Научная статья на тему 'МЕТОДИКА МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКИ'

МЕТОДИКА МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
411
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА / СОРОБАН / РАЗВИТИЕ МОЗГА / ОНЛАЙН-ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Новоселов Юрий Александрович

При обучении дошкольника простейшим арифметическим действиям учителя сталкиваются со сложностью перехода между конкретикой (счетные палочки, пальцы) к абстракции (числа). Методика ментальной арифметики частично решает задачу. Дети представляют себе счеты абакус (соробан) и, перемещая воображаемые косточки, производят арифметические действия. В отличие от арабских цифр в ментальной арифметике каждая цифра конкретна и имеет определенное представление -картинку расположения косточек на счетах. Для арифметических действий ребенку нет необходимости пользоваться материальными предметами, достаточно вспомнить определенную картину. "Побочным" эффектом является развитие участков мозга, ответственных за воображение. Методика классической ментальной арифметики имеет существенный недостаток - сложность счета на соробане. Поскольку для представления однозначного числа используется не десять косточек, как на традиционных счетах, а всего пять, для выполнения части действий необходимо знание составов чисел 5 и 10, что не входит в дошкольную программу. Кроме того, и начальное изучение 26 законов ментальной арифметики, без видимого результата, демотивирует ребенка. Проблема в подборе последовательностей чисел для арифметических примеров соответственно изученной теме. Решить задачу "5+4-3" ребенок может на третьем занятии, а "5-3+4" - на десятом. Логичный способ составления множества задач разработан в программе "Дед Соробан". Она задает допустимые последовательности чисел для примеров, и делает это с разной скоростью, измеряемой в количестве арифметических действий в минуту. Многие дошкольники могут решать двузначные примеры со скоростью до 100 действий в минуту. Такие результаты и поощрение окружающих мотивируют ребенка совершенствоваться. Все дети имеют различный уровень развития мозга. Даже при разнице в возрасте всего год часто наблюдается пропасть в зрелости. В одной учебной группе максимальная и минимальная скорости решения примеров могут отличаться в два и более раз. Следовательно, каждый ученик должен получать разные домашние задания. Онлайн- платформа "Дед Соробан" автоматически подстраивает сложность задания под максимальные возможности ученика. Благодаря индивидуальному подходу, результаты обучения, которые статистически отслеживает программа, значительно отличаются от итоговых данных иных методик за равное время обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Новоселов Юрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКИ»

Методика ментальной арифметики

Новоселов Юрий Александрович, ООО ''Соробан", г. Санкт-Петербург (Россия)

Ключевые слова: Ментальная арифметика, Соробан, развитие мозга, онлайн-программа,

При обучении дошкольника простейшим арифметическим действиям учителя сталкиваются со сложностью перехода между конкретикой (счетные палочки, пальцы) к абстракции (числа). Методика ментальной арифметики частично решает задачу. Дети представляют себе счеты абакус (соробан) и, перемещая воображаемые косточки, производят арифметические действия. В отличие от арабских цифр в ментальной арифметике каждая цифра конкретна и имеет определенное представление - картинку расположения косточек на счетах. Для арифметических действий ребенку нет необходимости пользоваться материальными предметами, достаточно вспомнить определенную картину. "Побочным" эффектом является развитие участков мозга, ответственных за воображение. Методика классической ментальной арифметики имеет существенный недостаток - сложность счета на соробане. Поскольку для представления однозначного числа используется не десять косточек, как на традиционных счетах, а всего пять, для выполнения части действий необходимо знание составов чисел 5 и 10, что не входит в дошкольную программу. Кроме того, и начальное изучение 26 законов ментальной арифметики, без видимого результата, демотивирует ребенка. Проблема в подборе последовательностей чисел для арифметических примеров соответственно изученной теме. Решить задачу "5+4-3" ребенок может на третьем занятии, а "5-3+4" - на десятом. Логичный способ составления множества задач разработан в программе "Дед Соробан". Она задает допустимые последовательности чисел для примеров, и делает это с разной скоростью, измеряемой в количестве арифметических действий в минуту. Многие дошкольники могут решать двузначные примеры со скоростью до 100 действий в минуту. Такие результаты и поощрение окружающих мотивируют ребенка совершенствоваться. Все дети имеют различный уровень развития мозга. Даже при разнице в возрасте всего год часто наблюдается пропасть в зрелости. В одной учебной группе максимальная и минимальная скорости решения примеров могут отличаться в два и более раз. Следовательно, каждый ученик должен получать разные домашние задания. Онлайн-платформа "Дед Соробан" автоматически подстраивает сложность задания под максимальные возможности ученика. Благодаря индивидуальному подходу, результаты обучения, которые статистически отслеживает программа, значительно отличаются от итоговых данных иных методик за равное время обучения.

Список литературы:

1. Веракса Н.Е., Веракса Н.А. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез. 2006.

2. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: учебное пособие. СПб.: Питер. 2009.

3. Рудая Ю.А. Экзотический соробан поможет детям включать одновременно оба полушария мозга // Горожанин. 2013. N 21. С. 3.

4. Kieran Egan, Gillian Juddon, Krystina Madej. Engaging Imagination and Developing Creativity in Education (2nd Edition). Cambridge Scholars Publishing. 2015.

5. Takashi Kojima. Advanced abacus: Japanese theory and practice. [s.n.]. 1963.

6. Takashi Kojima (Ed). Proceedings of ICMI-JSME Regional Conference on Mathematical Education, October 10-14, 1983, Tokyo, Japan.

7. Japan Society of Mathematical Education. 1984.- Mathematics - 512 pages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.