ЮСУПОВА Б.М.
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В статье рассматривается степень оснащения системы здравоохранения современными информационно-коммуникационными технологиями. Отсутствие единого подхода при разработке и реализации информационных систем каждый из которых рассматривается в материале отдельно, привело к возникновению серьезных проблем.
YUSUPOVA BM.
THE USE OF THE INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE HEALTHCARE SPHERE
The level of equipping the healthcare system with the up-to-date information and communication technologies is considered in the article. The absence of one unified approach to the development and use of the information systems has led to serious problems. Each of them is considered separately in the article.
Ключевые слова: информатизация, информационно-коммуникационная технология, система здравоохранения, автоматизированное рабочее место врача, информация.
Key words: informatization, information and communication technology, healthcare system, doctor's work station, information.
В современных условиях эффективность управления объектами хозяйствования во многом зависит от качества информационного обеспечения органов управления этими объектами. Наличие достоверной, своевременно получаемой и оптимальной по объему информации о состоянии объектов и тенденциях их развития должно способствовать выработке и принятию наиболее оптимальных и эффективных решений по управлению здравоохранением как отраслью, так и конкретными учреждениями здравоохранения.
Совершенствование системы регионального здравоохранения в настоящее время не может эффективно осуществляться без применения современных методов диагностики, лечения и профилактики болезней, компьютерных информационных технологий. В связи с этим одной из основных задач управления территориальным здравоохранением является не только рациональное оснащение лечебно-профилактических учреждений республики современными медицинскими приборами и аппаратурой, но и средствами электронно-вычислительной техники и программными продуктами к ним.
Информатизация системы управления здравоохранением региона -многоаспектный процесс, включающий сбор, накопление, интеграцию и эффективное использование данных и знаний о деятельности отрасли.
В Российской Федерации разработка и реализация программ информатизации здравоохранения ведется с 1992 года. К настоящему времени в субъектах РФ созданы медицинские информационно-аналитические центры, автоматизированные информационные системы фондов обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организаций.
С точки зрения информатизации региональная система управления здравоохранением представляет собой территориально распределенную многоуровневую систему, образованную объектами информатизации, к которым относятся лечебно-профилактические учреждения республики, органы управления здравоохранения, территориальный фонд обязательного медицинского страхования, Центр Госсанэпиднадзора республики, страховые медицинские организации. Объекты информатизации являются одновременно и субъектами информационного обмена.
Информационные технологии становятся важнейшим инструментом обеспечения устойчивого финансирования здравоохранения и реализации государственных гарантий населению на бесплатную медицинскую помощь.
В здравоохранении информационно-компьютерные технологии позволяют:
❖ достичь нового качества работы от конкретного рабочего места до отрасли в целом;
❖ создать и внедрить наукоемкие и ресурсосберегающие технологии;
❖ интегрировать средства информатизации здравоохранения в единое информационное пространство страны и глобальные информационные сети.
Все компьютерные системы в медицине и здравоохранении вне зависимости от своего назначения могут быть представлены, согласно рекомендациям Ю. Комарова, следующими уровнями сложности:
1 уровень - автоматизированные системы обработки данных и/или информации (АСОД и АСОИ). Помогают в выполнении вычислительных работ, то есть делают арифметические операции, преобразовывая исходные данные/информацию (расчет заработной платы, сводки в бухгалтерии и т.п.).
2 уровень - автоматизированные информационные и информационно-справочные системы (АИС и АИСС). Предназначены для обработки, хранения и поиска документов, сведений о документах, отдельных фактов и информации.
3 уровень - автоматизированные системы управления (АСУ) связаны с внедрением информационно-справочных систем, с помощью которых часть информации предварительно используется в работе и обрабатывается в ПЭВМ по заданным программам и затем уже используется при выполнении различных функций, в частности, по планированию и оперативному управлению в здравоохранении.
4 уровень - экспертные системы (ЭС) для подготовки вариантов и выбора решений.
Уровень оснащения системы здравоохранения современными информационно-коммуникационными технологиями крайне неоднороден и в ос-
новном ограничивается использованием нескольких компьютеров в качестве автономных автоматизированных рабочих мест.
Вместе с тем разработанные информационные системы, как правило, носят узконаправленный характер, ориентированный на обеспечение частных функций и задач. Отсутствие единого подхода при их развитии в процессе эксплуатации привело к возникновению серьезных проблем. В результате существующие информационные системы представляют собой комплекс разрозненных автоматизированных рабочих мест, а не единую информационную среду.
Здесь же следует отметить, что система должна уметь работать не только с количественной, но и трудно формализуемой, специфической, качественной информацией, что особенно важно для решения управленческих задач в системе здравоохранения.
Согласно современным представлениям, АРМ - это автоматизированное рабочее место врача, оснащенное средствами вычислительной техники и программными комплексами для сбора, хранения медицинской информации, используемой в качестве интеллектуального инструмента при принятии диагностических и тактических (лечебных, организационных и др.) решений, что отмечает С. Гаспарян, их можно разделить на три группы:
❖ АРМы лечащих врачей;
❖ АРМы медработников парамедицинских служб (по профилям диагностических и лечебных подразделений);
❖ АРМы для административно-хозяйственных подразделений.
АРМы применяются не только на уровне первичного звена здравоохранения - в лечебно-профилактических учреждениях, но и для автоматизации рабочих мест на уровне управления регионом, территорией.
В любой сфере человеческой деятельности увеличение активности лишь в одном направлении, будь то даже разработка информационных технологий, явно недостаточно, чтобы активность приводила к полезному результату. Для этого должна быть задействована соответствующая информационная структура. Она обеспечивается с помощью компьютерных средств и коммуникаций при определенных организационно-экономических и правовых механизмах.
В настоящее время информационная инфраструктура здравоохранения формируется на государственном, региональном, муниципальном и учрежденческом уровнях.
Основой поступления полной, адекватной и своевременной информации служат информационные системы первичного звена здравоохранения (лечебно-профилактические учреждения), внедряемые для статистического и экономического анализа деятельности этих учреждений, информационного обеспечения управления здравоохранением.
Как отмечено в «Концепции создания государственной системы мониторинга здоровья населения России», лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь и поставляющие данные в территориальный информационный центр, являются местом фор-
мирования персонифицированного медицинского регистра населения. На территориальный же уровень передается только сводная де персонифицированная информация.
Таким образом, в лечебно-профилактических учреждениях впервые из конкретных данных формируется информация о ресурсах и качестве работы службы и собирается персонифицированная, конфиденциальная информация о пациентах. Именно здесь, понашему мнению, заложена основа информационного поля отрасли - объема, характера и периодичности поступления информации.
В целом технические возможности отрасли совершенствуются за счет носителей информации и системы методов приема и передачи информации -телекоммуникационных каналов связи.
Информатизацию в системе управления региональным здравоохранением можно представить двумя блоками задач: лечебно-диагностическим и социальным.
Лечебно-диагностический - связан с созданием современной информационной среды по линии контакта «врач-пациент». Это АРМы, информационные системы (ИС), экспертные системы и др. Проблема заключена не только в разработке прогрессивных ИС, но и в овладении ими, прежде всего, врачебных кадров. Пожалуй, эта сфера информатизации, как никакая другая, требует личного участия медицинского работника.
Различие задач отдельных служб обусловливает особенности структуры информационных потоков, режимов функционирования систем, которые насыщают информацией как «горизонталь» производственного процесса, так и «вертикаль» поступления профессиональных знаний. Вместе с тем цель, стоящая перед всеми службами, едина - совершенствование их работы и повышение качества лечения больных.
Информация об индивиде, группах населения или населении в целом относится к социальному слою информации, если информация связана с пациентами как субъектами общества. В целом это персональные данные о населении, унифицированные данные о работе с пациентами в ЛПУ и специализированные базы данных - регистры.
Объединение лечебно-диагностического и социального слоя информации о пациентах наиболее полно может быть обеспечена в ходе мониторинга здоровья населения. Развитие этого направления является первым приоритетным проектом, касающимся информатизации системы управления здравоохранением в регионе.
Таким образом, существующий в отрасли уровень информационного обеспечения не позволяет оперативно решать вопросы планирования и управления отраслью для достижения существующих целевых показателей.
В связи с этим основными целями мероприятий по данному направлению является модернизация отраслевой информационной системы на основе использования передовых информационно-коммуникационных технологий, совершенствования системы показателей и статистического учета, внедрения
в практику регулярных исследований как части мониторинга деятельности здравоохранения.
В настоящее время многие страны приступили к реализации программы по созданию единого информационного пространства в сферах здравоохранения и социального развития. Например, в Европе реализуется единая программа Европейского Союза e-health. Первоочередные задачи: стандартизация, обеспечение страхового покрытия независимо от нахождения, обработка медицинской информации о пациенте с использованием информационных технологий. Объем инвестиций Евросоюза в рамках общеевропейской программы e-health уже составил около €317 миллионов.
В Канаде создается единая информационная система в области здравоохранения. Приоритетные направления работ: электронный паспорт здоровья, инфраструктура, телемедицина, создание национальных реестров, справочников и классификаторов, системы диагностической визуализации и хранения графической информации. Бюджет программы на период до 2009 года составляет $1,3 миллиарда при численности населения около 39 млн.человек.
Аналогичная комплексная программа реализуется в США. Согласно данной программе, предусматривается создание сегмента информационной системы в сфере здравоохранения в рамках Электронного Правительства. Общие потребности в инвестициях в электронную медицину на ближайшее десятилетие оцениваются в $21,6-$43,2 миллиарда. Приоритетными направлениями работ в настоящий период объявлены: электронный паспорт здоровья (EHR), национальная информационная инфраструктура в интересах здравоохранения, региональные центры медицинской информации (RHIOs), электронный обмен медицинскими данными.
Согласно экспертным оценкам, полномасштабное внедрение информационных технологий в медицине в США может привести к экономии до $77 миллиардов. Аналогичные исследования в Германии дают оценку экономии расходов при переходе на электронное здравоохранение в размере до 30% от имеющихся затрат. В частности, внедрение технологии электронного рецепта дает экономию порядка €200 000 000 в год, снижение расходов, связанных с выбором неправильного метода лечения, избыточных процедур и медикаментов, позволит экономить около €500 миллионов ежегодно, выявление и предотвращение страховых махинаций составят около €1 миллиарда в год при численности населения около 83 млн. человек.
_Литература_
1. Гаспарян С.А. Моделирование системы здравоохранения как основы построения автоматизированной системы управления // Критерии эффективности организационных структур в здравоохранении. Труды 2-го ММИ, Вып.4, 2003. - С.30-40.
2. Комаров Ю.М. Приоритетные проблемы здоровья и здравоохранения. -М., 2005. - 142с.
3. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020г.