НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ
ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОГО МЕТОДА В СИСТЕМЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ ФТИП МПГУ
I Г. Р. Шаймердянова
Аннотация. Разработанный и апробированный на ФТиП со студентами 4-х курсов спецкурс заключается в методической подготовке студентов к применению в своей дальнейшей педагогической практике игровой формы обучения.
Ключевые слова: игровая форма обучения, методическая подготовка студентов.
Summary. The developed special course that was run in the 4th year of the Technology and Business Department consists in students' methodological training in order to prepare them to use teaching games in their further student teaching.
Keywords: teaching games, methodological training of students.
72
Методическая подготовка студентов по использованию игрового метода в будущей профессиональной деятельности заключается в формировании теоретических знаний и практических умений по его реализации, адаптации содержания игровой деятельности к современным условиям, активном владении студентами средствами по самостоятельной реализации игрового метода, учитывая при этом не только дидактический аспект (возраст, степень подготовленности школьников и пр.), но и содержательный (актуальность, современность и пр.). Например, в рамках содержательного аспекта фактор современности реализуется с помощью профессионального самоопределения в деловых играх: позволяет учащимся не только понять и «проиграть» существующую профессию, но и решить не менее важные психологические задачи, например, развивает мышление, учит школьников управлять чувствами и эмо-
циями, обеспечивает более интенсивное общение со сверстниками и пр. Актуальность проявляется в потребности выпускника школы в социальной адаптации на основе профессионального самоопределения. Социальная адаптация школьника происходит более успешно в том случае, когда выпускник подготовлен к освоению опыта преобразующей деятельности в одном или нескольких профессиональных направлениях. Задача создания "системы специализированной подготовки, например, профильного обучения, в старших классах общеобразовательной школы, направленной на личностно-ориентиро-ванное обучение и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда - главная задача концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования в рамках концепции модернизации российского образования на период до 2010 года [1].
Преподаватель
ЕК
1 / 2011
Нами разработан специальный курс по обучению студентов использованию игрового метода в дальнейшей педагогической практике. Данный спецкурс бы апробирован студентами МПГУ ФТиП в нескольких общеобразовательных школах г. Москвы, некоторые результаты приведены ниже. Спецкурс дает возможность студентам не только получить теоретические знания об игре и применить их в ходе ее реализации, он направлен на более детальное изучение данного метода. Например, помогает учащимся в организованном споре приобрести знания, потренироваться в разных ситуациях или на пресс-конференции представить игру в качестве нового разработанного методического продукта, реализовать фрагмент урока. Спецкурс рассчитан на 32 академических часа, из них на практические занятия отводится 19 часов, на лекционные занятия - 8 часов, самостоятельная работа предполагает 5 часов. Ниже мы приводим полное тематическое планирование спецкурса, учитывая, что он может быть адаптирован на 8 и 16 академических часов.
Данный спецкурс разработан для реализации в образовательной области «Технология» и применяется в преподавании информационных технологий, входящих в данную образовательную область. Все практические работы курса связаны с информационными технологиями. Получая знания и умения в результате изучения спецкурса, будущий преподаватель способен реализовать в своей практической деятельности игровой метод на примере любого раздела образовательной области. В большей степени - это семейная экономика и основы предпринимательства, информационные технологии, профессиональное самоопределение.
Ниже описаны некоторые фрагменты спецкурса.
На одной из практических работ курса был предложен диспут на определенную тему «Что важнее: традиционное обучение или инновационное?». Студенты должны были не просто тренироваться в красноречии и убедить соперника в своей точке зрения, но и грамотно обосновать ее, используя знания и умения по теме. Занятие было построено на основе популярной телепередачи «К барьеру», где два соперника встречаются на условном ринге, становясь друг напротив друга, и пытаются убедительно доказать собственную точку зрения. Одной из задач студентов на данном этапе была самостоятельная подготовка к подобному диспуту с использованием раздаточного теоретического материала и других возможных источников (Интернет, учебные книги).
Главный вывод и рекомендация данного занятия заключается в усилении теоретической подготовки студентов (тематическое содержание + теория проведения диспутов), благодаря которой студенты могут использовать в споре более грамотные, четкие, значимые высказывания.
Одним из очередных этапов программы спецкурса стала организация соревнования между несколькими командами студентов по предложению наиболее оптимального использования игрового метода в классно-урочной системе.
Некоторое время было отведено на подготовительный этап, в течение которого проводилась разминка, направленная на выявление понимания студентами возможностей использования игровых форм в классно-урочной системе. Разбиралось несколько примеров: включение игровой формы в
73
Таблица
Тематическое планирование
Наименование разделов Лекции Практические занятия Базовые понятия Педагогический инструментарий
1. Получение первоначальной информации об уровне ЗУНов учащихся Самостоятельная работа 1 ч. Игровой метод, информатика и информационные технологии, соотношение понятий методика и технология, моделирование, представление об игровом педагогическом моделировании (ИПМ), современные программные средства Анкетирование и собеседование
2. Теоретические основы использования игровых методов 1 ч. 2 ч. Игровое педагогическое моделирование, ролевые и деловые игры, методический прием, методика использования игровых методов, профессиональная деятельность Диспут: «Различие между традиционным и инновационным образованием»
3. Компьютерное программное средство, возможности, функционал, назначение. Практическое применение 4 ч. 8 ч. Инструментарий, виды программных средств, технические программные термины Практические работы, направленные на закрепление теоретических знаний компьютерного средства
Методика применения ИПМ на уроках Технологии (Информационные технологии)
4.1. Методические особенности проведения уроков технологии с применением ИПМ и компьютерных программных средств 1 ч. 2 ч. Активизация, эффективность метода обучения, анализ действий учащихся Деловая игра «Создай баннер факультета»
4.2. Существующие возможности интеграции ИПМ и компьютерных программных средств 2 ч. Интеграция средств, приемы, информационные технологии обучения, виды способов обучения Методический конкурс
4.3. Посещение уроков учителей технологии в экспериментальных классах 2 ч. Системный анализ урока технологии Системный анализ урока и творческие отчеты учителей
ск 5 ф X л О > ® ^ >х
л О со о ^ ф о а (Ю ю о о а. а л а н со
со X £Р о X
ф О л (Ю и
X со ф с О о
л О со О _0 ^ О а и ^ а 1- и 0 1- 1 <ю <ю о ^ и ^ X : О н Ф X н а. н I О
а. X X _о со а > ь >х (Ю ф =г X ф со О >х ы
ф и и о £Р О : о 1- о О а. X н со ^
О ск с 1- ф СО ^ и О
X н X о а X : 1- и X н ф 1— Ит
Ф о о
т и а.
\о О ск X ^ х >.
и о :
и СО о
ф X н
^ ^ ф
о О
а. Ф
а а.
т ск ® X
О. X I М н Ф
X Ф П 3
>х ф ^ И о н
X х 1-
^ СО ф о
о ск X
а. и X I I ф
Ф ф О I П
1-I х и I со ф X
и X ф X ф
_о ^ а. ^
Л X а X
^ о а. О £ О а. и О ^ ¡2 о >х X н
>~ а. а о с а
ск X л Ф О а. о о. а X н и 0 1 _о 1-ск I а. ^ Ф Ф I о нять на X н а со н со х ы н н
и О Ф а. ® О ф
о а л л X о X X т
О ф \о а. а 0 1 с СР : о а
X О и о Ф I ф О со
О X I ф ^ X н X ^
н ф ск X л ф > со О 1- и ф > О О со а н <
ск я
О а
и I I
Ю _о ^ Ф 1-ск т СМ о 1— .о ф т я т а т
О 1- о О т О
и \о и \о
О о О а
а. О.
о о
и и и
£ >х ф X ¡3 л X т
О о о Ф а. Ф
а. ^ I т т Ф ^
>• О ¡3 >- а X о со а со
а. (Ю а: и о т О
ь Ф О ^ а о т X
о ^ т с5 1-I X ^ _о п £Р и 2 а Ф X т со а >- \о а а. а т ь я X ^
О 1— и о о I Ф >х х ск ^ со О т
О X I I X ы а ф ь
X ф I н со о
О о X О х _о СЭ со и
^ О ИПМ о а X а. со О 1- О т X ^ н о
I X ф н О с П ю ных н Ф 5 И а н < ^
начале занятия с целью обучения школьников новой теме; включение игры также в начале занятия, но уже с целью систематизировать знания, полученные школьниками на прошлом занятии и т.п. Одним словом, студентам предлагалось взять за основу и проанализировать, насколько оптимально использование игровой формы с разными целями и в разное время обучения. В рамках данного занятия преподаватель делал акцент на состязательном компоненте, который давал возможность студентам отличиться и показать улучшенный результат.
Однако основная трудность, выявленная на этом этапе, - это узкое рассмотрение возможностей проведения занятий с использованием игровых форм. Студентам предлагалось найти собственную форму, которая была бы эффективной, и в рамках которой фигурировали бы не только цели и временные рамки проведения игр, но и менялся содержательный компонент, добавлялась еще одна организационной форма занятия. По результатам занятия наибольшее число студентов предложило использовать в классно-урочной схеме вариант, в котором игра проводилась бы по итогам обучения, и целью которой была бы проверка знаний и умений учащихся. Одним из вариантов стало использование игры в качестве контроля в комбинации ее с проблемным методом или методом проектирования. Последующие варианты были менее многочисленными. Вот наиболее интересные из них: игра с целью изучения нового материала с включением проблемного метода; игра - систематизация знаний, умений с использованием разных областей знаний. Одно из наиболее ярких занятий спецкурса состоялось при организации пресс-конференции, на которой студенты презентовали новый учебный продукт - игровую форму обучения.
Группа должна была разделиться на две. На первом этапе каждой из групп предстояло представить свой собственный проект и «защитить» его перед журналистами на организуемой пресс-конференции, а на втором этапе - представить собственную разработку. Таким образом, все участники группы имели
75
НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИИ
ьь,и%
17,5%
5,5% ■■ M'UWj 3,0%
буду не буду не знаю неуверен в уверен своих
использовать использова~ь своих силах силах
Рис. Возможности использования игрового метода в будущей педагогической деятельности студентов
78
возможность поучаствовать в обеих ситуациях - побыть в роли журналистов и в роли презентующихся. Основные представляемые темы на пресс-конференции: «Игровое моделирование (ИМ) - новое слово в педагогике», «Плюсы игровых методов», «ИМ в жизни и в школе», «Роль игры в выборе профессии школьника», «Развитие коммуникативных умений школьников».
Трансляция данного спецкурса в образовательную практику показала, что он дает студентам возможность глубже познакомиться с игровым методом и способами внедрения его в классно-урочную схему, а главное определиться в отношении возможности использования игрового метода в будущей педагогической деятельности. Для прогнозирования количества положительных ответов на последний вопрос нами было проведено объемное тестирование, в рамках которого мы интересовались, какое количество студентов из общего числа обучившихся смогут или захотят использовать игровой метод в собственной педагогической практике. Данные тестирования оказались весьма обнадеживающими. Результаты приведены на рисунке.
При реализации игрового метода в школах учителями технологии и предпринимательства предлагаем при-
мерные темы для игр и сопутствующие им компьютерные средства:
1. Программы по работе с видео («Монтаж»).
2. Офисные программы («Создание открытки, меню»).
3. Программные средства презентации («Рекламное агентство»).
4. Простейшая анимация («Создание баннера школы»).
5. Издательские системы («Школьная газета»).
6. Программы по работе со звуком («Продюсерский центр»).
7. Программы по работе со статической графикой («Мой маршрут»).
8. Программы по работе с Интернетом («Успеть за 45 минут»).
9. Базы данных («Экономист»).
10. Web-дизайн («Дизайн-бюро»).
11. Google docs («Школьная конференция»).
12. 3D (опционально), («Архитектурное бюро»).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приказ МО РФ от 18.07.2002 № 2783).
2. Иванова Т. В. Формирование у будущих учителей иностранного языка умений использовать активные формы обучения: Дисс. ... канд. пед. наук. - Уфа, 2000. -197 с. П
Преподаватель |_
1 / 2011