Пожилые люди в сетевом пространстве
И.С. Петухова, И.В. Щекина
Аннотация— Обучение компьютерной грамотности пожилых, как и само участие этой возрастной группы в интернет-сообществах, является «модной» досуговой практикой, хоть и доступной не всем. В своем исследовании мы фокусируемся на изучении нескольких направлений сетевого взаимодействия старших возрастных групп: коммуникации пожилых в группах в социальной сети «ВКонтакте», обучение компьютерной грамотности на различных курсах, сетевые коммуникации как ресурс развития «серебряного» волонтерства. Таким образом, нас интересует то, каким образом происходят цифровые коммуникации старших возрастных групп в Карелии, а также то, каким образом сами пожилые люди воспроизводят и поддерживают онлайн сообщества. Несмотря на то, что периоды изоляции сопровождались вынужденной цифровизацией коммуникаций, онлайн коммуникации доступны далеко не всем пожилым и территориально распределены неравномерно. Социальные сети не выступают ресурсом развития «серебряного» добровольчества, а выступают площадкой информирования о мероприятиях с дублированием информации на стендах в печатном виде. После снятия ограничительных мер в онлайн практиках произошел «откат назад» и сопротивление цифровизации.
Ключевые слова— пожилые люди, сетевые коммуникации, цифровизация, «серебряное»
добровольчество.
I. Введение
Внедрение информационно-коммуникационных
технологий в повседневную жизнь и увеличение лиц старших возрастов в общей численности населения существенно меняют сложившиеся социальные структуры общества. Данные Таблицы 1 свидетельствуют о том, что 70,4% лиц в возрасте 60-74 года не используют сеть Интернет. Из данных таблицы видно также сокращение частоты использования интернета в старших возрастах (таб. 1) [4].
Данные Таблицы 2 показывают, что только половина людей старшего возраста использует интернет для получения государственных и муниципальных услуг. Также данные демонстрируют, что использование в
Статья получена 3 августа 2022.
Петухова Ирина Сергеевна, Социологический институт РАН (Филиал ФНИСЦ РАН), мл. научный сотрудник, Петрозаводский государственный университет, ст. преподаватель (e-mail: [email protected]).
Щекина Ирина Викторовна, ГБУ РК «Карельский ресурсный центр развития социальных технологий», (e-mail: [email protected]).
Работа выполнена по проекту РНФ «Отложенное старение или поздняя взрослость в России: как цифровое развитие меняет статус пожилых в эпоху COVID-19 и неопределенности». № 22-18- 00461. СИ РАН - филиал ФНИСЦ РАН. Статья подготовлена по итогам выступления на Международной объединённой конференции «Интернет и современное общество» (IMS-2022).
этих целях интернета распределено неравномерно в зависимости от пола и типа поселения (таб. 2) [4].
Таб. 1. Распределение населения в возрасте 15-74 лет,
использовавшего сети Интернет
60 - 74
Население, использовавшее сеть Интернет
в том числе: в течение последних 3-х месяцев 13,2
в том числе: каждый день или почти каждый день 10,4
не менее одного раза в неделю (но не каждый день) 37,7
не менее одного раза в месяц (но не каждую неделю) 49,3
менее одного раза в месяц 63,8
от 3 -х месяцев до года 46,7
более года назад 63,6
Население, не использовавшее сеть Интернет 70,4
Таб. 2. Доля населения, использовавшего сети Интернет для
получения государственных и муниципальных услуг
60-69
Всего 50,8
мужчины 53,3
женщины 49,3
город 54,7
мужчины 58,0
женщины 52,7
село 36,5
мужчины 38,0
женщины 35,4
На 2020-2021 гг. точных статистических данных о включенности пожилых в интернет и использовании электронных девайсов нет. Поэтому пока сложно говорить, произошло ли увеличение присутствия старших групп в цифровом пространстве, и если произошло, то в какой степени.
Для описания положения пожилого человека в цифровом пространстве используются категории «цифрового неравенства», «цифрового исключения», «цифрового разрыва» или «серебряного разрыва» ('grey divide') [1, 11]. Категория «второй сетевой разрыв» означает ситуацию пересечения недостатков навыков использования цифровых технологий и отсутствия доступа к ним. Освоение старшими группами сетевого пространства происходит крайне медленно и неравномерно, со смещением в сторону использования социальных сетей [7]. А растущие возможности ИКТ вызывают рост обеспокоенности о тех, кто не имеет к ним доступа или навыка их использования [10].
Зарубежные исследователи отмечают, что опыт
использования различных цифровых девайсов имеет решающее значение для пожилых, если они хотят повысить свою цифровую грамотность [11]. Важное значение имеет также социальная поддержка и помощь в освоении цифрового пространства, которая может исходить от членов семьи, а также от различных неформальных объединений, в том числе и от более продвинутых «серебряных» серферов.
Навыки использования ИКТ позволяют пожилым гражданам оставаться включенными в различные сферы действий. Однако, результаты исследований свидетельствуют о том, что использование ИКТ становится престижной потребительской практикой, показателем «высокого досуга» тех пожилых, которые освоили сетевые технологии [2, 3]. Очевидна взаимосвязь между уровнем использования пожилыми ИКТ-технологий и ростом качества их жизни [8]. Очевидно, что во время основных пандемийных ограничений наиболее исключенными оказались те, что не имел ИКТ-навыков.
В своем исследовании мы поставили несколько гипотез: во-первых, цифровые коммуникации и обучение ИКТ-навыкам территориально распределено неравномерно; во-вторых, после отмены пространственных ограничений в освоении пожилыми цифрового пространства произошел «откат назад»» в-третьих, сетевое пространство не выступает ресурсом развития «серебряного» добровольчества, а выступает только площадкой информирования о происходящих мероприятиях с дублированием информации на стендах в печатном виде или по телефону.
II. Методы исследования
В исследовании были использованы такие методы как качественный анализ контента, опубликованного в группах в социальной сети «ВКонтакте», полуструктурированные интервью с организаторами офлайн и онлайн коммуникации пожилых, а также с организаторами курсов компьютерной грамотности, анкетирование пожилых. Данные интервью были получены офлайн, записаны на аудионосители и расшифрованы дословно.
Для исследования был выбран город Петрозаводск, численность которого составляет почти 281 тыс. человек [9]. Численность пожилых граждан составляет 67 тыс. человек (23,4%). Данное соотношение является типичным для региональных центров России. В региональном центре сосредоточены основные государственные и негосударственные сервисы, в том числе организующие досуговую деятельность пожилых. В городе также предлагаются мероприятия, направленные на повышение компьютерной грамотности пожилых.
Качественный анализ контента представлял собой изучение постов, написанных пожилыми гражданами, комментариев и других «сетевых» действий лиц старшего возраста в онлайн сообществах. За основу были взяты три крупных группы в социальной сети «ВКонтакте», развивающие деятельность
некоммерческих организаций для пожилых и
позиционирующие себя как ресурс для развития «серебряного» добровольчества.
III. Результаты исследования
Результаты исследования мы разделили на ряд тематических блоков. Озаглавленных с учетом основных целей исследования: обучение компьютерной грамотности, сетевые коммуникации пожилых, социальные сети как ресурс развития «серебряного» добровольчества.
A. Обучение пожилых на курсах компьютерной
грамотности
Курсы компьютерной грамотности для пожилых стали популярным направлением образовательно-досуговой деятельности государственных социальных сервисов и некоммерческих организаций. Однако, в период пандемии и ее ограничений многие из таких программ были отложены и только сейчас начинают возобновляться. Данные курсы пользуются спросом у пожилых. Специалисты отмечают, что в допандемийные годы в городе Петрозаводске на таких курсах проходили обучение до 900 человек в год. В Республике Карелия обучение на таких курсах было рассчитано как для «нулевых» пользователей, так и на «продвинутых».
Одной из первых организаций, возобновивших обучение пожилых ИКТ-навыкам, стал Союз пенсионеров России «Серебряные колокола». При поддержке пенсионного фонда союз организовал обучение на курсах на постоянной основе. В настоящий момент курсы проводятся только для новичков и заключаются в обучении использования персонального компьютера. Несмотря на большой запрос на обучение навыкам пользования смартфонами и планшетами, организация не может в настоящий момент его удовлетворить в связи с недостаточным финансированием. Вероятно, обучение навыкам пользования мобильными устройствами могло бы иметь большую пользу развития сетевых взаимодействий, так как на смартфонах более дружественный интерфейс, а также они в финансовом плане более доступны.
Как правило, один курс рассчитан на 32 академических часа практических занятий; занятия для пожилых граждан проводятся на бесплатной основе. Информация о возможности пройти курсы распространяется через печатные и интернет-СМИ, а также группы в социальной сети «ВКонтакте». Как правило, обучение организовано в мини-группах, в составе каждой из которых не более 10 человек. В Карелии такие курсы проводятся только в региональном центре - в Петрозаводске. И несмотря на то, что приезжим из районов республики предоставляется общежитие, затраты на проезд и проживание не компенсируются, поэтому приезжих из районов значительно меньше, чем обучающихся из Петрозаводска. Данный факт подтверждает наше предположение о том, что обучение ИКТ-навыкам доступно не всем пожилым и территориально распределено не равномерно.
Курсы компьютерной грамотности как бы «вписаны» в досугово-обучающую деятельность некоммерческих
организаций. Результаты интервью с руководителями НКО подтверждают, что прохождение курсов является, скорее, досуговой практикой, чем поиском возможностей для продления занятости, образования. К схожим выводам приходят и другие отечественные исследователи [9].
Программа курсов компьютерной грамотности подразумевает не только обучение работы на персональном компьютере (включение/выключение, сохранение документов) и пользования социальными сетями (регистрация в социальных сетях, создание почтового ящика), но и регистрация на портале государственных услуг. Можно предположить, что именно поэтому пенсионный фонд выступает основным организатором и спонсором этих функций. Таким образом, пенсионный фонд развивает возможности использования интернета для получения государственных и муниципальных услуг.
Результаты интервью с руководителями НКО свидетельствуют о наличии «курсов после курсов» с пожилыми, которые не усвоили какую-то информацию на курсах компьютерной грамотности. Однако, такие возможности есть не у всех пожилых, прошедших курсы, а только у участников некоммерческих организаций, при том, каждая НКО организует работу над неусвоенным материалом по-своему, например, через приглашение продвинутых «серебряных» серферов или студентов. В факте обращения за консультацией после прохождения курсов можно усмотреть как повышение интереса пожилых к освоению цифрового пространства, так и то, что количество часов на курсах недостаточно для овладения пожилыми ИКТ-навыками. Со слов информантов, запросы пожилых на помощь в закреплении ИКТ-навыков связаны не с тем, чтобы, например, получить какую-либо услугу через портал Госуслуг или зарегистрироваться в какой-то онлайн библиотеке, а в том, чтобы сохранять правильно информацию, работать с презентациями, искать что-то в загрузках, то есть не связанным с непосредственно сетевым
взаимодействием: «Первое - как, например, скачать приложение, чтобы делать презентации, как там менять цвет, как еще что-то делать. У одного человека такой запрос. Другой, значит, как сохранять информацию, когда ты ее напечатал. Вот он может что-то напечатать, вышел, у него потерялось, и найти не может. Как найти эту информацию, он знает, что она где-то есть. Или печатал-печатал, а потом раз, информация исчезла. Вот, где эта стрелочка, которая назад надо вернуться. Где там в загрузках искать, когда ты скачал чего-то» (Интервью 1, НКО). Представленная цитата демонстрирует, что запрос от пожилых связан не с их какими-то индивидуальными потребностями развития сетевого общения, а с усвоением тех знаний, которые они получили на курсах компьютерной грамотности, даже если на практики нет необходимости регулярно их применять.
В. Сетевые коммуникации пожилых
Результаты качественного анализа контента групп в социальной сети «ВКонтакте» позволяют нам выделить
следующие типы новостных сообщений: анонсы планируемых к проведению мероприятий и расписание занятий клубов по интересам (преобладают), поздравления с календарными праздниками и индивидуальные поздравления членов сообществ, пострелизы состоявшихся событий и благодарности партнерам, новости партнеров и рецепты, рекомендации по ведению здорового образа жизни. Пожилые пользователи социальных сетей, преимущественно, используют бесплатные стикеры из базовых наборов, больше всего «лайков» набирают «праздничные» посты - поздравления с днем рождения и различного рода событиями организаций (юбилей центра, грамота, выигранный проект и пр.), больше всего «репостов» набирают посты с рецептами. В некоторых группах комментарии отключены или ограничены, то есть группы и посты в них используются только для информирования участников, а в некоторых группах комментарии доступны только для постоянных членов офлайн сообществ. Таким образом, любопытно, что некоторые руководители НКО - администраторы групп «ВКонтакте» могут ограничивать пожилых в комментариях к постам, использовании стикеров и фото: «Это загружает сеть, загружает все остальное, и поэтому мы просим, чтобы этого не делали. Между собой - ради Бога, общайтесь, пишите, шлите птичек, ласточек, кого угодно. Иначе, даже будет просто перегружено [...] И если начнут слать смайлики, картинки и разные песенки, и все остальное, то человек не сможет найти то, что ему надо (Интервью 2, НКО). В этой цитате можно усмотреть то, как руководитель НКО «охраняет» информационную функцию группы «ВКонтакте» и подтверждение нашей гипотезы о том, что группы организаций направлены не на развитие цифрового взаимодействия, а на информирование о событиях.
Результаты различных исследований демонстрируют, что во время пандемии произошла «вынужденная цифровизация» практически всех сфер нашей жизни [6]. Общение, досуг, работа, забота о здоровье переместились в онлайн среду. В этой ситуации пожилые, не обладающие ИКТ-навыками, оказались еще более исключенными. Для того, чтобы общение участников общественных организаций не прерывалось, многие негосударственные сервисы старались устраивать онлайн мероприятия: чаепития, мастер-классы, вебинары, обучающие курсы. В некоторых общественных организациях тем пожилым, которые не могли сами подключаться, помогали волонтеры: приходили домой, устанавливали программу ZOOM, открывали записи, настраивали подключение. Информанты отметили, что данные практики помогали многим пожилым справиться с одиночеством. Однако, более популярными среди пожилых оказались звонки по телефону: пожилые - участники общественных организаций старались поддерживать связь друг с другом, с руководителем НКО, организаторами мероприятий.
Результаты анкетирования пожилых и интервью с руководителями общественных организаций
показывают, что после завершения основных карантинных мероприятий и расширения возможностей общения офлайн, произошел некоторый «откат назад». Это можно связать также с «сопротивлением цифровизации», прекращением всех онлайн практик, встреч по зуму, даже сократилось количество постов и комментариев к ним в группах: «Но как только послабление началось, зум не нужен, все хотят общаться. Это не очень нравится старшему поколению в зуме общаться, они боятся техники, боятся интернета» (Интервью 1, НКО). Руководители НКО связывают это «сопротивление цифровизации» со страхом пожилых перед электронными девайсами и цифровыми коммуникациями в целом: «Они боятся, боятся, что что-то не получится, куда-то не туда нажмут» (Интервью 1, НКО). В то же время со стороны организаторов курсов компьютерной грамотности, обучения, руководителей НКО происходит стимулирование не то, чтобы пользоваться цифровыми источниками информации, например, смотреть расписание в группе «ВКонтакте», а не звонить по телефону, писать комментарии под постами и пр.
С. Социальные сети как ресурс развития
«серебряного» добровольчества
Среди некоммерческих объединений, являющихся организаторами деятельности «серебряных» волонтеров в г. Петрозаводск, стоит отметить клуб «ДАктиС: Добровольцы - Активные Старшие», созданный на базе некоммерческого фонда «Новое образование», общероссийскую общественную организацию Союз пенсионеров России «Северные колокола» и благотворительный фонд «Милосердие без границ» как наиболее активных координаторов добровольческой деятельности. Деятельность представленных
организаций представляет собой клубы по интересам, созданные по типу «старшие - старшим», одним из направлений которых является «серебряное» добровольчество.
Так, в сетевом сообществе указанные организации представлены в основном группами в социальной сети «ВКонтакте». У Некоммерческого фонда «Новое образование» и благотворительного фонда «Милосердие без границ» есть сайты, они практически не используются в настоящее время. Это связано с тем, что активисты организаций не видят необходимости в дублировании информации, а также с необходимостью оплачивать обеспечение функционирования сайта, тогда как ведение группы в социальной сети бесплатно при практически полном сохранении информационных функций. Анализ содержания постов и комментариев в группах в социальной сети «ВКонтакте» свидетельствует о том, что эти группы используются только как площадка для информирования, но не выступают ресурсом для развития «серебряного» добровольчества. Кроме того, мы заметили, что происходит дублирование информации в более привычный для пожилых формат - офлайн (расписание на стендах организации) или по телефону.
В целях организации информационной поддержки «серебряного» волонтерства в регионе была создана
группа в социальной сети «ВКонтакте» «Серебряное добровольчество Республики Карелия». Публикуемые в группе сообщения также носят, скорее, информационный характер. Комментарии и отметки «лайками» единичны и исходят, в основном, от сотрудников учреждений социального обслуживания и координаторов добровольцев.
В период с 29 ноября по 5 декабря 2021 года была проведена информационная кампания «Серебряный возраст - время возможностей!», приуроченная к Международному дню добровольцев. Целью информационной кампании стало формирование позитивного отношения в сообществе людей старшего возраста, в учреждениях социального обслуживания населения Республики Карелия, социально-ориентированных некоммерческих организаций к «серебряному» добровольчеству. В рамках кампании в группе в социальной сети «ВКонтакте» были размещены фотоизображения «серебряных» волонтеров и их цитаты о добровольчестве. Всего было размещено 24 записи о волонтерах некоммерческих объединений. Публикации содержали отметки групп объединений и вызвали отклик как руководителей сообществ, так и самих «серебряных» волонтеров, однако, с завершением акции завершилась и их активность в группе.
IV. Дискуссия и заключение
Некоторые преимущества внедрения ИКТ, отмеченные самими пожилыми людьми, включают способность «идти в ногу со временем» и адаптироваться к современному обществу, продолжать думать и учиться, собирать информацию, поддерживать контакты с другими людьми и пр. Пожилые в больше степени используют ИКТ тогда, когда есть причина их использования. С точки зрения исследователей, результатом для расширения присутствия пожилого человека в цифровом пространстве является перенос части деятельности пожилых в группы «ВКонтакте», обсуждение событий посредством использования интернет-технологий, развитие волонтерства с публикацией расписания мероприятий и части контента в социальных сетях [9].
Гипотезы, которые мы поставили перед собой подтвердились. Одним из ключевых последствий пандемии является ускоренная цифровизация, однако, после завершения основных карантинных мероприятий в освоении пожилыми цифрового пространства произошел «откат назад». Группы в социальной сети «ВКонтакте», созданные как ресурс для развития «серебряного» добровольчества, на практике таковыми не являются, они выполняют только информационную функцию. Даже информация организационного характера о проводимых мероприятия, размещенная в группах в социальной сети «ВКонтакте», дублируется в печатном виде на информационных стендах.
Среди барьеров, препятствующих развитию цифровых коммуникаций пожилых, можно выделить отсутствие компьютеров и других гаджетов, доступа в интернет, технические сложности при установке приложений и программ, а также отсутствие навыков
работы с ними у старших групп, что демонстрирует пересечение различных форм социального исключения пожилых из сферы ИКТ. Именно это является причиной того, что реальные коммуникации пожилых все еще в большей степени сориентированы в офлайн пространстве.
Благодарности
Работа выполнена по проекту РНФ «Отложенное старение или поздняя взрослость в России: как цифровое развитие меняет статус пожилых в эпоху COVID-19 и неопределенности». № 22-18- 00461. СИ РАН - филиал ФНИСЦ РАН.
Библиография
[1] Видясова Л.А., Григорьева И.А. Исследование возможностей социальной инклюзии пожилых через взаимодействие в онлайн среде (на примере сообществ в социальной сети «ВКонтакте» // Журнал социологии и социальной антропологии. 2018. Т. 21. №
2. С. 106-132. DOI: 10.31119/jssa.2018.21.2.4.
[2] Григорьева И.А., Петухова И.С. Интернет-практики пожилых: 10 лет развития и изучения // Государство и граждане в электронной среде. Выпуск 3 (Труды XXII Международной объединенной научной конференции «Интернет и современное общество», IMS-2019, СанктПетербург, 19-22 июня 2019 г. Сборник научных трудов). СПб: Университет ИТМО, 2019. С. 78-90. DOI: 10.17586/2541-979X-2019-3-78-90.
[3] Дмитриева А.В. Компьютерная грамотность как инструмент социального включения пожилых людей в современное общество // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. 18. №
3. С. 184-197.
[4] Информационное общество в Российской Федерации: статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2020 [Online]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/lqv3T0Rk/info-ob2020.pdf.
[5] Основные показатели социально-экономического положения муниципального образования / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия [Online]. URL: https://krl.gks.ru/main_indicators
[6] Парфенова О.А., Петухова И.С. Влияние пандемии COVID-19 на жизнь старшего поколения в городском и сельском контекстах // Социологические исследования. 2022. № 5. С. 71 -80. DOI: 10.31857/S013216250018704-7.
[7] Allen M. Consumption of culture by older Canadians on the Internet. Insights on Canadian Society // Statistics Canada. 2013 [Online]. URL: https://www150.statcan.gc.ca/n1/pub/75-006-x/2013001/article/11768-eng.pdf.
[8] Bond G., Burr R., Wolf F., Feldt K. The effects of a web-based intervention on psychosocial wellbeing among adults aged 60 and older with diabetes: a randomized trial // Diabetes Educ / Цит. По: Schreurs, K., QuanHaase, A., Martin, K. Problematizing the digital literacy paradox in the context of older adults' ICT use // Canadian Journal of Communication. 2017. № 42(2). P. 259-377. DOI: 10.1177/0145721710366758
[9] Hur M. Empowering the elderly population through ICT-based activities: An empirical study of older adults in Korea // Information Technology and & People. 2016. Vol. 29. № 2. P. 318-333. DOI: 10.1108/ITP-03-2015-0052.
[10] Menendez S., Lorence B., Perez-Padilla J. Older adults and ICT adoption: Analysis of the use and attitudes toward computers in the elderly Spanish people // Computers in Human Behaviour. 2020. Vol. 110. 106377. DOI: 10.1016/j.chb.2020.106377.
[11] Schreurs, K., Quan-Haase, A., Martin, K. Problematizing the digital literacy paradox in the context of older adults' ICT use // Canadian Journal of Communication. 2017. № 42(2). P. 259-377. DOI: 10.22230/CJC.2017V42N2A3130.
Петухова Ирина Сергеевна, мл. научный сотрудник, Социологический институт РАН (Филиал ФНИСЦ РАН), ст. преподаватель, Петрозаводский государственный университет, ORCID 0000-0002-5218-6658 (e-mail: [email protected]).
Щекина Ирина Викторовна, специалист-эксперт, ГБУ РК «Карельский ресурсный центр развития социальных технологий» (е-шай: [email protected]).
Elderly people in the network space
Irina S. Petukhova, Irina V. Shekina
Abstract— Teaching computer literacy to the elderly, as well as the very participation of this age group in Internet communities, is a "fashionable" leisure practice, although not accessible to everyone. In our study, we focus on the study of several areas of network interaction between older age groups: communications of the elderly in groups on the VKontakte social network, computer literacy training in various courses, network communications as a resource for the development of "silver" volunteering. Thus, we are interested in how the digital communications of older age groups in Karelia take place, as well as how the elderly themselves reproduce and support online communities. Despite the fact that periods of isolation were accompanied by forced digitalization of communications, online communications are far from accessible to all the elderly and are geographically distributed unevenly. Social networks do not act as a resource for the development of "silver" volunteering, but act as a platform for informing about events with duplication of information on stands in printed form. After the lifting of restrictive measures in online practices, there was a "rollback" and resistance to digitalization.
Keywords— elderly people, network communications, digitalization, "silver" volunteering.
REFERENCES
[1] L.A. Vidyasova, I.A. Grigorieva, "Study of the possibilities of social inclusion of the elderly through interaction in the online environment (on the example of communities in the social network "VKontakte"", Journal of Sociology and Social Anthropology, vol. 21, no. 2, pp. 106132, 2018, doi: 10.31119/jssa. 2018.21.2.4. [In Russian]
[2] I.A. Grigoryeva, I.S. Petukhova, "Internet practices of the elderly: 10 years of development and study", State and citizens in the electronic environment, issue 3, pp. 78-90, 2019, doi: 10.17586/2541-979X-2019-3-78-90. [In Russian]
[3] A.V. Dmitrieva, "Computer literacy as a tool for the social inclusion of older people in modern society", Journal of Sociology and Social Anthropology, vol. 18, no. 3, pp. 184-197, 2015. [In Russian]
[4] Information Society in the Russian Federation: Statistical Collection, Federal State Statistics Service; National research University "Higher School of Economics". Moscow: NRU HSE, 2020 [Online]. Available: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/lqv3T0Rk/info-ob2020.pdf. [In Russian]
[5] The main indicators of the socio-economic situation of the municipality, Territorial body of the Federal State Statistics Service for the Republic of Karelia [Online]. Available: https://krl.gks.ru/main_indicators.
[6] O.A. Parfenova, I.S. Petukhova, "The impact of the COVID-19 pandemic on the life of the older generation in urban and rural contexts", Sociological research, no. 5, pp. 71-80, 2022, doi: 10.31857/S013216250018704-7. [In Russian]
[7] M. Allen, "Consumption of culture by older Canadians on the Internet. Insights on Canadian Society", Statistics Canada, 2013 [Online]. Available: https://www150.statcan.gc.ca/n1/pub/75-006-x/2013001/article/11768-eng.pdf.
[8] G. Bond, R. Burr, F. Wolf, K. Feldt, "The effects of a web-based intervention on psychosocial wellbeing among adults aged 60 and older with diabetes: a randomized trial", Diabetes Educ, cited by: K. Schreurs, A. QuanHaase, K. Martin, Problematizing the digital literacy paradox in the context of older adults' ICT use, Canadian Journal of Communication, no. 42(2), pp. 259-377, 2017, doi: 10.1177/0145721710366758.
[9] M. Hur, "Empowering the elderly population through ICT-based activities: An empirical study of older adults in Korea", Information Technology and & People, vol. 29, iss. 2, pp. 318-333, 2016, doi: 10.1108/ITP-03-2015-0052.
[10] S. Menendez, B. Lorence, J. Perez-Padilla, "Older adults and ICT adoption: Analysis of the use and attitudes toward computers in the elderly Spanish people", Computers in Human Behaviour, vol. 110, 106377, 2020, doi: 10.1016/j.chb.2020.106377.
[11] K. Schreurs, A. Quan-Haase, K. Martin, "Problematizing the digital literacy paradox in the context of older adults' ICT use", Canadian Journal of Communication, no. 42(2), pp. 259-377, 2017, doi: 10.22230/CJC.2017V42N2A3130.
Petukhova Irina Sergeevna, junior researcher, The Sociological Institute of the RAS - Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences (SI RAS — FCTAS RAS), Petrozavodsk State University, ORCID 0000-0002-5218-6658 (e-mail: [email protected]).
Shekina Irina Victorovna, specialist expert, Karelian Resource Center for the Development of Social Technologies (e-mail: [email protected])