Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПУУД ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПУУД ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
познавательные универсальные учебные действия информационно-коммуникационные технологии / мультимедийные интерактивные упражнения. / cognitive universal learning actions / information and communication technologies / multimedia interactive exercises.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесникова Мария Александровна

в статье анализируются опыт применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках географии в основной школе для развития познавательных универсальных учебных действий (ПУУД). В статье раскрыты особенности применения в образовательном процессе следующих ИКТ: электронные приложения к учебникам географии 5-9 классов УМК «Полярная звезда» издательства «Просфещение», LearningAppsсервис для создания мультимедийных интерактивных упражнений; генераторы ребусов Квестодел и Ребускид; Яндекс Документы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN GEOGRAPHY LESSONS IN PRIMARY SCHOOL FOR THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE UNIVERSAL LEARNING ACTIONS

the article analyzes the experience of applying information and communication technologies (ICT) in geography lessons in primary school for the development of cognitive universal learning actions. The article reveals the features of applying the following ICT in the educational process: electronic applications to geography textbooks for grades 5-9 of the educational and methodological kit “Polar Star” published by “Prosveshcheniye”, LearningApps – a service for creating multimedia interactive exercises; puzzle generators Questodel and Rebuskid; Yandex Documents.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПУУД ОБУЧАЮЩИХСЯ»

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПУУД ОБУЧАЮЩИХСЯ Колесникова М.А.

Колесникова Мария Александровна- учитель географии, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «ООШ№27»,

г. Абакан

Аннотация: в статье анализируются опыт применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках географии в основной школе для развития познавательных универсальных учебных действий (ПУУД). В статье раскрыты особенности применения в образовательном процессе следующих ИКТ: электронные приложения к учебникам географии 5-9 классов УМК «Полярная звезда» издательства «Просфещение», LearningApps- сервис для создания мультимедийных интерактивных упражнений; генераторы ребусов Квестодел и Ребускид; Яндекс Документы.

Ключевые слова: познавательные универсальные учебные действия информационно-коммуникационные технологии, мультимедийные интерактивные упражнения.

APPLICATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN GEOGRAPHY LESSONS IN PRIMARY SCHOOL FOR THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE UNIVERSAL LEARNING ACTIONS Kolesnikova M.A.

Kolesnikova Maria Alexandrovna - geography teacher, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION "SECONDARY SCHOOL № 27",

ABAKAN

Abstract: the article analyzes the experience of applying information and communication technologies (ICT) in geography lessons in primary school for the development of cognitive universal learning actions. The article reveals the features of applying the following ICT in the educational process: electronic applications to geography textbooks for grades 5-9 of the educational and methodological kit "Polar Star " published by "Prosveshcheniye", LearningApps - a service for creating multimedia interactive exercises; puzzle generators Questodel and Rebuskid; Yandex Documents.

Keywords: cognitive universal learning actions, information and communication technologies, multimedia interactive exercises.

УДК 372.891

Современные образовательные программы, в том числе и адаптированные в структуре своей имеют программу формирования универсальных учебных действий (УУД). Реализация, которой в образовательных учреждениях страны обязательна. Кроме того, сформированные УУД также являются метапредметными результатами освоения программы по любой школьной дисциплине. В процессе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (нарушения опорно-двигательного аппарата, тяжелые нарушения речи, расстройства аутистического спектра) наибольшие затруднения вызывает развитие именно познавательных УУД. При организации деятельности с данной категорией детей необходимо учитывать низкий уровень сформированности графомоторных навыков, повышенная утомляемость и замедленный темп деятельности, поэтому важно таких детей не нагружать письменной работой на предметах, которые не выходят на государственную итоговую аттестацию (ГИА), кроме того результативность такой деятельности ниже, чем у детей с нормой интеллекта, так как времени занимает много, а эффективность такой работы низкая.

Для того, чтобы образование было качественным, оно должно подстраиваться под современное общество, соответственно в него должны внедряться новые информационные технологии. Одной из характеристик информатизации образования является процесс массового распространения и совершенствования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Данные технологии активно применяются для обеспечения передачи информации от учителя к обучающемуся и наоборот, а также служат для обеспечения их взаимодействия (дистанционное обучение). К современному педагогу помимо требования знать свой предмет, добавляется еще и требование владеть ИКТ [1].

Для развития ПУУД на уроках географии наиболее эффективно применять следующие ИКТ:

• электронные приложения к учебникам географии 5-9 классов УМК «Полярная звезда» издательства «Просвещение» содержат интерактивные элементы, справочники, фотоснимки, видеофрагменты, рисунки, диаграммы и карты. Работа с этим материалом способствует развитию у детей знаково-символьных действий. Выполнение практических заданий способствуют осуществлению самостоятельного поиска информации для решения учебных задач и структурированию знаний. Также в Электронном приложении к учебнику содержатся задания для контроля качества знаний, что помогает учащимся при подготовке к промежуточной аттестации и текущему контролю на уроках.

• LearningApps- сервис для создания мультимедийных интерактивных упражнений имеет удобный интуитивный интерфейс. Уже содержит огромную базу заданий, сгруппированных по предметам. Существует множество различных шаблонов самостоятельного создания интерактивных упражнений, кроссвордов, классификаций, таблиц соответствия и т.д. Создавать новые упражнения очень легко, не нужно обладать навыками программирования, достаточно заполнить форму, и программа самостоятельно генерирует задание. По завершению создания упражнения, есть возможность скачать QR-код, отправить в электронном дневнике или распечатать. Детям для выполнения такого задания не нужно регистрироваться на платформе, достаточно перейти по QR-коду и выполнить упражнение, далее они делают скриншот экрана и показывают преподавателю. Выполнение таких упражнений в рамках домашнего задания дает возможность закрепить в интересной форме предметное содержание.

• генераторы ребусов Квестодел и Ребускидс используются для создания ребусов. На платформе Квестодел есть возможность регулировать уровень сложности, но на платформе Ребускидс ребусы получаются интереснее и оригинальнее. Созданные на этих платформах ребусы эффективно использовать на начальном этапе урока, для активации познавательной деятельности. Использование ребусов на уроке способствует развитию: умения выделять существенные признаки объектов; умения строить логические цепочки рассуждений, а также развитию знаково-символьных действий.

• Яндекс документы - это Российский сервис с бесплатным объёмом виртуального хранилища и невысокой стоимостью гигабайт для расширения «облака». Простота использования и интуитивно понятный интерфейс сервисов, дают возможность организации одновременной совместной работы. Потенциал использования Яндекс документов в учебном процессе достаточно велик. Для организации работы в микрогруппах, можно использовать электронную таблицу с заданием. Для каждой группы создается отдельный лист, на него мы устанавливаем пароль (например, ответ на ребус который можно нанести на маршрутный лист), так же на маршрутном листе мы можем разместить ссылку или QR код для перехода к документу. В конце урока, на главном экране (проекторе) учитель выводит результат, и дети могут оценить работы друг друга. Другой вариант использования, для создания индивидуального маршрутного листа обучающимся с расстройствами аутистического спектра. Часто у таких ребят темп деятельности высокий, но они не могут работать в группе, им больше подходит индивидуальная работа. Так же этот ресурс можно использовать для раздачи индивидуального домашнего задания, это удобно при подготовке к олимпиаде, или в работе с детьми, которые сдают ГИА.

Использование ИКТ способствует не только развитию ПУУД у обучающихся, но и повышает учебную мотивацию, а также формирует информационную культуру учащихся.

Список литературы/References

1. Скворцова Н.В. Информационные технологии. Общие понятия и классификация // Молодой ученый,

2019. № 23 (261). С. 30-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.