ДИСЦИПЛИНА «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ» В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И.К. Кондаурова, О.С. Кочегарова
В статье предложен авторский подход к построению преподавания дисциплины «Дополнительное математическое образование школьников», указано ее место в системе профессиональной подготовки будущих бакалавров педагогического образования.
Ключевые слова: дополнительное математическое образование школьников; профессиональная подготовка; бакалавр педагогического образования.
The subject "additional mathematical education of pupils" in the system of professional education of bachelors of pedagogical education. The article gives the professional approach to the teaching methods of the subject "Additional mathematical education of pupils", determines its place in the system of professional education of bachelors of pedagogical education.
Key words: additional mathematical education of pupils, professional education, bachelor of pedagogical education.
Общее образование - это совокупность знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, ценностных ориентиров, необходимых каждому человеку независимо от его профессии [1, с. 24]. Образование, которое призвано сохранить достигнутый уровень цивилизованности общества, принято считать основным. Активное освоение содержания, выходящего за пределы общеобразовательного стандарта, называется дополнительным образованием. С точки зрения возможностей каждого учебного предмета можно говорить о дополнительном предметном образовании. Под дополнительным матема-
тическим образованием школьников будем понимать систематическое освоение математических компетенций, не входящих в инвариант математического образования. По мнению Н.И. Мерли-ной, дополнительное математическое образование школьников - это образовательный процесс, имеющий свои педагогические технологии, формы и средства их реализации, по программам, дополняющим государственный стандарт средней школы [2, с. 6].
Один из возможных путей подготовки будущих бакалавров педагогического образования к организации дополнительного предметного образо-
вания может быть реализован посредством изучения дисциплины «Дополнительное математическое образование школьников».Целями освоения дис-циплиныявляются: развитие предметно-методической культуры и формирование готовности будущего бакалавра педагогического образования (профиль - математическое образование) к реализации дополнительного математического образования школьников.
Дисциплина «Дополнительное математическое образование школьников» входит в вариативную часть профессионального цикла (6-7 семестры). Для ее успешного освоения необходимы знания, умения и компетенции, приобретенные студентами при изучении дисциплин: «Элементарная математика» (1-4 семестры), «Методика обучения и воспитания (математика)» (3-5 семестры), «Введение в систему математического образования России» (1 семестр), «Педагогика» (1-2 семестры), «Психология» (1-2 семестры), «Современные формы и средства обучения математике» (5-6 семестры), «Инновационные технологии обучения математике» (5-6 семестры), «Методика обучения математике детей с особыми образовательными потребностями» (6-7 семестры), «Методика и технология профильного обучения математике» (6-7 семестры). Освоение дисциплины «Дополнительное математическое образование школьников» является основанием для успешного изучения дисциплины «Основы культурно-просветительской деятельности» (8 семестр) и эффективного прохождения производственной практики (7 семестр).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
1) Знать: ценностные основы дополнительного математического образования, его сущность и особенности
организации; взаимосвязи основного и дополнительного образовательных компонентов, специфику различных типов образовательных учреждений.
2) Уметь: разрабатывать и реали-зовывать образовательные программы дополнительного математического образования, аргументировано отбирать формы организации деятельности детей, обоснованно выбирать технологический инструментарий для реализации и управления образовательным процессом в соответствии с возрастными, интеллектуальными и другими особенностями контингента.
3) Владеть: способами осуществления психолого-педагогической поддержки и методического сопровождения учащихся; способами проектной и инновационной деятельности в образовании; способами ориентации в профессиональных источниках информации; способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса; способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.
Общая трудоемкость дисциплины «Дополнительное математическое образование школьников» составляет 7 зачетных единиц, 252 часа.
Приведем примерное содержание дисциплины [3] .
1. Дополнительное образование школьников: традиции и современность (основные понятия и нормативно-документальное обеспечение; формирование отечественной системы дополнительного образования детей; место дополнительного образования в системе общего образования; учреждения дополнительного образования; основные модели организации допол-
нительного образования школьников в РФ; педагогические программы дополнительного образования).
2. Внеклассная, внешкольная работа и дополнительное образование школьников по математике (цели, содержание, типы, виды и основные формы внеклассной работы по математике; методические рекомендации по организации внеклассной работы с отстающими учащимися и школьниками, проявляющими интерес к математике; индивидуальная, групповая и массовая внеклассная работа; цели, содержание и основные формы внешкольной работы по математике; развитие учащихся на внешкольных занятиях по математике; структура, цели и формы дополнительного математического образования школьников; история развития и современное состояние отечественного дополнительного математического образования школьников; общие черты и характерные отличия основного, дополнительного образования и внеклассной работы по предмету; особенности организации дополнительного математического образования детей разных возрастных групп).
3. Математический кружок (группа, студия) (роль, цели и задачи кружка (группы, студии); организационные вопросы частоты и периодичности занятий, формы работы на кружке (в группе, студии); планирование работы кружка (группы, студии), подготовка и проведение занятий, организация выступлений членов кружка (группы, студии); выбор материала, первое и заключительное заседание кружка (группы, студии); накопление материалов занятий кружка и др.; разработка тематики занятий математического кружка (группы, студии) с учетом возрастных особенностей учащихся; обеспечение преемственности в работе математи-
ческого кружка (группы, студии); разновозрастные математические кружки (группы, студии).
4. Система факультативных занятий и спецкурсов (история появления, общая характеристика, цели и содержание спецкурсов и факультативных занятий; разработка программы факультативного курса и спецкурса; подбор и анализ учебных пособий для занятий; разработка содержания и методика проведения факультатива и спецкурса; методы сообщения нового материала; системы упражнений, вопросов и задач, предлагаемых учащимся в соответствии с дидактическими целями занятий; организация самостоятельной работы учащихся; активизация их мыслительной деятельности; контроль за работой учащихся на занятиях; система оценок, поощрений и порицаний; связь с курсом школьной математики; специфика организации спецкурсов и факультатив ных занятий по математике для учащихся разных возрастных групп; математические факультативы, спецкурсы и вопросы подготовки учащихся к ЕГЭ).
5. Математические игры и развлечения (цели, задачи и теоретико-методологические аспекты игровой технологии; структурные элементы игры; классификации игр; целесообразность использования игровой формы занятий в системе дополнительного математического образования с учащимися разных возрастов; условия, при которых игровые формы эффективны; описание и методика организации различных игр).
6. Математические соревнования, конкурсы, фестивали (описание и методика организации различных математических соревнований (математические бои, конкурсы, игры, турниры, карусели, регаты; математические олимпиа-
ды; математические эстафеты, викторины; математическое ориентирование); интеллектуальные марафоны; математические фестивали; целесообразность использования указанных разновидностей соревнований в системе дополнительного математического образования с учащимися разных возрастов).
7. Математические олимпиады (значение олимпиад для развития способностей, мышления и расширения математического кругозора учащихся; история возникновения и распространения математических олимпиад; традиционные математические олимпиады; нестандартные олимпиады по математике; олимпиады для абитуриентов; многоуровневые, устные олимпиады; особенности олимпиадных задач; работа по подбору и составлению олим-пиадных задач; критерии оценки за их решение; подготовка материалов для проведения олимпиад в 5-11 классах).
8. Школьная математическая печать (роль школьной математической печати в расширении математического кругозора учащихся; различные формы школьной математической печати (математическая стенная газета, математический листок, журнал математического кружка, тематический стенд и математический уголок в кабинете математики, альбом с решением задач повышенной сложности, задач олим-пиадного характера, занимательных задач и задач для поступающих в вузы, календарь знаменательных дат, фотогазета, выставка, учебный иллюстративный журнал и др.); система методических требований к различным формам математической печати (цели выпуска, название, содержание, оформление, периодичность выпуска, работа над ее составлением); разработка тематики математических газет на один год для учащихся одного из классов).
9. Дополнительное чтение математической литературы (роль дополнительного чтения математической литературы в повышении у учащихся интереса к предмету, в углублении их знаний, в приобретении навыков самостоятельной работы с книгой; анализ трудностей, связанных с чтением математической литературы, и составление методических рекомендаций по организации дополнительного чтения; составление рекомендаций для учащихся по работе с математической литературой; подготовка перечня книг для дополнительного чтения по с краткими аннотациями; конференция по дополнительно прочитанным книгам).
10. Математические вечера (роль вечеров в повышении интереса школьников к математике; воспитательное значение вечеров; классификации вечеров; подготовка вечера (организация, подбор материала, оформление); особенности проведения математических вечеров для учащихся разных возрастных групп, выбор тематики, использование ТСО и средств наглядности; разработка тематики вечеров, а также сценария одного из них).
11. Учебно-исследовательская деятельность школьников в системе дополнительного предметного образования. Научные общества учащихся. Научно-практические конференции (учебно-исследовательская деятельность школьников на уроках и в системе дополнительного предметного образования; виды учебных исследований; организация учебно-исследовательской деятельности учащихся; роль сетевого взаимодействия образовательных учреждений в организации учебно-исследовательской деятельности школьников; способы оценки результатов учебно-исследовательской деятельнос-
ти учащихся; научные общества учащихся: положение, цели, задачи, структура, устав; основные направления и формы работы научного общества учащихся (секция, лаборатория, клуб, студия, мастерская); школьный математический клуб; научно-практические конференции школьников).
12. Недели (декады) математики (задачи, содержание и структура математической недели (декады); значение конкурсов по решению задач, стенной печати, докладов, игр и других форм работы в период математической недели (декады); особенности ее проведения с учащимися разного возраста; составление развернутого плана проведения математической недели (декады); разработка сценария одного из мероприятий).
13. Центры дополнительного математического образования школьников (центр дополнительного математического образования как одна из форм работы с учащимися в системе дополнительного математического образования; наиболее известные центры: цели, структура, обобщение опыта работы).
14. Очные, очно-заочные, заочные и каникулярные математические школы и лагеря (очные, очно-заочные, заочные и каникулярные математические школы и лагеря как одна из форм работы с учащимися в системе дополнительного математического образования; цели данной формы работы; существующие классификации; формы проведения занятий; организация работы наиболее известных школ и лагерей).
15. Репетиторское образование школьников. Тьюторство. Менторство. Гувернерство. Самообучение (репетиторство как одна из форм работы с учащимися в системе дополнительного математического образования; ее
основные цели; формы проведения занятий; организация репетиторской работы на основе изучения регионального опыта; составление плана и подбор материалов для занятий с учащимися; тьюторство, менторство, гувернерство, самообучение).
16. Подготовительные курсы (подготовительные курсы для поступающих в вузы как одна из форм работы с учащимися в системе дополнительного математического образования; ее основные цели; виды и формы подготовительных курсов; основные формы проведения занятий; организация работы подготовительных курсов на основе изучения регионального опыта; составление плана и подбор материалов для занятий с учащимися).
17. Дистанционные формы дополнительного математического образования школьников (образовательный веб-квест; дистанционные игровые турниры, конкурсы и проекты; дистанционные математические олимпиады, предметные недели; интернет-карусель по математике; веб- и чат-занятия; дистанционные лекции).
18. Проектная деятельность учащихся в системе дополнительного математического образования (цели, задачи и теоретико-методологические основы технологии проектного обучения; классификация типов проектов; этапы работы над проектом; экспертная оценка проекта; организация проектной деятельности школьников в системе дополнительного математического образования).
19. Специфика дополнительного математического образования школьников в условиях предпрофильной и профильной подготовки (сущностные характеристики профильного обучения; реализация дополнительного предметного образования школьников
в условиях предпрофильной и профильной подготовки; профильное Интернет-обучение школьников).
20. Дополнительное математическое образование школьников с особыми образовательными потребностями (дополнительное математическое образование одаренных школьников; специфика работы с детьми с дисгармоничным развитием и трудностями в освоении учебных программ).
Для формирования у студентов качественных знаний, прочных умений и навыков, помимо общепринятых форм учебной работы (лекций, практических занятий и т.д.), необходимо применять и другие формы обучения, например, самостоятельную работу. В качестве примера приведем учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов по нескольким темам курса [4, с.7-8,12].
Задания к теме: «Математические игры и развлечения».
1. Ознакомьтесь с опытом использования игровых технологий одного из организаторов дополнительного математического образования школьников вашего региона. Обобщите изученный опыт в форме краткого отчета.
2. Разработайте авторскую игру с правилами с учетом возрастных особенностей учащихся. Составьте план-конспект занятия, на котором эта игра может быть реализована. Изготовьте необходимые наглядные пособия и дидактические материалы.
3. Используя математическое содержание одной из тем школьного курса математики, разработайте авторскую ролевую игру. Составьте план-конспект занятия, на котором эта игра может быть реализована. Изготовьте необходимые наглядные пособия и дидактические материалы.
4. Проанализируйте материалы пособия Ремчуковой И.Б. «Математика. 5-8 классы: игровые технологии на уроках» (Волгоград, 2007 г.). Продумайте возможность осуществления дополнительного математического образования школьников в форме долгосрочной системы интеллектуальных игр. Составьте игровой проект на учебный год (цели игры; задачи игры; правила игры; технология проведения игры; примеры игровых занятий).
Задания к теме: «Центры дополнительного математического образования школьников».
1. Ознакомьтесь с опытом работы одного из Центров дополнительного математического образования школьников вашего региона. Проанализировав полученную информацию, сделайте выводы об основных тенденциях, динамике и перспективах его развития. Обобщите изученный опыт.
2. Ответьте на вопросы: «Каков педагогический потенциал традиционных видов учреждений дополнительного математического образования? Какие цели дополнительного математического образования не могут быть эффективно достигнуты в учреждениях традиционных видов? Какой новый вид учреждения дополнительного математического образования необходимо создать для достижения конкретной нереализованной в традиционном виде образовательного учреждения цели? Насколько целесообразно открытие новых видов учреждений дополнительного математического образования в вашем регионе?»
При изучении дисциплины предусмотрено выполнение трех контрольных работ. Контрольные работы состоят из двух частей. В первой части излагаются теоретические основы темы работы.
Вторая, практическая, часть работы представлена соответствующей методической разработкой. Источниками информации для студента при написании контрольных работ могут служить отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, учебные и учебно-методические пособия), периодические издания, материалы научных конференций и семинаров, различные Интернет-ресурсы, а также беседы с учителями и учеными.
Охарактеризуем содержание контрольной работы по теме «Неделя математики».
1. Ознакомьтесь с опытом работы одного из организаторов дополнительного математического образования школьников вашего региона по проведению недель математики. Обобщите изученный опыт.
2. Обоснуйте выбор темы недели математики.
3. Составьте развернутый план проведения недели.
4. Разработайте подробные сценарии по одному мероприятию для учащихся каждой возрастной группы (1-4, 5-6, 7-9, 10-11 классы).
В заключение приведем перечень источников информации, который можно предложить будущим бакалаврам педагогического образования для подготовки к промежуточной и итоговой аттестации. В качестве основной литературы можно использовать приведенный в конце статьи библиографический список. Для получения дополнительной информации следует обратиться к журналам: «Внешкольник», «Математика в школе», «Квант», газета «Математика» (приложение к газете «Первое сентября»); учебникам математики для уча-
щихся 1-11 классов; интернет-ресурсам (http://www.1september.ru/ - сайт ИД «1 сентября», http://allmath.ru/ - математический портал, http://www.edu. ru/ - образовательный портал «Российское образование», http://www.e-joe.ru/
- электронный научно-практический журнал «Открытое образование» по инновационным технологиям в образовании, http://www.kengyry.com/ - сайт всероссийской олимпиады по математике для школьников «Кенгуру», http:// www.openet.edu.ru/ - Российский портал открытого образования, http://www. portal-school.ru - единый государственный школьный портал, разработанный в рамках реализации национального проекта «Образование», http://www. prosv.ru/ - сайт ИД «Просвещение», http://www.school.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал, http:// www.StudyGuide.ru - все об образовании в России, http://www.ucheba.com/
- информационный образовательный портал «Учеба» и др.).
Литература:
1. Дополнительное образование детей. М.: ВЛАДОС, 2000. 256 с.
2. Мерлина Н.И. Дополнительное математическое образование школьников и современная школа. М.: Гелиос АРВ, 2000. 180 с.
3. Кондаурова И.К. Дополнительное математическое образование школьников: учебно-методическое пособие. Саратов: ИЦ «Наука», 2010. 192 с.
4. Кондаурова И.К., Кочега-рова О.С., Терновая Н.А. Дополнительное математическое образование школьников: дидактический практикум. Саратов: ИЦ «Наука», 2010. 120 с.