Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА СОЗДАНИЯ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В ПЬЕСЕ А.П. ЧЕХОВА «ВИШНЁВЫЙ САД»'

СПЕЦИФИКА СОЗДАНИЯ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В ПЬЕСЕ А.П. ЧЕХОВА «ВИШНЁВЫЙ САД» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
913
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.П. Чехов / драматургия / «Вишнёвый сад» / женский образ / способы создания образа / характер / Раневская / Аня / Варя / Шарлотта / A.P. Chekhov / drama / “The Cherry Orchard” / female image / ways of creating image / character / Ranevskaya / Anya / Varya / Charlotte

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — О.Н. Проваторова, С.А. Мавродий

В статье авторы исследуют способы создания женских образов в драматургии А.П. Чехова на примере пьесы «Вишнёвый сад». Ими предпринята попытка проанализировать образы Раневской, Ани, Вари, Шарлотты. Доказывается, что, создавая женские образы, А.П. Чехов использует следующие способы: реплики других персонажей о женщинах, монологи героинь, авторские детали и ремарки. Авторами обосновывается трансформация образа Раневской в восприятии персонажей и читателя, аргументируется специфика характеров Вари и Ани, доказывается, что образ Шарлотты – самый трагичный в пьесе. Автор считает, что Чеховым нарисованы женские образы, отражающие характер переломной эпохи рубежа веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF CREATING FEMALE IMAGES IN A.P. CHEKHOV’S PLAY “THE CHERRY ORCHARD”

In the article the author explores the ways of creating female images in A.P. Chekhov’s dramaturgy on the example of the play “The Cherry Orchard”. He attemptes to analyze the images of Ranevskaya, Anya, Varya, Charlotte. It is proved that when creating female images, A.P. Chekhov uses the following ways of creating them: replicas of other characters about female images, monologues of heroines, author’s details and remarks. The author substantiates the transformation of Ranevskaya’s image in the perception of the characters and the reader, argues for the specifics of the characters of Varya and Anya, proves that the image of Charlotte is the most tragic in the play. The author believes that Chekhov painted female images reflecting the character of the turning point of the turn of the century.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА СОЗДАНИЯ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В ПЬЕСЕ А.П. ЧЕХОВА «ВИШНЁВЫЙ САД»»

11. Indictment. United States of America against Borromeo Enrique Henriquez, Elmer Canales Rivera, etc. Available at: https://www.justice.gov/opa/pr/ms-13-s-highest-ranking-leaders-charged-terrorism-offenses-united-states

12. Indictment. United States of America against Tyshawn Corbett, Qawon Allen, Desmonn Beckett, Devon Bristol, Marlon Bristol, Andrew Campbell, Quandel Smothers. Available at: https://www.justice.gov/usao-endy/press-release/file/1288216/download

13. Indictment. United States of America against Gregory A. Bush. Available at: https://www.justice.gov/opa/press-release/file/1111736/download

14. Indictment. United States of America againstAlexanda Amon Kotey and El Shafee Elsheikh. Available at: https://www.justice.gov/usao-edva/pr/update-us-v-alexanda-amon-kotey-and-el-shafee-elsheikh-0

15. Legal Dictionary. Available at: https://legal-dictionary.thefreedictionary.com/homicide

Статья поступила в редакцию 11.03.22

УДК 821.161.1

Provatorova O.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Orenburg State University (Orenburg, Russia), E-mail: olgaprovatorova@yandex.ru

Mavrodi S.A., student, Orenburg State University (Orenburg, Russia), E-mail: olgaprovatorova@yandex.ru

THE SPECIFICS OF CREATING FEMALE IMAGES IN A.P. CHEKHOV'S PLAY "THE CHERRY ORCHARD". In the article the author explores the ways of creating female images in A.P. Chekhov's dramaturgy on the example of the play "The Cherry Orchard". He attemptes to analyze the images of Ranevskaya, Anya, Varya, Charlotte. It is proved that when creating female images, A.P. Chekhov uses the following ways of creating them: replicas of other characters about female images, monologues of heroines, author's details and remarks. The author substantiates the transformation of Ranevskaya's image in the perception of the characters and the reader, argues for the specifics of the characters of Varya and Anya, proves that the image of Charlotte is the most tragic in the play. The author believes that Chekhov painted female images reflecting the character of the turning point of the turn of the century.

Key words: A.P. Chekhov, drama, "The Cherry Orchard", female image, ways of creating image, character, Ranevskaya, Anya, Varya, Charlotte.

О.Н. Проваторова, канд. филол. наук, доц., Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, Е-mail: olgaprovatorova@yandex.ru

С.А. Мавродий, студент, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, E-mail: olgaprovatorova@yandex.ru

СПЕЦИФИКА СОЗДАНИЯ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В ПЬЕСЕ А.П. ЧЕХОВА «ВИШНЁВЫЙ САД»

В статье авторы исследуют способы создания женских образов в драматургии А.П. Чехова на примере пьесы «Вишнёвый сад». Ими предпринята попытка проанализировать образы Раневской, Ани, Вари, Шарлотты. Доказывается, что, создавая женские образы, А.П. Чехов использует следующие способы: реплики других персонажей о женщинах, монологи героинь, авторские детали и ремарки. Авторами обосновывается трансформация образа Раневской в восприятии персонажей и читателя, аргументируется специфика характеров Вари и Ани, доказывается, что образ Шарлотты - самый трагичный в пьесе. Автор считает, что Чеховым нарисованы женские образы, отражающие характер переломной эпохи рубежа веков.

Ключевые слова: А.П. Чехов, драматургия, «Вишнёвый сад», женский образ, способы создания образа, характер, Раневская, Аня, Варя, Шарлотта.

Вопросы специфики создания образов в художественном тексте всегда представляют научный интерес для литературоведов, активно ставятся и решаются учёными. Актуальность исследования обусловлена, во-первых, общенаучным стремлением систематизировать представления о способах создания женских образов в разные периоды творчества А.П. Чехова, во-вторых, необходимостью анализа женских образов в драматургии А.П. Чехова. Мы считаем, что изучение и анализ, выявление способов создания образов в произведении, их специфики делает литературоведческий анализ полным, раскрывает основы эстетики и особенности поэтики писателя.

Данная статья преследует цель - исследовать способы создания женских образов в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад», выявить их специфику. Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач: рассмотреть попытки систематизации и классификации женских образов художественных текстов; исследовать женские образы пьесы «Вишневый сад» - Раневской, Ани, Вари, Шарлотты, проанализировав: а) реплики других персонажей о женских образах, диалоги; б) монологи; в) авторские детали и ремарки.

Драматургия А.П. Чехова является предметом изысканий учёных -ПП. Бердникова, Т.П. Буслаковой, ГА. Вялого, В.О. Горячевой, М.П. Громова, Т.Г. Ивлевой, Л. П. Иезуитовой, С.Н. Кузнецова, З.С. Паперного, С. Сендерови-ча, И.Н. Сухих, В.Е. Хализева, Т.К. Шах-Азизовой и других. Женским образам, во многом в аспекте социальной проблематики, а также способам их создания в произведениях А.П. Чехова посвящены исследования Ю.В. Кипко, О.А. Петровой, В. Сахарова, Ж. де Пруайяра, В.В. Пульченко, М. Одесской. Такие ученые, как М.П. Громов, С.В. Земляная, Ю.В. Кипко, М.А. Протопопов при исследовании средств создания образов акцентировали внимание на авторской оценке; Ю.М. Лотман, Н.А. Лукьянова, И.И. Мурзак - на таком средстве создания образа, как речевая самохарактеристика; Л.П. Ваганова, А. Рубцова, С.Н. Кузнецов, Л.В. Скибицкая - на функциях ремарки. Исследования А.Б. Криницына посвящены поэтике и семантике пауз в драматургии Чехова, Т.Г. Ивлевой - проблеме автора в драматургическом тексте А.П. Чехова.

Научная новизна данной работы обоснована тем, что специфика создания женских образов именно в пьесах А.П. Чехова не в полной мере рассмотрена исследователями. В статье предпринимается попытка проанализировать женские образы пьесы «Вишнёвый сад», выявить специфику их создания, опираясь на мужские образы, поскольку это персонажи, с помощью которых А.П. Чехов дает субъективную характеристику женщинам и выявляет типичную модель мышления того времени. Полученные результаты могут послужить основой для дальнейших исследований в чеховедении.

Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования обусловлена тем, что изучение и анализ средств создания женских образов в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» пополняет литературоведческий материал по интерпретации произведения, делая его более полным. Результаты могут быть использованы в проведении лекционных и практических занятий по истории русской литературы второй половины - конца XIX вв., а также лекционных и практических занятий по литературоведческим дисциплинам (в разделах, касающихся средств создания образов).

Обращение к образу женщины в литературе разных исторических эпох предполагает нечто более глобальное, чем просто воплощение личных представлений о женщине автора-художника. Женский образ в художественных текстах - это сложнейший комплекс культурно-исторических, социально-этических, психологических характеристик. «Женщина, обладающая не столь явными и прямыми социальными детерминантами, не столь рациональным и аналитическим сознанием, как мужчина, открыла литературе интереснейший комплекс социальных, нравственно-психологических, физиологических детерминант» [1, с. 19]. То есть именно женский образ становится объектом особого внимания в литературе в связи со скрытыми психологическими установками и особым сектором эмоциональных реакций.

Сложность анализа образа женщины в литературе вызвала попытки их систематизировать. Ю.М. Лотман классифицирует образы, выделяя три основных: первый - несчастная, нежно любящая женщина; второй - женщина с «демоническим» характером; третий - женщина-героиня, сильная духом, её героизм контрастирует с духовной слабостью мужчины [2, с. 65].

Значительную роль в изображении женского характера в литературе сыграл А.Н. Островский. А. Скабичевский говорит о двух женских типах у Островского: 1) живущие «по правде, честно, благородно» [3, с. 179]; 2) и женщины, главное для которых - «бешеные деньги» [3, с. 181]. Кроме того, есть и еще одна категория - «хотя и продажные, но такие, в которых вследствие каких-то неведомых чудесных причин уцелело сердце, и они сохранили способность в один прекрасный день полюбить человека истинной и глубокой любовью» [3, с. 206]. Это такие героини Островского, как Валентина Белесова из пьесы «Богатые невесты», Вышневская из «Доходного места» или Лариса из «Бесприданницы».

Особый вклад в изображение женских образов внесли женщины-писательницы, например, Л.А. Авилова - писательница, последовательница школы А.П. Чехова и Л.Н. Толстого. Изображение женщины в драматургии Л.А. Авиловой не имеет статического характера. От ранних произведений к более поздним женским образам трансформируются из слабых и зависимых - в свободные и

самодостаточные [4, с. 7]. Н.А. Голубева говорит о «...любящей женщине»; «женщине-ребенке», «новой героине», женщине-матери, революционерке, феминистке - образах женщин у Л.А. Авиловой. Их характеры моделируются посредством приемов автопсихологизма и автобиографизма», что вносит огромный вклад в концепцию изучения женского образа, так как автор освещает собственные психологические установки поведения, опираясь на опыт представителя данной тендерной группы [4, с.11].

Таким образом, в отечественной литературе и в жизни в целом в разные периоды к женщине относились по-разному, но «женский» вопрос всегда стоял остро. Каждый писатель делал попытки заглянуть в глубины женского сознания, сохранить детали современных им характеров героинь и показать разноаспект-ную женскую натуру.

Героини пьес А.П. Чехова имеют детально прописанные образы, которые довольно точно передают характеры женщин того времени. Поскольку каждый женский образ обладает специфическими индивидуальными чертами, выдвинуть классификацию с типизированными характерами не представляется возможным. Для того чтобы проанализировать женские образы пьесы «Вишневый сад», необходимо, на наш взгляд, рассмотреть их через:

1) восприятие женщин в пьесах другими персонажами (реплики других персонажей о женских образах, диалоги);

2) восприятие женскими персонажами самих себя (монологи);

3) проявление авторской позиции (авторские детали и ремарки).

Женские образы в пьесах раскрываются преимущественно в диалогах.

В пьесах А.П. Чехова диалогам отводится особая роль. Через них автор не только дает оценку персонажам, но и раскрывает их образы. В произведении «Вишнёвый сад» мужчины являются персонажами, с помощью которых А.П. Чехов дает субъективную характеристику женщинам и выявляет типичную модель мышления того времени.

Опираясь на связь в пьесе между мужскими и женскими персонажами, нами были выдвинуты следующие группы («Вишнёвый сад»):

1)Раневская - Лопахин;

2) Варя - Лопахин -Трофимов;

3) Аня - Трофимов.

В данной систематизации есть персонаж, выбивающийся из предлагаемой классификации - Шарлотта. Включенность героини в повествование имеет сложную структуру. Мы также проанализируем способы создания данного образа, его функции в тексте.

Характеристика женским образам дается не только в репликах других персонажей. Существенное значение в произведении, на наш взгляд, занимает самоанализ героинь. Именно их монологи транслируют важные социальные проблемы того времени. Женщины наделены тонким чувством сопереживания: себе, близким, социуму. Аня и Варя искренне сочувствуют своей матери, пытаются помочь спасти имение.

Монологи героинь занимают центральное место в анализе их образов, они сами обличают свои пороки или делятся сокровенными мечтами.

Реплики персонажей - важный аспект анализа женских образов, но также важное место занимает характеристика автора. Авторская позиция в пьесах проявляется ремарками и детализацией. Например, Дуняша выходит на сцену с горящей свечой, что отсылает читателей к образу У. Шекспира - леди Макбет. А.П. Чехов данной деталью выражает свое отношение к героине, но при этом делает это неявно, чтобы дать читателю возможность составить собственное мнение о девушке.

Проанализируем женские характеры в пьесе «Вишнёвый сад» с помощью этих способов их создания.

Характеристику героине пьесы Любови Раневской дает Лопахин. Рассмотрим оценку героя, данную им, и проследим, менялась ли она на протяжении всего произведения.

«Любовь Андреевна прожила за границей пять лет, не знаю, какая она теперь стала... Хороший она человек. Легкий, простой человек. Помню, когда я был мальчонком лет пятнадцати, отец мой покойный <...> ударил меня по лицу кулаком, кровь пошла из носу. <...>. Любовь Андреевна <...> подвела меня к рукомойнику <...>. Не плачь, говорит, мужичок, до свадьбы заживет.» [5, с. 197]. Данная реплика подчеркивает положительное отношение Лопахина к Раневской: «.вы сделали для меня когда-то так много, что <...> люблю вас, как родную... больше, чем родную» [5, с. 204]. Он с теплотой вспоминает прошлое (то, что напрямую связано с Любовью Раневской).

Лопахин пытается помочь Раневской с имением и предлагает отдать землю под аренду. Но его не слышат. Уже во втором действии герой дает такую характеристику Гаеву и Раневской: «<...> таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я еще не встречал» [5, с. 219]. Эпитеты «легкомысленный», «неделовой», «странный» имеют негативную окраску.

После покупки вишнёвого сада между Лопахиным и Раневской уже нет таких взаимоотношений, как в первых двух действиях. Восприятие героем Любови Андреевны меняется. Он перестает видеть в ней ту «молоденькую, такую худенькую», участливую девушку из прошлого. Образ героини трансформируется, так как за годы жизни за пределами имения женщина внутренне меняется. Раневская предстает легкомысленной расточительницей, полагающейся на волю случая, а не на собственные силы.

В своих монологах Раневская самообличается, анализирует прошлое, прожитую «греховную» жизнь: «О, мои грехи... Я всегда сорила деньгами без удержу <...»> [5, с. 220]. Героиня сама признает свое мотовство, но не пытается изменить в себе эту черту. Она упрекает бывшего мужа за долги, вспоминая, как было тяжело ей справляться с тратами, но игнорирует просьбу Вари уменьшить расходы.

Расточительность Раневской прослеживается и в авторском комментарии: «Уронила портмоне, рассыпала золотые» [5, с. 218]. В произведении не раз упоминаются приметы. Одна из них - рассыпать монеты, а это, по примете, влечет за собой материальные потери.

В пьесе упоминается, что мама Гаева и Раневской умерла: «<...» покойная мама идет по саду... в белом платье! <...»» [5, с. 210]. Можно предположить, что они воспитывались тетушкой, которая «не очень их любила». Именно поэтому Любовь Андреевна так привязана к прошлому. Она эмоционально целует «шкафик из детства», но холодно воспринимает слова о смерти няни. Она, как ребенок, закрывает уши, когда Трофимов пытается доказать ей нечестность ее возлюбленного, но в тот же момент грубо оскорбляет героя. Раневская не справляется с двойственностью своей роли, поэтому не может вести дела в имении и обеспечить своим детям достойную жизнь. Способы создания образа Раневской - реплики других персонажей (в частности, Лопахина), монологи, авторские детали и ремарки.

В отличие от Раневской, которая ничего не делает для спасения вишнёвого сада, Варя пытается найти способ, чтобы сохранить его, дать ему новую жизнь. Героиня - приемная дочь Любови Андреевны. Варя не является потомственной помещицей. Ей приходится принять новую социальную роль и соответствовать ей. Проследим, какой Варю видят другие персонажи (Лопахин, Трофимов) - помещицей или простой девушкой.

В первом действии известно, что Варю и Лопахина связывают романтические отношения, но герой не спешит делать предложение девушке: «У него дела много, ему не до меня... и внимания не обращает <...»» [5, с. 201].

Персонаж относится к Варе несерьезно, по-детски: «(заглядывает в дверь и мычит). Ме-е-е... (Уходит.)» [5, с. 201]. Он не видит ее хозяйкой дома (хотя всеми делами в имении руководит именно Варя), так как с предложением о сохранении вишнёвого сада он идет к Раневской. О том, что Лопахин относится к Варе, как к простой девушке, а не помещице, указывает следующая деталь: «Через три недели увидимся. (Целует Любови Андреевне руку.) Пока. Прощайте. Пора. (Гаеву.) До свиданция. (Целуется с Пищиком.) До свиданция. (Подает руку Варе, потом Фирсу и Яше)» [5, с. 209]. Прощание с Варей ставится в один ряд с прощанием с Фирсом и Яшей (слугами). Выражение «до свиданция» стилистически снижено.

В конце пьесы у героев происходит объяснение. Варя ждёт предложение от Лопахина, что подтверждают ремарки А.П. Чехова о том, что она что-то постоянно ищет. Героиня не может сосредоточиться и спокойно слушать мужчину. Лопахин спрашивает, куда пойдет Варя, та отвечает, что пойдет «к Рагулиным... Договорилась к ним смотреть за хозяйством... в экономки, что ли» [5, с. 250]. Данное признание окончательно разрывает отношения героев, так как девушка избирает путь простого, рабочего человека.

Простоту в характере Вари ощущает и другой герой - Трофимов. В пьесе не раз упоминается статус Пети (студент), который является ниже положения героини (дочь помещицы), но это не препятствует несерьезному отношению героя к девушке: «(дразнит). Мадам Лопахина! Мадам Лопахина!..» [5, с. 232]. Трофимов считает, что Варя «уж очень <...» усердная, не в свое дело суется. Все лето не давала покоя ни мне, ни Ане, боялась, как бы у нас романа не вышло. Какое ей дело? <...»» [5, с. 233]. Он унижает девушку за ее любовь к Лопахину и говорит, что сам он «выше любви», тем самым укрепляя свое социальное положение выше Вариного.

Героиню не устраивает ее положение в имении. Она чувствует себя чужой. Поэтому Варя говорит о желании уйти из дома: «Если бы были деньги, хоть немного, хоть бы сто рублей, бросила бы я все, ушла бы подальше. В монастырь бы ушла» [5, с. 232]. Мечты об уходе в монастырь подтверждают простоту характера девушки.

Варя не уходит из дома. Она чувствует ответственность за имение, за вишнёвый сад, за его обитателей. Героиня - настоящая хозяйка в доме (хотя эта роль ей чужда), на что указывает деталь: «.на поясе у нее вязка ключей» [5, с. 200]. Символ ключа преследует образ Вари: она обременена ответственностью за дом, за хозяйство, но в конце она бросает связку ключей, как будто порывает со своей «помещичьей» жизнью: «Варя снимает с пояса ключи, бросает их на пол, посреди гостиной, и уходит» [5, с. 240]. Способы создания образа Вари - реплики других персонажей (Лопахин, Трофимов), монологи, авторские детали и ремарки.

Если Варя, будучи приемной дочерью, вынуждена подстраиваться под семью Раневской, то Аня органично чувствует себя в этой среде: «Моя комната, мои окна, как будто я не уезжала <.»» [5, с. 200]. Аня во многом схожа с матерью: «<.» Как ты похожа на свою мать! (Сестре.) Ты, Люба, в ее годы была точно такая» [5, с. 203]. Она эмоциональна, по-детски наивна.

Ане свойственно копирование характера. Она осуждает Раневскую за расточительство, но так же, как и она, тратит сбережения семьи: «<.» А в Париже я на воздушном шаре летала!» [5, с. 201]. Ане семнадцать лет. Это возраст, когда влияние родителей не имеет такой силы, как прежде, и наставничество ищется в лице другого человека. Для героини таким человеком становится Петя Трофи-

мов. Аня полностью перенимает философию героя, поэтому все идеи, которые он выражает, можно считать разделенными девушкой.

Трофимов убежден сам и убеждает Аню в том, что прошлое России - череда ошибок, замедляющих её развитие: «Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом» [5, с. 228]. И далее: «И все же душа моя всегда <...> была полна неизъяснимых предчувствий. Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его...» [5, с. 228]. Те же мысли реализуются у Ани в словах к матери: «Вишневый сад продан, его уже нет <...>, но не плачь, мама, у тебя осталась жизнь впереди, осталась твоя хорошая, чистая душа... <...> Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час.» [5, с. 241].

Авторские ремарки, употребляемые в репликах Ани, передают ее характер: «мечтает», «говорит весело, по-детски», «задумчиво», «всплескивая руками», «в восторге» и т.д. Если вспомнить классификацию Н.А. Голубевой, то Аня принадлежит к группе «женщина-ребенок». Способами создания образа Ани также являются реплики других персонажей (Гаев, Петя Трофимов), монологи, авторские детали и ремарки.

В системе женских образов пьесы «Вишнёвый сад» особенно выделяется характер Шарлотты.

Показательно, на наш взгляд то, что Шарлотте не дают характеристику другие персонажи. Ее реплики часто остаются незамеченными и неуслышанными. В первом действии Аня говорит: «И зачем ты навязала мне Шарлотту... » [5, с. 201]. Глагол с отрицательной коннотацией «навязала» подчеркивает пренебрежительное отношение обитателей имения к гувернантке.

Важную роль в анализе этого образа играют монологи и детали. «<...> Когда я была маленькой девочкой, то мой отец и мамаша ездили по ярмаркам и давали представления <...>. И когда папаша и мамаша умерли, меня взяла к себе одна немецкая госпожа и стала меня учить. <...> Я выросла, потом пошла в гувернантки. А откуда я и кто я - не знаю... <...> Ничего не знаю», - это сама о себе Шарлотта [5, с. 215]. Данная реплика не обращена к конкретному персонажу. Кажется, что героиня проговаривает факты из своей жизни самой себе, чтобы не забыть, кем она является на самом деле.

В доме Шарлотту воспринимают как развлекающий персонал: «Шарлотта, покажите фокус!» [5, с. 208]. Но она гораздо глубже того амплуа, которым ее наделили обитатели имения. А.П. Чехов использует ремарку «в раздумье» по отношению к героине (данное указание употреблено в пьесе три раза). Непонимание со стороны окружающих людей обрекает женщину на одиночество: «Эти умники все такие глупые, не с кем мне поговорить... Все одна, одна, никого у меня нет и... и кто я, зачем я, неизвестно... (Уходит не спеша)» [5, с. 216].

Библиографический список

В отличие от других персонажей, которые не видят настоящую натуру героини, Шарлотта «чувствует» обитателей имения и характеризует их: «Если позволить вам поцеловать руку, то вы потом пожелаете в локоть, потом в плечо [5, с. 208] <...> Ты, Епиходов, очень умный человек и очень страшный [5, с. 216] <...»>.

При последнем появлении Шарлотты в четвертом действии (так же, как и в первом) героиня уезжает со своей «собачкой», хотя она говорит о том, что в городе ей «жить негде» [5, с. 248]. Женщина ответственна за того, кто нуждается в ней. При этом семья Раневской забывает в доме преданного Фирса: «Про меня забыли...» [5, с. 253-254].

Шарлотта, на наш взгляд, - самый трагичный женский образ произведения, так как у каждой героини, кроме нее, есть надежды на будущее. Она не находит себе места не только в имении Раневской, но и за его пределами. Шарлотту не характеризуют другие персонажи (она одинока и неинтересна другим), главную роль в анализе этого образа играют монологи и детали.

Итак, нами в данной статье были проанализированы центральные женские образы произведения А.П. Чехова «Вишнёвый сад» - образы Раневской, Ани, Вари, Шарлотты, выявлена специфика их создания. В результате исследования мы пришли к следующим выводам. Женские образы в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» детально прописаны и имеют специфические индивидуальные признаки. В тексте именно мужские образы - это образы-персонажи, с их помощью А.П. Чехов дает субъективную характеристику образам женским (Раневская - через образ Лопахина; Варя - через образы Лопахина и Трофимова; Аня - через образ Трофимова; выделяется в этом плане образ Шарлотты). Мы рассмотрели женские образы через их восприятие другими персонажами пьесы, проанализировав реплики о героинях; через восприятие женскими персонажами самих себя, обратив внимание на монологи героинь; через проявленную авторскую позицию - авторские детали и ремарки. Задействуя классические средства создания образов в драматургическом тексте, Чехов использует их специфически - через приём характеристика женского образа через мужской, создавая уникальные сложные женские образы, отражающие характер переломной эпохи рубежа веков. Одним героиням не удается подстроиться под новые веяния времени, и они продолжают жить по старым психологическим установкам (Раневская, Варя, Шарлотта), другие же готовы к романтизированной «новой жизни» (Аня).

Таким образом, поставленная нами цель - исследовать способы создания женских образов в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад», выявить их специфику -достигнута, задачи - решены. Полученные результаты вполне могут способствовать последующему рассмотрению и анализу способов создания образов в пьесе «Вишнёвый сад» и в других драматургических текстах А.П. Чехова, раскрывая особенности поэтики автора. Дальнейшее изучение способов создания женских образов в драматургии А.П. Чехова представляется нам в высшей степени перспективным.

1. Разумова Н.Е. Творчество А.П. Чехова в аспекте пространства. Томск, 2001.

2. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства 18 - начало 19 века. Санкт-Петербург, 1994.

3. Скабичевский А. Женщины в пьесах А. Н. Островского. Санкт-Петербург, 1887.

4. Голубева Н. А. Литературное творчество Л.А. Авиловой. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Тверь, 2006.

5. Чехов А. П. Вишневый сад. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Пьесы 1895-1904. Москва: Издательство «Наука», 1978; Т. 13.

References

1. Razumova N.E. Tvorchestvo A.P. Chehova v aspekte prostranstva. Tomsk, 2001.

2. Lotman Yu.M. Besedy o russkojkul'ture: byt i tradiciirusskogo dvoryanstva 18 - nachalo 19 veka. Sankt-Peterburg, 1994.

3. Skabichevskij A. Zhenschiny v p'esah A. N. Ostrovskogo. Sankt-Peterburg, 1887.

4. Golubeva N. A. Literaturnoe tvorchestvo L.A. Avilovoj. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Tver', 2006.

5. Chehov A. P. Vishnevyj sad. Polnoe sobranie sochinenij i pisem: v 30 t. P'esy 1895-1904. Moskva: Izdatel'stvo «Nauka», 1978; T. 13.

Статья поступила в редакцию 21.03.22

УДК 811.161.1:81.119

Prokudina I.S., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Novosibirsk State University of Economics and Management, senior teacher, Novosibirsk Higher Military Command School (Novosibirsk, Russia), E-mail: pris1981@yandex.ru

Kuks A.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Novosibirsk State University of Economics and Management (Novosibirsk, Russia), E-mail: annavkuks@gmail.com

STRUCTURAL AND CONTENT ANALYSIS OF THE "MILITARY MAN" ASSOCIATIVE FIELD IN THE NON-PROFESSIONAL RUSSIAN LINGUISTIC CONSCIOUSNESS (BASED ON THE RESULTS OF THE ASSOCIATIVE EXPERIMENT). The article presents a comprehensive structural and content analysis of the MILITARY MAN associative field in the non-professional Russian linguistic consciousness. Based on the data obtained from the associative experiment a comprehensive model of the MILITARY MAN associative field was constructed. The study gives a detailed analysis of this field considering its semantic zones and thematic groups, which were categorized according to the methodology of semantic gestalt. The analysis reveals that the MILITARY MAN associative field includes semantic zones "Actor", "Activity", "Organization", "Location", "Attributes", "Characteristics" and examines the specific weight and composition of each of them. As a result, conclusions are drawn about the heterogeneity of the semantic structure of the MILITARY MAN associative field, the diversity and varying degrees of significance of its components and their ability to represent information-conceptual, figurative-perceptual, value and socio-cultural aspects of the same-named concept.

Key words: linguistic consciousness, associative experiment, associative field, military man, content analysis, semantic gestalt method, semantic zone.

И.С. Прокудина, канд. филол. наук, доц., Новосибирский государственный университет экономики и управления,

ст. преп. Новосибирского высшего военного командного училища, г. Новосибирск, E-mail: pris1981@yandex.ru

А.В. Куке, канд. филол. наук, доц., Новосибирский государственный университета экономики и управления, г. Новосибирск,

E-mail: annavkuks@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.