Научная статья на тему 'Зарубежный опыт формирования гражданственности в процессе политической социализации'

Зарубежный опыт формирования гражданственности в процессе политической социализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
825
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / POLITICAL SOCIALIZATION / POLITICAL CULTURE / CIVIC EDUCATION / METHODS OF CIVIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асеева Татьяна Анатольевна

Определяется суть гражданского образования, которое формирует интегративные качества личности, позволяющие ей полноценно реализовать себя юридически, нравственно и политически. Обозначена решающая роль государства в осуществлении гражданского образования как в стабильный период, так и во время трансформации. Подчеркивается, что возможности школы в решении вопросов гражданского образования превосходят возможности других агентов политической социализации. Обозначены группы методов гражданского образования, которые включают учебную и внеучебную деятельность ученика, а также его участие в деятельности молодежных организаций. Рассматривается опыт демократических стран, которым в период модернизации удавалось внести коррективы в политическую культуру граждан. Отмечен опыт Германии, которая после Второй мировой войны решала задачу строительства нового социально-государственного организма посредством критического осмысления преступлений национал-социалистического режима. Изучен богатейший опыт гражданского образования в США, которое активно использует все формы для формирования гражданской идентичности и интеграции граждан на основе общих идей в США. Обозначается невозможность реализации целей гражданского образования при авторитарном и тоталитарном режимах. Предполагается формирование активной гражданской позиции как основной ценности гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign Practices in Forming Public Spirit in the Process of Political Socialisation

The paper is aimed at defining the essence of civic education that shapes integrative qualities of a person. These qualities promote full personal self-actualization in juridical, ethical and political spheres. The state plays a decisive role in civic education both within a period of stability and the one of transformation. The paper points out that the opportunities of secondary schools exceed those ones of other agents of political socialization in solving problems of civic education. The author considers methods used by civic education, including students’ classroom and extra-curricular activities, as well as their participation in the work of youth organizations. The experiences of some democratic countries, which managed to change their citizens’ political culture within a period of modernization, are discussed. The author focuses on the German experience after the Second World War when the country was involved in building a new social and public system through a critical re-evaluation of the crimes of the National Socialist regime. The author has also studies the history of civic education the USA where various methods are used to develop civic identity and promote public integration on the basis of common values. It has been suggested that the purposes of civic education cannot be accomplished in authoritarian and totalitarian regimes, since the purpose of civic education is to create social activism as the main value of a civil society.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт формирования гражданственности в процессе политической социализации»

УДК 32:316 ББК 66.0+60.561.3

Зарубежный опыт формирования гражданственности в процессе политической социализации

ТА. Асеева1

1 Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

Foreign Practices in Forming Public Spirit in the Process of Political Socialisation

T.A. Aseyeval

1 Altai State University (Barnaul, Russia)

Определяется суть гражданского образования, которое формирует интегративные качества личности, позволяющие ей полноценно реализовать себя юридически, нравственно и политически. Обозначена решающая роль государства в осуществлении гражданского образования как в стабильный период, так и во время трансформации. Подчеркивается, что возможности школы в решении вопросов гражданского образования превосходят возможности других агентов политической социализации. Обозначены группы методов гражданского образования, которые включают учебную и внеучебную деятельность ученика, а также его участие в деятельности молодежных организаций. Рассматривается опыт демократических стран, которым в период модернизации удавалось внести коррективы в политическую культуру граждан. Отмечен опыт Германии, которая после Второй мировой войны решала задачу строительства нового социально-государственного организма посредством критического осмысления преступлений национал-социалистического режима. Изучен богатейший опыт гражданского образования в США, которое активно использует все формы для формирования гражданской идентичности и интеграции граждан на основе общих идей в США. Обозначается невозможность реализации целей гражданского образования при авторитарном и тоталитарном режимах. Предполагается формирование активной гражданской позиции как основной ценности гражданского общества.

Ключевые слова: политическая социализация, политическая культура, гражданская идентичность, гражданственность, гражданское образование

БОТ 10.14258/1гуа8и(2014)4.1-42

The paper is aimed at defining the essence of civic education that shapes integrative qualities of a person. These qualities promote full personal self-actualization in juridical, ethical and political spheres. The state plays a decisive role in civic education both within a period of stability and the one of transformation. The paper points out that the opportunities of secondary schools exceed those ones of other agents of political socialization in solving problems of civic education. The author considers methods used by civic education , including students’ classroom and extra-curricular activities, as well as their participation in the work of youth organizations. The experiences of some democratic countries, which managed to change their citizens’ political culture within a period of modernization, are discussed. The author focuses on the German experience after the Second World War when the country was involved in building a new social and public system through a critical re-evaluation of the crimes of the National Socialist regime. The author has also studies the history of civic education the USA where various methods are used to develop civic identity and promote public integration on the basis of common values. It has been suggested that the purposes of civic education cannot be accomplished in authoritarian and totalitarian regimes, since the purpose of civic education is to create social activism as the main value of a civil society.

Key words: political socialization, political culture, civic education, methods of civic education.

Попытки формирования системы гражданского лись еще с античных времен. Но все они имели в ка-

воспитания как комплекса мер по привитию особо честве мотивации стабилизацию сложившейся систе-

значимых гражданских качеств личности осуществля- мы ценностей. Вместе с тем в развитии политических

систем существуют моменты, когда необходимо внесение принципиальных изменений в политическую культуру общества и понимание гражданственности. В настоящее время в России просматривается проблема политической идентификации граждан и консолидации на основе общезначимых политических ценностей. Одним из факторов формирования значимых гражданских качеств и коррективы политической культуры выступает система целенаправленного гражданского образования. В данной статье рассмотрен опыт гражданского образования зарубежных стран, которые уже прошли стадию модернизации.

Можно констатировать, что существующие российские исследования в большинстве своем не отражают специфику гражданского образования в контексте модернизационных изменений политической культуры. Чаще всего они представлены педагогическими разработками. В связи с этим актуально рассмотрение специфики воспитания гражданственности в процессе трансформации политической культуры, одним из механизмов которого выступает система школьного образования.

Если стремиться к большей точности в определении сущности процессов воспитания и образования, то следует обратиться к словарю С.И. Ожегова и Н.Ю Шведовой, в котором утверждается, что воспитание - это привитие навыков поведения семьей, школой, средой и проявление их в общественной жизни [1, с. 98], а также механизм социализации, в том числе и политической, используемый для формирования личности с определенными качествами. Обучение же подразумевает процесс передачи объекту необходимых знаний и формирование навыков. Следовательно, воспитание и обучение есть неотъемлемые части процесса политической социализации.

Гражданское образование представляет собой более узкое понятие, нежели политическая социализация. Более того, гражданское образование является важным институтом политической социализации. Отличительной чертой образовательного процесса выступает его целенаправленность и ускоренное развитие тех или иных способностей человека благодаря педагогически организованной передаче накопленной людьми культуры. Образование имеет своей целью внесение желательных изменений в опыт, понимание (образ мысли) и поведение (образ жизни) учеников. В образовании объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие готовность личности к выполнению социальной роли. Аналогичные задачи встают и перед гражданским образованием. В практике реализации гражданского образования существуют различные формулировки его названия, это может быть политическое образование, гражданское воспитание, демократическое образование, но на современном этапе они представляют собой схожие структуры, преследующие идентичные цели.

Опираясь на мнение А.Ю Сунгурова, можно сказать, что гражданское образование - это способ формирования гражданина, «в результате которого житель страны оказывается ближе к понятию гражданина, оказывается способным разбираться в процессах происходящих, реагировать на них и оказывать влияние... Оно включает в себя как правовое образование, так и образование в области политологии, обучение реальным навыкам и, наконец, активную позицию» [2].

Гражданское образование формирует интегративные качества личности, позволяющие ей полноценно реализовать себя юридически, нравственно и политически. В данном контексте оно представляет собой совокупность способов и приемов, направленных на формирование таких качеств личности, которые в максимальной степени соответствуют сложившейся в обществе политической культуре и ожиданиям политической системы, выраженным в нормативной форме. Посредством гражданского образования в школьных учреждениях процесс усвоения политической культуры структурируется и достигает наибольшей эффективности.

Гражданское образование может служить интересам государства и политической системы. Анализируя учение Аристотеля, российский исследователь И.И. Кондрашин отмечает идею важности влияния государства на процесс образования собственных граждан: «человек по природе своей есть существо политическое, в силу чего даже люди, которые нисколько не нуждаются во взаимопомощи, безотчетно стремятся к совместному жительству. Отсюда государство

- высшая форма человеческого общежития - имеет педагогическое предназначение: задача его, наряду с внешней охраной, воспитать граждан в духе добродетели, дать им необходимые для жизни знания» [3]. Государство решает данную задачу в том числе и через контроль системы школьного образования.

Основной задачей гражданского образования является укоренение в массовом сознании господствующих в данной среде политических ценностей, норм и образцов политического поведения, а также формирование опыта гражданского действия, который позволит человеку реализовывать свои политические возможности на практике.

Абстрагируясь от оценки транслируемых каким-либо государством политических ценностей, можно предположить, что в условиях стабильного конструктивного функционирования политической системы перед государством стоит важная задача воспроизводства элементов собственной системы, что обусловливает необходимость осуществления контроля над процессом формирования политической культуры граждан. Находясь же в состоянии модернизации институциональной и ценностной структуры, государство должно обратить еще более пристальное внимание на систему образования как решающий фактор самосохранения.

Возможности школы в решении вопросов гражданского образования превосходят возможности других агентов политической социализации. Для доказательства особой роли школы в воспитательном процессе очень часто используют цитату американского поэта У Уитмена. Действительно, эти строки как нельзя точно отражают значение школы в воспитании граждан: «А ты, Америка, думаешь ли ты о своем сегодняшнем дне? Думаешь ли о будущем - темном или светлом, добром иль злом? Оно в глазах детей, в учителях и в школе» (цит. по: [4]). Посредством образования личность приобретает научные понятия, отличающиеся от житейских, формирующихся спонтанно. Оно способствует соединению непосредственного бытия человека с культурой. Недаром французский писатель Жозеф Эрнест Ренан еще в середине XIX в. говорил: «Вопрос об образовании есть для современных обществ вопрос жизни или смерти, вопрос, от которого зависит их будущее» (цит. по: [5]).

Наиболее интенсивно процесс образования как активного усвоения человеком информации, знакомства с миром политики, политическими ценностями, формирования политических взглядов, симпатий и идеалов осуществляется в школьный период обучения.

Сознание ребенка еще не способно анализировать информацию и усваивает ее некритически. Молодежь не полностью включена в существующие общественные отношения, у нее нет собственных экономических интересов, не сформированы устойчивые ценностные ориентации. В связи с этим в процессе формирования политической культуры школьников используются прямые и косвенные методы.

К прямым методам гражданского образования в школе относится изучение курсов «Граждановедение» или «Обществознание», которые ориентированы на знакомство школьников с принципами политического устройства страны, объяснение прав и обязанностей граждан и т.д. В процессе освоения данных предметов человек знакомится с ценностями, функционирующими в обществе, получает информацию о способах взаимодействия общества и власти, нормах и требованиях законодателя в отношении граждан.

Гражданское образование осуществляется и в рамках изучения других курсов. Так, представления об обществе, в котором они живут, учащиеся получают посредством изучения родного языка и литературы. Язык выступает символической формой выражения восприятия этносом окружающей действительности. Литература же формирует у человека морально-нравственную картину, которая также проецируется на политическую сферу и задает мотивацию в деятельности человека.

Изучение отечественной истории помогает понять существующую форму социальной организации, формирует национальное самосознание. В процессе из-

учения зарубежной истории у школьника появляется возможность осмыслить особенность своей родины, сформировать чувство идентичности и любви к ней. В итоге, это создает систему внутренней мотивации в отношении выполнения законов и норм государства.

Наряду с урочной деятельностью большую роль в формировании гражданственности играет участие подростков в школьном самоуправлении, общественных организациях и мероприятиях факультативного характера. Это помогает вырабатывать у них ответственность, активность, энтузиазм, веру в существующие ценности.

Иными словами, гражданское образование в школе включает в себя учебную и внеучебную деятельность ученика, а также его участие в деятельности молодежных организаций.

Для того, чтобы гражданское образование в школе было эффективным, необходимо принимать во внимание особенности детского возраста, подбирая соответствующие методы. Каждому этапу взросления школьника должна соответствовать своя комбинация методов, что делает процесс гражданского образования ситуативным.

Отражается эта ситуативность и в содержании гражданского образования, когда в каждом государстве оно наполняется своим идейным содержанием. Но все же в странах с родственными идеологиями взгляды на осуществление гражданского образования весьма схожи. Надо отметить, что уже с XX в. вопросы гражданского и политического образования соотносят исключительно с либерально-демократическими ценностями. В связи с этим полезен опыт западных стран в осуществлении данного процесса. Он не рассматривается как идеал или эталон для сравнения, но вместе с тем представляется актуальным, так как демонстрирует, как с помощью гражданского образования в модернизационные моменты вносились изменения в политическую культуру.

Исследователи отмечают, что разные нации могут различным путем достигать одних и тех же результатов, в связи с чем становится нецелесообразным оценочное сравнение опыта разных стран. Вместе с тем очевидным представляется тот факт, что гражданское образование - это сочетание неких педагогических форм, содержание (политические ценности, нормы, знания) которых должно соответствовать запросам государства и общества. Интерес представляет лишь форма трансляции политической информации посредством гражданского образования. Анализируя основные принципы организации процесса гражданского образования в США, Германии и Франции как стран, результативно использовавших гражданское образование, можно выделить следующее: базовыми ценностями гражданского образования являются воспитание и обучение ответственности, как личной, так и коллективной, за свои действия; формируется ува-

жение к закону и власти; понимание социально-экономической и политической системы государства; уважение и толерантность по отношению к другим личностям. Кроме того, идет целенаправленная работа по овладению ребенком коммуникативными навыками, развитию духа сплоченности и кооперации. У школьника вырабатывается умение легко адаптироваться к изменениям в жизни [6, с. 8] на фоне приверженности общегосударственным политическим ценностям. Отчетливо просматривается, что гражданское образование прежде всего ориентировано на формирование гражданской идентичности и сплоченности вокруг базовых политических ценностей.

Например, как отмечает М. Уолцер, во Франции

- демократически организованном государстве - общество нуждается в настоящих гражданах, лояльных, ответственных, компетентных и знакомых с жизненным стилем господствующей нации. Соответственно, функцией государственных школ должно быть воспитание такого рода граждан. Все граждане Франции, независимо от национальности, должны воспитываться в духе лояльности французскому государству, интересоваться политикой, разбираться в обычаях и формах выражения французской политической культуры, знать французскую политическую историю и иметь представление об институциональных структурах Франции [7, с. 87].

Очень интересен опыт гражданского образования в Германии. «Необходимость создания системы политического образования была осознана немцами после Второй мировой войны, когда было необходимо решить задачи строительства нового социально-политического организма. В его основе лежало постижение преступлений национал-социалистического режима. История политического образования отражает проблемы общественной жизни и неоднозначность оценки «темного» периода прошлого Германии» [8]. В состав основных задач гражданского воспитания входила выработка у школьников навыков исторического исследования, что приводило к решению глубинных духовных проблем.

Опыт же США выступает более показательным и наглядным в отношении структуры и принципов организации гражданского образования. Более того, важнейшая цель американского гражданского образования - способность адаптироваться к изменениям в жизни. В период трансформации политической культуры это очень важное качество личности, обеспечивающее ее оперативный переход в нужное состояние.

Действия по интеграции граждан на основе общих идей в США начинают широко разворачиваться в школе, в рамках программы гражданского образования учащихся. Она включает в себя «изучение курсов граждановедения, подготовку к национальным праздникам, пение патриотических песен, посещение историкомемориальных мест, ежедневную клятву преданности

американскому флагу, который висит в каждом классе, и т.д. Учебники, видеофильмы, торжественные церемонии настойчиво внушают школьникам, что «США - самая лучшая страна в мире», «Вы - граждане самой свободной и демократической страны на планете» и т.п. В классах развешаны яркие плакаты «Мы гордимся тем, что мы американцы» [9, с. 87-88]. Чествованию флага США как символу национальной идентичности в школе отведен отдельный день. Он отмечается торжественными речами и пением патриотических песен. Флаг играет большую социализирующую роль, так как многие школы начинают учебный день с клятвы приверженности флагу и пения национального гимна. Флаг выступает обязательным атрибутом не только официальных встреч, но и многих неофициальных мероприятий, например бейсбольных, баскетбольных матчей. Так, З.А. Малькова [9, с. 91] считает доказательством того, что государство в США осуществляет контроль над процессом гражданского образования, принятый в 1994 г. закон «О национальных целях образования». В нем говорится о том, что школы обязаны «готовить ответственных граждан».

В процессе воспитания политической культуры молодого поколения в США широко используются ролевые игры и дискуссии. Так, например, в Портленде в одной из школ проводилась игра «Стачка». При моделировании ситуации стачки школьники примеряли социальные роли владельцев предприятий, предпринимателей, пикетчиков, представителей власти и профсоюзов. В настоящее время такие игры очень популярны в школах Запада. Одна из самых востребованных игр - «Выборы». В ходе нее разыгрывается сценарий политической кампании с выдвижением кандидатов, их соперничеством, проведением голосования. Но для воспитания политической культуры молодежи только школьного воздействия недостаточно. Поэтому в США реализуется программа «Клоус Ап». Она включает в себя телепередачи, семинары, экскурсии, которые доступным для подростков языком знакомят их с деятельностью государственных структур (конгресса, верховного суда, Белого дома и т.д.). Также в рамках данной программы выпускается ежегодник внутренних и внешних событий, рассчитанный на подростков.

В школах США уделяется много внимания и деятельности ученического самоуправления, которое используется как школа будущих граждан. Акцент делается на реальное включение школьников в выполнение гражданских обязанностей. В рамках гражданского образования для старшеклассников организуются стажировки в местных органах власти. Во время данных стажировок они работают помощниками депутатов: те из них, кто проявил лидерские качества, проводят лето в «лагерях будущих лидеров», где постигают проблемы управления и руководства. В 1980-е гг. до одной трети старшеклассников США

были заняты в ученическом самоуправлении. В США и Англии советы учеников представляют собой систему префектов, т.е. «капитанов», которые избираются всеобщим тайным голосованием. Префекты призваны поддерживать дисциплину и имеют право в случае необходимости налагать на учеников взыскания. Некоторые структуры школьного самоуправления напоминают американские политические институты в миниатюре. Так, в школах США присутствует практика, когда школьники избирают своих президента, вице-президента, председателей комитетов по некоторым вопросам функционирования школы.

В течение 1960-1970-х гг. объем преподавания общественно-политических дисциплин в школах Запада увеличился на одну треть. В колледжах это десятки элективных курсов. Например, предмет «Социальное обучение» включает в себя набор специальных дисциплин: «Всемирная история», «Всемирная география», «История США», «История и география нашего штата», «Государственное управление», «Государственная система США». Эти дисциплины предполагают усвоение школьниками систематизированной информации по истории, географии и государственному устройству.

«Американский школьник может не найти на карте Урал и не ответить на вопрос, когда жил Лютер -до или после тридцатилетней войны. Но он действительно разбирается в том, как устроено государство, каковы функции конгресса и президента, для чего

нужны налоги, что дает гражданам и страховым агентам страхование. Школьник видит, как вопросы политики переплетаются с вопросами экономики. Он знает, по крайней мере, общие принципы законодательства и помнит начало Декларации независимости» [10, с. 91].

США наработали огромный опыт в организации гражданского образования. Из данного опыта отлично видно, что гражданское образование ориентировано на то, чтобы научить граждан выполнять определенные роли, привить любовь к родине, познакомить с законами страны.

Гражданское образование принципиально отличается от процесса политического воспитания. Если последнее осуществляется при любом политическом режиме, то реализация целей гражданского образования оказывается ограниченной, а чаще всего вообще невозможной при авторитаризме и тоталитаризме. Основная цель гражданского образования заключается в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Но представления о содержательной стороне гражданственности может наполняться и иным содержанием и варьироваться по ходу развития государства и общества.

Библиографический список

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1997.

2. Сунгуров А.Ю. Политическая наука и гражданское образование в России [Электронный ресурс]. - URL: http://rapn.ru/?grap=336&doc=1232.

3. Кондрашин И.И. Кодекс светского поведения [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ikondrashin.ru/rus/ poved/ogl01.html.

4. Самсонова Т. Проблема политической социализации в современной России [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.kennan.yar.ru/materials/profi3/pait1/sect28.htm.

5. Фадеев А.В. Современное политическое образование: задачи создания политической элиты генера-

ции [Электронный ресурс]. - URL: http://poHtpractice. gospolitika.ru/nomera.

6. Лазебникова А.Ю. Современное школьное обще-ствознание. - М., 2000.

7. Уолцер М. О терпимости. - М., 2000.

8. Смирнов Д.А. Опыт демократического воспитания в странах Европы (на примере политического образования ФРГ) [Электронный ресурс]. - URL: http://rusgermhist. narod.ru/RusRaboti/RusSmirnov/Smirnovreportrus-2-02.htm.

9. Малькова З.А. Актуальные проблемы воспитания в США // Педагогика. - 2000. - №7.

10. Воробьев Г.Г. Легко ли учиться в американской школе? - М., 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.