Научная статья на тему 'Классификация медицинских информационных систем'

Классификация медицинских информационных систем Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
4633
842
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ / МИС / СРАВНЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МИС / CLASSIFICATION OF SOFTWARE FOR HEALTHCARE / BASIC CRITERIA OF ESTIMATE AND COMPARISON OF EFFICIENCY HEALTHCARE INFORMATIONAL SYSTEMS / COMPARISONS OF DIFFERENT SOFTWARE FOR HEALTCARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лебедев Г. С., Мухин Ю. Ю.

В работе рассмотрена историческая ретроспектива походов к построению классификации медицинских информационных систем, проведен анализ эволюции принципов построения таких классификаций в России и за рубежом. Приведена современная классификация медицинских информационных систем (МИС), построенная по гармонизированному принципу с учетом самых последних технологических достижений в данной области. Эти подходы позволяют использовать ее в качестве базового регистра в ближайшее десятилетие, так как она предусматривает модернизацию и дополнения без изменения структуры. Также сформирован перечень ключевых индикаторов, позволяющий производить сравнение эффективности медицинских информационных систем (МИС).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF SOFTWARE FOR HEALTHCARE

Authors suggest a new classification of software for healthcare in Russia, based on modern views, approaches and technologies. Harmonized structure of this classification provides the possibility to complete and modernize it hereafter. The article also considers the complex approaches to performance, estimation and comparison of informational systems efficiency for healthcare in Russia. Authors give review of the basic parameters for comparison and evaluation of complex efficiency of healthcare informational systems. Authors give a brief characteristics of some of the main and collateral methods of estimation of medical IT systems efficiency. The proposed classification of software for healthcare and a model of performance evaluation and comparisons, based on unified basic parameters are aimed at the increase of the performance effectiveness of healthcare informational systems and their practical realization.

Текст научной работы на тему «Классификация медицинских информационных систем»

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Лебедев Г.С., д.т.н., заместитель директора по информационным технологиям ЦНИИ организации и информатизации

здравоохранения Минздравсоцразвития России

Мухин Ю.Ю., к.э .н., исполнительный директор ежегодной специализированной конференции и выставки «Информационные

технологии в медицине», генеральный директор «Консэф»

В работе рассмотрена историческая ретроспектива походов к построению классификации медицинских информационных систем, проведен анализ эволюции принципов построения таких классификаций в России и за рубежом. Приведена современная классификация медицинских информационных систем (МИС), построенная по гармонизированному принципу с учетом самых последних технологических достижений в данной области. Эти подходы позволяют использовать ее в качестве базового регистра в ближайшее десятилетие, так как она предусматривает модернизацию и дополнения без изменения структуры. Также сформирован перечень ключевых индикаторов, позволяющий производить сравнение эффективности медицинских информационных систем (МИС).

Ключевые слова: классификация медицинских информационных систем, МИС, сравнение параметров медицинских информационных систем, критерии оценки эффективности МИС.

CLASSIFICATION OF SOFTWARE FOR HEALTHCARE

Lebedev G., doctor of technical sciences Mukhin Y., candidate degree of economic sciences

Authors suggest a new classification of software for healthcare in Russia, based on modern views, approaches and technologies. Harmonized structure of this classification provides the possibility to complete and modernize it hereafter. The article also considers the complex approaches to performance, estimation and comparison of informational systems efficiency for healthcare in Russia. Authors give review of the basic parameters for comparison and evaluation of complex efficiency of healthcare informational systems.

Authors give a brief characteristics of some of the main and collateral methods of estimation of medical IT systems efficiency. The proposed classification of software for healthcare and a model ofperformance evaluation and comparisons, based on unified basic parameters are aimed at the increase of the performance effectiveness of healthcare informational systems and their practical realization.

Keywords: classification of software for healthcare, basic criteria of estimate and comparison of efficiency healthcare informational systems, comparisons of different software for healtcare.

Вопросы классификации медицинских информационных систем (далее МИС) рассматриваются в отечественной и зарубежной литературе с конца семидесятых годов двадцатого века. Именно тогда в крупных медицинских центрах большинства развитых стран начали внедряться информационные системы, направленные на автоматизацию широкого круга процессов, связанных с оказанием медицинской помощи пациенту и обработкой данных.

С этого периода можно говорить о создании в развитых странах мира первых специализированных программных средств для здравоохранения и начале формирования группы компаний-разра-ботчиков, впоследствии создавших рынок медицинских информационных систем.

Возникновение первоначального спроса на медицинские информационные системы порождает разнообразие предложения и потребность в его системном анализе. Принимая во внимание высокий уровень сложности и оригинальности медицинских информационных систем, наличие значительного количества организаций - разработчиков этого продукта в России, растущий уровень спроса со стороны медицинских организаций, не обладающих специальными 1Т-подразделениями, возникает потребность в простых и удобных инструментах для их системного анализа. Они призваны предоставить возможность руководителям разобраться в многообразии существующих предложений, сформулировать задачу, предварительно просчитать финансовые, кадровые и технические возможности, т.е. провести подготовительную работу для осознанного выбора оптимального решения.

Для сравнения параметров различных систем и дальнейшего анализа их свойств необходимым условием является построение классификации медицинских информационных систем.

В России основоположником системной классификации МИС выступил С.А. Гаспарян [9]. В период 1978-2001 год он опубликовал три варианта классификации. В последней своей версии [10] он рассматривал пять основных групп медицинских информационных систем, включающих в себя:

- технологические информационные системы (ТИМС);

- банки информации медицинских служб (БИМС);

- статистические информационные медицинские системы;

- научно-исследовательские информационные медицинские системы;

- обучающие (образовательные) информационные медицинские системы.

Свой вариант классификации предложил в 2001 году Г.А. Хай [11], структурировавший системы по следующим типам: а) медикотехнологические; б) справочные; в) базы данных; г) приборно-компь-терные системы или измерительно-вычислительные комплексы; д) микропроцессорные системы; е) системы обработки и передачи изображений; ж) сервисные; з) автоматизированные системы управления.

За рубежом в настоящее время функционирует несколько сервисов [18-21], позволяющих самостоятельно провести предварительное сравнение возможностей систем различных производителей и функционального назначения. В их основе лежат уникальные алгоритмы, во многом схожие между собой и позволяющие формулировать многопараметрические задачи с получением выборки, соответствующей заданным условиям. Указанные сервисы ориентированы на рынки определенной группы стран, с точки зрения предложения, и распределенную структуру системы здравоохранения. В этой связи для нужд российского здравоохранения они могут быть использованы лишь в обзорном плане, т.к. на них представлены нелокализованные для России продукты для организаций здравоохранения, находящихся в иной организационно-финансовой модели. Соответственно, подходы, применяемые при построении зарубежных классификаторов медицинских информационных систем, не могут использоваться в нашей стране в качестве прототипа и рассматриваются нами только с точки зрения полноты анализа существующих в мире подходов и принципов построения.

Наиболее значимой работой, выполненной в нашей стране по рассматриваемой тематике, является разработка стандарта организации СТО МОСЗ 91500.16.0002-2004 «Информационные системы в здравоохранении. Общие требования» [6] в разработке которого принимали участие Лебедев Г.С., Емелин И.В., Столбов А.П. и другие ведущие специалисты в области медицинской информатики.

В данном стандарте вводится следующая классификация:

- медико-технологические ИС (МТИС), предназначенные для информационного обеспечения процессов диагностики, лечения, реабилитации и профилактики пациентов в лечебно-профилактических учреждениях;

- информационно-справочные системы (БИИС), содержащие банки медицинской информации для информационного обслуживания медицинских учреждений и служб управления здравоохранением;

- статистические ИС (СМИС) органов управления здравоохранением;

- научно-исследовательские ИС (НИИС), предназначенные для информационного обеспечения медицинских исследований в клинических научно-исследовательских институтах (НИИ);

- обучающие ИС (ОМИС), предназначенные для информационного обеспечения процессов обучения в медицинских учебных заведениях.

Примечательно, что в трактовке разработчиков стандарта к медицинским информационным системам (МИС) относятся все информационные системы, применяемые в здравоохранении и связанные с обработкой медицинской информации, в то время как в современных документах к МИС относят только системы, устанавливаемые в медицинских учреждениях для учетно-статистической обработки данных.

Бурное развитие информационных технологий в России и в мире внесло значительные изменения в представления об общих принципах и функциональности глобальных отраслевых и локальных информационных систем. За исторически короткий промежуток с момента выхода документа, описанного выше, появились новые технологии и подходы к сбору, обработке, передаче, хранению и анализу крупных объемов слабоструктурированных данных, которые, в значительной мере изменили саму парадигму построения указанных систем. Изменения перетерпели представления не только технологические аспекты, связанные с выходом на рынок устройств нового поколения, но и подходы к работе с первичными данными.

Остановимся на наиболее значительных, с нашей точки зрения, изменениях в принципах построения крупных распределенных систем и взаимодействующих с ними информационных системах в российском здравоохранении.

Во-первых, современное развитие технологий информационного обеспечения позволило перейти к персонифицированному учету сведений о конкретном физическом лице, являющимся источником первичных сигналов, вызывающих реакцию других элементов системы. Современная логика построения информационной среды призвана обеспечить прямое взаимодействие с конкретным физическим лицом посредством различных средств и инструментов, относящихся к системе здравоохранения и обеспечивающей ее работу информационной среде. Считается, что человек, находящийся в любой точке страны, может быть в реальном времени идентифицирован и обеспечен информацией, необходимой для оказания ему медицинской помощи. Конечно, выполнение указанной задачи требует соблюдения целого ряда условий, как самим человеком, так и системой здравоохранения (наличие универсального идентификатора, например, номера страхового полиса или СНИЛС, возможность коммуникаций, доступность учреждений здравоохранения, их техническая оснащенность и т.д.). Более того, целый ряд задач, необходимых для этого находится еще в начальной фазе - постановки или уточнения. Однако такой подход рассматривается, как реализуемый в обозримом будущем и закладывается в логику проектирования и построения современных систем, входящих в информационную инфраструктуру здравоохранения страны. Напомним, что предыдущие подходы были основаны на информационном обеспечении организаций (их групп, ведомств и т.д.), их взаимодействии друг с другом и были выстроены с точки зрения решения задач различных элементов и организации их взаимодействия. Эти изменения возможно реализовать путем создания технического и информационного ядра системы, средств коммуникации и нормативного обеспечения параметров функционирования информационной среды.

Важнейшую роль в развитии информационных технологий в здравоохранении играют Федеральные законы «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [4] и «Об обязательном медицинском страховании» [5], которые впервые определили следующие основные правовые нормы:

- порядок организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в электронном виде - впервые появилась законодательная возможность ведения медицинской документации в электронном виде, при этом в [5] вводится норма подписания медицинских документов электронной подписью;

- вводятся соответствующие номенклатуры в сфере охраны здоровья;

- вводится обязанность ведения медицинскими организациями информационных ресурсов в сети Интернет;

- вводится право медицинских организаций создавать локальные информационные системы;

- вводится понятие персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности и то, что в информационном обмене участвуют медицинские организации государственной и частной системы здравоохранения;

- вводится состав данных персонифицированного учета о специалисте и о пациенте.

Подходы к построению информационной среды в здравоохранении изложены в Концепции создания Единой Государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 апреля 2011 № 364 [7]. Именно ЕГИСЗ призвана взять на себя системообразующие функции информационной среды в данной области.

Во-вторых, внедрение технологий удаленной обработки данных («облачных технологий») коренным образом меняет представления о принципах их сбора, передачи и обработки.

И, наконец, в-третьих, важнейшим условием функционирования системы является нормативно и технически реализованное решение «Универсальная электронная медицинская карта пациента», которая является основным источником информации о физическом лице для учреждений здравоохранения всех типов и связанных с ними организаций (министерства здравоохранения, страховых компаний, пенсионного и других фондов и т.д.).

Естественно, при формировании информационной среды процесс изменения технологий и подходов к решению отдельных задач будет еще многократно изменяться. Тем не менее, реализация трех вышеперечисленных принципов позволяет выстроить классификацию медицинских информационных систем, их подсистем и приложений, которая, на наш взгляд, будет сохранять актуальность ближайшие 5-10 лет.

Прежде чем привести саму классификацию, хотелось бы остановиться на эволюции взглядов на построение и систематизацию, происшедшие за последние 5-7 лет.

В исторической ретроспективе в этом вопросе наблюдается общая тенденция смещения акцентов от технических характеристик программных средств к их функциональности и другим потребительским свойствам, таким, как надежность, простота эксплуатации, безопасность обрабатываемых данных, наличию дополнительных интеллектуальных функций помощи врачу (проактивных функций), интероперабельности, наличию специализированных модулей и др.

Это связанно с развитием самих программных продуктов, аппаратных возможностей, общих представлений о роли информационных технологий и их месте в профессиональной среде. Несомненно, ключевыми факторами развития в данном процессе выступают повышение компьютерной грамотности медицинских работников, рост доступности для них программных и аппаратных средств, унификация и стандартизация самих первичных данных, методов их передачи и обработки, позволяющих обеспечить их однократный ввод и многократное использование, возможность их размещения и обработки в удаленных центрах обработки данных (облачная архитектура), доступность данных для врачей и пациентов.

При построении описанных выше систем классификаций авторы решали задачу органичного построения иерархии систем с учетом их технических, функциональных характеристик и связанных с ними групп решаемых задач. При этом технические характеристики определялись уровнем развития информационных систем, а функциональные - в первую очередь были связаны с требованиями и особенностями организационно-технологического построения отрасли и медицинских учреждений различных типов. При беглом анализе становится очевидна главная тенденция их трансформации - в классификациях очевидно наблюдается смещение акцентов с организационно-технических свойств систем к их функциональным свойствам, ориентированным на конечного потребителя. Это отражает общие процессы в эволюции информационных систем в отрасли - за 30-40 лет они прошли путь от крупных централизованных программ, решающих узкие задачи, к распределенной информационной системе, основанной на доступности различных персональных устройств, современных средств обработки, передачи данных, формирования новой культуры информационного общества.

В процессе совершенствования информационных систем задачи конечного пользователя становятся все более определяющими, что смещает приоритеты построения современных классифи-

Таблица 1. Классификация функций информационных систем в здравоохранении.

Код Наименование системы

1 Сегмент централизованных общесистемных компонентов

11 Подсистема интеграции прикладных систем

11 Подсистема ведения каталога пользователей Системы

12 Подсистема ведения реестра нормативно-справочной информации, словарей медицинских терминологий, регистр электронных документов

13 Подсистема управления удостоверяющим центром и инфраструктурой открытых ключей

14 Подсистема управления эксплуатацией

15 Подсистема ведения электронной почты и прочих информационно-технических сервисов общего пользования

2 Сегмент прикладных компонентов

21 Федеральные системы

211 Федеральные транзакционные системы

2111 Системы ведения расписания приемов специалистов, проведения консультаций, в том числе телемедицинских, и загрузки мощностей медицинской организации, а также электронной записи на прием к врачу

2112 Системы, обеспечивающие проведение телемедицинских консультаций и консилиумов, в том числе с использованием мобильных устройств

2113 Системы, обеспечивающие направление на проведение диагностических исследований, проведение медицинского обследования (консультации, экспертизы) и получение медицинской помощи в иные медицинские организации

2114 Системы, обеспечивающие бухгалтерский и управленческий учет финансово-хозяйственной деятельности медицинских организаций, в том числе автоматизирующие функции взаимодействия со страховыми медицинскими организациями в части формирования и оплаты счетов за оказанную медицинскую помощь

2115 Системы, обеспечивающие кадровый учет в медицинских организациях

212 Федеральные управленческие системы

2121 Регистр паспортов медицинских организаций

2122 Регистр медицинской техники и изделий медицинского назначения

2123 Регистр медицинского и фармацевтического персонала

2124 Система мониторинга реализации программ в здравоохранении

2125 Система ведения интегрированной электронной медицинской карты, а также создаваемых на ее основе специализированных регистров по отдельным нозологиям и категориям граждан, в том числе обеспечивающая персонифицированный учет медицинской помощи и лекарственного обеспечения

2126 Аналитические системы, а также системы автоматизированного контроля и поддержки принятия управленческих решений на основе анализа первичных данных

2127 ИС сбора и анализа медицинской статистики

213 Федеральные справочные системы

2131 Федеральная электронная медицинская библиотека, содержащая, в том числе, электронные медицинские публикации, электронные справочники лекарственных средств и заболеваний, стандарты оказания медицинской помощи, протоколы лечения, иную нормативно-справочную информацию

2132 Библиотека экспертных медицинских систем, обеспечивающих автоматизацию процесса поддержки принятия врачебных решений на базе формализованных баз знаний и прецедентной информации

2133 Электронные образовательные курсы, программы дистанционного обучения и повышения квалификации в области медицины и фармацевтики

2134 Системы группового профессионального общения для медицинского и фармацевтического персонала и студентов медицинских и фармацевтических средних специальных и высших учебных заведений

2135 Средства обеспечения доступа к первичным данным, содержащимся в Системе, необходимым для проведения науч-

ных исследований в сфере здравоохранения

2136 Средства информирования граждан о деятельности системы здравоохранения

22 Региональные системы

221 Медицинские информационные системы

2211 ИС управления ресурсами медицинского учреждения

221101 ИС бухгалтерского учета

221102 ИС кадрового учета

221103 ИС экономического учета и отчетности

221104 ИС учета медицинского оборудования

221105 ИС управления материально-техническим обеспечением и основными средствами

221106 ИС аптечки и учета расходных материалов

221107 ИС управление питанием пациентов в стационаре

221108 ИС учета движения автотранспорта

221109 ИС расчета стоимости медицинских услуг

221110 ИС управление расписаниями, записи пациентов на обслуживание, управления занятостью ресурсов и распределение потоков пациентов в лечебно-профилактическом учреждении (электронная регистратура)

221111 ИС ведения договоров с оплачивающими организациями, программ прикрепления

221112 ИС документооборота

221113 Сайт медицинского учреждения в сети Интернет

2212 ИС экономико-статистического учета

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

221201 ИС учета прикрепленного контингента, регистрации и учета обслуживаемых граждан

221202 ИС поддержания деятельности приемного отделения стационара, ведения плановой очереди па госпитализацию, управления коечным фондом

221203 ИС регистрации заболеваний в поликлинике

221204 ИС учета выполненных объемов медицинской помощи

221205 ИС учета выбывших пациентов стационара

221206 ИС учета и планирования иммунопрофилактики

221207 ИС организации взаиморасчетов

221208 ИС анализа деятельности и формирование статистической отчетности

221209 ИС учета оказания скорой и неотложной медицинской помощи

221210 ИС учета временной нетрудоспособностью граждан

221211 ИС учета дополнительного лекарственного обеспечения

221212 ИС учета дополнительной диспансеризации граждан

221213 ИС автоматизированной поддержки центров здоровья

2213 Электронная медицинская карта (электронная история болезни, электронный паспорт здоровья)

221301 ИС ведения протоколов осмотров врачей, ведущих амбулаторный прием

221302 ИС ведение дневника лечащего врача

221303 ИС поддержки патологоанатомической деятельности

221304 ИС ведения диспансерной группы пациентов по хроническим заболеваниям

221305 ИС поддержки клинико-экспертной работы

221306 ИС учета назначения и применения лекарственных средств

221307 ИС Деятельность стоматологии

221308 ИС автоматизированного учета протоколов лечебно-диагностических мероприятий

221309 ИС планирования и учета оперативных вмешательств

221310 ИС учета и мониторинга анестезиологических пособий

221311 ИС ведения карты интенсивной терапии

221312 ИС ведения перфузионной карты пациента

221313 Медико-технологические ИС

221314 Мониторные системы

221315 11риборно-компъютерные комплексы

221316 Лабораторная информационная система (ЛИС)

221317 Радиологические информационные системы (РИС)

221318 Системы передачи и обработки изображений (РАСЭ-системы)

221319 Подсистема комплексной диагностики (в том числе функциональная, инструментальная, вычислительная)

221320 ИС поддержки деятельности в области трансфузиологии

221321 Экспертные системы

221322 ИС ведения научно-исследовательских работ

222 Системы удаленного мониторинга состояния здоровья отдельных категорий пациентов

223 Системы архивного хранения и предоставления доступа к медицинским изображениям (региональные РАСв-системы)

224 Обеспечивающие системы, функциональность которых не реализована в рамках прикладных компонентов федерального уровня

225 Региональные управляющие информационные системы в сфере здравоохранения

22501 Информационная система управления кадрами органа исполнительной власти в сфере здравоохранения (территориальный орган управления здравоохранением - ТОУЗ)

22502 Информационная система управления финансами и материально-техническим обеспечением ТОУЗ

22503 Информационная система управления организацией закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг ТОУЗ

22504 Информационная система электронного документооборота ТОУЗ

22505 Региональные информационные порталы по вопросам здравоохранения

226 Компоненты для обеспечения информационного, лингвистического и процессного взаимодействия

22601 Технологическое хранилище данных информационных систем учреждений здравоохранения и медицинского оборудования, включая средства их проверки на достоверность, очистки и передачи в федеральный центр обработки дан-

22602 Прочие информационно-технические сервисы

22603 Средства взаимодействия с общесистемными компонентами федерального уровня Системы

22604 Подсистема доступа к каталогу пользователей Системы, создаваемого на федеральном уровне Системы

22605 Подсистема доступа к нормативно-справочной информации и словарям медицинских терминологий, создаваемого на

федеральном уровне Системы

22606 Сервисы взаимодействия с инфраструктурой открытых ключей электронной цифровой подписи

22607 Центр поддержки пользователей по вопросам функционирования централизованных информационных систем на региональном уровне Системы, в том числе информационных систем, размещаемых централизованно и используемых удаленно

22608 Система обеспечения информационной безопасности

22609 Сервисы взаимодействия с системой межведомственного электронного взаимодействия, инфраструктурой выдачи и обслуживания универсальных электронных карт, единым порталом государственных и муниципальных услуг, региональным порталом государственных и муниципальных услуг и иными системами, создаваемыми в рамках инфраструктуры электронного правительства

22610 Сервисы взаимодействия с внешними информационными системами, включая информационные системы государственных внебюджетных фондов, страховых медицинских организаций и иными информационными системами

каторов к двум основным полюсам - пациенту, за которым закрепляются относящиеся к нему персональные данные, и требованиям отраслевых государственных служб, которые на сегодняшний день являются основным заказчиком и регулятором рынка МИС.

Впоследствии, с развитием рынка, повышением уровня доступности МИС для лечебных учреждений и врачей и формированием распределенной отраслевой информационной инфраструктуры мы ожидаем смещения второго полюса функциональной значимости в сторону задач врача в широком смысле этого слова.

Наиболее конкурентными в будущем, по нашему мнению, окажутся системы, позволяющие обеспечить дополнительные функции для врачей различных специальностей, участвующих в оказании медицинской услуги конкретному пациенту.

Все вышеприведенное относится к акцентам, которые оказывают наибольшее влияние при построении той или иной классификации, однако не исключает использования более широких современных требований к техническому и инфраструктурному уровню программных средств, обусловленных их интеграцией в глобальные полиотраслевые универсальные системы.

В данной статье, посвященной вопросам информационного обеспечения отдельной отрасли в определенной стране, мы не имеем возможности более подробно остановиться на описании данных свойств информационных систем, отсылая читателя к источникам, в которых указанные вопросы освещены гораздо более подробно.

При построении предложенной классификации в качестве базовых были использованы принципы и подходы, отраженные в [7].

Одной из особенностей предложенной классификации является применение подхода гармонизированного построения структуры медицинских информационных систем, их компонентов и приложений по классам функций, позволяющее без нарушения структуры вносить в нее необходимые изменения. В целом построение классификации использует иерархический принцип, основанный на роли тех или иных программных продуктов, с точки зрения их функций в национальной информационной среде в сфере здравоохранения. Раздел же, посвященный МИС, максимально адаптирован к сложившемуся функционалу информационного обеспечения процессов в медицинских учреждениях.

Классификация функций информационных систем в здравоохранении приведена в таблице 1. Функции сгруппированы по сегментам и группам.

Приведенная классификация функций информационных систем позволяет довольно точно описать состав информационной системы и ее роль в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения.

Вместе с тем, распределенный принцип финансирования, примененный для работ по информатизации здравоохранения, подразумевает довольно высокий уровень самостоятельности при выборе архитектуры построения информационной системы уровня ЛПУ, муниципального и регионального образования. При этом построенная система должна жестко обеспечивать интеграцию в системы старшего уровня, что связано с необходимостью соблюдения условий сбора, обработки, хранения и передачи данных, выполнения нормативных регламентов.

В этой связи нам представляется актуальной формирование таблицы минимального необходимого набора параметров инфор-

мационных систем, которая бы позволила сравнить возможности программных продуктов с близким или смежным функционалом.

Такой набор данных без сомнения был бы полезен руководителям организаций в здравоохранении при создании или модернизации их информационных систем. Приведение параметров информационных систем в унифицированной форме также могло бы стать хорошим драйвером образования рынка информационных продуктов в рассматриваемом отраслевом сегменте, создав предпосылки для цивилизованной конкуренции разработчиков.

В таблице 2 приведены основные параметры информационной системы для здравоохранения и расшифровка указанных параметров.

Таким образом, внедрение единой классификации информационных систем позволит эффективно рассчитать стоимость внедрения и сопровождения систем, грамотно сформулировать требования к внедряемым системам и правильно определить необходимые ресурсы.

Литература:

1. Гасников В.К. Компьютерные технологии информатизации здравоохранения (региональный и учрежденческий уровень) / В.К. Гасников, Ю.Г. Блохин, В.Н. Савельев и др. // Справочно-методическое пособие. - Ижевск, 1995.

2. Кудрина В.Г. Медицинская информатика: Учебное пособие.

- М., РМАПО, 1999.

3. Кобринский Б.А., Зарубина Т.В. Медицинская информатика: Учебник - М.: Академия, 2009.

4. Федеральный закон от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ф3.

5. Федеральный закон от 29.11.2010 г. «Об обязательном медицинском страховании» № 326-ФЗ.

6. Стандарт организации «Информационные системы в здравоохранении». Общие требования СТО МОСЗ 91500.16.0002-2004.

- М., 2004.

7. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 апреля 2011 № 364 «Об утверждении Концепции создания информационной системы в здравоохранении».

8. Приказ ФФОМС от 07.04.2011 г. № 79 «Об утверждении общих принципов построения и функционирования ИС и порядка информационного взаимодействия в сфере ОМС».

9. Гаспарян С.А. Автоматизация технологических процессов крупного стационара на базе ЭВМ // Здравоохранение Российской Федерации, 1974. - № 1. - С. 27-33.

10. Гаспарян С.А. Классификация медицинских информационных систем // Информационные технологии в здравоохранении, 2001. - № 10-12. - С. 4-5.

11. Хай Г.А. Компьютерная поддержка работы врача // Информационные технологии в здравоохранении, 2001. - № 10-12. - С. 10-11.

12. Методические рекомендации по составу, создаваемых в 2011-2012 годах в рамках реализации региональных программ модернизации здравоохранения, прикладных компонентов регионального уровня единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, а также функциональные требования к ним

Таблица 2. Основные параметры информационной системы

№ п/п Наименование параметра Описание параметра

1. Наименование МИС Указывается торговая марка медицинской системы, параметры которой вносятся в таблицу (специализированный программный продукт, независимый функциональный модуль или полная комплексная система - по выбору разработчика. Важно строгое соответствие данных, приведенных в таблице программному продукту, указанному в графе «Наименование МИС».)

2. Среднее количество внедрений за 2009-2011 гг., в год Указывается среднее количество медицинских организаций, в которых внедрена система (в полном объеме или частично) в среднем за год в диапазоне указанного временного интервала

3. Среднее количество инсталляций за 2009-2011 гг., в год Указывается среднее количество автоматизированных рабочих мест в медицинских организациях, в которых внедрена система (предоставлена возможность пользования ей в полном объеме или частично) в среднем за год в диапазоне указанного временного интервала

4. Уровень решаемых задач (федеральный, региональный, ЛПУ, универсальная! Указываются уровни пользователей программного продукта, указанного в п.1., на основании подтвержденных фактов успешного внедрения (не менее одного года) В случае, если система функционирует в организациях различного уровня - указываются все, на которых она внедрена, либо - «универсальная» - т.с. предназначенная для использования и эффективно работающая на любом уровне

5. Классы функций системы Указываются коды всех классов функций, реализуемых системой, в соответствии с табл.1, при этом занося гея все числовые коды имеющихся в системе функций и наименование старшего класса функций из отмеченных в данной таблице

6. Тип системы Указывается тип системы. Необходимо вписать один из следующих вариантов: • комплексная интегрированная медицинская информационная система (многофункциональная); • специализированная система (указать специализацию); • функциональная (указать функционал) подсистема; • независимый функциональный модуль (указать функционал); • специализированное приложение (указать специализацию); • компоненты для обеспечения информационного, лингвистического и процессного взаимодействия; • аппаратно-программное решение

7. Краткое описание архитектуры системы В данной графе дастся краткое описание архитектуры сложных многоуровневых систем с точки зрения обеспечиваемых ими для потребителя групп функций, поддержки модульности / компо-нентности, типа модели клиент-сервер (если используется), перечень основных функциональных модулей, входящих в состав интегрированной системы (не более 500 символов)

8. Объем обрабатываемых данных В данной графе указывается класс системы с точки зрения возможностей объема обрабатываемых персональных данных (количество субъектов персональных данных, персональные данные которых обрабатываются в информационной системе) - Хнпд: 1. В информационной системе одновременно обрабатываются персональные данные более чем 100 000 субъектов персональных данных или персональные данные субъектов персональных данных в пределах субъекта Российской Федерации или Российской Федерации в целом; 2. В информационной системе одновременно обрабатываются персональные данные от 1000 до 100 000 субъектов персональных данных или персональные данные субъектов персональных данных, работающих в отрасли экономики Российской Федерации, в органе государственной власти, проживающих в пределах муниципального образования; 3. В информационной системе одновременно обрабатываются данные менее чем 1000 субъек тов персональных данных или персональные данные субъектов персональных данных в пределах конкретной организации

9. Масштабируемость (увеличение производительности системы в 10 раз, кол-во месяцев.) Указывае тся количество времени, необходимое разработчику для адаптации данного программного продукта под десятикратное увеличение количества пользователей и объема обрабатываемой информации

10. Платформа, лицензионное ПО Серверы, СУБД, ОС, языки программирования, на которых написано данное ПО, указать какое лицензионное ПО используется

11. Поддержка сервиса «Электронная медицинская карта» Поддержка сервиса «Ведение электронных медицинских карт пациентов» на уровне требований не менее установленных Мин-здравсоцразвития России и национальными стандартами [7]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Возможность генерации отчетов государственной статистики и документов в ТФОМС Формирование отчетов в соответствии с требованиями федерального статистического наблюдения и системы ОМС, возможность экспорта их в электронном виде в формате ODF (Open Document Format - открытый формат документов)

13. Поддержка стандартов лечения и связанных с ними справочников и классификаторов Поддержка государственных стандартов лечения с помощью встроенных обновляемых справочников и классификаторов, общего механизма работы с планами лечения и справочника шаблонов

14. Поддержка просмотра, передачи, хранения и обработки изображений Наличие встроенного РАС8 решения, обеспечивающего просмотр изображений по протоколу 01С0М и подключение ОЮОМ-оборудования, а также механизмов для организации структурированного хранилища изображений, поиска, просмотра и редактирования изображений

15. Возможность генерации и печати бумажных форм Возможность генерации и вывода на печать медицинской карты пациента, справок, выписок, отчетов и других установленных форм в соответствии с действующими нормами и требованиями Минздравсоцразвития России, ФОМС, ПФ РФ, ФСС, ФМБА России, региональными и ведомственными нормативами, определенными для реализуемых программой функций

16. Возможность проведения телемедицинских консультаций Наличие необходимого количества автоматизированных рабочих мест для доступа к системе, обеспечивающей проведение телемедицинских консультаций и консилиумов, создаваемой на федеральном уровне, с учетом технических требований, разрабатываемых Минздравсоцразвития России

17. Наличие общехозяйственных, кадровых, финансовых и управленческих модулей Указать наличие соответствующих модулей и аналитических функций

18. Возможности пользовательской настройки интерфейса АРМ Наличие встроенного редактора форм, позволяющего создавать новые формы и поля ввода, менять внешний вид рабочего стола и взаиморасположение основных объектов интерфейса сохраняя обязательные поля для ввода

19. Поддержка принятия врачебных решений Наличие встроенного модуля, позволяющего на базе имеющихся справочников и базы знаний, накопленной в системе, выдавать рекомендации и ограничения при назначении лекарственных препаратов, процедур и т.д. В случае наличия более сложных экспертных систем, предлагающих на основе накопленных о пациенте данных, вероятностные прогнозы, просьба указать отдельно

20. Наличие сервиса создания и поддержки web- сайта Встроенный сайт ЛПУ с интегрированными функциями МИС -расписание, запись на прием к врачу, перечень специалистов, справочная информация и т.д.

21. Разработчик (Дистрибьютор)

22. Международное наименование МИС (в случае локализованной версии)

23. Почтовый адрес и сайт разработчика

24. Контакты

25. Наличие других программных продуктов для учреждений и органов управления здравоохранением

26. Сервисное обслуживание в регионах (количество регионов и количество сертифицированных специалистов поддержки, включая партнеров.) Указать количество регионов и сервисных инженеров и консультантов, включая сотрудников компаний-партнеров, обеспечивающих поддержку функционирования программного продукта в данном регионе. В случае, если сервисная сеть продукта охватывает более 5 регионов, просьба привести указанные данные в отдельной таблице, сохранив в таблице 1 цифры общих данных

27. Стоимость приобретения, проектирования, разработки, эксплуатации, аренды, адаптации и внедрения системы в ЛПУ на 10/50/300 рабочих мест, в первый год эксплуатации, руб.

28. Совокупная стоимость владения системой в ЛПУ на 10/50/300 рабочих мест во второй и последующие годы эксплуатации (диапазон), руб. в год Указать минимальное и максимальное из расчета на год, включая стоимость лицензий на прикладное и общесистемное ПО, аренду, обновление и сервисное обслуживание, в среднем, со второго по пятый год эксплуатации

(от 14 ноября 2011 г. Http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/ informatics/40.

13. Информационные технологии в медицине 2009-2010. Тематический научный сборник / Под ред. Г.В. Лебедева, О.В. Симакова, Ю.Ю. Мухина. - М.: Радиотехника, 2010.

14. Информационные технологии в медицине: 2010-2011 / Под ред. Г.В. Лебедева, Ю.Ю. Мухина - М.: Радиотехника, 2011.

15. Лебедев Г.С. Состояние и перспективы нормативного обеспечения информатизации здравоохранения по итогам 2011 года // XII-я ежегодная специализированная конференция и выставка «Информационные технологии в медицине» / Материалы конференции. Официальный каталог. - М.: «Консэф», 2011. - С. 79-83.

16. Мухин Ю.Ю., Коссова Е.В. Подходы к оценке полной (совокупной) стоимости владения (ТСО) для медицинских информационных систем. Экономические критерии и их влияние на оптимизацию информационной структуры медицинской организации // Информационно-измерительные и управляющие системы, 2010. -Т. 8. - № 12.

17. Erdelez S. An Exploratory Study of the Characteristics of User

Studies of the Electronic Medical Record / S. Erdelez // Proc. of XI Int. Congress on Medical Informatics (Medinfo 2004). - San-Francisco, 2004.

- P. 1583.

18. http://www.ctsguides.com

19. http://www.klasresearch.com

20. http://www.softwareadvice.com/medical/

21. http://www.healthtechnologyreview.com/medical-emr-software-reviews.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.