Научная статья на тему 'Организационные особенности использования компьютерных технологий в управлении здравоохранением'

Организационные особенности использования компьютерных технологий в управлении здравоохранением Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
790
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / МЕДИЦИНСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО / ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС / COMPUTER WORK STATION (CWS) / HEALTH INFORMATIZATION / MEDICAL INFORMATION SYSTEMS / BUNDLED SOFTWARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Одинцов Владислав Александрович

В работе представлены этапы становления информатизации здравоохранения в Российской Федерации, а также проанализированы основные подходы к формированию единого информационного пространства в здравоохранении. Показано, что обработка все возрастающих массивов медицинской, статистической и финансовой информации стала возможна только с использованием современных информационных и компьютерных технологий. Отмечено, что такой подход будет способствовать реализации функций здравоохранения, повышающих качество лечебно-профилактической помощи на всех уровнях его управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Одинцов Владислав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION FEATURES OF COMPUTER TECHNOLOGIES USE IN HEALTH MANAGEMENT

In the review, the stages of health informatization making in the Russian Federation have been presented, and the main approaches to formation of common information space in healthcare have been analyzed. It has been shown that processing of growing medical, statistical and financial information was possible only with the use of modern information and computer technologies. It has been specified that the approach would contribute to realization of health functions increasing quality of medical-preventive care at all levels of health management.

Текст научной работы на тему «Организационные особенности использования компьютерных технологий в управлении здравоохранением»

УДК 614.2:681.518

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ

© 2009 г. В. А. Одинцов

Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск

Конец ХХ века ознаменовался стремительным развитием средств вычислительной техники и их внедрением в различные области человеческой деятельности. В последнее время значительно расширилась сфера применения вычислительной техники и информационных технологий в медицине.

Разработка четко выверенного курса научно-технической политики в сфере охраны здоровья населения является важнейшей составляющей информатизации всех сфер жизнедеятельности общества. В государственной политике информатизация определена одной из приоритетных задач интеллектуального и технического развития страны, требующей безотлагательного решения. Механизмом реализации информации избран программно-целевой принцип, который директивно обозначен через разработку и реализацию Федеральной программы «Электронная Россия», подпрограммой в которой является информатизация здравоохранения [5].

Цель информатизации здравоохранения — способствовать реализации функций здравоохранения путем медицинских компьютерных технологий, повышающих качество лечебно-профилактической помощи, и качественных информационных технологий на всех уровнях управления здравоохранением [6].

Задачи информатизации решаются прежде всего на государственном (федеральном) уровне управления здравоохранением, и заключаются в информационной поддержке принятия решений при выполнении законодательной, рекомендательной функции управления, функции управления деятельностью подчиненными службами и учреждениями, функции контроля за качеством деятельности сети лечебно-профилактичеких учреждений (ЛПУ) в рамках выполнения ими законодательных и нормативных актов.

Информатизация здравоохранения как платформа формирования и развития научно-технической политики здравоохранения России прошла следующие этапы становления:

• информационно-технический — 1965—1975 годы;

• системно-аналитический — 1975—1995 годы;

• содержательно-технологический — 1996 год — по настоящее время [7].

Первый этап был обусловлен возрастающей необходимостью автоматизации обработки огромного массива статистической информации для облегчения ретроспективного анализа состояния здоровья и здравоохранения, что определило разработку информационных систем обработки информации.

Второй этап характеризовался быстрым развитием высоких технологий в медицине как составляющей технической революции XX века;

В работе представлены этапы становления информатизации здравоохранения в Российской Федерации, а также проанализированы основные подходы к формированию единого информационного пространства в здравоохранении. Показано, что обработка все возрастающих массивов медицинской, статистической и финансовой информации стала возможна только с использованием современных информационных и компьютерных технологий. Отмечено, что такой подход будет способствовать реализации функций здравоохранения, повышающих качество лечебно-профилактической помощи на всех уровнях его управления.

Ключевые слова: информатизация здравоохранения, медицинские информационные системы, автоматизированное рабочее место, программный комплекс.

технической возможностью математического описания и мониторирования деятельности функциональных систем организма в норме и патологии.

Два десятилетия стали основными для развития биокибернетики в рамках решения проблем фундаментальной и прикладной медицины с последующим разделением на исследования по моделированию живых систем и разработку медико-технологических и информационно-технических систем.

Новый поступательный импульс научно обоснованная идеология развития биокибернетики получила с появлением персональных компьютеров и современных средств связи. Это было обусловлено целым рядом причин и факторов. Так, на стадии формирования идеологии информатизации управления система здравоохранения политически провозглашалась лучшей в мире, соответственно значимых проблем в ее функционировании быть не могло. Актуальной оставалась проблема автоматизации огромного массива статистической информации, перетекающей по ступеням управленческих структур. В то же время научные попытки осознания формирующихся отрицательных тенденций медико-демографических процессов и здоровья населения и недостаточной эффективности экстенсивно развивающегося здравоохранения требовали новых методологических подходов и методических приемов для объяснения их взаимосвязи [5].

Кроме того, ни в одном из секторов здравоохранения не было такой пропасти между научными разработками по теории управления и восприятием этих наработок практикой. Вполне понятно, что попытки внедрить методологию системного подхода и методы системного анализа в практику принятия управленческих решений не были востребованы руководителями органов управления и учреждений всех уровней.

Системный социально-экономический кризис 1990-х годов прошлого столетия, неуправляемая децентрализация в сфере взаимоотношений «центр

— регион — муниципалитет» не могли не сказаться на функционировании отрасли и ее информатизации. Финансовый голод в науке и практическом здравоохранении, отсутствие средств на закупку современной компьютерной техники и низкое качество отечественной электроники надолго «заморозили» разработку новых и совершенствование действующих систем управления здравоохранением [8].

Однако введение обязательного медицинского страхования (ОМС) поставило вопрос информатизации здравоохранения в число самых безотлагательных проблем. Без формализации информационных потоков и использования компьютеризации для обеспечения взаимоотношений субъектов ОМС система страхования была бы просто нежизнеспособна. Это и определило большие финансовые вливания из средств ОМС на разработку и внедрение компьютерных технологий, прежде всего — для организации и информационного взаимодействия

с учреждениями здравоохранения. Обработка все возрастающих массивов финансовой, медицинской и статистической информации стала возможна только с использованием современных информационных и компьютерных технологий; повысились требования к скорости обработки информации [9].

Хорошо документированным остается факт, что в настоящее время каждое ЛПУ в той или иной мере использует компьютерные технологии. В основной массе это локальные, не связанные между собой системы автоматизации различных направлений деятельности ЛПУ, в том числе взаиморасчеты по оплате медицинских услуг, оказанных в рамках территориальной программы ОМС. Основной акцент в программных разработках делается на медицинской профилактике как наиболее важном направлении деятельности ЛПУ; в первую очередь это массовые флюорографические обследования и иммунопрофилактика обслуживаемого населения.

Вполне понятно, что во многом внедрение информатики в работу ЛПУ зависит от инициативности и грамотного понимания проблемы главными врачами и заведующими отделениями. Автоматизация профилактического направления деятельности — одна из наиболее сложных в своем организационном решении задач для руководителей ЛПУ. Поэтому одним из элементов управления медицинской информационной системы ЛПУ является система администрирования, которая позволяет руководителям рационально организовать работу, реально управлять процессами, происходящими в ЛПУ и, что не менее важно, исключить несанкционированный доступ к данным информационной системы [3].

К настоящему времени в системе здравоохранения Российской Федерации сложилась разобщенная информационная инфраструктура, базирующаяся на современных технологиях и включающая в себя частично региональные информационные медицинские сети, локальные вычислительные сети крупных медицинских центров и ЛПУ, развитое программное обеспечение и достаточно хорошую оснащенность вычислительной техникой.

По мнению А. И. Вялкова и соавт. [ 15], существуют три основных подхода к формированию единого информационного пространства в здравоохранении РФ: информационный, организационно-управленческий и программно-технический. Причем сегодняшнее состояние информатизации здравоохранения позволяет перейти от автоматизации отдельных процессов учета медицинских услуг к созданию интегрированных систем, обеспечивающих возможность непрерывной автоматизированной обработки информации.

Однако накопленный за последние годы опыт показал, что отсутствие единого централизованного управления объектами информационной системы приводит к разобщенности и дублированию работ по информатизации, нерациональному расходованию финансовых средств. В то же время возрастает роль

организационного, методического, технологического и законодательно-правового обеспечения процесса информатизации; также требуют дальнейшего решения вопросы защиты персонифицированной информации, хранящейся или передающейся в электронном виде [2].

Большую роль в интеграции информационных систем, обеспечении межсекторальной и межведомственной координации сыграли медицинские информационно-аналитические центры (МИАЦ), создание которых оказалось важным в формировании управления медицинской помощью, оптимизации процесса стратегического менеджмента, мониторинге здоровья, ресурсов, деятельности служб здравоохранения и эффективности управленческих решений.

Комплексная многоуровневая система МИАЦ должна стать качественно новым инструментом планирования программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, обеспечивающим обмен потоками унифицированной информации на муниципальном, региональном и федеральном уровнях [1].

В настоящее время развитие медико-технологических систем последовательно охватывает все секторы здравоохранения. Однако первенство в теоретических и прикладных исследованиях, разработках медико-технических и медико-технологических систем принадлежит научным учреждениям кардиохирургического профиля [4].

В настоящее время разрабатываются и широко внедряются экспертные медико-технологические системы для диагностики, классификации и коррекции тактики лечения в сердечно-сосудистой хирургии. Программный комплекс «Айболит» широко используется в регионах страны и за рубежом, информационные интеллектуальные технологии на основе угрозометрического подхода нашли широкое применение в неотложной педиатрии («Доктор Ватсон»).

Новым этапом исследований и разработок в НЦССХ им. Н. Н. Бакулева явился переход к интеллектуальным информационным системам с ориентацией на мультимедийную технологию (на основе компьютерных баз данных в кардиохирургии), который позволил объединить мониторирование и медицинские технологии в единую технологию интенсивной терапии [4].

Использование многофакторной методологии, принятие решений на основе многомерного статистического дискриминантного анализа, алгоритмов обучения распознавания образов (метод Байеса и метод «обобщенного портрета») подняли клиникотехнологический уровень разработок экспертных систем, расширили горизонты их использования.

Например, в онкологии (дифференциальная диагностика и прогноз заболеваний); в службе охраны матери и ребенка (оценка состояния плода и матери); в генетике (наследственные заболевания); в судебной медицине (идентификации личности); в неврологии

(дифференциальная диагностика различных патологических состояний и прогнозирование течения заболеваний) [8].

Идеология активного развития экспертных и интеллектуальных систем реализуется в гастроэнтерологии для прогноза и ежедневной оценки динамики и управления состоянием больных с перитонитом, язвенным гастродуоденальным кровотечением, нарушениями дуоденальной проходимости и другой патологией. Экспертные и инструментальные технологии позволили получать в реальном времени и проводить объективную оценку при острой абдоминальной патологии в хирургической гастроэнтерологии («Гастроэнтор»).

Разработанная в НИИ неврологии РАМН совместно с РГМУ экспертная система диагностики острого ишемического и геморрагического инсульта позволяет получать диагностические заключения по основной сосудистой патологии, осложнениям, локализации поражения и обеспечивает автоматизированный подход по выбору тактики лечения. Экспертная система играет важную роль в подготовке невропатологов и проведении научных исследований, поскольку воплотила в себе потенциал мировой неврологии.

Значительную роль в совершенствовании ранней и дифференциальной диагностики онкологических заболеваний играют разработанные в РОМЦ РАМН им. Н. Н. Блохина экспертные системы «TORACS», «THYROID», «РТМ-диагностика», «ОСПТ-морфология», предназначенные для дифференциальной диагностики онкологической патологии различной локализации и мониторирования результатов лечения. Системы имеют большое значение для формирования групп риска («Предрак»), так как обладают высокой чувствительностью и специфичностью.

Признание профилактики как основного направления развития здравоохранения в настоящем и будущем диктует необходимость создания медико-технологических систем для диспансеризации населения, особенно детей и подростков, формирования групп риска по профилям патологии, оценки проводимых оздоровительных мероприятий, ранней диагностики патологических состояний и их дифференциальной диагностики [6].

Развитие медико-технологических систем в настоящем и будущем будет определяться прогрессом в области фундаментальных и клинических наук, прикладной математики и техническими возможностями воплощения идей.

Необходимо отметить, что вопросы информатизации управления региональным здравоохранением активно и продуктивно разрабатываются в г. Санкт-Петербурге, Алтайском, Ставропольском, Краснодарском, Приморском краях, Кемеровской, Тульской, Свердловской, Новосибирской, Томской, Омской, Воронежской областях. Результаты практического воплощения научных разработок получили широкое распространение и в других регионах страны [3, 5]

Наиболее универсальные и часто эксплуатируемые в ЛПУ РФ системы — это программный комплекс «Поликлиника», объединяющий АРМ (автоматизированное рабочее место) «Статистика поликлиники» и «Учет и анализ деятельности поликлиник»; программный комплекс «Стационар», объединяющий АРМ «Статистика стационара» (уровень ЛПУ) и «Учет и анализ функционирования коечного фонда» (уровень региона), а также комплексы «Управление качеством медпомощи», «Управление ресурсами» и др.

Развитие информационных технологий и систем на региональном уровне должно быть направлено на реализацию мер по ускорению формирования единого информационного пространства здравоохранения, которое должно иметь территориально и специализированно распределенный характер.

Это предполагает разработку соответствующих регистров и банков данных, стандартизацию обмена между ними, внедрение безбумажных технологий, совершенствование коммуникационных сетей, охватывающих сеть от ЛПУ до региональных и федеральных органов управления здравоохранением.

При рассмотрении перспектив развития современных информационных технологий в системе здравоохранения РФ необходимо отметить ряд негативных тенденций:

• общее ухудшение состояния здоровья населения (рост заболеваемости, смертности, сокращение продолжительности жизни);

• значительный рост потребности населения в доступной и квалифицированной медицинской помощи (в т. ч. консультационной, диагностической, профилактической);

• недоступность для широких слоев населения страны имеющихся ресурсов (основных и оборотных фондов ЛПУ, кадровых, интеллектуальных и пр.);

• сосредоточенность основного медицинского и научного потенциала отечественной системы здравоохранения в центральном регионе страны;

• отсутствие налаженной системы коммуникаций и обмена актуальной медицинской и научной информацией между регионами и центром [2].

В настоящее время в России ряд проблем сдерживает развитие и внедрение современных информационных технологий в здравоохранение. Отсутствие строгой управленческой вертикали и научно обоснованных систем оценки результатов деятельности территориальных медицинских служб и ЛПУ снижает эффект автоматизации управленческих процессов. Имеет место дефицит квалифицированных кадров по информационно-вычислительному обслуживанию отрасли и общая компьютерная безграмотность медицинских работников [5, 7].

Применение медицинской информационной системы очень важно для повышения эффективности деятельности ЛПУ. Создаваемые в последнее десятилетие информационные системы (поликлинические и больничные истории болезни, специализированные регистры,

диспансерные системы) все чаще содержат логические и/или расчетные аналитические подсистемы. Современный этап разработки и внедрения информационных технологий характеризуется переходом к построению аналитических систем федерального и территориального уровня, опирающихся на базы первичных данных.

Во многих субъектах Российской Федерации функционируют многоуровневые системы сбора, обработки и хранения медико-статистической и экономической информации. Информационные ресурсы системы здравоохранения и ОМС включают в себя базы данных по различным направлениям деятельности:

• федеральные и региональные регистры, связанные с заболеваемостью населения;

• статистические сведения о здоровье населения и показатели деятельности ЛПУ;

• медико-статистическую персонифицированную базу данных медицинских услуг, содержащую информацию об услугах амбулаторно-поликлинической, стационарной, скорой и неотложной медицинской помощи;

• финансовую базу данных, содержащую электронные реестры счетов;

• данные о смертности;

• данные по кадровому составу ЛПУ;

• базу данных по материально-техническому оснащению ЛПУ;

• нормативно-справочные и другие базы данных.

Следовательно, одной из самых существенных задач

информатизации медико-технологических процессов и управления здравоохранением является достижение необходимого уровня знаний и навыков работы в новых условиях повсеместного использования передовых технологий среди медицинских специалистов, начиная с руководителей и заканчивая средними медицинскими работниками.

Комплексная информатизация учреждений здравоохранения регионов России позволит:

• оптимизировать организацию профилактической работы ЛПУ;

• повысить эффективность лечебно-диагностического процесса;

• оптимизировать финансово-экономическую деятельность;

• исключить рутинную обработку информации на бумаге;

• реально упростить обработку информационных потоков всеми категориями работников ЛПУ;

• существенно упростить процесс и многократно повысить скорость информационного обмена сведениями между субъектами здравоохранения и другими сторонними организациями;

• усилить действенность и оперативность принятых управленческих решений;

• быть реальной основой обеспечения охраны здоровья населения на современном этапе [9].

Медицинские информационные системы (МИС) позволяют ставить и решать следующие задачи:

1. Повышение качества медицинского обслуживания за счет улучшения достоверности диагностики заболеваний, ускорения оказания медицинской помощи, объективизации систем контроля.

2. Смещение акцента оказания диагностической консультативной помощи на амбулаторнополиклиническое звено, сокращение числа койкодней и количества коек в ЛПУ

3. Доступ к медицинским информационносправочным и аналитическим системам для практических врачей по всем направлениям медицины для повышения качества и эффективности лечения.

4. Формирование единой базы данных о состоянии здоровья населения.

5. Мониторинг заболеваемости и состояния здоровья населения.

6. Использование медицинских баз и банков данных в образовательных и научно-исследовательских целях.

7. Снижение затрат на оказание медицинской помощи в условиях нестабильного финансирования и экономического кризиса [8, 9].

МИС в широком смысле — это форма организации в медицине, объединяющая в процессе деятельности медиков, математиков, техников с комплексом технических средств и обеспечивающая сбор, хранение, обработку, анализ и выдачу медицинской информации при решении задач клинической медицины или здравоохранения.

Создание любой МИС имеет целью облегчить и упорядочить работу с потоками медицинской информации, интенсифицировать использование ресурсов здравоохранения при одновременном улучшении качества медицинской помощи [3].

Основные качества, которыми должна обладать любая МИС:

• надежность — защищенность данных как от аппаратных сбоев, так и от неправильных действий пользователей;

• удобство применения при эксплуатации: полнота, наглядность, доступность интерфейса для пользователя;

• универсальность — гибкость, модифицируемость, наращиваемость;

• целостность — способность системы выполнять определенный организационно и функционально логичный круг вопросов;

• открытость — способность системы к обмену информацией с другими системами;

• эффективность, характеризующая степень удовлетворения потребностей пользователя в обработке данных с учетом затрат экономических, человеческих и вычислительных ресурсов;

• оперативность — способность системы обрабатывать данные в приемлемые для пользователя сроки.

Существует несколько разновидностей МИС [7]:

1. Технологические медицинские информационные системы.

2. Банки информации медицинских служб.

3. Статистические медицинские информационные системы.

4. Научно-исследовательские медицинские системы.

Использование автоматизированных информационных систем в медицинских учреждениях позволяет оптимальным образом решить задачи управления. Основным содержанием государственной политики информатизации здравоохранения являются необходимые методы, стратегия и тактика, направленные на ликвидацию отставания здравоохранения в области информатизации от передовых государств и ускорение вхождения в информационное пространство международного сотрудничества с целью поднятия на современный уровень систем практической медицины, медицинского образования, науки. Информатизация медицины и здравоохранения должна способствовать сохранению здоровья населения России и повышению уровня и эффективности оказания медицинской помощи.

В настоящее время появилась реальная возможность для врача получать информацию на рабочем месте, в диалоговом режиме и реальном времени, пользоваться проблемно ориентированными экспертными системами для принятия обоснованного решения по диагностике и лечению конкретного больного. Разработка и широкое внедрение систем дистанционной диагностики неотложных состояний, прогноза и выбора тактики лечения сыграли значительную роль в повышении качества работы служб экстренной и скорой медицинской помощи, особенно в территориях с низкой плотностью населения [10].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Например, развитие телемедицины на Северо-Западе России, более чем в любом другом субъекте РФ, может и должно опираться на учет многолетних традиций эшелонированной медико-санитарной помощи, позволявшей в значительной степени компенсировать отрицательный эффект больших расстояний и неравномерности развития регионов с разной плотностью населения [11].

За последние 5—10 лет в практическую деятельность ЛПУ Северо-Западного федерального округа РФ активно внедряются высокотехнологичные методы обследования, позволяющие объективизировать процесс диагностики и получать верифицированный диагноз на догоспитальном этапе. К ним относятся широкий класс эндоскопических методов, методов лучевой диагностики, включающих МРТ и рентгеновскую КТ, а также широкий спектр специальных УЗИ, уникальные по своим возможностям визуализации неинвазивные способы оценки функционального состояния органов системы кровообращения — допплеровские методы, а также телемедицинские технологии.

Кроме того, развитие информационных технологий позволяет поставить в перспективе еще одну задачу, которую можно рассматривать как дополнительную к получению удаленных консультаций. Это задача формирования единой истории болезни человека. Врачи при лечении одного и того же пациента об-

щаются между собой с помощью выписок — что явно недостаточно. В перспективе, при создании единого медицинского телекоммуникационного пространства, реально организовать доступ ко всем медицинским документами пациента, хранящимся в различных медицинских учреждениях, из любой точки, где возникает в этом потребность, в том числе при проведении телемониторинга особых контингентов пациентов (инвалиды, пожилые и др.).

Таким образом, телемедицина может обеспечить решение стратегическим важной задачи организации взаимодействия практического здравоохранения с центральными высокоспециализированными медицинскими учреждениями на принципиально новом методологическом уровне, использовать новые возможности и нивелировать последствия потерь [10].

Следует отметить, что техническое и программное обеспечение телекоммуникаций различны в каждой из областей. Наиболее совершенны они в области телерадиологии, поскольку само ее возникновение было обусловлено использованием сложных методов цифровой обработки изображений, которые позволяют получать, передавать, обеспечивать компрессию, интерпретацию изображений с высокой разрешающей способностью.

Такой значительно расширившийся выбор предъявляет определенные требования и к врачу, определяющему схему обследования пациента, и к специалистам, выполняющим эти исследования, и к организаторам здравоохранения, строящим рациональную модель распределения задач, возлагаемых на ЛПУ, которые действуют в системе регионального здравоохранения [11].

Таким образом, государственная политика информатизации здравоохранения России является составной частью государственной политики информатизации и направлена на эффективное решение неотложных и перспективных задач развития здравоохранения Российской Федерации в сложных экономических условиях. В будущем научно-техническая политика информатизации здравоохранения на всех его уровнях потребует информационной интеграции с отраслями экономики, образования, культуры с увязкой целей развития всех отраслей с уровнем здоровья и качеством жизни населения.

Список литературы

1. Антонов Д. П. Перспективы применения современных информационных и телекоммуникационных технологий в системе здравоохранения РФ. Источники финансирования и развития региональной телемедицины / Д. П. Антонов,

В. К. Беляков // Проблемы стандартизации в здравоохранении. — 2002. — № 3. — С. 21—25.

2. Беляков В. К. Научное обоснование развития концепции информологии (телемедицины) как нового принципа совершенствования здравоохранения регионов России : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / Беляков В. К.

- М., 2006. - 45 с.

3. Берсенева Е. А. Актуальность создания и внедрения медицинских информационных систем / Е. А. Берсенева,

B. Б. Беркович // Здравоохранение. — 2003. — № 2. —

C.54—56.

4. Бокерия Л. А. Компьютерная база знаний. Регенерация / Л. А. Бокерия, В. А. Лищук, Е. В. Мосткова // Клиническая физиология кровообращения. — 2005. — № 1. - С. 5-13.

5. Вялков А. И. Государственная политика в области информатизации здравоохранения в РФ / А. И. Вялков, Р А. Хальфин, А.Н. Разумов, С.Б.Ткаченко // Главврач.

- 2008. - № 4. - С. 19-33.

6. Гельман В. Я. Интернет в медицине / В. Я. Гельман, О. А. Шульга, Д. В. Бузанов. - СПб., 2003. - 313 с.

7. Гаспарян С. А. Итоги деятельности Академии медицинской информациологии (на правах отделения Международной академии информатизации) за 10 лет (1994-2004) (Москва) / С. А. Гаспарян, В. К.Гасников, В. Н. Ярыгин // Проблемы информатизации здравоохранения : юбил. сб. науч. статей [посвящ. 10-летию Академии медицинской ин-формациологии и 100-летию Российского государственного медицинского университета]. - М., 2005. - 294 с.

8. Дедков Е. Д. Состояние и перспективы развития медицинской науки / Е. Д. Дедков // Проблемы управления здравоохранением. - 2002. - № 1. - С. 32-33.

9. Лаблюк Ф. П. Медицинская информационная система: комплексное решение / Ф. П. Лаблюк, А. И. Уразов, И. В. Бурляев // Здравоохранение. - 2003. - № 8. -

С. 179-184.

10. Стуколова Т. И. Современное состояние и перспективы развития телемедицины в России / Т. И. Стуколова, Д. Д. Венедиктов, М. Е. Путин // Экономика здравоохранения .- 2002. - № 3. - С. 19-22.

11. Шевелев В. М. Телемедицина - новая отрасль здравоохранения / В. М. Шевелев, Е. В. Хасаншина, Ю. Р. Хасаншин // Сибирский медицинский журнал. -2002. - Т. 17, № 3. - С. 62-64.

ORGANIZATION FEATURES OF COMPUTER TECHNOLOGIES USE IN HEALTH MANAGEMENT

V. А. Odintsov

Northern State Medical University, Arkhangelsk

In the review, the stages of health informatization making in the Russian Federation have been presented, and the main approaches to formation of common information space in healthcare have been analyzed. It has been shown that processing of growing medical, statistical and financial information was possible only with the use of modern information and computer technologies. It has been specified that the approach would contribute to realization of health functions increasing quality of medical-preventive care at all levels of health management.

Key words: health informatization, medical information systems, computer work station (CWS), bundled software.

Контактная информация:

Одинцов Владислав Александрович - кандидат медицинских наук, доцент кафедры факультетской хирургии Северного государственного медицинского университета

Адрес: 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 51

Тел (8182) 63-28-13

E-mail: Surg@yandex.ru

Статья поступила 29.09.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.