Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ГРАМОТНОСТИ'

ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ГРАМОТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочихина Анастасия Анатольевна

В статье даётся исторический экскурс, связанный с проведением национальных и международных исследований в области гражданского образования и гражданской грамотности. Отдельно исследуются выводы проведенных исследований о влиянии гражданского образования на становление будущих граждан, о формировании у них определенных моделей поведения. Также исследуются выводы о роли урочной и внеурочной деятельности на формирование гражданской грамотности. Результаты данных исследований являются ценными для педагогической практики, потому что лишь осознав, как подростки представляют себе смысл понятия «гражданская идентичность», какие условия и инструменты влияют на сформированность гражданской грамотности, можно говорить о воспитании активных и информированных граждан, что является целью любого государства. Сформировав все необходимые ценностные ориентации в части гражданской идентичности, обучающиеся в будущем смогут сделать вклад в развитие демократического общества и процветание своей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF APPROACHES TO THE APPLICATION OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE FORMATION OF CIVIC LITERACY

This article provides a historical overview of national and international research in the field of civic education and civic literacy. Separately, the conclusions of the conducted studies on the impact of civic education on the formation of future citizens, on the formation of certain patterns of behavior in them are studied. It also examines the conclusions about the role of classroom and extracurricular activities on the formation of civic literacy. The results of these studies are valuable for pedagogical practice, because only by realizing how teenagers imagine the meaning of the concept of “civil identity”, what conditions and tools affect the formation of civic literacy, we can talk about the education of active and informed citizens, which is the goal of any state. Having formed all the necessary value orientations in terms of civic identity, students in the future will be able to contribute to the development of a democratic society and the prosperity of their country.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ГРАМОТНОСТИ»

ДИСКУССИОННЫЕ ТЕМЫ

Эволюция подходов применения педагогических технологий формирования гражданской грамотности

Бочихина Анастасия Анатольевна,

аспирант кафедры методики преподавания истории, обществознания и права ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», научный сотрудник центра оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» E-mail: bochikhina@instrao.ru

В статье даётся исторический экскурс, связанный с проведением национальных и международных исследований в области гражданского образования и гражданской грамотности. Отдельно исследуются выводы проведенных исследований о влиянии гражданского образования на становление будущих граждан, о формировании у них определенных моделей поведения. Также исследуются выводы о роли урочной и внеурочной деятельности на формирование гражданской грамотности. Результаты данных исследований являются ценными для педагогической практики, потому что лишь осознав, как подростки представляют себе смысл понятия «гражданская идентичность», какие условия и инструменты влияют на сфор-мированность гражданской грамотности, можно говорить о воспитании активных и информированных граждан, что является целью любого государства. Сформировав все необходимые ценностные ориентации в части гражданской идентичности, обучающиеся в будущем смогут сделать вклад в развитие демократического общества и процветание своей страны.

Ключевые слова. Гражданская грамотность, гражданское образование, гражданская активность, гражданская идентичность, политическое участие.

Более ста лет назад Джон Дьюи убедительно доказывал, что школы должны служить ключевым источником обучения: «очевидно, что связь демократии и образования является обоюдной, взаимообратной, просто-таки кровной связью» [1]. Так была сформулирована гипотеза о прямом влиянии формального гражданского образования на становление будущих граждан, формирование моделей поведения активных граждан, соответствующих нормам гражданского общества и правового государства.

Всплеск международной исследовательской активности к данному вопросу связан с началом 2000-х. Именно тогда формируется модель навыков XXI века, а среди прочих элементов была выделена в качестве особого элемента функциональной грамотности «Культурная и гражданская грамотность». В основу большинства исследований было положено в том числе изучение национальных учебных программ: то есть исследователи оценивали, как через школьные предметы достигаются определенные, связанные с гражданской грамотностью, результаты обучения[2; 3].

Одним из выводов, к которому пришли учёные, заключался в том, что формальное гражданское образование может оказывать существенное влияние на становление гражданской активности, если этому способствуют другие факторы. Авторы Ниеми и Юнн, например, обнаружили, что количество и частота изучения гражданских предметов коррелирует с политическими знаниями и гражданской активностью [4]. Так бельгийские обучающиеся считают, что на их активность повлияло то образование, которое они получили в образовательных организациях. В Австралии исследователи показали, что изучение устройства институтов власти в Австралии позволяет обучающимся усвоить нормы и ценности гражданского общества, формирует определенные модели поведения. Опросы молодёжи показали, насколько активно оно готово участвовать, например, в процедурах голосования [5].

Новый этап к проблеме формирования гражданской грамотности связан с Международным сравнительным исследованием IEA Civic Education Study (CivEd). Выводы, которые делали исследователи разных стран, ранее во многом подтвердились: формальное гражданское обучение, во многих странах действительно приводило к потенци-

ей о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

альному росту активности молодёжи, например, в процессе голосования в будущем. В его преемнике, Международном исследовании гражданского образования (ICCS), обучающиеся, показавшие высокий уровень гражданской грамотности, чаще высказывали готовность участвовать в выборах, митингах и акциях (при условии, что они являются санкционированными), и фиксировали свою неготовность участвовать в разных форматах незаконного протеста [6].

Параллельно с международными исследованиями продолжались лонгитюдные исследования. Так, в Соединенных Штатах исследователи подтвердили важность формального гражданского образования в школах, поскольку оно положительно повлияло на вероятность участия молодёжи в выборах в половине всех моментов времени, проанализированных Бахнером (цитируется по Manning and Edwards 2014) [7].

Однако, было установлено, что количество курсов по граждановедению, пройденных в школе, не повышало существенно качество гражданской грамотности. Вместе с тем широта спектра рассматриваемых вопросов (в рамках изучения разных социальных наук) позволяло существенно повысить образовательные результаты.

В анализе состояния гражданской грамотности обучающихся Англии исследователи дают достаточно критическую оценку отношения к влиянию формального обучения на политическое участие. Вместе с тем они вынуждены констатировать: отсутствие формального гражданского обучения в школе снижает вероятность участия в голосовании в будущем [8].

Особым объектом изучения в контексте формирования гражданской грамотности стал социальный опыт, который мог быть получен обучающимися в образовательном пространстве. Учёные задавали вопрос: какие реальные практики, направленные на проявление гражданской активности, могли бы существенно повысить качество гражданского образования? В первую очередь, речь шла об опыте участия обучающихся в процессах голосования по вопросам жизни класса, школы. Исследователи особо указывали, что «социальный опыт участия» в определенных процессах в школе может быть лучшим прогностическим фактором политического участия в будущем, нежели наличие формальных учебных программ. Из этого ученые сформулировали вывод: формальное обучение оказывает более слабое влияние на будущее политическое участие молодых людей, если оно не поддерживается программами гражданского воспитания [9].

Программа гражданского воспитания является потенциально мощным источником формирования гражданского поведения среди молодых людей 5 и может включать самые разные мероприятия. Ра-5 бота органов школьного самоуправления, издание S3 газет и проведение школьных выборов могут раз-еЗ вивать гражданскую активность и стимулировать Ü гражданские действия [10]. Формированию граж-

данской активности могут способствовать такие виды деятельности как спорт, клубы и социальная деятельность. Исследователи Юнисс, Маклеллан и Йейтс утверждают, что разные формы активности от участия в самоуправлении до включенности в разнообразные общественные движения позволяют обучающимся развивать чувство свободы действий и социальной принадлежности, что заставляет их чувствовать себя субъектами деятельности, в том числе субъектами политики [11].

Обзор исследований в Америке показал, что действительно разные учебные занятия (формальные и неформальные) могут способствовать различным видам гражданского и политического поведения. В своем объемном и сложном анализе авторы приходят к выводу, что уже в возрасте от 13 до 16 лет, подростки, включенные в программу гражданского воспитания и в разнообразные внеклассные мероприятия, в большей мере готовы принимать активное участие в политической деятельности и демонстрировать модели осознанного правомерного поведения [12].

Наиболее важным, как для российских, так и для международных исследователей, является задача найти связь между ответами учащихся, в которых отражен их уровень гражданской грамотности, и той школьной и общественной средой, которые являются основными факторами формирования гражданской грамотности. Для этого необходим определенный инструментарий, который бы показал качественные и количественные характеристики этой взаимосвязи. Многие исследователи фиксируют положительное влияние школьного опыта по основам гражданственности на последующую гражданскую активность, но не могут спрогнозировать, насколько этот эффект сохраняется реально во времени. Это ставит задачу проведения новых исследований, которые могут подтвердить взаимосвязь между школьным опытом и долгосрочной политической и гражданской активностью.

Сложной, но крайне необходимой является также разработка показателей прикладных и связанных с поведением навыков в крупномасштабных исследованиях и вне образовательных организаций. Еще одной важной областью исследований является влияние различных форм неформальной учебной программы в школах на воспитание детей. Потенциальное влияние на учащихся социального опыта, приобретенного, например, в процессе участия в школьных выборах, логично, но многие разнообразные виды деятельности в рамках неформальной учебной программы остаются недостаточно изученными, а их влияние потенциально недооценивается с течением времени [13].

Анализ также выявил лишь незначительные различия между школами в гражданском и политическом участии (RQ2). Это было обнаружено и в других географических контекстах и подтверждает общее утверждение о том, что различия внутри школы могут быть больше, чем раз-

личия между школами. Таким образом, вопрос заключается в том, как гражданское образование в школах может способствовать развитию активной гражданской позиции. Остаётся неясным, какой школьный предмет и какая школьная программа по гражданскому воспитанию будут наиболее подходящими для развития активных граждан [14].

В современной российской педагогической практике формирование гражданской идентичности становится одной из приоритетных целей современной системы образования, что закреплено в Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Особо обратим внимание, что гражданская идентичность в контексте ФГОС общего образования понимается как общероссийская гражданская идентичность. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания в том же значении используется понятие национальной идентичности [15]. Её основу составляет общее для граждан Российской Федерации осознание своего российского гражданства, принадлежности к российской нации.

Чтобы встать на путь формирования гражданской идентичности у учащихся, важно определить, какие формы участия в школах наиболее перспективны для будущего участия. Многие исследователи отмечают невысокий уровень политической грамотности и активной гражданской позиции среди молодежи. И неудивительно, что общественное внимание сместилось в сторону школ и того, как они могут формировать активную, информированную гражданскую позицию среди несовершеннолетних граждан.

Школа - это место, где молодежь может опробовать различные формы демократического участия, и поэтому они подходят для того, чтобы помочь им стать активными демократическими гражданами. Предполагается, что активный и (по крайней мере, частично) саморегулируемый опыт обучения, в дополнение к формальному обучению основам гражданственности в школе, может помочь воспитать активных, информированных граждан.

Как российские школы могут способствовать воспитанию граждан? Вопрос о том, помогает ли гражданское обучение развитию гражданского участия и каким образом, является и многогранным (многоаспектным). Включение в число обязательных образовательных результатов позиции, связанной с формированием гражданской идентичности как одной из приоритетных целей современной системы образования, и закрепление данного положения в Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования делает актуальным поиск механизмов решения поставленной задачи. В отечественной практике, как правило, гражданская грамотность в школах осмысливается с помощью школьных предметов, таких как история, обществознание и право [16].

Все основные проблемы и перспективы, которые поднимают иностранные исследователи, находят отклик и в российском образовании. Рос-

сийская Федерация - большая многонациональная страна, и решение поставленной задачи усложняется наличием разных по качеству демонстрируемого образования регионов. На уровне государства задана рамка создания единого образовательного пространства, в том числе и в области гражданского образования и решения задач по формированию гражданской идентичности. В российских реалиях не менее важны инициативы регионального, местного уровней, непосредственно стимулирующие социальную активность, создание мест для социального творчества. Показатели такой активности остаются пока низкими: так, согласно данным Аналитического доклада ИС РАН, активными членами церковных или религиозных организаций назвали себя 2% опрошенных (11% участвовали «от случая к случаю»), столько же активистов собирали культурно-просветительские и художественные, а также организации защиты окружающей среды (7 и 6% соответственно принимали в их работе эпизодическое участие), по 1% активно участвовали в деятельности политических партий и гуманитарных или благотворительных организаций (3 и 4% -время от времени). Ни одна из форм добровольной общественной активности не набрала более 4% деятельных участников. Поэтому становится очевидным, что важнейшим источником формирования позитивной гражданской идентичности была и остается школа. Речь идет не просто о получении знаний и умений работать с этими знаниями и осваивать новые (хотя в информационном обществе такие умения - важная составляющая интеллектуального капитала).

Гражданское образование - это многосторонний процесс, в результате которого в процессе обучения и воспитания формируется социальная ответственность, правовая и политическая культура. Поэтому необходимы дальнейшие исследования, которые помогут найти эффективные инструменты, чтобы воспитать ответственных граждан, любящих свою Родину.

Литература

1. Дьюи Д. Мое педагогическое кредо / пер. с англ. // Свободное воспитание. 1913-1914. № 1. С. 25. 2 Там же. С. 24. 3 Дьюи Д. Общество и его проблемы / пер. с англ. М., 2002. С. 134.

2. Модели Европейской классификацией навыков, компетенций и профессий (ESCO), Партнерства за навыки XXI века, enGauge, Brookings и Pearson. Организация экономического сотрудничества и развития. 2013. http://www. oecd.org/site/piaac/surveyofadultskills.htm

3. Niemi R and Junn J (2005). Civic Education: What Makes Students Learn. New Haven, CT: Yale University Press.

4. Там же

5. "National Council for the Social Studies." 2018. Retrieved from https://www.socialstudies.org (accessed 1 April 2020)

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о

m О

от

З

ы о со

6. ICCS-2016: результаты намного лучше // Учительская газета. - http://ug.ru/archive/71647

7. Manning N and Edwards K (2014b) Why has civic education failed to increase young people's political participation? Sociological Research Online 19(1), 1-12.

8. Weinschenk AC, Dawes CT (2022). Civic Education in High School and Voter Turnout in Adulthood. British Journal of Political Science 52, 934948. https://doi.org/10.1017/S0007123420000435

9. Там же

10. Там же

11. Mcintosh H, Hart D and Youniss J (2007) The influence of family political discussion on youth civic development: which parent qualities matter? PS: Political Science & Politics 40(03), 495-499.

12. Weinschenk AC, Dawes CT (2022). Civic Education in High School and Voter Turnout in Adulthood. British Journal of Political Science 52, 934948. https://doi.org/10.1017/S0007123420000435

13. Robert Thornberg and Helene Elvstrand, Children's experiences of democracy, participation, and trust in school, 2012, International Journal of Educational Research, (53), 44-54. http://dx.doi. org/10.1016/j.ijer.2011.12.010

14. Quintelier, E. 2010. "The effect of schools on political participation: A multilevel logistic analysis." Research Papers in Education 25 (2): 137-154

15. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: https://docs.cntd.ru/document/607175848 (дата обращения 06.01.2023)

16. Рябов В. В., Сорокин А.А., Шаповал В.В. и др. Социально-гуманитарное образование в современном образовательном пространстве: реалии и тенденции: Монография / В.В. Рябов, А.А. Сорокин, В.В. Шаповал, А.В. Половни-кова, Н.Ю. Басик, И.А. Нидерман / Науч. ред. И.М. Реморенко, В.В. Рябов. М.: Книгодел, 2018. 184

EVOLUTION OF APPROACHES TO THE APPLICATION OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE FORMATION OF CIVIC LITERACY

Bochikhina A.A.

Moscow City University

This article provides a historical overview of national and international research in the field of civic education and civic literacy. Separately, the conclusions of the conducted studies on the impact of civic education on the formation of future citizens, on the formation of certain patterns of behavior in them are studied. It also examines

the conclusions about the role of classroom and extracurricular activities on the formation of civic literacy. The results of these studies are valuable for pedagogical practice, because only by realizing how teenagers imagine the meaning of the concept of "civil identity", what conditions and tools affect the formation of civic literacy, we can talk about the education of active and informed citizens, which is the goal of any state. Having formed all the necessary value orientations in terms of civic identity, students in the future will be able to contribute to the development of a democratic society and the prosperity of their country.

Keywords. Civic literacy, civic education, civic engagement, civic identity, political participation.

References

1. Dewey D. My pedagogical credo / per. from English. // Free education. 1913-1914. No. 1. P. 25. 2 Ibid. P. 24. 3 Dewey D. Society and its problems / per. from English. M., 2002. S. 134.

2. Models by the European Classification of Skills, Competences and Occupations (ESCO), Partnership for 21st Century Skills, enGauge, Brookings and Pearson. Organization for Economic Cooperation and Development. 2013.

3. http://www.oecd.org/site/piaac/surveyofadultskills.htm

4. Niemi R and Junn J (2005). Civic Education: What Makes Students Learn. New Haven, CT: Yale University Press.

5. Ibid

6. "National Council for the Social Studies." 2018. Retrieved from https://www.socialstudies.org (accessed 1 April 2020)

7. ICCS-2016: the results are much better // Teacher's newspaper. - http://ug.ru/archive/71647

8. Manning N and Edwards K (2014b) Why has civic education failed to increase young people's political participation? Sociological Research Online 19(1), 1-12.

9. Weinschenk AC, Dawes CT (2022). Civic Education in High School and Voter Turnout in Adulthood. British Journal of Political Science 52, 934-948. https://doi.org/10.1017/ S0007123420000435

10. Ibid

11. McIntosh H, Hart D and Youniss J (2007) The influence of family political discussion on youth civic development: which parent qualities matter? PS: Political Science & Politics 40(03), 495499.

12. Weinschenk AC, Dawes CT (2022). Civic Education in High School and Voter Turnout in Adulthood. British Journal of Political Science 52, 934-948. https://doi.org/10.1017/ S0007123420000435

13. Robert Thornberg and Helene Elvstrand, Children's experiences of democracy, participation, and trust in school, 2012, International Journal of Educational Research, (53), 44-54. http://dx. doi.org/10.1016/j.ijer.2011.12.010

14. Quintelier, E. 2010. "The effect of schools on political participation: A multilevel logistic analysis." Research Papers in Education 25(2): 137-154

15. Federal state educational standard for basic general education. URL: https://docs.cntd.ru/document/607175848 (Accessed 01/06/2023)

16. Ryabov V. V., Sorokin A.A., Shapoval V.V. et al. Social and humanitarian education in the modern educational space: realities and trends: Monograph / V.V. Ryabov, A.A. Sorokin, V V. Shapoval, A.V. Polovnikova, N. Yu. Basik, and I.A. Nider-man, Nauch. ed. I.M. Remorenko, V.V. Ryabov. M.: Knigodel, 2018. 184

о с

u

CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.