в управлении образовательным учреждением, нехватка времени у управленческих кадров для развития школы.

На государственном уровне проблема менеджмента в образовании имеет большое значение. Поэтому в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (приказ № 593 от 14.08.2009) закреплены новые требования к управленческой квалификации руководителей образовательных учреждений, их заместителей. Данный нормативный акт отражает стремление государства повысить уровень менеджмента с целью достижения эффективности функционирования системы образования.

Истоком проблем учреждений образования являются: подготовленность руководителя к управленческой деятельности, социально-экономическое положение России и конкретного региона. Политика муниципальных и региональных властей является залогом полноценного развития каждого

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций V

подведомственного учреждения образования. Вместе с тем, любая инновационная деятельность связана с рисками. Современный руководитель образовательного учреждения должен быть готов к риску инновационной деятельности. Введение инноваций в систему образования и последующая деятельность с ними являются достаточно рискованными. Уровень риска при осуществлении разных образовательных инноваций различен, но всегда присутствует. Это связано с тем, что ввод и осуществление принципиально новых технологий и содержания, являющихся причиной трансформации всего комплекса образовательной системы и управления, способствуют возникновению определенного риска. Задача современного руководителя заключается в грамотной оценке уровня социальных рисков и возможности адаптироваться к нововведениям, от которой зависит, насколько корректно будет составлено предположение дальнейшего развития ситуации. Поэтому в управлении образовательным учреждением ведущей становится проблема организации инновационной деятельности.

Как показывает практика, эффективная работа современных учреждений образования в условиях конкурентной среды и меняющегося рынка образовательных услуг должна быть основана на качественном управлении. Квалификация менеджера, руководителя является ведущим фактором обеспечения положительной динамики инновационного процесса. Поэтому от менеджера требуются умения мастерского владения всей совокупностью инструментов в управлении.

Анализ сферы образования России позволил сделать вывод о том, что в ней существует много нерешенных вопросов, связанных с наличием недостатков в правовом обеспечении государственного управления системой образования (правовые гарантии на образование, юридическая ответственность руководителей образовательных учреждений за правонарушения и т. д.).

Как показывает практика, эффективная работа современных учреждений образования в условиях конкурентной среды и меняющегося рынка образовательных услуг должна быть основана на качественном управлении.

Пути разрешения данных проблем заложены в разработанных программах повышения квалификации руководителей образовательных учреждений, национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», а также основных направлениях реформирования системы управления образованием:

1. Четкое определение компетенций, полномочий и ответственности органов управления образованием всех уровней и обеспечение их взаимодействия.

2. Переход от распорядительного к регулирующему управлению системой образования.

3. Развитие государственно-общественных форм управления образованием.

4. Четкое определение компетенций, полномочий и ответственности органов управления образованием всех уровней, обеспечение их взаимодействия в целях проведения единой государственной образовательной политики3.

Решение такой масштабной задачи предполагает повышение управленческой культуры руководителя, основанной на компетентности в различных областях наук (права, политика, менеджмента и т. д.), а также социально и профессионально важных качествах личности. Поэтому механизмы ее развития должны быть направлены на:

— формирование практических умений и теоретических знаний управленческой деятельности в контексте современных инноваций и требований;

дискуссия

журнал научных публикаций

— повышение компетентности руководителя в сфере финансовой и политической грамотности;

— изучение различных аспектов управленческих и педагогических конфликтов и технологии их урегулирования;

— расширение и углубление знаний в сфере образовательного законодательства, инноваций и изменений основ правового регулирования профессиональной практики руководителя образовательного учреждения, овладение практическими навыками работы с нормативной документацией и локальными актами образовательного учреждения, разрешение спорных юридических ситуаций и коллизий;

— развитие навыков самоменеджмента.

В целом для устранения негативных явлений в управлении можно предложить использование следующих действий:

♦ создание постоянно действующей площадки профессионального развития и обмена опытом кадров сферы образования в сфере проектного управления инновационным развитием муниципальных образовательных систем;

♦ консолидация субъектов инновационного развития муниципальных образовательных систем: муниципальных органов управления образованием; директоров школ и инновационных учителей; образовательных структур, осуществляющих подготовку и повышение квалификации педагогических кадров; инновационный бизнес, поставляющий решения для развития образовательных систем;

♦ демонстрация возможностей современных технологий и их трансферта для инновационного развития образовательных систем;

♦ широкое привлечение к участию педагогических кадров муниципальных образовательных систем на основе «шаговой» доступности и стимулирования;

♦ передача школам технологий проектного управления инновационным развитием и повышения инвестиционной привлекательности образовательных систем;

♦ обеспечение эффективности образовательных мероприятий инновационной

площадки за счет календарного разнесения и территориального распределения концентрированного консолидированного потенциала реальных инновационных решений в сфере педагогики, образования, менеджмента, технологий, бизнеса в интересах конкретных муниципальных образовательных систем; ♦ реализация потенциала принимающей стороны для творческого обогащения и развития муниципальных образовательных систем4.

Вышеуказанные способы ликвидации негативных тенденций в управлении инновационным развитием в сфере образования позволяют сделать его более эффективным.

В заключение необходимо отметить, что в сложившихся условиях необходим пересмотр механизмов и инструментов управления образовательным учреждением. Прежде всего, речь идет о выборе конкурентоспособной модели развития, имеющей инновационный потенциал. При этом следует учитывать, что применение новых моделей может быть эффективно только при квалифицированном управлении и активизации внутреннего потенциала учреждения, в том числе инновационного.

1. Агапцов С. А. Проблемы формирования кадрового потенциала системы образования для инновационной экономики [Электронный ресурс] URL: http: // federalbook.ru/news/analitics/18.04.2011-2.html (дата обращения: 08.07.2011).

2. Гусева Т. С. Социальное управление инновациями в сфере профессионального образования [Электронный ресурс] URL: http://www.referun. com/n/sotsialnoe-upravlenie-innovatsiyami-v-sfere-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 09.10.2011).

3. Ибрагимов И. И. Правовая основа управления системой образования в РФ. Вестник ТИСБИ: электрон. жур. 2006. № 2. [Электронный ресурс] URL: http: //www.tisbi.ru/ science/vestnik/2006/issue2 / Jur5. html (дата обращения: 08.07.2011).

4. Новая инновационная школа [Электронный ресурс] URL: http://edu-new.ru/default.asp?page=event (дата обращения: 09.10.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.