Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ)'

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
481
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ментальная арифметика / игровые технологии / обучение / mental arithmetic / game technologies / train

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галиева Светлана Юрьевна, Пьянкова Ирина Николаевна

Рассматривается новое направление дополнительного образования – ментальная арифметика. Ментальная арифметика рассматривается с точки зрения методики, позволяющей улучшить восприятие учебного материала посредством игровых технологий. Приводятся примеры игр, обеспечивающих запоминание, улучающих память и развивающих логическое мышление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галиева Светлана Юрьевна, Пьянкова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF GAMING TECHNOLOGY IN LEARNING MENTAL ARITHMETIC YOUNGER STUDENTS (FOR EXAMPLE, INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN)

The article considers a new direction of additional education – mental arithmetic. Mental arithmetic is considered from the point of view of a technique that allows improving the perception of educational material through game technologies. The article provides examples of games that provide memorization, improve memory and develop logical thinking.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ)»

РАЗДЕЛ 6

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ

УДК 371.398:51(07)

DOI: 10.24412/2308-717Х-2020-2-152-157

Галиева Светлана Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики психологии

e-mail: mrsGalieva@yandex.ru

Пьянкова Ирина Николаевна

магистрант, педагог дополнительного образования

e-mail: voloskovairina@yandex. ru

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, (342) 238-63-44

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ)

Svetlana Yu. Galieva

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of

Pedagogy and Psychology

e-mail: mrsGalieva@yandex.ru

Irina N. Pyankova

Master's Student, Teacher of Additional Education

e-mail: lvoloskovairina@yandex.ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University», Perm, Russia 614990, Perm, Sibirskaya, 24

© Галиева С.Ю., Пьянкова И.Н., 2020

THE USE OF GAMING TECHNOLOGY IN LEARNING MENTAL ARITHMETIC YOUNGER STUDENTS (FOR EXAMPLE, INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION OF

CHILDREN)

Аннотация. Рассматривается новое направление дополнительного образования - ментальная арифметика. Ментальная арифметика рассматривается с точки зрения методики, позволяющей улучшить восприятие учебного материала посредством игровых технологий. Приводятся примеры игр, обеспечивающих запоминание, улучающих память и развивающих логическое мышление.

Ключевые слова: ментальная арифметика, игровые технологии, обучение.

Abstract. The article considers a new direction of additional education -mental arithmetic. Mental arithmetic is considered from the point of view of a technique that allows improving the perception of educational material through game technologies. The article provides examples of games that provide memorization, improve memory and develop logical thinking.

Key words: mental arithmetic, game technologies, training.

В настоящее время в качестве определяющего направления деятельности системы образования России выдвигается идея превращения его в важнейший фактор обеспечения растущей конкурентоспособности нашей страны в условиях цивилизационных вызовов XXI в., что находит отражение в таких официальных документах, как Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г. (от 04.10.2000 г. № 751) и Современная модель образования, направленная на решение задач инновационного развития экономики (от 08.05.2008 г. № 03946). Названные документы стали базовыми для подготовки и реализации приоритетного национального проекта «Образование» (от 24.12.2018 г.), проекта Государственной программы «Развитие образования» (2018-2025 гг.).

Современное российское образование должно участвовать в подготовке новой формации людей, которые органично вольются во всемирное сообщество, оказавшееся в самом центре проблем, имеющих непосредственное отношение к развитию личности и общества. Поэтому одной из задач, доминирующей в создании более человечного и справедливого мира, является возможность дать проявить всем без исключения обучающимся свои таланты и творческий потенциал. Решение такой задачи сегодня является предметом забот одного из основных социальных институтов, обеспечивающих развитие индивидуальных способностей у детей и воспитательный процесс, -учреждений дополнительного образования [4].

Важно отметить, что определенный опыт создания и развития системы дополнительного образования детей в отечественной образовательной практике уже накоплен. Этому способствовали не только общественные потребности, но и теоретические исследования ряда педагогов: Н.Б. Акаева, О.В. Бурачевской,

A.Р. Генеевой и др.

Одним из современных направлений в дополнительном образовании является ментальная арифметика. Это одна из самых популярных и перспективных методик развития умственных способностей детей. Первая программа по ментальной арифметике в образовательных целях была запущена в Азии в 1993 г. И вот уже более двадцати пяти лет ментальная арифметика используется при обучении детей от 4 до 12 лет в 57 странах мира. Наиболее успешно она внедрена в школах Японии, Китая и Малайзии, где в корпорациях при приеме на работу нового сотрудника проходит тестирование его на предмет умения считать на специальных счетах и уровня сложности осуществляемых им вычислений. Педагоги-специалисты отмечают, что при правильном профессиональном подходе к обучению ментальной арифметике и закреплению знаний дети младшего школьного возраста демонстрируют феноменальные навыки выполнения в уме арифметических действий с двух-, трех-, четырехзначными числами.

Главными целями методики ментальной арифметики являются: умение сосредоточиться на поставленных задачах и концентрация внимания, развитие креативности, творческого мышления и когнитивных навыков, зрительной и слуховой памяти, логики, наблюдательности, воображения.

Кроме того, программа обучения ментальной арифметике охватывает не только область такой точной науки, как математика, но и помогает развиваться ребенку и в других образовательных сферах. Успех, который получает ученик на занятиях, придает ему уверенность в себе и своих силах.

В России изучение ментальной арифметики на базе дополнительного образования детей только набирает популярность. Родители обсуждают успехи своих детей на форумах, в крупных городах открываются специализированные центры обучения, на центральных каналах телевидения в программах Максима Галкина и «Удивительные люди» выступают дети разных возрастов и поражают телезрителей своими умениями в скоростном устном счете. В специализированных периодических изданиях и в сети Интернет можно найти отдельные статьи по изучаемой теме (Д. Вонг, А.Р. Ганеева, Н.Н. Гареева,

B.В. Горелик, С.Т. Сырланова, С.Н. Филиппова и др.) [1, 5].

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что, с одной стороны, разработка проблем игрового обучения имеет весьма длительную историю и является одним из актуальных направлений междисциплинарных исследований, с другой стороны, очевиден дефицит научных работ, выявляющих возможности использования игровых технологий в системе дополнительного образования младших школьников. Проблема применения игровых технологий при обучении ментальной арифметике не была предметом специального изучения. Но мы разделяем мнение ученых

о том, что главное в обучении детей ментальной арифметике - это обучение через игру, с использованием игровых методов и приемов [3, 4]. Игра как средство дополнительного образования и как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в педагогике и методике преподавания, где больше внимания уделяется играм дошкольников (Т.Н. Михайленко, И.С. Сергеева и др.) и младших школьников (В.В. Горелик, В.С. Зайцев и др.). Ряд специальных исследований по игровой деятельности дошкольников осуществили выдающиеся педагоги нашего времени (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). О.И. Ваганова пишет, что игровая технология - это совокупность психолого-педагогических методов, способов и приемов, обучения и воспитательных средств.

Для того чтобы включить технологию игры в учебный процесс, необходимо знать следующее:

- какие компетенции нужно сформировать с ее помощью;

- какой учебный материал необходимо изучить с помощью данной игровой технологии;

- как найти время в ходе урока и как ее правильно организовать.

О.И. Ваганова считает, что:

1) правильная организация игровой технологии на учебном занятии зависит от модели обучения на основе игры, т.е. включения в игровое моделирование, проживания нового опыта в игре;

2) также зависит от предоставления возможности учащимся самим продумывать ход деятельности, обсуждать и принимать решения;

3) в игре существует проблемная ситуация, которую дети должны решить

сами;

4) учащиеся действуют по правилам игры;

5) педагог выступает в роли организатора, куратора, помощника;

6) в процессе игрового обучения учащиеся получают и накапливают опыт учебной деятельности, похожий на тот, который они получили бы при традиционном уроке [2].

Игра невероятно нравится участникам любого возраста. Обучающиеся готовы тратить много сил, времени, творческой активности на участие в играх. Именно поэтому игра, став средством педагогики, использует все эти возможности для достижения своих определенных целей. А это значит, что педагогу необходимо вкладывать образовательное содержание в игровую сферу, чтобы раскрыть весь потенциал интеллектуальных и творческих способностей ребенка.

При обучении ментальной арифметике педагог постоянно меняет вид деятельности, используя при этом специальные упражнения, задания: мозговую разминку; кинезиологические упражнения, тренажеры, фундаментальные упражнения на абакусе, лабиринты, головоломки, таблицы Шульте, рисование двумя руками одновременно и т.д. Дети воспринимают эти упражнения как отдых, не устают и на каждое занятие приходят с большим удовольствием.

Опишем некоторые из игровых технологий и упражнений подробнее. В начале каждого занятия для включения детей в процесс обучения можно проводить кинезиологические упражнения, причем для максимально положительной мотивации и настроя эти упражнения «вплетаются» в канву сказки или рассказа, которые могут придумывать сами дети (например, упражнения: «Домик - ежик - замок», «Заяц - охотник», «Рожки - ножки -вилка - ложка» и т.п.). В работе по развитию внимания используются таблицы Шульте. Начинают работать с легких таблиц, в которых числа расположены от 1 до 9, и постепенно усложнять их (например, от 1 до 16, от 1 до 25 и т.д.). Эту же таблицу можно использовать и для развития памяти. Задача детей - сначала найти по порядку все числа, а затем воспроизвести аналогичный порядок чисел у себя в тетради в такой же рамке, как таблица Шульте.

Одной из эффективных технологий являются игры с помощью флеш-карт - это изображения чисел на абакусе (комбинация косточек на спице). Перед ребенком на столе размещают флеш-карты в хаотичном порядке от 1 до 10. Задача ученика - разложить их в порядке возрастания/убывания чисел. А для развития долговременной памяти на доске размещают любые 3-4 флеш-карты, которые детям надо было запомнить, а на следующем занятии они должны воспроизвести тот же порядок расположения флеш-карт. Дети могут также писать графические диктанты, где запоминают геометрические фигуры, их цвет и расположение на предлагаемом рисунке-образце, а затем повторяют такой же у себя в тетрадях. Также мы предлагаем следующие игры на развитие памяти: «Я знаю 5...», «Кто назовет больше», «Снежный ком», «Расположи по комнате» и др. Например, в игре «Снежный ком» дети по очереди называли по одному животному, причем каждый следующий участник начинал свой ход с перечисления всех животных, которые были названы игроками до него в том же порядке, и лишь потом говорил название «своего» животного.

В рамках программы ментальной арифметики дети изучают состав числа, который нужен для того, чтобы проводить на абакусе сложные вычисления. Здесь можно использовать игры «Числовые домики» разных видов, «Скоростной счет», «Добавь до.».

Для переключения внимания и его развития у детей рекомендуется частая смена деятельности, поэтому можно проводить игры «Кулак, ребро, ладонь», «Камушки, заборчик, солнышко», «Запретное слово/число» и т.д. Вариантов игр может быть несколько, например, в игре «Запретное число» дети запоминали, что число «3» и кратные ему числа являются запрещенными и их нельзя называть. Дети по очереди начинали счет: «Один, два, четыре, пять, семь.». Темп игры постепенно нарастал, и если один из участников ошибался, то выбывал из игры.

Одна из наиболее эффективных игровых технологий - это упражнения-тренажеры на абакусе. Дети выполняют их на каждом занятии для того, чтобы запомнить правила работы на нем, последовательность набора чисел через комбинации косточек на абакусе. Но все это дети должны были вспоминать и называть сами, а мы задавали наводящие вопросы: какой тренажер сейчас

будем выполнять, как нужно держать руки, какой палец поднимает нижние косточки, а какой - верхнюю пятерку? И т.д.

Резюмируя, можно заключить, что в настоящее время в системе образования важное место занимает дополнительное образование. Оно призвано помочь обеспечить всестороннее развитие личности, раскрыть способности каждого ребенка, зарядить успехом и дать возможность поверить в себя и собственные силы. Одним из направлений современного дополнительного образования стала популярная методика ментальной арифметики. Игровые технологии делают процесс обучения ментальной арифметике интересным, насыщенным и занимательным, позволяют достичь максимальных результатов. Опыт педагогов, работающих в системе дополнительного образования, показывает, что использование игровых технологий, реализация принципов эвристической дидактики способствуют развитию у детей мотивации к обучению, улучают память, формируют включенное внимание.

Список литературы

1. Бенджамин А. Магия математики. Как найти «x» и зачем это нужно. -М.: Альпина Паблише, 2017. - 342 с.

2. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Мокрова А.А. Применение игровых технологий в обучении [Электронный ресурс] // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. - № 1 (35). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-igrovyh-tehnologiy-v-obuchenii-studentov (дата обращения: 05.12.2020).

3. Вострецова Н.С. Интеллектуальное развитие детей, занимающихся по технологии «Ментальная арифметика» // Российский журнал образования и психологии. - 2019. - № 8. - С. 16-22.

4. Павлова М.И. Игровые технологии в дополнительном образовании детей [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2014. - № 5 (64). - С. 543546. - URL: https://moluch.ru/archive/64/10338/ (дата обращения: 05.12.2020).

5. Филиппова С.Н. Математика в образовании и воспитании. - М.: Фазис, 2000. - 248 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.