Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИМИТАЦИОННЫХ ДЕЛОВЫХ ИГР ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МЕДИАТОРОВ В ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИМИТАЦИОННЫХ ДЕЛОВЫХ ИГР ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МЕДИАТОРОВ В ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАЦИЯ / ПОДГОТОВКА МЕДИАТОРОВ / ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ / ИМИТАЦИОННЫЕ ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Седых Татьяна Владимировна, Бывшенко Анастасия Сергеевна, Остыловская Оксана Анатольевна

Появление в российской системе образования новой должности медиатора привело к активизации психолого-педагогический исследований, связанных с рассмотрением особенностей и условий их профессиональной подготовки. При этом одним из наиболее перспективных направлений становится организация образовательного процесса активного типа, в том числе применения имитационных деловых игр. Деловые игры прочно вошли в педагогическую практику современной высшей школы. Они позволяют повысить мотивацию к получению будущей профессии, сформировать базовый уровень профессиональных компетенций. Использование деловых игр может носить как эпизодический, так и системный характер. В статье описана модель применения имитационных деловых игр при подготовке будущих медиаторов. Модель включает в себя ценностно-смысловой, проектировочный, деятельностный компоненты. По мнению авторов, в образовательную программу подготовки будущих медиаторов необходимо включать деловые игры, имитирующие реальную профессиональную и научно-исследовательскую деятельность. Новизна исследования связана с применением указанных типов игр в условиях дистанционного обучения. Реализация игр в условиях дистанционной образовательной среды адаптации имитационных моделей к специфике используемых сетевых сервисов и ресурсов. Помимо этого необходимо сделать выбор синхронного или асинхронного режимов их применения. Используемые в основе деловых игр имитационные модели должны отражать наиболее типовые ситуации из профессиональной деятельности медиатора в образовании. К примеру, имитировать процедуру медиации между участниками образовательного процесса. Участие студентов в имитационных играх позволяет сформировать представление о профессии в целом, развить ключевые профессиональные компетенции медиатора. Предложенная модель применения имитационных деловых игр может быть адаптирована к иным направлениям подготовки специалистов гуманитарного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Седых Татьяна Владимировна, Бывшенко Анастасия Сергеевна, Остыловская Оксана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF IMITATION BUSINESS GAMES IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF MEDIATORS IN EDUCATION IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING

The emergence of a new mediator position in the Russian education system has led to the intensification of psychological and pedagogical research related to the consideration of the features and conditions of their professional training. At the same time, one of the most promising areas is the organization of an active type of educational process, including the use of imitation business games. Business games have become firmly established in the pedagogical practice of modern higher education. They make it possible to increase motivation to obtain a future profession, to form a basic level of professional competencies. The use of business games can be both episodic and systemic. The article describes a model of the use of simulation business games in the preparation of future mediators. The model includes value-semantic, design, activity components. According to the authors, it is necessary to include business games simulating real professional and research activities in the educational program for training future mediators. The novelty of the research is associated with the use of these types of games in the conditions of distance learning. Implementation of games in the conditions of a remote educational environment of adaptation of simulation models to the specifics of the network services and resources used. In addition, it is necessary to make a choice of synchronous or asynchronous modes of their application. The simulation models used in the basis of business games should reflect the most typical situations from the mediator's professional activity in education. For example, to simulate the mediation procedure between the participants of the educational process. The participation of students in simulation games allows them to form an idea of the profession as a whole, to develop the key professional competencies of the mediator. The proposed model of the use of simulation business games can be adapted to other areas of training of humanitarian specialists.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИМИТАЦИОННЫХ ДЕЛОВЫХ ИГР ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МЕДИАТОРОВ В ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Педагогика

УДК 373

кандидат педагогических наук Седых Татьяна Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск); медиатор Бывшенко Анастасия Сергеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск); кандидат педагогических наук Остыловская Оксана Анатольевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск)

ПРИМЕНЕНИЕ ИМИТАЦИОННЫХ ДЕЛОВЫХ ИГР ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МЕДИАТОРОВ В ОБРАЗОВАНИИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Появление в российской системе образования новой должности медиатора привело к активизации психолого-педагогический исследований, связанных с рассмотрением особенностей и условий их профессиональной подготовки. При этом одним из наиболее перспективных направлений становится организация образовательного процесса активного типа, в том числе применения имитационных деловых игр. Деловые игры прочно вошли в педагогическую практику современной высшей школы. Они позволяют повысить мотивацию к получению будущей профессии, сформировать базовый уровень профессиональных компетенций. Использование деловых игр может носить как эпизодический, так и системный характер. В статье описана модель применения имитационных деловых игр при подготовке будущих медиаторов. Модель включает в себя ценностно-смысловой, проектировочный, деятельностный компоненты. По мнению авторов, в образовательную программу подготовки будущих медиаторов необходимо включать деловые игры, имитирующие реальную профессиональную и научно-исследовательскую деятельность. Новизна исследования связана с применением указанных типов игр в условиях дистанционного обучения. Реализация игр в условиях дистанционной образовательной среды адаптации имитационных моделей к специфике используемых сетевых сервисов и ресурсов. Помимо этого необходимо сделать выбор синхронного или асинхронного режимов их применения. Используемые в основе деловых игр имитационные модели должны отражать наиболее типовые ситуации из профессиональной деятельности медиатора в образовании. К примеру, имитировать процедуру медиации между участниками образовательного процесса. Участие студентов в имитационных играх позволяет сформировать представление о профессии в целом, развить ключевые профессиональные компетенции медиатора. Предложенная модель применения имитационных деловых игр может быть адаптирована к иным направлениям подготовки специалистов гуманитарного профиля.

Ключевые слова: высшее образование, медиация, подготовка медиаторов, деловые игры, имитационные деловые игры

Annotation. The emergence of a new mediator position in the Russian education system has led to the intensification of psychological and pedagogical research related to the consideration of the features and conditions of their professional training. At the same time, one of the most promising areas is the organization of an active type of educational process, including the use of imitation business games. Business games have become firmly established in the pedagogical practice of modern higher education. They make it possible to increase motivation to obtain a future profession, to form a basic level of professional competencies. The use of business games can be both episodic and systemic. The article describes a model of the use of simulation business games in the preparation of future mediators. The model includes value-semantic, design, activity components. According to the authors, it is necessary to include business games simulating real professional and research activities in the educational program for training future mediators. The novelty of the research is associated with the use of these types of games in the conditions of distance learning. Implementation of games in the conditions of a remote educational environment of adaptation of simulation models to the specifics of the network services and resources used. In addition, it is necessary to make a choice of synchronous or asynchronous modes of their application. The simulation models used in the basis of business games should reflect the most typical situations from the mediator's professional activity in education. For example, to simulate the mediation procedure between the participants of the educational process. The participation of students in simulation games allows them to form an idea of the profession as a whole, to develop the key professional competencies of the mediator. The proposed model of the use of simulation business games can be adapted to other areas of training of humanitarian specialists.

Key words: higher education, mediation, mediator training, games, business games, simulation business games.

Введение. Переход системы высшего образования во время пандемии COVID-19 в дистанционный формат работы выявил ряд проблем, связанных, с одной стороны, с организацией взаимодействия между преподавателями и студентами в условиях виртуальной среды, а с другой - с потребностью в изменении или адаптации применяемых методов активизации образовательного процесса в условиях виртуальной среды.

Возможность только виртуального взаимодействия между субъектами образования, повышение эмоциональной напряженности в силу стремительных изменений и недостатка у преподавателей компетенций в области организации дистанционного обучения и у студентов соответствующих образовательных компетенций привели к повышению уровня напряжения, увеличению количества конфликтов в системе образования, востребованности услуг медиаторов. Это послужило основанием для актуализации исследования условий подготовки медиаторов в образовании, которые могли бы выступать посредниками в реальной и виртуальной образовательной среде.

Подготовка современных специалистов, в том числе и медиаторов в образовании, традиционно строится на основе образовательного процесса активного типа. Активное обучение в ходе профессиональной подготовки предполагает использование не только дискуссий, мозговых штурмов, но и деловых игр.

Однако обзор теоретических источников и реальная практика в условиях пандемии показали недостаточную степень разработки условий и инструментов применения деловых игр в дистанционном обучении. К примеру, при подготовке медиаторов используются ролевые и деловые игры, связанные с проигрыванием конфликтных ситуаций и моделированием процедуры медиации. Организация данных игр в виртуальной среде требует обоснованного выбора инструментов, адаптации моделей и схем проведения, переработки существующих инструкций.

На наш взгляд, всё вышеперечисленное актуализирует проблему поиска и обоснования условий применения деловых игр при подготовке медиаторов в образовании.

Изложение основного материала статьи. В соответствии с обозначенной проблемой исследования целью нашего исследования стала разработка и апробирование модели применения имитационных деловых игр при подготовке медиаторов в образовании в условиях дистанционного обучения на основе анализа работ в области подготовки медиаторов,

разработки и применения деловых игр в высшем образовании.

Наше исследование развивает методологические и методические основы профессиональной подготовки медиаторов в системе образования, обогащая их конкретными инструментами активного обучения и практическими рекомендациями по организации имитационных деловых игр в виртуальной среде.

В международной практике профессия медиатора, который осуществляет досудебное урегулирование конфликтов, существует достаточно давно. В России данная профессия появилась после введения федерального закона от 27.07.2010 N 193-Ф3 "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)".

Профессиональная деятельность медиатора базируется содействии им, как третьей незаинтересованной и независимой стороной, использованию методов и приемов взаимовыгодного разрешения конфликта [5].

Фундаментальный принцип медиации заключается в нейтральности и беспристрастности медиатора. Именно нейтральность медиатора позволяет сформировать атмосферу доверия, достичь необходимого уровня раскрытия информации, создать ощущение справедливости и удовлетворенности процедурой, мотивировать стороны на достижение взаимовыгодного соглашения. Благодаря позиции нейтральности, медиатор имеет возможность "не поддаваться эмоциональным искажениям восприятия и мышления, противостоять эмоциональным выпадам и манипуляциям сторон, эффективно руководить процессом переговоров между спорящими сторонами [2].

Тем не менее, удержание нейтральной позиции медиатором не является ключевым фактором успешности проведения процедуры. Именно от медиатора зависит, смогут ли стороны превратиться из противоборствующих в договаривающихся, смогут ли они найти приемлемое для всех решение [4]. Цели медиатора могут быть различны и определены текущей ситуацией:

- достижение договоренностей по прекращению разбирательства,

- трансформация восприятия ситуации сторонами конфликта,

- налаживание взаимоотношений между сторонами,

- поддержка сторон конфликта в принятии ответственности в разрешении своей ситуации.

При этом главной целью медиатора является изменение сторонами рамки восприятия ситуации, приглашение сторон к отступлению от своих позиций и настрой на совместное урегулирование конфликта, переориентация сторон на сотрудничество. Немаловажную роль в медиации играет понимание эмоций.

По мнению А.В. Качаловой медиативная компетентность представляет собой способность личности выстраивать продуктивное взаимодействие и организовывать коммуникацию в условиях столкновения интересов сторон для обеспечения мирного разрешения конфликта [3]

М.С. Бойко выделяет в содержании медиативной компетентности следующие компетенции: коммуникативная, аналитическая, информационная, мнемическая, управления эмоциями, менеджерская, креативная, организаторская [1]. Каждая из этих компетенций включает совокупность как лингвистических, так и поведенческих навыков, которые являются действующими на всех этапах медиации, "сквозными". Тем не менее, на каждой из фаз медиативной процедуры можно выделить доминирующие компетенции. Так, аналитическая компетенция будет наиболее актуальной на фазе введения, выработки повестки совместной встречи, на стадии анализа конфликтной ситуации. Креативная компетенция - на фазе генерации предложений по урегулированию спора.

Развитие профессиональной компетентности будущих медиаторов связывалось нами с применением в ходе их профессиональной подготовки имитационных деловых игр. В основе работы лежало предположение о том, что применение деловых игр при подготовке медиаторов в образовании будет более результативным, если будут реализованы следующие организационно-педагогические условия:

- выбор моделей деловых игр должны осуществляться на основе системного подхода (с учётом проектировочного, деятельностного, аналитического компонентов);

- использование сочетания деловых игр, имитирующих профессиональную и научно-исследовательскую деятельность медиатора;

- адаптация деловых игр к условиям синхронной и асинхронной коммуникации посредством применения дистанционных технологий.

Подтверждение выдвинутой гипотезы потребовало использования следующих методов: метод контент-анализа отечественных и зарубежных публикаций по проблемам подготовки медиаторов, проектирования и организации деловых игр в высшем образовании, организации дистанционного обучения; метод опроса, в том числе с помощью разработанной карты самооценки уровня медиативной компетентности в соответствии с компонентами выделенными М.С. Бойко.

Исследование проводилось на базе Института педагогики, психологии и социологии федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирского федерального университета». В эмпирической части исследования приняли участие 46 магистрантов образовательной программы «Медиация в образовании».

Исследование включало следующие этапы:

Первый этап - поисково-теоретический (2019-2020 гг.). Проводился анализ теоретических и методологических источников по проблеме применения деловых игр при подготовке медиаторов в реальной и виртуальной среде; разрабатывался методологический аппарат исследования и его основные положения; проектировалась модель применения деловых игр при подготовке медиаторов в образовании в условиях дистанционного обучения; отбирались и адаптировались деловые игры, имитирующие профессиональную и научно-исследовательскую деятельность медиатора; производился отбор инструментов и сервисов дистанционного обучения, а также разработка рекомендаций по их применению в ходе реализации деловых игр.

Разработанная модель применения деловых игр при подготовке медиаторов в образовании в условиях дистанционного обучения представлена в таблице 1.

Таблица 1

Модель применения деловых игр при подготовке медиаторов в образовании

Компонент Учитываемые факторы Влияние на применение деловых игр при подготовке медиаторов в образовании

Ценностно-смысловой компонент Цели и задачи: формирование профессиональных компетенций будущих медиаторов в условиях практической подготовки в дистанционной форме. Особенности профессии медиатора в образовании: Ценности: гуманизм, взаимодействие, сообщество. Мотивы: познавательные, профессиональное развитие, служение обществу. Основные виды деятельности: профессиональная (медиативная), научно-исследовательская. Учет при выборе и адаптации деловых игр: Приоритет деловым играм, направленным на имитацию профессиональной и научно-исследовательской деятельности; Организация позитивной располагающей атмосферы; Применение коммуникативных инструментов, ориентированных на конструктивное разрешение конфликтных ситуаций, организацию эффективной коммуникации.

Проектировочный компонент Специфика деловых игр как метода обучения: - имитационная модель; - активность и интерактивность; - эмоциональное напряжение; - получение опыта деятельности. Отбор конкретных моделей деловых игр. Выбор сценария организации деловой игры в электронной образовательной среде. Выбор режима работы (синхронного, асинхронного). Выбор сервисов и используемых инструментов.

Особенности дистанционного обучения: Преобладание коммуникации в виртуальной среде. Возможность синхронного и асинхронного режима работы. Широкий спектр сервисов и инструментов.

Деятельностный компонент Имитация профессиональной деятельности медиатора: Подготовка и проведение процедуры медиации. Рефлексия хода и результатов проведения процедуры медиации, супервизия (наставничество). Участие в работе профессиональных сообществ (представление собственного опыта, обсуждение передовых инструментов). Выбор модели деловой игры, разработка серии деловых игр, имитирующих профессиональную деятельность медиатора: - «Процедура медиации в образовательном учреждении»; - «Рефлексивный семинар по результатам проведения процедуры медиации»; - «Круглый стол».

Имитация научно-исследовательской деятельности медиатора: Разработка замысла исследование и его представление научной общественности. Защита результатов проведенного прикладного исследования. Выбор модели деловой игры, разработка серии деловых игр, имитирующих научно-исследовательскую деятельность медиатора: - «научный семинар»; - «научная конференция».

Второй этап - опытно-экспериментальный (2020-2021 гг.).

Была проведена серия имитационных деловых игр с магистрантами в условиях дистанционной формы обучения, изучена динамика уровня сформированности медиативной компетентности у студентов. Полученные результаты свидетельствуют о наличии положительной динамики уровня сформированности профессиональной компетентности будущих медиаторов в образовании, особенно по таким компетенциям, как коммуникативная, управления эмоциями, организаторская.

Третий этап - рефлексивно-аналитический (2021-2022 гг.).

Произведен анализ и обобщение полученных теоретических и эмпирических результатов, внесены корректировки в модель и основные положения исследования, сформулированы основные выводы.

Выводы. Подводя итоги, необходимо отметить, что необходимость изучения проблемы поиска оптимальных условий применения деловых игр при подготовке медиаторов в образовании не вызывает сомнений. При этом в настоящий момент основное внимание должно быть направлено на разработку необходимого методического обеспечения, которое будет служить мощным инструментом распространения практики проведения деловых имитационных игр в условиях дистанционного образования.

Представленный в статье опыт может быть интересен руководителям и медиаторам системы образования, а также специалистам, занимающимся профессиональной подготовкой и повышением квалификации медиаторов в образовании.

Литература:

1. Базовый курс медиации: рефлексивные заметки / М.С. Бойко [и др.]; под общ. ред. С.В. Лабода. - Минск: Медисонт, 2011. - 316 с.

2. Иванова, Е.Н. Методы эффективной работы медиатора в разных сферах практики / Е.Н. Иванова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2015. - № 4. - С. 131-136.

3. Качалова, А.Б. Медиативная компетентность как эффективное условие развития психологической культуры педагога / А.Б. Качалова // Гуманитарные, социально-экономические и социальные науки. - 2014. - № 51. - С. 123-127

4. Курганская, М.Я. Профессионально-личностные компетенции медиатора, и его роль в процессе внесудебного урегулирования споров / М.Я. Курганская // Вопросы российского и международного права. - 2019. - Том 9. - № 7А. -С. 158-169.

5. Ткаченко, В.Б. Медиация как современный способ решения конфликта / В.Б. Ткаченко, О.А. Манухина // Недвижимость: экономика, управление. - 2015. - № 1. - С. 86-89.

6. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" // Российская газета - 2010. - 30 июля. - № 168 (5247).

Педагогика

УДК 378.147

кандидат политических наук, подполковник полиции, старший преподаватель кафедры уголовного процесса Седых Татьяна Викторовна

Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Ставрополь)

АКТИВИЗАЦИЯ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА»

Аннотация. На основе анализа специальной литературы и опыта проведения автором учебных занятий по дисциплине «Основы уголовного процесса» по основной программе профессионального обучения «Профессиональная подготовка лиц среднего и старшего начальствующего состава, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и имеющих высшее или среднее профессиональное (неюридическое) образование» по должности служащего «Полицейский» в Ставропольском филиале Краснодарского университета МВД России исследуются методы обучения, позволяющие активизировать познавательную деятельность слушателей соответствующих курсов. Непосредственно перед рассмотрением этих методов исследуются реалии современного общества, предъявляющего особые требования к служащим МВД РФ и, следовательно, необходимость дальнейшего реформирования системы подготовки соответствующих кадров.

Ключевые слова: профессиональная подготовка сотрудников полиции, высшее образование, интерактивные методы обучения, студент, преподаватель.

Annotation. Based on the special literature analysis and the author's experience in conducting training sessions on the discipline «Fundamentals of criminal procedure» according to the basic vocational training program «Professional training of middle and senior commanding officers who were first recruited to the internal affairs bodies of the Russian Federation and have higher or secondary professional (non-legal) education» as a police officer in the Stavropol branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, teaching methods are being investigated, allowing to activate the cognitive activity of the relevant courses students. Immediately before considering these methods, the realities of modern society are investigated, which imposes special requirements on employees of the Russian Federation Ministry of Internal Affairs and, consequently, the need for further reform of the relevant personnel training system.

Key words: professional training of police officers, higher education, interactive teaching methods, student, teacher.

Введение. На сегодняшний день одной из важнейших стратегических целей процесса дальнейшей модернизации системы высшего образования в России является создание эффективной инновационной образовательной среды в пространстве организаций, реализующих образовательную деятельность по соответствующим программам. Основой для такой среды должны стать современные образовательные технологии [3; 5; 7; 9; 14].

Сказанное является актуальным в том числе для образовательных учреждений системы МВД. Лица, успешно освоившие соответствующие программы профессионального обучения, в ходе выполнения профессиональных задач должны характеризоваться наличием способности к самостоятельной ориентации и принятию решений, часто нестандартных, в различных ситуациях, могущих возникнуть в ходе осуществления ими профессиональной деятельности. Достижению соответствующих образовательных результатов с высокой степенью вероятности будет способствовать их активизация, достигаемая широким внедрением интерактивных методов обучения [1; 9; 11; 14].

Изложение основного материала статьи. В связи с тенденциями, охарактеризованными во Введении к настоящей статье, сегодня спектр профессиональных знаний, умений и навыков, которыми надлежит овладеть будущему сотруднику МВД, в частности, слушателю курсов профессиональной подготовки по программе «Профессиональная подготовка лиц среднего и старшего начальствующего состава, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и имеющих высшее или среднее профессиональное (неюридическое) образование» по должности служащего «Полицейский», представляется весьма широким. Профессиональная компетентность выпускника этих курсов представляет собой систему знаний, умений и навыков, относящихся как к собственно правовым отраслям, так к другим сферам, в той или иной степени соприкасающихся с науками о праве [2, С. 191].

В связи с вышеизложенным, одной из основных задач при осуществлении профессиональной подготовки будущих специалистов МВД одна из важных задач - «научить учащихся учиться», т.е. приобретать новые знания, умения и навыки путём самостоятельного исследовательского поиска, творческого подхода к решению учебных, а в дальнейшем и профессиональных задач [3; 6-7].

Таким образом, профессиональная подготовка слушателей, в том числе по дисциплине «Основы уголовного процесса» должна строиться с учётом требований, предъявляемых современным социумом к специалисту соответствующего профиля. Выпускника образовательных организаций МВД РФ должен характеризоваться развитостью профессиональных и личностных компетенций на уровне, позволяющем на протяжении всей профессиональной жизни поддерживать высокий профессионализм и адаптироваться в динамично меняющихся социальных, экономических и культурных условиях современного общества [13-14].

Важным слагаемым процесса подготовки такого профессионала является, как уже говорилось, использование интерактивных методов обучения. Последние позволяют существенно активизировать познавательную деятельность будущих сотрудников полиции в ходе изучения дисциплины «Основы уголовного процесса», так как вносят в учебный процесс определённое разнообразие, новизну. Интерактивные методы обучения способствуют выработке у слушателей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.