Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СТАРШИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (на примере изучения драматургии А.П. Чехова)'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СТАРШИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (на примере изучения драматургии А.П. Чехова) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
информационно-коммуникационные технологии / интерактивные схемы / плейкаст / эйдос-конспект / слайдшоу / information and communication technologies (ICT) / interactive charts / playcast / eidos summary / slideshow

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карабанова Надежда Валериевна, Жиндеева Елена Александровна

Статья посвящена особенностям применения информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы в старших классах общеобразовательной школы. На примере изучения драматургических произведений А.П. Чехова рассмотрены такие инновационные технологии, как создание интерактивных схем, плейкастов, эйдос-конспектов, слайдшоу. Авторами предложены методические разработки по использованию данных технологий на уроках литературы при изучении творчества А.П. Чехова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE UPPER GRADES OF COMPREHENSIVE SCHOOL (using the example of studying the drama by A.P. Chekhov)

The article is devoted to the peculiarities of the use of information and communication technologies in literature lessons in high school. Using the example of studying the dramatic works by A.P. Chekhov, such innovative technologies as the creation of interactive charts, playcasts, eidos summaries, and slideshows are considered. The authors propose methodological developments on the use of these technologies in literature lessons when studying the work of A.P. Chekhov.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СТАРШИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (на примере изучения драматургии А.П. Чехова)»

УДК 372.882 ББК 74.268.3

DOI: 10.31862/1819-463X-2024-3-225-233

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СТАРШИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (на примере изучения драматургии А. П. Чехова)1

ii

Н. В. Карабанова, Е. А. Жиндеева

Аннотация. Статья посвящена особенностям применения информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы в старших классах общеобразовательной школы. На примере изучения драматургических произведений А. П. Чехова рассмотрены такие инновационные технологии, как создание интерактивных схем, плейкастов, эйдос-конспектов, слайдшоу. Авторами предложены методические разработки по использованию данных технологий на уроках литературы при изучении творчества А. П. Чехова.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, интерактивные схемы, плейкаст, эйдос-конспект, слайдшоу.

Для цитирования: Карабанова Н. В., Жиндеева Е. А. Применение информационно-коммуникационных технологий в старших классах общеобразовательной школы (на примере изучения драматургии А. П. Чехова) // Наука и школа. 2024. № 3. С. 225-233. БОТ: 10.31862/1819-463Х-2024-3-225-233.

1 Публикация подготовлена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов - партнеров по сетевому взаимодействию (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет») по теме «Информационно-коммуникационные технологии обучения литературе в общеобразовательной школе».

© Карабанова Н. В., Жиндеева Е. А., 2024

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

APPLICATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE UPPER GRADES OF COMPREHENSIVE SCHOOL (using the example of studying the drama by A. P. Chekhov)

N. V. Karabanova, E. A. Zhindeeva

Abstract. The article is devoted to the peculiarities of the use of information and communication technologies in literature lessons in high school. Using the example of studying the dramatic works by A. P. Chekhov, such innovative technologies as the creation of interactive charts, playcasts, eidos summaries, and slideshows are considered. The authors propose methodological developments on the use of these technologies in literature lessons when studying the work of A. P. Chekhov.

Keywords: information and communication technologies (ICT), interactive charts, playcast, eidos summary, slideshow.

Cite as: Karabanova N. V., Zhindeeva E. A. Application of information and communication technologies in the upper grades of comprehensive school (using the example of studying the drama by A. P. Chekhov). Nauka i shkola. 2024, No. 3, pp. 225-233. DOI: 10.31862/1819-463X-2024-3-225-233.

Современное школьное филологическое образование, претерпевающее с конца 1990-х гг. активную модернизацию своих методологических основ, содержательной, методической и прикладной сторон в русле концепции личностно-ориенти-рованного обучения, предполагает широкую информатизацию учебного процесса, выражающуюся в том числе во внедрении и применении информационно-коммуникационных технологий.

Информатизация современного школьного филологического образования представляет собой разработку и практику использования информационно-коммуникационных технологий с целью эффективной реализации различных комплексов педагогических целей и задач (Т. Н. Давыдова [1]). Информатизация образования есть условие и важнейшее направление модернизации современного школьного образования, что нашло непосредственное отражение в его нормативно-правовых документах. Так, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» [2] подчеркивается необходимость его коренной перестройки в соответствии с целями и задачами развития информационного общества, что влечет за собой обновление материально-технической базы образовательных учреждений, подключение их к глобальной сети Интернет, внедрение в учебный процесс электронного, дистанционного и мобильного обучения, широкое использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов. Результатом информатизации как важнейшего аспекта модернизации обучения становится повышение качества образовательных услуг в условиях информационного общества.

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении выступает важнейшим направлением информатизации современного школьного филологического образования. Они являются ведущим средством реализации электронного обучения и применяются, по наблюдениям Ю. С. Зверевой [3], Н. Н. Романенковой [4], в качестве:

а) дидактического средства (например, электронные учебники, мультимедийные презентации);

б) методического средства организации учебной деятельности учащихся на разных этапах урока (в рамках знакомства с теоретической информацией занятия, практической работы, итогового тестирования);

в) образовательного пространства проектно-исследовательской работы школьников;

г) его технической основы.

Исследователи Е. А. Вылегжанина, Н. Н. Мальцева [5] выделяют несколько уровней информационно-коммуникационной компетенции, развитие которых протекает в условиях широкого и активного применения информационно-коммуникационных технологий обучения: 1) уровень функциональной грамотности, заключающийся во владении компьютером и необходимым программным обеспечением для поиска, обработки, хранения различных видов информации (текстовой, звуковой, визуальной, динамической, мультимедийной и др.), в умениях и навыках грамотного использования интернет-ресурсов и интернет-сервисов; 2) деятельностный уровень, подразумевающий эффективное применение функциональной грамотности в образовательных целях, для решения различных учебных задач; 3) творческий уровень, предусматривающий собственное моделирование учащимися электронных образовательных средств и создание исследовательских, информационных, творческих и других учебных проектов.

Кроме того, информационно-коммуникационные технологии совершенствуют техническую базу для развития и внедрения в учебный процесс новых видов обучения: а) мобильного обучения; б) дополненного обучения, предполагающего перенос виртуальных образов в реальное образовательное пространство; в) УР-обучения -обучения в виртуальной реальности, предусматривающего использование различных симуляторов, которые создают иллюзию присутствия учащегося в виртуальном мире (в литературном музее, среди литературных героев или авторов книг).

Информационно-коммуникационные технологии фигурируют в большинстве методических разработок по литературе, опубликованных в последнее десятилетие, в которых описывается широкий перечень форм их реализации на уроках по творчеству поэтов, писателей, драматургов: технологии лонгрида (И. В. Сосновская [6]), подкаста (Д. Д. Жирков [7]), мультимедийного комментария (А. А. Соколова [8]), блог-технологии (В. Н. Петренко [9]), интерактивные схемы (К. М. Захаров [10]), эйдос-кон-спекты (О. И. Бирюкова [11] и др.).

Большим образовательным потенциалом информационно-коммуникационные технологии обладают на таком важном этапе работы по художественному произведению, как его анализ. Аналитическая деятельность старшеклассников по женским образам в пьесах А. П. Чехова может предполагать рассмотрение данных произведений в широком историко-литературном контексте, в аспекте связей с произведениями других авторов, как современных мастеров слова, так и драматургов XIX столетия. Это будет способствовать углублению понимания женских характеров в чеховских произведениях, их освоению в рамках определенной исторической эпохи, грамотной оценке вклада А. П. Чехова в развитие литературного процесса в России ХХ-ХХ1 в. Рассмотрим реализацию некоторых перечисленных технологий на уроке литературы при изучении драматургических произведений

Учебную деятельность по изучению произведения А. П. Чехова «Вишневый сад» можно дополнить использованием интерактивных схем, направленных на обобщение сведений о том или ином литературном персонаже, представления о котором

сложно составить, исходя из прочитанного, поскольку информация о нем автором дается весьма фрагментарно, неполно. К применению интерактивной схемы можно прибегнуть на уроке по женским образам в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад», в разговоре о таком персонаже, как Шарлотта Ивановна. Данная героиня, выступая «двойником» Любови Раневской, является ее гиперболизированным отражением, гротескной репрезентацией абсурдности бытия, что выражается в большом количестве противоречий в ее жизни (например, работает гувернанткой, но в семье Раневской уже некого воспитывать). Исследователь К. М. Захаров [10] считает данный образ персонифицированным воплощением общей трагикомической тональности пьесы, и это также может стать предметом специальных наблюдений учащихся в цифровой образовательной среде.

Интерактивная схема представляет собой прямую линию, разделенную вертикальными сечениями на несколько участков. Рядом с каждым из них указан определенный аспект характеристики женского образа, который нужно раскрыть в прилагающейся к нему рамке. В интерактивной схеме, отражающей жизненный путь Шарлотты Ивановны в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад», будут указаны следующие аспекты данного образа, которые старшеклассники должны дополнить конкретной литературной информацией:

1. Происхождение и детство Шарлотты Ивановны. (Дочь циркачей, по смутным воспоминаниям героини.)

2. Род занятий в момент событий, описывающихся в пьесе. (Работает гувернанткой в семье Раневской, однако потребности в ней теперь нет, поскольку Аня, дочь Любови Андреевны, уже выросла. Развлекает гостей, показывая фокусы.)

3. Внешность Шарлотты Ивановны. (Несколько раз меняет костюмы, причем общая стилистика одежды отсутствует - от белого длинного платья до панталон и цилиндра.)

4. Речь Шарлотты Ивановны. (Разговаривает на нескольких языках и разными голосами.)

5. Эмоциональное состояние героини. (Колеблется от комического до трагического. Всех веселит, но при этом чувствует себя очень одинокой.)

Результаты аналитической работы учащихся по образу Шарлотты Ивановны, осуществляемой в интерактивных схемах индивидуально, в парах или группах, проверяются методом фронтального опроса. Аналитическую деятельность старшеклассников по образу Шарлотты Ивановны в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» продуктивно сопроводить рядом проблемных вопросов и заданий, по которым можно организовать эвристическую беседу или дискуссию:

- Легко ли сформировать четкий образ героини в своем воображении, исходя исключительно из текста классика? Что препятствует этому? Отметьте те пункты анализа образа Шарлотты Ивановны, где присутствует неопределенность.

- Отечественный литературовед К. М. Захаров [10] считает образ Шарлотты Ивановны литературной «фикцией», за которой нет конкретного лица. Это лишь персонифицированное выражение общего эмоционального тона произведения. Согласны ли вы с исследователем? Какая характеристика героини может служить подтверждением правоты ученого? (Ее внутреннее состояние, которое можно охарактеризовать как трагикомическое. Комичность же персонажа обусловлена противоречиями, из которых соткан данный образ).

Внушительными возможностями информационно-коммуникационные технологии обладают на этапе творческой интериоризации полученных сведений по литературе

при работе с художественными произведениями. Это обусловлено прежде всего мультимедийным характером образовательного продукта, создаваемого посредством данных технологий, моделированием визуального, звукового, динамического сопровождения текста с учетом особенностей его восприятия («прочтения») учащимся. Столкновение разных «прочтений» школьниками одного и того же произведения усиливает атмосферу творчества на уроке, содействует развитию интерпретационных умений и навыков, активизации не только критического, но и образного, ассоциативного мышления, важного в рассмотрении литературных произведений. В особенной степени сказанное актуально для изучения драматургии, весьма ограниченной в обрисовке художественных деталей, результатом чего становятся неполные представления учеников о героях пьес и их характерах. Творческая работа на основе информационно-коммуникационных технологий помогает «достроить» художественные образы в восприятии учащихся, обобщив сказанное ранее, а следовательно, более глубоко проникнуть в суть, идею произведения.

Рассмотрим еще несколько способов реализации информационно-коммуникационных технологий в творческой работе старшеклассников по женским образам в драматургии А. П. Чехова. Среди них, на наш взгляд, целесообразно обозначить следующие:

Создание плейкастов - динамических музыкальных открыток, сочетающих в себе изображение, минимум текста (в данном случае это название произведения, автор, имя и фамилия героини пьесы А. П. Чехова, цитата и т. д.), музыкальное сопровождение, декоративные элементы, раскрывающие отношение учащегося к художественному образу. Индивидуальная работа старшеклассников над плейкастами с применением специальных интернет-сервисов позволит обобщить различные сведения, полученные о том или ином женском характере на уроках по чеховской драматургии, актуализировать их в целостном динамическом образе. Практическое задание для старшеклассников может быть сформулировано следующим образом:

- Представьте ситуацию, что вам как дизайнеру нужно создать анимирован-ный рекламный баннер с объявлением о предстоящем спектакле по пьесе А. П. Чехова («Вишневый сад», «Чайка», «Три сестры»), но прорекламировать театральную постановку необходимо через один из женских образов. Представьте модель анимированного баннера в виде плейкаста. Подумайте, какую цитату (из речи героини или сказанного о ней другими персонажами, самим автором в ремарках) можно здесь использовать. Чем будет обусловлено цветовое оформление баннера? Обязательно ли его сочетать с характером, жизненной позицией, взглядами героини, художественной символикой произведения в целом? Продумайте устное комментирование тех изобразительных приемов, которые были вами использованы при создании плейкаста.

Другим вариантом данного практического задания может стать создание: а) приглашения работников культуры на День театра; б) социальной рекламы о пользе чтения; в) объявления о буккроссинге в библиотеке.

Так, фоновым изображением в плейкасте, посвященном Любови Раневской, может стать фотография цветущего вишневого сада, в плейкасте, посвященном Нине Заречной, - фотография летящей чайки. К наиболее ярким высказываниям героинь, которые могут присутствовать в плейкастах, относятся: «Общая мировая душа - это я... я» (Нина Заречная) [12, с. 33]; «Я слишком проста, чтобы понять Вас!» (Нина Заречная) [12, с. 38]; «- Дачи и дачники - это так пошло, простите» (Любовь Раневская) [12, с. 317]; «Люблю, люблю... Это камень на моей шее, я иду с ним на дно, но я люблю этот камень и жить без него не могу» (Любовь Раневская) [12, с. 334].

Проверка плейкастов осуществляется методом фронтального опроса, лучшие работы могут быть репрезентированы в виртуальной образовательной среде - на сайте школы, в блоге учителя, в группе социальной сети и т. д.

Создание эйдос-конспектов по символическому содержанию женских образов пьес А. П. Чехова «Вишневый сад», «Чайка». Эйдос-конспекты представляют собой образное рассуждение (с использованием мультимедиа) по художественному тексту на основе ассоциативного восприятия литературных героев. В отличие от обычных конспектов, где кратко излагается суть вопроса (например, приводятся цитаты, максимально глубоко и всесторонне раскрывающие характер героини), эйдос-конспект, моделируемый в цифровой образовательной среде, делится на три части. В первой части эйдос-конспекта (слева) приводится схематическая модель символического содержания образа чеховской героини. Во второй части эйдос-конспекта (в центре) излагается текстовый материал, касающийся того или иного женского образа, структурированный в зависимости от выделенных в нем символических смыслов. В третьей части эйдос-конспекта (справа) репрезентируется иллюстративный материал, подобранный на ассоциативной основе к цитатам из произведения и собственным наблюдениям учащихся (различные фотографии, книжные иллюстрации и т. д.). В результате в сознании учащихся актуализируются и сохраняются визуальные параллели между женским характером, семантикой произведения, сопряженной с ним, и различными образами, репрезентированными школьниками, что способствует более глубокому пониманию замысла, идеи пьесы, запоминанию ее содержания, выявлению обозначенных в ней автором поверхностных и глубинных смыслов [11].

Среди женских образов драматургии А. П. Чехова, которые могут выступить в качестве объектов работы над эйдос-конспектами, необходимо указать следующие:

1) Любовь Раневская, символические смыслы образа которой в пьесе «Вишневый сад» можно представить в виде нескольких концентров, различающихся объемом, степенью сложности и обобщенности:

• символ уходящей России с ее дворянскими гнездами;

• символ прошлого;

• символ страдающего, самоотрицающего (абсурдного) бытия (Раневская -«рана» / стук топора, уничтожающего самоценную красоту вишневого сада). Героиню характеризует глубокая погруженность во внутренний мир, сознательный разрыв связей с действительностью. Это приводит ее к саморазрушению, поскольку вместе с изменениями реальности гибнут и те иллюзии, идеалистические представления, которые «питали» внутреннюю жизнь персонажа;

• символ пустоты, которая для А. П. Чехова есть прямое следствие социального бездействия человека;

2) Нина Заречная, символические смыслы образа которой в пьесе «Чайка» также могут быть отражены в нескольких концентрах:

• символ тяжелой женской доли - участи наивной девушки, поддавшейся соблазну (образная параллель - убитая чайка);

• символ загубленного таланта, пустой растраты творческих сил вопреки мечтам и стремлениям (образная параллель - убитая чайка);

• символ творчества как такового с его всеобъемлющим характером (образная параллель - Мировая душа).

Еще одной из информационно-коммуникационных технологий, широко применяемых в литературе, может стать создание слайд-шоу по режиссерским интерпретациям женских образов в пьесах А. П. Чехова «Вишневый сад», «Чайка», «Три сестры». Слайд-шоу представляет собой совокупность сменяющих друг друга статичных

изображений, объединенных тематически и общим музыкальным сопровождением. Современной методике преподавания литературы известны две формы репрезентации слайд-шоу: а) в виде комплекса мультимедийных слайдов; б) в форме смонтированного из отдельных фотографий видеоролика, которые одинаково продуктивно применять на уроках по предмету. Среди тематических направлений работы по созданию слайд-шоу на общую тему «Женские образы в пьесах А. П. Чехова «Вишневый сад», «Чайка», «Три сестры»» можно выделить следующие:

1) образ Любови Раневской («Вишневый сад») в театре и кино;

2) режиссерские интерпретации образа Шарлотты Ивановны из пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»;

3) образ Ани Раневской в восприятии отечественного театра и кинематографа;

4) образ Нины Заречной («Чайка») в интерпретации русских актеров театра и кино;

5) образ Ирины Аркадиной («Чайка») в российском театре и кино;

6) интерпретации образа Ольги Прозоровой («Три сестры») на сцене театра и в кино;

7) образ Маши Прозоровой («Три сестры») в отечественном театре и кинематографе;

8) образ Ирины Прозоровой («Три сестры») в восприятии русских актеров театра и кино.

Работа по созданию слайд-шоу может осуществляться индивидуально, в парах или группах учащихся, носить в большей мере не творческий, а аналитический, исследовательский характер, поэтому должна быть осложнена творческим заданием, ориентированным на интериоризацию знаний о женских характерах драматургии А. П. Чехова, полученных в процессе чтения и анализа произведений, изучения особенностей интерпретации женских образов в театре и кинематографе. Творческое задание может предполагать дополнение слайд-шоу слайдами с фотографиями актрис, которых бы ученики хотели видеть в роли той или иной чеховской героини. Задание к работе по созданию слайд-шоу формулируется следующим образом:

- Используя различные интернет-ресурсы, рассмотрите режиссерские интерпретации женских образов пьес А. П. Чехова «Вишневый сад», «Чайка», «Три сестры» и создайте слайд-шоу с фотографиями лучших, на ваш взгляд, исполнительниц данных ролей, подберите соответствующее музыкальное сопровождение. Дополните слайд-шоу фотографиями тех актрис, которых бы вы хотели видеть в той или иной роли, продумайте комментарий к данным фотографиям, аргументировав свой выбор.

Проверка результатов творческой работы старшеклассников осуществляется методом фронтального опроса, в случае ее групповой организации от каждой группы выступают один-два представителя, презентуя слайд-шоу для остальных учащихся класса. Итоговым этапом данной разновидности учебной деятельности по женским характерам в пьесах А. П. Чехова станет объединение слайд-шоу в общий мультимедийный продукт, предельно полно раскрывающий особенности режиссерских интерпретаций образа той или иной героини пьесы.

Таким образом, на уроках литературы в старших классах по пьесам А. П. Чехова «Вишневый сад», «Чайка», «Три сестры» большую продуктивность обнаруживает, во-первых, использование интерактивных схем в аналитической работе над женскими образами. Интерактивные схемы, заранее подготовленные учителем, дополняются учащимися необходимой литературной информацией в рамках индивидуальной, парной или групповой учебной деятельности, способствуют обобщению

и систематизации сведений о героинях, наиболее сложных для ученического восприятия, но важных с точки зрения понимания идейно-художественной концепции текстов, которые имеют сложную философскую основу (например, о Шарлотте Ивановне в «Вишневом саде»).

Во-вторых, создание плейкастов различной жанровой и тематической направленности, представляющих собой динамические музыкальные открытки - «визитные карточки» пьесы, которые содержат центральное изображение (главной героини), небольшой текст (указания на ее имя и фамилию, название произведения, яркую цитату), музыкальное сопровождение, дополнительные элементы. В-третьих, создание эйдос-конспектов по символическому содержанию женских характеров произведений автора, объединяющих в себе цитатный материал, его схематический анализ, различные иллюстрации, подобранные на основе ученических ассоциаций с образом той или иной чеховской героини. В-четвертых, создание слайд-шоу по режиссерским интерпретациям женских образов в пьесах А. П. Чехова «Вишневый сад», «Чайка», «Три сестры» в форме мультимедийных презентаций или видеороликов, дополненных фотографиями тех актрис, которых бы ученики хотели видеть в роли той или иной чеховской героини. Данные виды учебной деятельности имеют эвристическую основу (предполагают актуализацию проблемных заданий для учащихся), широкое применение интернет-ресурсов, тесную связь с аналитической и исследовательской работой старшеклассников по художественным текстам, направлены на творческую интериоризацию накопленных знаний, содействуют формированию целостных представлений о женских характерах в драматургии А. П. Чехова.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Давыдова Т. Н. Информатизация пространства в условиях реализации ФГОС // Интерактивное образование. URL: http://www.io.nios.ru/articles2/81/6/informatizaciya-prostranstva-v-usloviyah-realizacii-fgos (дата обращения: 17.04.2022).

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: [приложение к Приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393] / М-во науки и высш. образования // Русский язык (прил. к газ. «Первое сентября»). 2002. № 38. С. 3-4.

3. Зверева Ю. С. Информатизация образования // Молодой ученый. 2016. № 6.3. С. 23-26.

4. Романенкова Н. Н. Роль ИКТ в эффективной реализации ФГОС в современной школе // Проблемы современной науки и образования. 2017. № 37. С. 71-74.

5. Вылегжанина Е. А., Мальцева Н. Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Между -нар. Науч. конф., г. Чита, январь 2015 г. Чита: Молодой ученый, 2015. С. 4-6.

6. Сосновская И. В., Сосновский И. З. Ресурсы технологии лонгрид в литературном образовании // Педагогический ИМИДЖ. 2021. № 2 (51). С. 183-197.

7. Жирков Д. Д. Технология подкастинга в обучении литературе: аксиологический аспект // Литература в школе. 2021. № 6. С. 101-109.

8. Соколова А. А. Мультимедийный комментарий как вид учебного текста на уроках литературы // Литература в школе. 2022. № 3. С. 92-104.

9. Петренко В. Н. Проектная мастерская «Литературный блог» как форма организации внеурочной деятельности // Литература в школе. 2022. № 4. С. 98-109.

10. Захаров К. М. «Шарлотта знак вопроса». Игра и судьба Шарлотты Ивановны // Изв. Саратовского ун-та. 2014. Т. 14, № 1. С. 80-83.

11. Бирюкова О. И. Информационно-образовательные ресурсы в формировании литературоведческой компетенции студентов-филологов // Гуманитарные науки и образование. 2022. Т. 13, № 4. С. 7-12

12. Чехов А. П. Чайка: пьесы. М.: Речь, 2019. 416 с.

REFERENCES

1. Davydova T. N. Informatizatsiya prostranstva v usloviyakh realizatsii FGOS. Interaktivnoe obrazovanie. Available at: http://www.io.nios.ru/articles2/81/6/informatizaciya-prostranstva-v-usloviyah-realizacii-fgos (accessed: 17.04.2022).

2. Kontseptsiya modernizatsii rossiyskogo obrazovaniya na period do 2010 goda: [prilozhenie k Prikazu Minobrazovaniya Rossii ot 11.02.2002 No. 393]. Russkiyyazyk (pril. k gaz. "Pervoe sentyabrya"). 2002, No. 38, pp. 3-4.

3. Zvereva Yu. S. Informatizatsiya obrazovaniya. Molodoy uchenyy. 2016, No. 6.3, pp. 23-26.

4. Romanenkova N. N. Rol IKT v effektivnoy realizatsii FGOS v sovremennoy shkole. Problemy sovremennoy nauki i obrazovaniya. 2017, No. 37, pp. 71-74.

5. Vylegzhanina E. A., Maltseva N. N. Ispolzovanie informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologiy v obrazovatelnom protsesse. In: Aktualnye zadachi pedagogiki. Proceedings of the VI International scientific conference, Chita, Jan. 2015. Chita: Molodoy uchenyy, 2015. Pp. 4-6.

6. Sosnovskaya I. V., Sosnovskiy I. Z. Resursy tekhnologii longrid v literaturnom obrazovanii. Pedagogicheskiy IMIDZh. 2021, No. 2 (51), pp. 183-197.

7. Zhirkov D. D. Tekhnologiya podkastinga v obuchenii literature: aksiologicheskiy aspekt. Literatura v shkole. 2021, No. 6, pp. 101-109.

8. Sokolova A. A. Multimediynyy kommentariy kak vid uchebnogo teksta na urokakh literatury. Literatura v shkole. 2022, No. 3, pp. 92-104.

9. Petrenko V. N. Proektnaya masterskaya "Literaturnyy blog" kak forma organizatsii vneurochnoy deyatelnosti. Literatura v shkole. 2022, No. 4, pp. 98-109.

10. Zakharov K. M. "Sharlotta znak voprosa". Igra i sudba Sharlotty Ivanovny. Izv. Saratovskogo un-ta. 2014, Vol. 14, No. 1, pp. 80-83.

11. Biryukova O. I. Informatsionno-obrazovatelnye resursy v formirovanii literaturovedcheskoy kompetentsii studentov-filologov. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2022, Vol. 13, No. 4, pp. 7-12

12. Chekhov A. P. Chayka: pyesy. Moscow: Rech, 2019. 416 p.

Карабанова Надежда Валериевна, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой литературы и методики обучения литературе, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева nadiakarabanova@yandex.ru

Karabanova Nadezhda V., PhD in Philology, Associate Professor, Head, Literature and Methods of Teaching Literature Department, Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

nadiakarabanova@yandex.ru

Жиндеева Елена Александровна, доктор филологических наук, профессор кафедры литературы и методики обучения литературе, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева jindeeva@mail.ru

Zhindeeva Elena Alexandrovna, ScD in Philology, Professor, Literature and Methods of Teaching Literature Department, Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev jindeeva@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.07.2023 The article was received on 13.07.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.