Научная статья на тему 'Применение и исполнение норм международных договоров Российской Федерации в системе внутригосударственного права'

Применение и исполнение норм международных договоров Российской Федерации в системе внутригосударственного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3239
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ГРАЖДАНСКИЙ ОБОРОТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аюева Л. Г.

Весьма актуальным в юридической науке является вопрос о механизме действия норм международных договоров Российской Федерации в российском праве, их согласованности с другими внутригосударственными нормативно-правовыми актами. Автор приходит к выводу, что правильное решение проблемы соотношения международных договоров и национального права может быть дано путем выяснения реальных связей между ними не только в процессе формирования договорных норм международного права, но и в процессе применения и исполнения международных договоров РФ в системе внутригосударственного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение и исполнение норм международных договоров Российской Федерации в системе внутригосударственного права»

Аюева Л.Г.

Применение и исполнение норм международных договоров Российской Федерации в системе внутригосударственного права

Весьма актуальным в юридической науке является вопрос о механизме действия норм международных договоров Российской Федерации в российском праве, их согласованности с другими внутригосударственными нормативно-правовыми актами. В российской правовой доктрине единого мнения по данному вопросу нет, ученые по-разному называют механизм реализации норм международного права во внутригосударственном праве: «трансформация», «имплементация», «инкорпорация», «рецепция» и т.п.

Так, сторонники теории трансформации (Е.Т. Усенко, С.В. Черниченко, Г.К. Дмитриева, В.К. Каланда и др.) утверждают, что для придания нормам международного права юридической силы внутри государства необходимо издание внутригосударственного нормативно-правового акта.

Критикуя эту концепцию, профессор Ю.В. Трунцевский и А.А. Цветков указывают, что термин «"трансформация" в применении его к соотношению внутригосударственного и международного права следует признать неудачным и вредным для правового осмысления и закрепления международных интеграционных процессов» [1, с. 29].

По справедливому утверждению профессора А.Н. Талалаева, международно-правовые акты и содержащиеся в них нормы «стали актами и нормами прямого действия и не требуют трансформации во внутригосударственные акты.

Сложнейший вопрос, который при этом возникает, заключается в установлении иерархии юридической силы в процессе применения и исполнения этих норм в системе внутригосударственного права» [2, с. 11].

Международная практика свидетельствует о том, что Россия и многие другие государства непосредственно применяют заключенные ими международные договоры во внутригосударственной сфере. Нормы международного права становятся частью правовой системы России в силу Конституции РФ 1993 г. (ч. 4 ст. 15) и других нормативно-правовых актов отраслевого законодательства. Поскольку право и законодательство входят в правовую систему, постольку международные договоры являются частью правовой системы и регулируют как международно-правовые, так и внутригосударственные отношения. Поэтому международные договоры можно считать не только источниками международного, но и внутригосударственного права. Во многих отраслях российского права нормы международных договоров могут применяться непосредственно в силу их самоисполнимого характера (конституционное, административное, уголовно-исполнительное право, уголовный процесс и др.).

К сожалению, следует признать, что, несмотря на включение международных договоров РФ в российскую правовую систему, процесс применения норм международного права находится пока еще в стадии становления. До сих пор органы государственной власти Российской Федерации, в том числе правоохранительные органы, пока не создали четкого механизма в отношении использования норм международного права во внутреннем праве. Поэтому возникает необходимость в принятии официальных рекомендаций по применению международных договоров в судебной практике, деятельности органов внутренних дел и других правоохранительных органов. «Эффективность реализации норм международного права, - отмечает О.Н.Малиновский, - во многом зависит от деятельности работников правоприменительных органов и, в первую очередь, от судей, их правовой активности, знания международно-правового материала, наличия психологических установок на непосредственное применение норм международного права» [3, с. 23].

Для широкого и правильного применения судами и правоохранительными органами международных договоров РФ необходимо обеспечить правоприменительные органы информацией о практике деятельности Европейского суда по правам человека, о заключенных Россией и обязательных для исполнения на территории нашей страны международных договорах в различных сферах сотрудничества, в том числе и по правовым вопросам. Необходимо ориентировать суды общей юрисдикции и арбитражные суды на применение не только международных договоров Российской Федерации, но и постановлений Европейского суда по правам человека.

Следует отметить, что в последнее время значи тельное распространение получила практика регулирования международными договорами внутригосударственных отношений в сфере защиты прав человека. Международные пакты о правах человека 1966 г., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. являются источниками российского права как универсальные договоры по защите прав человека и подлежат непосредственному применению.

Содержание Конституции России 1993 г. вполне соответствует международным стандартам в области прав человека, содержащимся в Пактах о правах человека 1966 г. и других международных договорах, которые признаны Российской Федерацией и являются актами прямого действия на территории нашей страны.

Вступление России в Совет Европы в 1996 г., ратификация Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и ряда протоколов к ней свидетельствуют о том, что этот международный договор стал важной составляющей частью правовой системы Российской Федерации. Европейская конвенция и протоколы к ней закрепляют фундаментальные права человека, в том числе право на свободу и личную неприкосновенность; право на справедливое судебное разбирательство; право каждого обвиняемого в совершении преступления на защиту адвоката; право на защиту от применения пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания; имущественные права; право на уважение частной и семейной жизни и др.

Важное значение для уголовного судопроизводства имеет ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод «Право на справедливое судебное разбирательство». Важнейшими элементами справедливого судопроизводства является презумпция невиновности (п. 2 ст. 6) и конкретные права обвиняемого (п. 3 ст. 6). Гарантии, предусмотренные ст. 6 Конвенции, полностью вписываются в рамки европейского публичного порядка в области основных прав человека и налагают на государства обязанность исполнять ее. Следует отметить, что ст. 6 касается не только уголовного, но и гражданского права. Конвенция обязывает государства обеспечить публичность как гражданского, так и уголовного судопроизводства, гарантировать справедливое судебное разбирательство для всех участников процесса.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в ст. 9 провозглашает уважение чести и достоинства личности одним из принципов уголовного судопроизводства, что соответствует международным стандартам в области прав человека.

Особое значение имеет Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г. Конвенция обязывает стран-участниц, в том числе и Россию, предоставлять полную информацию о местах лишения свободы, обеспечить доступ представителям Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания на свою территорию.

В связи с решением проблем борьбы с международным терроризмом, особую роль играют договоры о правовой помощи по уголовным, гражданским и семейным делам, которые имеют прямое действие на всей территории России. Развитие сотрудничества в рамках Совета Европы привело к развитию целой системы региональных международных договоров по оказанию правовой помощи. Так, в 1999 г. Российская Федерация ратифицировала Европейскую конвенцию о взаимной помощи по уголовным делам 1959 г. и протоколов к ней 1978 г. В современных условиях актуальность приобретают вопросы о проведении официальной систематизации международно-правовых актов по различным отраслям российского права. Так, профессор Ю.В.Трунцевский справедливо считает, что необходимо «разработать Международные основы уголовного законодательства применительно к Российской Федерации, которые могут служить руководящими принципами - рекомендациями при толковании уголовно-правовых норм» [4, с. 94].

Важную роль в единообразном применении права играют постановления Пленума Верховного суда РФ, т.к. они принимаются на основе обобщения судебной практики и способствуют выявлению недостатков в работе судебных органов. Постановление Пленума Верховного суда РФ № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» от 10 октября 2003 г. определяет процессуальные аспекты и материальные критерии непосредственного применения норм международного права [5, с. 2837].

Анализ судебной практики показывает, что число различных категорий уголовных, гражданских и административных дел разрешается на основе непосредственного применения норм, содержащихся в международных договорах России. Так, например, при вынесении судебных решений об усыновлении детей иностранными гражданами, о защите прав беженцев, избирательных и трудовых прав граждан и т.п. широко используются международные договоры, участницей которых является Российская Федерация.

Следует отметить богатую практику Конституционного суда РФ, который чаще других органов использует правила международных договоров наравне с правилами федеральных законов. Правоприменительная практика других судов свидетельствует о применении международных договоров, признанных Россией обязательными для исполнения по вопросам бюджетного, налогового, таможенного законодательства, обеспечения права собственности, авторского, патентного права.

Арбитражные суды в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, АПК РФ, Постановлением Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 11 июня 1999г. № 8 «О действии международных договоров РФ применительно к вопросам арбитражного процесса». В связи с этим весьма актуальны вопросы о сочетании международных договоров и внутригосударственных законов в

международном частном праве, которое регулирует отношения гражданско-правового характера с участием иностранных государств, иностранных юридических и физических лиц. Существует немало международных договоров, которые заключаются с целью унификации норм национального законодательства различных государств. К таким договорам относится Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., представляющая собой международную унификацию материально-правовых норм, регулирующих наиболее распространенный вид договора - куплю-продажу. Конвенция предназначена для регламентации международной купли-продажи товаров с целью ее развития и устранения существующих правовых барьеров. Все стороны, включая национальные и арбитражные суды, обязаны соблюдать ее международный характер и содействовать достижению единообразия в ее применении и соблюдении.

В связи с расширением торгово-экономического и таможенного сотрудничества России с зарубежными странами, участием иностранных юридических лиц в гражданском обороте на территории Российской Федерации особую значимость приобретают международные договоры по налоговым и таможенным вопросам. Ст. 7 части первой Налогового кодекса РФ содержит норму, в соответствии с которой, если в международном договоре РФ имеются положения, касающиеся налогообложения и сборов, и установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами о налогах и сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации. Налоговый кодекс РФ (ст. 7) устанавливает, что международный налоговый договор имеет в России большую юридическую силу, чем закон. Аналогичные нормы содержатся в ст. 7 ГК РФ. Эти положения касаются нормативно-правовых актов, регламентирующих таможенную деятельность. Активное участие России во Всемирной таможенной организации свидетельствует о включении нашей страны в систему международных таможенных отношений, решении важных вопросов таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности с целью неукоснительного соблюдения международных договоров, участницей которых является Российская Федерация.

Таким образом, правильное решение проблемы соотношения международных договоров и национального права может быть дано путем выяснения реальных связей между ними не только в процессе формирования договорных норм международного права, но и в процессе применения и исполнения международных договоров РФ в системе внутригосударственного права. Следует отметить, что, применяя в своей деятельности нормы международных договоров, суды и правоохранительные органы тем самым реально участвуют в выполнении международных обязательств Российской Федерации.

Литература

1. Трунцевский Ю.В., Цветков А.А. Способы инкорпорации международно-правовых норм в российской уголовно-правовой системе // Международное публичное и частное право. 2005. № 2.

2. Талалаев А.Н. Соотношение международного и внутригосударственного права и Конституция Российской Федерации // Московской журнал международного права. 1999. № 4.

3. Малиновский О.Н. Нормы международного права о правах человека как источник российского уголовно-процессуального права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: Краснодар, 2003.

4. Трунцевский Ю.В. Нормы международного права как источник российского уголовного права. Рязань, 1997.

5. Понедельченко Н.М. Практика применения судами общей юрисдикции норм международного права в свете Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 октября 2003 г. // Международное публичное и частное право. 2004. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.