ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Научная статья УДК 378.147.88
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-2-278-282 NIION: 2015-0066-2/22-317 MOSURED: 77/27-011-2022-02-516
Применение идеомоторных тренировок в огневой подготовке
Андрей Юрьевич Нестеров1, Яна Андреевна Хорошавина2
1 2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
1 a.u.nesterov@gmail.com
2 yana.khoroshavina2000@gmail.com
Аннотация. В статье рассматривается сущность и этапы идеомоторных тренировок, активное использование которых в огневой подготовке будет способствовать приведению в готовность всего психофизического аппарата обучающихся и созданию оптимального состояния при реализации полученных навыков и создаст возможность уверенно применять их в самых разнообразных условиях оперативно-служебной деятельности. Внедрение их в образовательный процесс позволит повысить показатели результатов стрельб, эмоциональную устойчивость, потенциал стрелка и, в целом, уровень профессиональной подготовленности.
Ключевые слова: профессиональная служебная и физическая подготовка, огневая подготовка, идеомотор-ная тренировка, стрельба, идеомоторика, образовательный процесс
Для цитирования: Нестеров А. Ю., Хорошавина Я. А. Применение идеомоторных тренировок в огневой подготовке // Вестник экономической безопасности. 2022. № 2. С. 278-282. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-2-278-282.
Original article
The use of ideomotor training in fire training
Andrey Yu. Nesterov1, Yana A. Khoroshavina2
1 2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia
1 a.u.nesterov@gmail.com
2 yana.khoroshavina2000@gmail.com
Abstract. The article examines the essence and stages of ideomotor training, the active use of which in fire training will help to bring the entire psychophysical apparatus of students into readiness and create an optimal state when implementing the acquired skills and will create the opportunity to confidently apply them in a wide variety of operational and service activities. Their introduction into the educational process will improve the performance of shooting results, emotional stability, the potential of the shooter and, in general, the level of professional preparedness.
Keywords: professional service and physical training, fire training, ideomotor training, shooting, ideomotor, educational process
For citation: Nesterov A. Yu., Khoroshavina Ya. A. The use of ideomotor training in fire training. Bulletin of economic security. 2022;(2):278-82. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-2-278-282.
На расширенном заседании коллегии МВД России 17 февраля 2022 года Министр внутренних дел Российской Федерации генерал полиции Российской Федерации Владимир Александрович Колокольцев отдельно остановился на приоритетных вопросах кадрового обеспечения, одним из которых является совершенствование профессиональной подготовки личного состава.
© Нестеров А. Ю., Хорошавина Я. А., 2022
Важной составляющей частью профессиональной служебной и физической подготовки является огневая подготовка, которая обеспечивает способность сотрудников ОВД осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению правонарушителей, правомерно, эффективно применять и использовать табельное оружие, обеспечивать личную безопасность и без-
опасность граждан в процессе решения служебных задач [1, п. 3.4.1, ПК 1.5].
Успешное выполнение сотрудником ОВД своих служебных обязанностей, связанных с применением огнестрельного оружия, во многом зависит от уровня его комплексной подготовленности: физической, технической, тактической и психологической [2, с. 326]. Работа психики зависит от уверенности человека в себе, возможности компетентно осуществлять свои функции через трансляцию на предстоящую работу с оружием.
Современные психологические разработки не обошли стороной и огневую подготовку, они нашли свое отражение в методических рекомендациях, наставлениях и специальной литературе.
Методические приемы, используемые для повышения результативности и эффективности обучения стрельбе в огневой подготовке многообразны и многочисленны и напрямую зависят от деятельности самого стрелка [3, с. 24].
Важной составной частью психологической подготовки стрелка является идеомоторная тренировка, представляющая собой воспроизведение в подсознании человеком ранее изученных им действий и приемов, связанных с огнестрельным оружием. Она направлена на закрепление двигательных навыков и поддержание у стрелка состояния постоянной готовности к эффективному применению оружия и качественному выполнению стрелкового упражнения. Применение идеомоторной тренировки в ходе обучения позволяет стрелкам выработать способность четкого представления в своем сознании отдельных элементов техники стрельбы, тонко анализировать возникающие при этом мышечно-двигательные, зрительные и другие ощущения, выработать внимание и быстроту реакции и способствует реализации наиболее совершенной техники стрельбы в условиях стрессовых ситуаций.
Идеомоторные тренировки (иными словами мысленные) исследовались и разрабатывались учеными в области физиологии и психологии [4, с. 216], ведь данное действие сочетает в себе не только мыслительную деятельность человека, но и его мышечное напряжение. Сущность идеомоторной тренировки заключается в наиболее полном мысленном представлении своих действий, представлении о реально выполняемом движении, о приобретении того или иного навыка, всестороннее воспроизведение в сознании человека совершаемых действий, а после последовательное выполнение этих действий на практике. При использовании такого вида тренировок в центральной нервной системе человека при воображении определенных двигательных действий возникают импульсы, близкие к тем, что возникают в момент непосредственного выполнения двигательных действий.
Получая такие сигналы (однако они будут чуть слабее, чем при реальном выполнении действия) тело активизирует мышцы, используемые при выполнении тех или иных двигательных действий. Явление, при котором данное мысленное воздействие воображения человека побуждает реальные мышечные сокращения (непроизвольные) называется идеомоторным актом. При регулярном использовании техник и формул идеомоторной тренировки возможно добиться повышения навыка, в нашем случае стрельбы, ведь идеомоторика закрепляет в памяти образ действия, оттачивает движения, что в последующем помогает стрелку воспроизвести все отработанные мысленные образы при реальной стрельбе.
Конечно, использование лишь мысленных тренировок недостаточно для освоения навыка стрельбы из огнестрельного оружия. Данная методика служит лишь вспомогательным инструментом в более быстром, эффективном и устойчивом закреплении навыка производства выстрела. На каждой стадии изучения техники производства прицельного выстрела необходимо реальное, осознанное внимание и анализ мышечной работы (испытываемых ощущениях). Это необходимо для формирования у обучающихся понимания, какое усилие и движение необходимо произвести для правильного выполнения стрелкового упражнения.
Необходимо предварительное обучение стрелков первичным методикам и формулам идеомоторики, чтобы они уверенно и четко ориентировались в своих ощущениях. Если обучающийся заинтересован в этом и будет прилагать достаточно усилий, то ему понадобится две-три недели на освоение вышеуказанных идеомоторных техник.
Для формирования определенной последовательности действий специалист по огневой подготовке должен акцентировать внимание стрелков на конкретных мышечных движениях и ощущениях. Ведь чаще всего при стрельбе обучающиеся фокусируются лишь на конечном результате (попадании в мишень, секторе, пробоине) упуская из своего внимания все предшествующие действия при производстве выстрела (наведение оружия в цель, контроль соотношения мушки с целиком, плавное нажатие на спусковой крючок, формирование и удержание хвата и т. д.).
Многократно воспроизводимый обучающимся мысленный образ своих действий, его тактика и техника выполнения также являются идеомоторной тренировкой. Согласно исследованиям А. Ц. Пуни [5, с. 60] и П. Ф. Лесгафта [6, с. 134] данный метод тренировки обеспечивает рост показателей результативности и освоения навыка, а также позволяет улучшить точность движений более чем на 30 %.
Для успешного выполнения стрелкового упражнения и демонстрации наивысшего результата необ-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ходимо структурировать свои мыслительные и мышечные действия и разделить их на этапы. Итак, рассмотрим основные этапы идеомоторной тренировки, используемой как в подготовке спортсменов-стрелков, так и в огневой подготовке сотрудников полиции:
1. Разминка. На данном этапе обучающимся следует подготовить свой опорно-двигательный аппарат, сердечнососудистую систему, эмоциональное состояние к выполнению определенных действий, связанных с выполнением стрелкового упражнения, чтобы с началом выполнения конкретных движений организм смог физически легко включиться в работу. Что касается психической составляющей, то на данном этапе формируется образ в общем виде, чтобы обучающийся представлял, что ему предстоит выполнить и провел соответствующую мышечную разминку.
2. Наглядный пример. Мысленный образ на этом этапе формируется и прорабатывается в сознании обучающихся более детально, точно представляется последовательность движений. Преобладает использование мультимедиа и иных материалов, например фотографии, схемы движений, видеоролики.
3. Изображение в сознании. Мысленный образ движения воспроизводится в сознании обучающегося в идеальном формате. Для повышения эффективности данного этапа ему необходимо закрыть глаза, расслабиться, и воспроизвести движение и желаемый результат стрельбы в своем сознании наиболее точно и ярко. С первой попытки данное мыслительное действие может не получиться, однако, необходимо просто попытаться сконцентрировать внимание на отдельных стадиях движения или же попробовать изучить проблему с позиции психического аппарата самого обучающегося. Данный этап является обязательным, не освоив данное мыслительное действие нельзя переходить к следующему этапу, следует продолжать попытки пока не будет достигнуто желаемого результата.
4. Проверка соответствия длительности представляемого движения его реальному выполнению. Обычно мыслительные действия производятся куда быстрее реального выполнения одного и того же стрелкового упражнения. На данном этапе необходимо добиться синхронизации мыслительных процессов с двигательными по времени исполнения. В зависимости от сложности выполняемого стрелкового упражнения допустимо различие до 2-3 секунд, однако если упражнение строго ограничено временными рамками и данное отступление ощутимо влияет на результат, то время должно совпадать точно (до десятых долей секунды). Лишь после того, как будет достигнута необходимая степень синхронности между мысленным образом движения и его реальным выполнением, можно переходить к следующему этапу.
5. Перевод мыслей в мышцы, налаживание нейронных связей между мозгом и мышцами. На данном
этапе к мыслительным действиям подключается имитация. Сначала все движения выполняются медленно и аккуратно, фокусируясь на ощущениях. Далее подключаются мыслительные образы. Мысленно используются только те группы мышц, которые задействованы в выполнении определенного движения и упражнения в целом. Желательно, чтобы при этом возникали незначительные, самые начальные движения в соответствующих мышцах, это будет свидетельствовать о налаживании нужных связей между мозгом и мышцами.
6. Структурирование движений. На данном этапе производится формирование цепочки последовательных действий и опорных элементов. Применительно к огневой подготовке, можно выделить несколько опорных элементов, требующих повышенного внимания и контроля. Например, это изготовка, хват, сопоставление мушки с целиком, плавное нажатие на спусковой крючок. Выполнение данных элементов чаще всего сопряжено с совершением ошибок, именно поэтому мысленный образ данных элементов подлежит тщательной обработке и контролю со стороны самого обучающегося.
7. Название опорных элементов. Правильно подобранные слова, детальное рассмотрение и представление опорного элемента, помогают добиться наивысшей эффективности использования идеомо-торных тренировок. Подбирая слова, правильнее ориентироваться на особенности речи отдельного обучающегося. Например, кому-то удобно один из опорных элементов (изготовку стоя) описывать так: «колени чуть согнуты, носки в стороны», а специалисту или опытному стрелку видится название элемента так: «ведущая нога чуть спереди, стою очень устойчиво и статично». Однако если навязать мысленный образ преподавателя обучающемуся, то это может вызвать потерю связи мозга и мышц, не будет достигнуто необходимое физическое ощущение. Целесообразнее на данном этапе проводить индивидуальную работу с каждым обучающимся, и тогда данные процессы помогут улучшить стрельбу.
Рассмотрев сущность и этапы идеомоторных тренировок, можно сделать вывод о том, что активное использование в огневой подготовке идеомоторной тренировки будет способствовать приведению в готовность всего психофизического аппарата обучающихся, к тому же создаст оптимальное состояние при реализации полученных навыков. Идеомотори-ка не заменяет реального выполнения упражнений стрельб, необходимого настрела из боевого оружия и оттачивания навыка стрельбы, но ее использование дает некоторые преимущества.
Чаще всего при производстве выстрела мысли обучающегося занимает желаемый результат стрельбы (максимально возможное количество набранных оч-
ков или высокая кучность стрельбы), это негативно сказывается на самом процессе выстрела, совершаются распространенные ошибки, и применение иде-омоторных тренировок в данном случае поможет их избежать [7, с. 716].
В процессе регулярных идеомоторных тренировок у обучающихся должны закрепиться следующие качества:
- умение воздействовать на свое психическое состояние, адекватно реагировать на разнообразные посторонние факторы, в том числе, негативные, мешающие производству правильного и точного выстрела;
- возможность концентрироваться и сосредотачиваться на эффективном поражении цели;
- смелость и решительность, уверенность в действиях, связанных с применением оружия;
- адаптация центральной нервной системы к воздействию неблагоприятных факторов, могущих влиять на результат стрельбы.
Внедрение идеомоторной тренировки в образовательный процесс позволит повысить показатели результатов стрельб, эмоциональную устойчивость, потенциал стрелка и, в целом, уровень профессиональной подготовленности. Использование идеомо-торных тренировок позволит сформировать больше навыков за более короткий срок и создаст возможность уверенно применять их в самых разнообразных условиях оперативно-служебной деятельности, в которых может находиться сотрудник в процессе выполнения своих профессиональных обязанностей, а также позволит повысить планку своего возможного максимума в воображении и генерировать его в реальность.
Список источников
1. Проект Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 «Правоохранительная деятельность» (подготовлен Минобрнауки России 17.08.2018).
2. Таран А. Н., Бойков А. А. Психофизиологические особенности огневой подготовки курсантов в учебных заведениях МВД России // Общество и право. № 1 (47), 2014. С. 325-329.
3. Белкин, А. А. Эффект идеомоторной настройки укрепления психологической устойчивости спортсмена // Теория и практика физической культуры // 2012. № 2. С. 23-28.
4. Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психологические технологии управления состоянием человека. М. : Смысл, 2009. 311 с.
5. Пуни А. Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте : М. : Физкультура и спорт, 1969. 88 с.
6. Лесгафт П. Ф «Избранные педагогические сочинения» / сост. И. Н. Решетень. М., 1990. С. 134— 145.
7. Амбарцумов Н. А., Блеер А. Н., Покотило М. Г. Психологические факторы повышения результативности в стендовой стрельбе на круглом стенде (с учетом визуализации). К. : Молодой ученый, 2014. № 4 (63). С. 716-722.
References
1. Draft Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation «On approval of the Federal State educational standard of secondary vocational education in the specialty 40.02.02 «Law Enforcement» (prepared by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation on 17.08.2018).
2. Taran A. N., Boikov A. A. Psychophysiological features of fire training of cadets in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Society and law. № 1 (47), 2014. P. 325-329.
3. Belkin, A. A. The effect of ideomotor tuning to strengthen the psychological stability of an athlete // Theory and practice of physical culture // 2012. No. 2. P. 23-28.
4. Leonova A. B., Kuznetsova A. S. Psychological technologies of human condition management. M. : Sense, 2009. 311 p.
5. Puni A. Ts. Psychological preparation for competition in sports : M. : Physical culture and sport, 1969. 88 p.
6. Lesgaft P. F. «Selected pedagogical works» / comp. I. N. Resheten. M., 1990. P. 134-145.
7. Ambartsumov N. A., Bleer A. N., Pokotilo M. G. Psychological factors of performance improvement in bench shooting on a round stand (taking into account visualization). K. : Young scientist, 2014. № 4 (63). P. 716-722.
Библиографический список
1. Калашников К. П. Формирование профессионально-личностных качеств у курсантов образовательных организаций МВД России в условиях обучения и физического воспитания : монография / К. П. Калашников, Н. Н. Маркелов, С. Н. Тихомиров, Ю. Ф. Подлипняк. Рязань. 2019. 188 с.
2. Куров А. И. Мотивационная направленность занятий специальной физической подготовки // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2016. № 1/31. С. 182-186.
3. Пуни А. Ц. Волевая подготовка в спорте : М. : ФиС, 1969. 191 с.
4. Ратов И. П. Методология концепции «искусственная управляющая среда» и перспективы ее практической реализации в процессе подготовки спортсменов // Методологические проблемы со-
вершенствования системы спортивной подготовки квалифицированных спортсменов : cборник трудов ВНИИФК. М., 1984. С. 127-145.
5. Сопов В. Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте. М., 2010. 120 с.
6. Таран А. Н., Бойков А. А. Психофизиологические особенности огневой подготовки курсантов в учебных заведениях МВД России // Общество и право. № 1 (47), 2014. С. 325-329.
7. Украинский С. В. Методические, педагогические, психологические и социальные аспекты профессионального обучения (профессиональной подготовки) сотрудников полиции // Общество и право. 2015. № 4. С. 316-318.
8. Шевченко И. А., Мамонтов Д. Ю. Некоторые методические приемы подготовки стрелка активным действиям в экстремальных ситуациях / Общество и личность : гуманистические тенденции в развитии современного общества (памяти профессора Е. Н. Ши-янова) : материалы V Международной научно-практической конференции. Ставрополь, 2017. С. 93-97.
Bibliographic list
1. Kalashnikov K.P. Formation of professional and personal qualities in cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the conditions of training and physical education : monograph / K. P. Kalashnikov, N. N. Markelov, S. N. Tikhomirov, Yu. F. Podlipnyak. Ryazan. 2019. 188 p.
2. Kurov A. I. Motivational orientation of special physical training classes // Bulletin of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. No. 1/31. P. 182-186.
3. Puni A. Ts. Volitional training in sports : M. : FiS, 1969. 191 p.
4. Ratov I. P. Methodology of the concept of «artificial control environment» and prospects for its practical implementation in the process of training athletes // Methodological problems of improving the system of sports training of qualified athletes : Proceedings of VNIIFK. M., 1984. P. 127-145.
5. Sopov V. F. Theory and methodology of psychological training in modern sports. M., 2010. 120 p.
6. Taran A. N., Boikov A. A. Psychophysiological features of fire training of cadets in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Society and law. № 1 (47), 2014. P. 325-329.
7. Ukrainsky S. V. Methodological, pedagogical, psychological and social aspects of vocational training (professional training) of police officers // Society and Law. 2015. No. 4. P. 316-318.
8. Shevchenko I. A., Mamontov D. Yu. Some methodological methods of preparing a shooter for active actions in extreme situations / Society and personality: humanistic trends in the development of modern society (in memory of Professor E. N. Shiyanov) : materials of the V International Scientific and Practical Conference. Stavropol, 2017. P. 93-97.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Информация об авторах
А. Ю. Нестеров - заместитель начальника кафедры огневой подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, мастер спорта СССР по стрельбе из табельного оружия;
Я. А. Хорошавина - курсант факультета подготовки сотрудников для подразделений по охране общественного порядка Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, мастер спорта России по лыжным гонкам.
Information about the authors
A. Yu. Nesterov - Deputy Head of the Department of Fire training of the educational and scientific complex of special training of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Master of sports of USSR in shooting from combat weapons;
Ya. A. Khoroshavina - a cadet of the Faculty of Staff Training for public order units of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Master of Sports of Russia in cross-country skiing.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 28.02.2022; одобрена после рецензирования 25.04.2022; принята к публикации 01.06.2022.
The article was submitted 28.02.2022; approved after reviewing 25.04.2022; accepted for publication 01.06.2022.