Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
67
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ГРАЖДАНСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бочихина Анастасия Анатольевна

В статье рассматривается потенциал ИКТ как один из способов формирования гражданской грамотности. Данное направление представляется перспективным, потому что подростки находятся на важном жизненном этапе, в котором они развивают свои собственные убеждения, формируют мировоззрение через цифровые источники. Также в статье представлен кейс, который поможет педагогу в процессе формирования гражданской грамотности не отрицать опыт школьников, а наоборот научить их в огромном потоке информации находить действительно полезный контент. Изучение подобного опыта имеет решающее значение для оказания помощи преподавателям в понимании того, как эта возрастная группа взаимодействуют с технологиями, друг с другом и с обществом. Тем самым обращаясь к Интернету, как одному из источников формирования гражданской идентичности, можно сформировать критическое мышление, овладеть умением анализировать информацию, стать активным гражданином, способным вовлекаться в проблемы общества и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF ICT TECHNOLOGIES IN THE FORMATION OF CIVIC LITERACY AMONG ADOLESCENTS

The article discusses the potential of ICT as one of the ways to develop civic literacy. This direction seems to be promising, because teenagers are at an important life stage in which they develop their own beliefs, form a worldview through digital sources. The article also presents a case that will help the teacher in the process of forming civic literacy not to deny the experience of schoolchildren, but rather teach them to find really useful content in a huge flow of information. Learning from these experiences is critical to helping educators understand how this age group interacts with technology, with each other, and with society. Thus, turning to the Internet as one of the sources of civic identity formation, one can form critical thinking, master the ability to analyze information, become an active citizen, able to get involved in the problems of society and the state.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ»

Применение ИКТ технологий при формировании гражданской грамотности у подростков

Бочихина Анастасия Анатольевна,

аспирант кафедры методики преподавания истории, обществознания и права ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», научный сотрудник центра оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования российской академии образования» E-mail: bochikhina@instrao.ru

В статье рассматривается потенциал ИКТ как один из способов формирования гражданской грамотности. Данное направление представляется перспективным, потому что подростки находятся на важном жизненном этапе, в котором они развивают свои собственные убеждения, формируют мировоззрение через цифровые источники. Также в статье представлен кейс, который поможет педагогу в процессе формирования гражданской грамотности не отрицать опыт школьников, а наоборот научить их в огромном потоке информации находить действительно полезный контент. Изучение подобного опыта имеет решающее значение для оказания помощи преподавателям в понимании того, как эта возрастная группа взаимодействуют с технологиями, друг с другом и с обществом. Тем самым обращаясь к Интернету, как одному из источников формирования гражданской идентичности, можно сформировать критическое мышление, овладеть умением анализировать информацию, стать активным гражданином, способным вовлекаться в проблемы общества и государства.

Ключевые слова: Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), Интернет, социальные сети, гражданская грамотность, гражданская идентичность, гражданская активность.

о с

U

со см о см

<3

Мы живем в эпоху, когда информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) стали непосредственной частью жизни, а не просто пересекаются с нашей деятельностью. Начиная с момента, как мы просыпаемся от звонка будильника на наших смартфонах, и заканчивая, новостными уведомлениями, которые приходят в течение дня. Теперь современные гаджеты - это цифровые посредники нашего взаимодействия с окружающим миром.

We Are Social и Hootsuite публикуют статистические данные об интернете и социальных сетях. Так, количество интернет-пользователей в России за 2022 год увеличилось на 4,7% (К 2022 общая численность населения России составила 145,9 миллиона человек, из которых 129,8 миллионов являются интернет-пользователями). Таким образом, уровень проникновения интернета в России на начало года достиг 89,0%. Социальными сетями: в 2022 году пользуется 72,7% населения России или 106 млн человек (+7,1% с начала 2020 года).[1]

Интернет предоставляет людям возможность оценивать, изменять и распространять информацию. Кроме того, Интернет является местом, где люди могут говорить, обмениваться идеями и вступать в различные группы и сообщества. Такие приложения, как Telegram, ВКонтакте, Rutube, WASD TV способны побуждать юных пользователей в России экспериментировать с самовыражением. Хотя технологии присутствуют в жизни почти каждого человека, само по себе их присутствие не означает, что те являются неотъемлемой частью повседневной жизни каждого подростка. Учащиеся различаются по уровню интереса, мотивации и навыкам использования различного рода технологий. В то время как многие молодые люди постоянно связаны с миром через свои цифровые устройства и социальные сети, ошибочно думать, что все они используют технологии все время. На самом деле, определенные факторы (т.е. социально-экономический статус) влияют на то, имеют ли подростки вообще доступ к технологиям, и используют ли они технологии в повседневной жизни.

Со временем понятие «цифровая пропасть» перешла от упрощенного определения того, кто имеет доступ, а кто не имеет доступа, к более сложному определению, которое исследует неравенство в навыках, использовании и вовлеченности. «Цифровая пропасть» имеет особенности и в формировании гражданской грамотности.

Существуют различные мнения о том, что представляют собой онлайновые и автономные миры, в частности связанные с деятельностью гражданского участия. Культурные нормы меняются в результате всепроникающих технологий. ИКТ будут обсуждаться на протяжении всей этой статьи и от-

носиться к «все, что вы можете сделать в цифровом виде... на смартфоне, компьютере, ноутбуке, планшете, игровой консоли и т.д.».

Цифровой мир, в котором мы живем, информирует о наших представлениях о самих себе и о нашем взаимодействии с другими людьми. В этом смысле Интернет обладает потенциалом для «увеличения социального капитала, гражданского участия и развития чувства принадлежности к обществу». Социальные сети предлагают молодым людям новые способы делиться и узнавать о политических идеях, собирать средства, мобилизовать других для быстрого сбора голосов и достижения прогресса в общественных вопросах. Воздействия на различные точки зрения является ключом к демократическому обществу, и может помочь учащимся развивать свои навыки. Способность осмысливать различные точки зрения имеет важное значение, так как подобный опыт может дать подросткам возможность познакомиться с перспективами и с мнением, отличающихся от их собственных. Интернет и социальные сети могут предоставить возможность узнать о проблемах, получить доступ к новостной информации, поделиться своей точкой зрения и узнать точку зрения других людей.

Интернет размывает традиционные социальные и институциональные иерархии, что проявляется в современном обществе, когда люди подписываются на каналы чиновников в различных социальных сетях. Социальные сети стали способом для политиков связаться со своими избирателями, а для граждан способом повлиять на общественную ситуацию.[2]

Связь между просмотром новостей и гражданской активностью хорошо документирована в исследованиях политических коммуникаций.[3] В цифровую эпоху социальные сети для подростков это одно из главных средств общения, а также сбора новостной информации. Использование Интернета положительно связано с продвижением материалов, представляющих общественный интерес; поощрением других голосовать или принимать меры по тому или иному вопросу. Подростки синтезируют информацию, которая их окружает на телевидении, в Интернете и в приложениях, и по мере формирования убеждений и мнений, они могут быть вовлечены в политические дискуссии. Социальные сети могут служить платформой для размещения личного мнения, и такая платформа может даже рассматриваться как «мегафон», что позволяет им привлечь к проблеме большее количество людей. Обучающиеся также могут повторно размещать статьи из новостных агентств (делать репост), что рассматривается как способ проиллюстрировать или усилить свое мнение по данному вопросу. Кроме того, они могут поделиться своим голосом, подписав петицию в Интернете.

Изучение потенциала ИКТ как одного из способов формирования гражданской грамотности представляется перспективным, потому что подростки находятся на важном жизненном этапе, в котором они развивают свои собственные убеждения, формируют мировоззрение через цифровые источники. Изучение опыта школьников имеет решающее значение для оказания помощи преподавателям в по-

нимании того, как эта возрастная группа взаимодействуют с технологиями, друг с другом и с обществом.

Современное общество представляет социальные сети в качестве «soapboxes» (трибун), которые способны дать голос тем, кто ранее был исключен из общественной сферы, и позволяют широко распространить идеи сотрудничества и коллективных действий. Социальные сети позволяют с меньшими затратами координировать гражданскую деятельность. Интернет хорошо подходит для гражданской активности, поскольку возросла скорость передачи информации, а также возросло количество доступной информации. Социальные сети влияют на политику во всем мире. Создание контента и его совместное использование быстро развивались: социальные сети позволили подросткам делиться этим контентом, будь то фотография с мероприятия выходного дня или политическое заявление, первоначально опубликованное должностным лицом. Ученые наблюдали за молодыми людьми, использующими технологии в гражданских целях, чтобы узнать о проблемах в мире, которые имеют для них значение.[4]

Подростки вовлекаются в политический мир с помощью цифровых средств: развивают привычки и установки, имеющие отношение к гражданской жизни, когда впервые сталкиваются с миром текущих событий и политических проблем в этом возрасте. В семьях, как правило, обсуждают текущие события дома, что является ранней формой гражданской активности.

Современное общество является фактором, способствующим этой гражданской активности: в то время, как некоторые ожидают, что учащиеся не будут следить за текущими событиями или заботиться о проблемах, представляющих общественный интерес. Сами школьники демонстрируют, что социальные сети являются одним из основных источников новостной информации и способом для них поделиться своим собственным мнением.

Поэтому одна из основных задач в процессе формирования гражданской грамотности не отрицать опыт школьников, а наоборот научить их в огромном потоке информации находить действительно полезный контент. Тем самым обращаясь к Интернету, как одному из источников формирования гражданской идентичности, важно сформировать критическое мышление, умение анализировать информацию.

Люди всегда приукрашали или искажали информацию. Рассказывая какие-либо истории, мы порой склоны добавлять что-то от себя (случайно или намеренно). И если раньше распространение такой информации ограничивалось кругом общения, то с появлением интернета, телефона, мес-сенджеров и других технологий выросли и масштабы, и аудитория, которая такую информацию может получить.

Интернет даёт нам моментальный доступ к любой информации. Не только полезной и важной, но и недостоверной и заведомо ложной, которая зачастую усложняет преподавание в школе. Когда учителям приходиться развеивать так называемые «фейки» на своих уроках.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Теперь фейковый контент могут видеть сразу миллионы людей, а границы реальности стали все больше размываться. И речь здесь не только о полностью выдуманных новостях или роликах, в которых нет ни слова правды. Всё чаще мы сталкиваемся с контентом, правдивым лишь отчасти или составленным без должной фактической проверки. Намеренные подделки используются для манипулирования общественным мнением.

Например, на уроке истории обучающимся можно предложить набор картинок-стикеров, который должен помочь установить степень достоверности того или иного факта. Важно объяснить подросткам, что они не будут использовать варианты: «Правда» или «Ложь». Дело в том, что интересующая информация редко оказывается «фейком» чистой воды, либо напротив стопроцентной правдой. И если пользоваться лишь бинарной шкалой, есть риск ввести читателей в заблуждение. А этого делать не стоит. Обучающимся можно предложить следующие вариации маркировки для обозначения разбираемого факта или цитаты:

1. Правда (этот стикер показывает, что мы имеем дело с истинным фактом или верным утверждением. Как минимум по совокупности доступной на сегодняшний день информации).

2. Полуправда (этот стикер показывает, что проверяемый факт или утверждение представляет собой смесь правды и лжи примерно в равных пропорциях. В таком случае, пока целиком не прочитаешь разбор, не узнаешь, где что).

3. Искажённая цитата (этот стикер показывает, что цитируемая фраза или текст был правильно атрибутирован. Однако по сравнению с оригиналом в тексте есть значительные изменения, влияющие на его содержание).

4. Легенда (этот стикер чаще всего указывает на то, что описываемые события не имеют каких-то проверяемых подробностей. Они описаны в форме «городской легенды», а значит по существу не проверяемы).

5. Фейк (этот стикер показывает, что мы имеем дело с ложным фактом или утверждением. При этом мы уверены, что в его основе лежит не ошибка, а фальсификация).

Учитель может дать домашнее задание на проверку какого-нибудь факта из истории по теме урока или на самом занятии подготовить несколько ссылок из разных источников, изучив которые обучающиеся установят с помощью картинок сти-керов уровень достоверности данного факта.

Подростки в развитых странах стали непосредственной частью цифровой среды. Безусловно, этот образ жизни влияет на опыт их собственной гражданской идентичности.

В цифровом мире школьники принимают более сознательные решения: как они выражают себя, и какую информацию о себе они хотят представить общественности, а какую сохранить в тайне. 5 В социуме подросткам важно мнение других людей, § и будут ли они услышаны, если выскажутся. Часто £> от взрослых можно услышать, что учащиеся «слиш-еЗ ком молоды», чтобы иметь серьезную озабоченность по поводу конкретного вопроса, тем самым

снижая интерес к важным общественным вопросам. Подобные высказывания должны нивелироваться педагогами с помощью акцентирования внимания на важности участия в жизни своего государства.

Обучающиеся имеют различный опыт участия в политической жизни страны и общества. Они по-разному понимают, что значит быть гражданином и что значит быть вовлеченным в гражданское общество. В то время как гражданская идентичность принимает множество различных форм в цифровую эпоху, всем субъектам образования стоит обратить внимание на современный опыт и потребности подростков, и с этим учётом формировать гражданскую грамотность.

Литература

1. Digital 2022 Global Overview Report: THE LATEST INSIGHTS INTO THE 'STATE OF DIGITAL'. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://vc.ru/marketing/383351-samyy-svezhiy-otchet-digital-2022-global-overview (Дата обращения 10. 02. 2023)

2. Friedman, T. L. (2005). The World Is Flat: A Brief History of the Twenty-first Century. New York: Penguin.

3. McLeod, J. M., & Shah, D. V. (2009). Communication and Political Socialization: Challenges and Opportunities for Research. Political Communication, 26(1), 1-10.

4. Flanagan, C. A. (2013). Teenage Citizens: The Political Theories of the Young. Cambridge, MA: Harvard University Press.

APPLICATION OF ICT TECHNOLOGIES IN THE FORMATION OF CIVIC LITERACY AMONG ADOLESCENTS

Bochikhina A.A.

Moscow city university

The article discusses the potential of ICT as one of the ways to develop civic literacy. This direction seems to be promising, because teenagers are at an important life stage in which they develop their own beliefs, form a worldview through digital sources. The article also presents a case that will help the teacher in the process of forming civic literacy not to deny the experience of schoolchildren, but rather teach them to find really useful content in a huge flow of information. Learning from these experiences is critical to helping educators understand how this age group interacts with technology, with each other, and with society. Thus, turning to the Internet as one of the sources of civic identity formation, one can form critical thinking, master the ability to analyze information, become an active citizen, able to get involved in the problems of society and the state.

Keywords: Information and communication technologies (ICT), Internet, social networks, civic literacy, civic identity, civic engagement.

References

1. Digital 2022 Global Overview Report: THE LATEST INSIGHTS INTO THE 'STATE OF DIGITAL'. [E'lektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: URL: https://vc.ru/marketing/383351-samyy-svezhiy-otchet-digital-2022-global-overview (Data obrashheni-ya 10. 02. 2023)

2. Friedman, T. L. (2005). The World Is Flat: A Brief History of the Twenty-first Century. New York: Penguin.

3. McLeod, J. M., & Shah, D. V. (2009). Communication and Political Socialization: Challenges and Opportunities for Research. Political Communication, 26(1), 1-10.

4. Flanagan, C. A. (2013). Teenage Citizens: The Political Theories of the Young. Cambridge, MA: Harvard University Press.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.