Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
47
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Ключевые слова
игровые технологии / коррекция / младший школьный возраст / тревожность.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Касымова Гульнар Маруповна

В статье представлены результаты исследования применения игровых технологий в коррекции тревожности младших школьников. Тревожность влияет на психическое и физическое здоровье ребенка, а также на его учебные достижения. Игры могут быть эффективным инструментом коррекции тревожности у младших школьников, поскольку они обеспечивают позитивные эмоциональные впечатления и помогают детям управлять своими эмоциями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Касымова Гульнар Маруповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК:159.9-053.6:61

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

КАСЫМОВА ГУЛЬНАР МАРУПОВНА

кандидат психологических наук, доцент кафедра психологии НАО «Казахский национальный женский педагогический университет»

Алматы, Казахстан

Аннотация. В статье представлены результаты исследования применения игровых технологий в коррекции тревожности младших школьников. Тревожность влияет на психическое и физическое здоровье ребенка, а также на его учебные достижения.

Игры могут быть эффективным инструментом коррекции тревожности у младших школьников, поскольку они обеспечивают позитивные эмоциональные впечатления и помогают детям управлять своими эмоциями

Ключевые слова: игровые технологии, коррекция, младший школьный возраст, тревожность.

Актуальность исследования проблемы применения игровых технологий в коррекции тревожности у младших школьников в условиях социальной адаптации детей младшего школьного возраста вполне отвечает социальному заказу общества, так как именно в данной возрастной группе начинает активно усваиваться новые нормы и правила поведения, социальные роли учащегося. Особое значение имеет приобретение социального статуса учащегося, которое обусловлено успехами в овладении знаниями, умениями и навыками в условиях гуманизации образовательного процесса.

Тревожность часто встречается у младших школьников, которые сталкиваются с новыми социальными и учебными ситуациями, а также со страхом оставаться в одиночестве или отделением от родителей. Тревожность влияет на психическое и физическое здоровье ребенка, а также на его учебных достижениях. В этой связи возникает необходимость поиска эффективных методик коррекции тревожности у детей [1].

Игры могут быть эффективным инструментом коррекции тревожности у младших школьников, поскольку они обеспечивают позитивные эмоциональные впечатления и помогают детям управлять своими эмоциями. Игровые технологии могут быть использованы для коррекции тревожности у младших школьников. Цель исследования заключалась в применении игровых технологий в коррекции тревожности младших школьников.

Объектом исследования были проявления тревожности у младших школьников, предметом исследования стали особенности применения игровых технологий в коррекции тревожности у младших школьнико. Задачи исследования. Гипотеза исследования заключалась в том, что стратегия и тактика применения игровых технологий может подтвердить их позитивное влияние на снижение уровня тревожности у младших школьников.

Научная новизна исследования заключается в экспериментальном исследовании применения игровых технологий в коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста. Теоретическая значимость исследования представлена в анализе теоретических аспектов применения игровых технологий в коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста психологами и педагогами начальной школы.

Методы и методики исследования: теоретический анализ исследований, «Анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов» Н. Лускановой (комплекс

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

3 о

проективных тестов, бесед и анкет), «Опросник школьной тревожности» Филлипса, Т-критерий Вилкоксона. В исследовании нами применялся комплексный подход, который включает в себя множество игровых методов и приемов таких, как развивающие игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игровые ситуации, игровые упражнения, игровая терапия, психотренинг и др.

Концепция К.Роджерса, известного американского психолога и гуманиста, базируется на идее, что каждый человек имеет внутреннее врожденное стремление к саморазвитию, самопознанию и самореализации. В этом контексте игровая коррекция тревожности у младших школьников может проходить на основе следующих принципов:1) аутентичная и эмпатичная поддержка педагога. К.Роджерс считал, что педагог или терапевт должен относиться к ребенку с уважением, пониманием и неподдельным интересом. Это позволит ребенку почувствовать себя в безопасности и принять участие в игре; 2)развивающая и стимулирующая игра. Игра является основным инструментом коррекции тревожности. Она может быть направлена на развитие социальных навыков, овладение новыми умениями и познавательными задачами. Важно, чтобы игра стимулировала ребенка к проявлению инициативы, творчества и экспериментирования; 3) К.Роджерс подчеркивал важность рефлексии и саморефлексии в коррекции тревожности. Ребенку предоставляются возможности для размышления над своими действиями и состояниями, что помогает ему понимать свои сильные и слабые стороны, потребности и желания; 4) учет уникальности каждого ребенка.

Таким образом, игровая коррекция тревожности с использованием гуманистической концепции К.Роджерса может существенно повлиять на развитие личности ребенка и помочь ему справиться с трудностями в социальном и эмоциональном плане [1].

Концепция А. Маслоу, известная как иерархия потребностей, представляет собой теорию, которая описывает основные потребности человека. Согласно Маслоу, потребности удовлетворяются по мере их появления. Однако, если какая-то потребность не удовлетворена, она становится доминирующей и влияет на все остальные потребности. Игровая коррекция тревожности у младших школьников, основанная на гуманистической концепции А. Маслоу, может быть эффективной, так как игра может помочь детям удовлетворить такие потребности, как потребность в самореализации, игре и социальной интеграции. В целом, игровая коррекция тревожности у младших школьников, основанная на гуманистической концепции А. Маслоу, может быть полезной, так как помогает детям развивать навыки социальных отношений, самооценки и самореализации, а также справляться с тревогой и страхами [2].

Социокультурная концепция Л.С. Выготского основывается на идее взаимодействия между человеком и культурной средой в процессе развития. Значительное внимание уделяется влиянию социального окружения на формирование личности, особенно в младшем возрасте.

Игровая коррекция тревожности у младших школьников в соответствии с социокультурной концепцией Л.С. Выготского может проводиться через использование социально-значимых игр. Такие игры направлены на развитие не только когнитивных функций, но и социально-эмоциональных навыков ребенка. В этом случае игра становится инструментом, позволяющим ребенку освоить новые умения и правила поведения, а также укрепить социальные связи с окружающими. В результате реализации такого подхода, ребенок может стать более уверенным в себе, способным к адаптации в новой социальной среде и умеющим решать конфликтные ситуации [3].\

Системно-целостный подход С.Л.Рубинштейна в игровой коррекции тревожности у младших школьников предполагает использование игр и различных форм активности для формирования позитивных эмоций и уменьшения тревожности у детей. Данная методика основывается на предположении о том, что человек функционирует как единая целостность, где психические процессы взаимосвязаны и взаимоувязаны. Формирование позитивных эмоций. Игровые формы деятельности направлены на привлечение внимания детей, развитие воображения, фантазии, творческих способностей, навыков коммуникативной и

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

социализации. В ходе игры дети изучают новые правила поведения, овладевают навыками саморегуляции, адаптации, овладевают умением устанавливать контакт с окружающим миром. Основой игровой коррекции тревожности у младших школьников является формирование у детей позитивной самооценки и уверенности в своих силах. Игровая коррекция тревожности у младших школьников, основанная на системно-целостном подходе С.Л.Рубинштейна, способствует формированию у детей устойчивой позитивной мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию, а также к развитию позитивной жизненной позиции и успешной адаптации в социуме [4].

Деятельностный подход в игровой коррекции тревожности у младших школьников предполагает, что человек познает мир через свою деятельность, а не через восприятие внешней реальности. Игра как форма детской деятельности является одним из важнейших средств коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста. Игра позволяет ребенку выразить свои эмоции, испытывать чувства контроля и уверенности в себе, развивать социальные навыки и учиться взаимодействовать со сверстниками. Действия в игре согласованы с целями, которые стоят перед ребенком, что помогает ему находиться в состоянии душевного равновесия и уменьшать уровень тревожности. Кроме того, игры, основанные на деятельностном подходе, постепенно учат детей переносить успешный опыт игры в повседневную жизнь, что способствует коррекции тревожности и повышению уровня уверенности в себе. Все игры направлены на решение конкретной проблемы, которая является источником тревожности у ребенка, что помогает ему осознать причины своих эмоций и научиться справляться с ними.

В исследовании Г.М.Касымовой представлена характеристика направлений игровой терапии: психоаналитическая, директивная, недирективная и комплексная, которые эффективно могут применяться в коррекции детской тревожности [5]. В исследовании Л.М. Костиной игровая коррекции тревожности у младших школьников представлена в рамках деятельностного подхода. Она отмечает, что применение коррекционных игр в преодолении тревожности у младших школьников позволяет по-новому взглянуть на свои проблемы и научиться справляться с ними, развивая при этом свой потенциал и уверенность в себе. Исследования также показывают, что тревожность может иметь различные причины, такие как стресс, низкая самооценка, социальная изоляция и другие факторы. Также было выявлено, что у младших школьников может быть более трудно справляться с тревожностью, чем у старших детей, поскольку у них еще не полностью сформированы навыки регуляции эмоций и сопротивление негативным воздействиям [6].

Применение психологического тренинга, игровых ситуаций в преодолении школьной дезадаптации, связанной с тревожностью, представлены в исследовании Х.Т.Шерьяздановой и Л.К.Ермекбаевой дали эффективный результат [7].

Таким образом, исследования показывают, что тревожность у младших школьников является серьезной проблемой, которая может иметь негативные последствия, что требует своевременной диагностики и коррекции.

Игровые технологии широко применяются в коррекции тревожности у младших школьников. Они позволяют создать условия, в которых ребенок чувствует себя уверенно и мотивированно, что значительно усиливает эффект коррекции. При этом важно учитывать психологические особенности применения игровых технологий в коррекции тревожности.

Понятие «игровые технологии» включает в себя широкий спектр методов и способов организации психолого-педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В первую очередь, игровая форма должна быть приспособлена к возрастным особенностям и интересам детей. Младшие школьники активнее участвуют в играх, которые соответствуют их возрасту и развитию.

Во-вторых, игровые технологии должны быть достаточно структурированными и понятными для ребенка. Игровой процесс должен быть четко организован и иметь

определенные правила, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности и мог находиться в контролируемой среде.

В-третьих, игровые технологии должны быть нацелены на развитие навыков саморегуляции и управления эмоциями. Они помогают ребенку научиться распознавать свои эмоции и контролировать их, что снижает уровень тревожности.

Наконец, важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка при выборе игровых технологий и осуществлении коррекции тревожности. Каждый ребенок уникален, и игровые технологии должны быть адаптированы под его нужды и интересы.

Таким образом, применение игровых технологий в коррекции тревожности у младших школьников может быть эффективным подходом, если учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и нацелиться на развитие навыков саморегуляции и управления эмоциями.

Для коррекционной работы нами были выбраны различные игровые технологии, носящий воспитательный, познавательный характер, либо направленные на развитие, коммуникацию. Основной целью выбираемых игр было снятие напряжение через высвобождение эмоций, развитие навыка экологичного проявления эмоций, а также развитие лидерских качеств, умение работать в команде, фантазировать, проявляя творческие навыки. Практическая работа проводилась как в групповой форме, так и в индивидуальной форме с детьми из красной зоны (низкая мотивация к учебе, высокая тревожность).

Коррекционная программа была рассчитана на 10 уроков с периодичностью 2 раза в неделю. Вся коррекционная работа выстроена в направлении снизу - вверх, что способствует тому, что идет трансформация от движения, телесного изменения и переходит к мышлению, формированию привычки. Учитывая возраст участников, программа выстроена на основе повторяющихся заданий, цель которых - сохраниться в памяти ребенка, чтобы шло запоминание на уровне тела, визуальное и аудиальное запоминание. Далее через одна - два занятия вводится новое упражнение и задача учащегося суметь быстро переключаться между ними, суметь адаптироваться. Это стимулирует развитие адаптивности ребенка, быстро реагировать, коммуницировать и работать в команде. Важной частью проведения игровых упражнений является соблюдение ряда правил, таких как: безоценочность, открытость, отсутствие правильных и неправильных ответов, запрет на высмеивание и обсуждение вне тренинга ситуаций, которые озвучивались.

Повторное исследование уровня тревожности по итогу проведенных практических занятий показали положительную динамику.

Результаты экспериментального исследования подтвердили гипотезу исследования о том, что стратегия и тактика применения игровых технологий может подтвердить позитивное влияние на снижение уровня тревожности у младших школьников.

В предложенных нами рекомендациях для психологов, педагогов, родителей подчеркивается значение своевременной диагностики и применения игровых технологий в коррекции тревожности у младших школьников.

Таким образом, в данном исследовании, согласно целям и задачам исследования, было теоретически аргументированно и экспериментально доказано, что применение игровых технологий: игровых упражнений, коррекционно-развивающих игр, игровой терапии может быть эффективным инструментом в устранении детской тревожности.

Проблемы коррекции тревожности у младших школьников в рамках конструктивного и системного подхода при выборе содержания и применения игровых технологий с тенденцией к игровой терапии имеет перспективы дальнейших исследований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карл Роджерс, «Я-концепция»: концепция личности. Институт общегуманитарных исследований. - М.,2015. - 200 с.

2. Абрахам Маслоу. Мотивация и личность - 3-е изд. - СПб: Питер, 2003. - 352с.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1991. - с. 399-400

4. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. - СПб.:Питер, 2013. - 742с.

5. Касымова Г.М. Психологические основы игровой терапии детской тревожности. -Алматы: КазГосЖенПи, 2005. - 111с.

6. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности: монография - СПб.: Речь, 2005. - 198 с.

7. Шерьязданова Х. Т., Ермекбаева Л. К. Коррекционная тренинг-программа по устранению трудностей в обучении детей младшего школьного возраста: учебно-метод. пособие. -Алматы: Комплекс, 2005. - 171 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.