Научная статья на тему 'Применение Google-форм в организации внеаудиторной работы студентов при изучении иностранного языка'

Применение Google-форм в организации внеаудиторной работы студентов при изучении иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внеаудиторная работа / иностранный язык / Google-формы / сервисы Яндекс / Рутуб / мониторинг / образовательная среда / языковая компетенция / extracurricular work / a foreign language / Google forms / Yandex services / Rutube / monitoring / educational environment / language competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесова Татьяна Валерьевна

Введение. Проведение олимпиад и викторин по иностранному языку является одновременно инструментом мониторинга, организации и совершенствования образовательного процесса в вузе. Важной задачей образовательной политики вуза является создание эффективных условий для реализации образования, которое будет соответствовать не только актуальным потребностям современной жизни, но и создаст крепкий фундамент для роста и саморазвития специалистов в будущем. Пандемия COVID-19 в 2020 году в России явилась для педагогов своеобразным толчком для осознания необходимости разработки более качественного цифрового продукта, позволяющего грамотно организовать как аудиторную, так и внеаудиторную работу студентов. В статье анализируются преимущества и недостатки создания и применения цифровых продуктов в Google-формах. Целью данной работы является разработка двух цифровых продуктов, созданных в Google-формах для проведения языковой олимпиады и страноведческой викторины среди студентов и школьников России в рамках внеаудиторной работы. Материалы и методы. Разработка и внедрение в учебный процесс данных тестирующих систем основаны на теоретических методах педагогического исследования (теоретический анализ педагогических источников) и эмпирических методах педагогического исследования (наблюдение, изучение документации, изучение продуктов деятельности обучаемых, тестирование, обобщение независимых характеристик), а также на методах статистической обработки данных. Результаты исследования, обсуждения. Модульная структура тестирующих систем «Online English Language Olympiad – 2023» и «Famous People of The UK and The USA – 2023» включает в себя информационно-методическую поддержку, практико-ориентированный модуль, модуль редактирования и модуль мониторинга. В статье рассматривается функциональное назначение данных систем; их технические, дидактические, методические, психолого-педагогические характеристики. Приведены и проанализированы результаты проведения олимпиады и викторины средствами Google-форм. Даны рекомендации по совершенствованию организации внеаудиторной работы студентов при изучении иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of Google forms in the organization of extracurricular work of students studying a foreign language

Introduction. Conducting olympiads and quizzes in a foreign language at a university is a tool for monitoring, organizing as well as improving the educational process. University’s educational policy is aimed at creation of effective conditions for the implementation of education, which will meet not only the current needs of modern life, but will also create a strong foundation for the growth and self-development of specialists in the future. The COVID-19 pandemic in Russia in 2020 was a kind of impetus for teachers to realize the need to develop a higher-quality digital product that allows them to competently organize both classroom and extracurricular work for students. The article analyzes the advantages and disadvantages of creating and using digital products in Google Forms. The purpose of this work is to present two digital products created in Google forms for conducting a language Olympiad and a cross-country quiz among Russian students and schoolchildren as part of extracurricular work. Materials and methods. The development and implementation of these testing systems in the educational process are based on theoretical methods of pedagogical research (theoretical analysis of pedagogical sources) and empirical methods of pedagogical research (observation, study of documentation, study of the products of students’ activities, testing, generalization of independent characteristics), as well as on methods of statistical processing data. Research results, discussion. The modular structure of the testing systems “Online English Language Olympiad – 2023” and “Famous People of The UK and The USA – 2023” includes information and methodological support, a practice-oriented module, an editing module and a monitoring module. The article discusses the functional purpose of these systems; their technical, didactic, methodological, psychological and pedagogical characteristics. The results of the Olympiad and quiz using Google Forms are presented and analyzed. Recommendations for improving the organization of students’ extracurricular work while studying a foreign language are given.

Текст научной работы на тему «Применение Google-форм в организации внеаудиторной работы студентов при изучении иностранного языка»

УДК 378.881:004.9

DOI 10.30914/2072-6783-2024-18-3-316-323

Применение Google-форм в организации внеаудиторной работы студентов

при изучении иностранного языка Т. В. Колесова

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Российская Федерация

Аннотация. Введение. Проведение олимпиад и викторин по иностранному языку является одновременно инструментом мониторинга, организации и совершенствования образовательного процесса в вузе. Важной задачей образовательной политики вуза является создание эффективных условий для реализации образования, которое будет соответствовать не только актуальным потребностям современной жизни, но и создаст крепкий фундамент для роста и саморазвития специалистов в будущем. Пандемия COVID-19 в 2020 году в России явилась для педагогов своеобразным толчком для осознания необходимости разработки более качественного цифрового продукта, позволяющего грамотно организовать как аудиторную, так и внеаудиторную работу студентов. В статье анализируются преимущества и недостатки создания и применения цифровых продуктов в Google-формах. Целью данной работы является разработка двух цифровых продуктов, созданных в Google-формах для проведения языковой олимпиады и страноведческой викторины среди студентов и школьников России в рамках внеаудиторной работы. Материалы и методы. Разработка и внедрение в учебный процесс данных тестирующих систем основаны на теоретических методах педагогического исследования (теоретический анализ педагогических источников) и эмпирических методах педагогического исследования (наблюдение, изучение документации, изучение продуктов деятельности обучаемых, тестирование, обобщение независимых характеристик), а также на методах статистической обработки данных. Результаты исследования, обсуждения. Модульная структура тестирующих систем «Online English Language Olympiad - 2023» и «Famous People of The UK and The USA - 2023» включает в себя информационно -методическую поддержку, практико-ориентированный модуль, модуль редактирования и модуль мониторинга. В статье рассматривается функциональное назначение данных систем; их технические, дидактические, методические, психолого-педагогические характеристики. Приведены и проанализированы результаты проведения олимпиады и викторины средствами Google-форм. Даны рекомендации по совершенствованию организации внеаудиторной работы студентов при изучении иностранного языка.

Ключевые слова: внеаудиторная работа, иностранный язык, Google-формы, сервисы Яндекс, Рутуб, мониторинг, образовательная среда, языковая компетенция

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Колесова Т. В. Применение Google-форм в организации внеаудиторной работы студентов при изучении иностранного языка // Вестник Марийского государственного университета. 2024. Т. 18. № 3. С. 316-323. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2024-18-3-316-323

Application of Google forms in the organization of extracurricular work

of students studying a foreign language

T. V. Kolesova

Mari State University, Yoshkar-Ola, Russian Federation

Abstract. Introduction. Conducting olympiads and quizzes in a foreign language at a university is a tool for monitoring, organizing as well as improving the educational process. University's educational policy is aimed at creation of effective conditions for the implementation of education, which will meet not only the current needs of modern life, but will also create a strong foundation for the growth and self-development of specialists in the future. The COVID-19 pandemic in Russia in 2020 was a kind of impetus for teachers to realize the need to develop a higher-quality digital product that allows them to competently organize both classroom and extracurricular work for students. The article analyzes the advantages and disadvantages of creating and using digital products in Google Forms. The purpose of this work is to present two digital products created in Google forms for conducting a language Olympiad and a cross-country quiz among Russian

students and schoolchildren as part of extracurricular work. Materials and methods. The development and implementation of these testing systems in the educational process are based on theoretical methods of pedagogical research (theoretical analysis of pedagogical sources) and empirical methods of pedagogical research (observation, study of documentation, study of the products of students' activities, testing, generalization of independent characteristics), as well as on methods of statistical processing data. Research results, discussion. The modular structure of the testing systems "Online English Language Olympiad - 2023" and "Famous People of The UK and The USA - 2023" includes information and methodological support, a practice-oriented module, an editing module and a monitoring module. The article discusses the functional purpose of these systems; their technical, didactic, methodological, psychological and pedagogical characteristics. The results of the Olympiad and quiz using Google Forms are presented and analyzed. Recommendations for improving the organization of students' extracurricular work while studying a foreign language are given.

Keywords: extracurricular work, a foreign language, Google forms, Yandex services, Rutube, monitoring, educational environment, language competence

The author declares no conflict of interest.

For citation: Kolesova T. V. Application of Google forms in the organization of extracurricular work of students studying a foreign language. Vestnik of the Mari State University, 2024, vol. 18, no. 3, pp. 316-323. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2024-18-3-316-323

Сегодня как никогда прежде возможно так организовать среду для изучения студентами иностранного языка, что данный процесс будет органично встроен в образовательный процесс. Это реально, поскольку современные средства обучения, применяемые в электронной информационно-образовательной среде, вышли на новый виток развития. Это проявляется в более маневренном взаимодействии обучаемого со средствами электронного обучения, оптимизации создания новых цифровых продуктов педагогами, возможности более качественного мониторинга внеаудиторной работы студентов при изучении иностранного языка.

Для построения успешной карьеры и реализации себя как личности выпускник вуза должен быть мобильным, гибким и способным на самообучение для того, чтобы уметь адаптироваться на современном рынке труда и видеть свои перспективы развития. Главной задачей образовательной политики вуза, таким образом, является создание эффективных условий для реализации образования, которое будет соответствовать не только актуальным потребностям современной жизни, но и создаст крепкий фундамент для роста и саморазвития специалистов в будущем.

Пандемия COVID-19 в 2020 году в России явилась для педагогов своеобразным толчком для осознания необходимости разработки более качественного цифрового продукта, позволяющего не только презентовать учебный материал и

контролировать усвоение знаний, умений и навыков студентов в условиях дефицита устной очной коммуникации обучаемого с преподавателем, но и способного на развитие мотивации к обучению и построению собственных стратегий обучения.

Организации внеаудиторной работы студентов, изучающих иностранный язык в том числе с применением телекоммуникационных технологий, посвящено достаточно много исследований (Ю. Б. Виноградова, А. Д. Ефимова, М. В. Зимина, Г. А. Кузнецова, И. Ю. Лавриненко, Н. А. Люляева, И. А. Малинина, Т. П. Попова, О. Н. Поддубская, Е. В. Тимофеева) [1; 2; 3; 4; 5; 6].

Среда для эффективной внеаудиторной работы при изучении иностранного языка должна удовлетворять ряду педагогических и дидактических условий:

- обеспечение студента собственной стратегией обучения: предоставление методических указаний по выполнению заданий для внеаудиторной работы;

- организация контроля выполнения заданий внеаудиторной работы при использовании эффективных способов обратной связи;

- предоставление студенту дифференцированных учебных заданий;

- создание учебных материалов, реализуемых инновационными средствами обучения, мотивирующих студентов к изучению иностранного языка;

- создание учебных материалов, нацеленных на определение качества приобретенных знаний и на развитие творческого потенциала студентов [7, с. 18-19].

В данной статье рассмотрим более подробно применение Google-форм в учебном процессе вуза. В целом Google-формы - это онлайн-сервис для создания форм обратной связи, онлайн-тестирований и опросов. Сегодня в России все больше педагогов-исследователей используют Google-формы (И. Ю. Лавриненко, И. М. Ко-лышкина, Н. П. Кремнева, С. В. Курзенков, А. В. Родионова и др.) [4; 8; 9]. Сервисы отечественной поисковой системы Яндекс для изучения иностранного языка, также набирают обороты в настоящее время. Стоит особенно отметить применение Яндекс-переводчика в целях развития машинного перевода, а также применение Яндекс-форм, позволяющих как создавать простые и сложные тесты с большим количеством индивидуальных настроек, так и организовать межкорпоративную связь (опросы, сбор обратной связи). Рутуб - российский онлайн-сервис для хостинга и просмотра видео также является эффективным инструментом для изучения иностранного языка. Студенты имеют возможность просмотра фильмов и обучающих видео на иностранном языке.

Нам близка точка зрения С. В. Курзенкова, который отмечает, что, поскольку при применении дистанционных технологий обучения «преподаватели и студенты выступают субъектами интерактивного взаимодействия... при определении средств дистанционной связи с обучаемыми, преподаватель должен исходить из возможности и готовности студентов в организации обратной связи. Эти средства связи должны быть максимально знакомы и интуитивно понятны студентам» [9, а 218].

Итак, преимуществами Google-форм являются:

- овладение навыками работы с бесплатным сервисом не требует от преподавателя значительных усилий и времени;

- простота в использовании благодаря удобному и интуитивно понятному интерфейсу;

- способствует развитию творческого начала преподавателя, развитию его индивидуального учебно-методического подхода к обучению;

- возможность предъявления информации в текстовой, аудио- и видеоформах;

- доступность в любое время суток и на любых устройствах;

- надежность: поскольку форма хранится в облаке, то в случае повреждения жесткого диска форма останется доступна при наличии ссылки;

- индивидуальное оформление цифрового продукта: формы дают возможность бесплатно выбрать шаблон из большого количества доступных или загрузить свой;

- быстрый качественный анализ результатов: данные предоставляются в различных видах (таблица, диаграмма);

- гибкая система настроек цифрового продукта в любое время (возможность отмены принятия результатов, регулировка способа предъявления результатов, регулировка оценивания результатов в баллах);

- возможность регистрации, что необходимо для идентификации студентов, использующих данный сервис;

- отсутствие привязанности к конкретному дистанционному курсу обучения (что позволяет использовать цифровой продукт в различных конгломерациях обучаемых одновременно: студенты, школьники и так далее).

И все-таки, несмотря на такое обилие преимуществ, Google-формы имеют недостатки:

- отсутствие возможности отслеживать включенность студентов в выполнение работы в конкретное время в конкретном продукте Google-формы;

- для разработки цифрового продукта необходим аккаунт Google (желательно, чтобы у студентов тоже был аккаунт Google);

- предлагаемые в Google-формах типы вопросов ограничены (есть такие типы вопросов: выбор одного / нескольких ответов, сопоставление, самостоятельный ввод ответа);

- при бесплатном использовании сервиса возможно только отменить принятие ответов (бесконтрольное начало выполнения заданий приводит к искажению истинных результатов);

- не все студенты хотят предъявлять адрес своей электронной почты при регистрации (их заботит конфиденциальность своей личной информации), что невозможно при использовании Google-сервисов.

В статье будут проанализированы два цифровых продукта, созданных преподавателями факультета иностранных языков Марийского государственного университета, в рамках

I Международного форума «Языки. Культуры. Этносы» в 2023 году (организатор - факультет иностранных языков Марийского государственного университета): олимпиада среди школьников, бакалавров «Online English Language Olympiad - 2023» и онлайн-викторина среди школьников, бакалавров и магистрантов «Famous People of The UK and The USA - 2023». На данные цифровые продукты в 2023 году получены свидетельства о государственной регистрации программ для ЭВМ.

Выбор именно одного из сервисов Google -Google-форма, был обусловлен всеми вышеперечисленными преимуществами, что естественным образом отражено в их дидактических, методических, психолого-педагогических и технических характеристиках [10, c. 285]. Дидактические характеристики: создание новых цифровых продуктов обеспечивает реализацию таких принципов обучения, как принцип наглядности обучения; принцип преемственности; принцип контроля и прочности обучения; принцип дифференцированного обучения.

Методические характеристики: цифровые продукты содержат информацию о времени проведения мероприятий и регистрационную форму; методические указания для выполнения заданий; осуществляется комплексная проверка и анализ владения различными видами речевой деятельности и сторонами речи на основе вопросов разных типов (выбор одного / нескольких ответов, сопоставление, ввод ответа); возможность дифференцированного оценивания; возможность редактирования и детального анализа выполнения заданий; модульная структура.

Психолого-педагогические характеристики: возможность получения результатов с предъявлением правильного ответа, что создает доверительное отношение к продукту; выявление сту-

дентов, владеющих иностранным языком на высоком уровне; создание условий для интеллектуального развития студентов; развитие у студентов таких качеств личности, как воля к победе, самостоятельность, дисциплинированность, креативность; развитие иноязычной компетенции студентов.

Технические характеристики: цифровые продукты разработаны на основе Google-формы, что позволяет использовать данные продукты в Интернете любым пользователем из любой точки мира при наличии ссылки. Реализация дружественного интерфейса, система настроек цифровых продуктов соответствует их целям и задачам (отмена принятия результатов в определенное время, отсроченная высылка результатов).

Участниками викторины и олимпиады и из разных городов России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Тула, Казань, Чебоксары, Йошкар-Ола, Сибай, Курск и так далее) стали 366 и 238 человек соответственно.

Итак, олимпиада и викторина имеют модульную структуру (рис. 1):

1) информационно-методическая поддержка (название цифрового продукта, информация об организаторе, обозначение целей и задач цифровых продуктов; регистрация участников, методические рекомендации по выполнению заданий);

2) практико-ориентированный модуль (разработка структуры цифровых продуктов, разработка заданий различных типов в соответствии с их целями и задачами, выбор соответствующей методологии оценивания заданий и способа предъявления результатов);

3) модуль редактирования (подбор шаблона, создание заданий, внесение изменений в задания; выставление необходимых настроек);

4) модуль мониторинга (общая и детальная статистика результатов выполнения заданий).

модуль редактирования

информационно-методическая поддержка

практико-ориентированный

модуль

модуль мониторинга

Рис. 1. Модульная структура онлайн-олимпиады и викторины / Fig. 1. Modular structure of online competitions and quizzes

При разработке заданий творческих цифровых продуктов, таких как олимпиады, викторины, перед преподавателем всегда возникает задача создания не традиционных заданий, которые студенты и школьники выполняют на занятиях, а заданий более высокого уровня сложности за счет формы предъявления, уровня лексики и грамматики; заданий, которые вызывают интерес и желание в выполнении за счет формы и способа предъявления; заданий, которые развивают, воспитывают и сообщают новые знания. Рассмотрим подробнее содержание и результаты выполнения практико-ориентированных модулей викторины (рис. 2) и олимпиады (рис. 3).

Практико-ориентированный модуль викторины. Part 1. Wake up your imagination! (Разбуди свое воображение)

• В задании надо догадаться, кто автор книги, по иллюстрации из книги.

Part 2. Figures are important! (Цифры важны!)

• В задании надо догадаться о различных фактах из жизни людей искусства, представленных цифрами.

Part 3. Culture corner (Культурный уголок)

• В задании 1 надо выбрать название фильма по его описанию.

• В задании 2 надо посмотреть видеопрезентацию и выбрать 10 правдивых высказываний.

Удобная форма представления результатов выполнения заданий викторины (рис. 2) позволяет сделать вывод, что, несмотря на превалирование в викторине типов вопросов, которые обычно не вызывают у участников трудность (задания на множественный выбор, где за каждый верно выполненный вопрос участник получает определенный балл), средний балл участников - 34 из 60. Мало кто справился с заданиями на высшие баллы -лишь 18 участников из 366 (от 55 до 60 баллов).

Рис. 2. Результат выполнения заданий в практико-ориентированном модуле викторины / Fig. 2. The result of completing tasks in the practice-oriented quiz module

Это подтверждается и дополнительной статистикой данного сервиса - статистикой по вопросам, на которые часто даются неправильные ответы.

Самым трудным стало задание на выбор нескольких ответов одновременно. Это задание на просмотр видеопрезентации. Задание усложнено тем, что баллы даются только в случае выбора всех 10 высказываний. Иначе участник получает 0 баллов. С данным вопросом справились 22 участника из 366, то есть 6 % от общего числа участников.

Если в практико-ориентированном модуле викторины мы уделяем больше внимания на фор-

му и способ предъявления информации и делаем акцент на необычные факты, то в практико-ориентированном модуле олимпиады, где виды заданий (аудирование, чтение, лексика и грамматика) в целом достаточно традиционны, мы больше сосредоточиваем свое внимание на выборе типов вопросов (множественный выбор, сопоставление, самостоятельный ввод слова (от основы), самостоятельный ввод слова (без основы), самостоятельный ввод слова фразы (перефразирование)), которые способны усложнить задания, но при этом мотивируя участников добиться верного ответа.

Анализ результата выполнения заданий в практико-ориентированном модуле олимпиады (рис. 3) позволяет сделать вывод, что средний

балл участников - 21, мало, кто справился с заданиями на высшие баллы - 6 участников (от 71 до 90 баллов).

Рис. 3. Результат выполнения заданий в практико-ориентированном модуле олимпиады / Fig. 3. The result of completing tasks in the practice-oriented module of the Olympiad

Это подтверждается и дополнительной статистикой данного сервиса - статистикой по вопросам, на которые часто даются неправильные ответы. 57 вопросов из 70 в целом по олимпиаде вызвали у участников очень большие затруднения. Проанализировав статистику в олимпиаде, отметим:

- наименее сложными заданиями стали вопросы на сопоставление из раздела «Чтение» (10 из 16 вопросов); задания на множественный выбор из раздела «Лексика» и «Грамматика» (5 из 8 вопросов);

- наиболее сложными стали задания на самостоятельный ввод слов / фраз (16 из 16 вопросов) и на перефразирование (10 вопросов из 10).

Трудный уровень олимпиады (С1) выявил наиболее сильных студентов и школьников. В дальнейшем с ними планируется работа по совершенствованию их языковой компетенции при изучении английского языка.

По результатам анализа результатов олимпиады и викторины были сделаны рекомендации по преподаванию английского языка в школе и в вузе с целью подготовки студентов и школьников к участию в дальнейших мероприятиях подобного типа:

1) на занятиях по английскому языку следует увеличить долю заданий с повышенным уровнем

сложности: самостоятельный ввод текста от / без основы, перефразирование;

2) пересмотреть содержание такого аспекта обучения, как внеаудиторная (самостоятельная) работа для обеспечения студентов / школьников стратегиями самообучения и необходимым инструментарием для самостоятельного изучения английского языка;

3) организовать лингвистические клубы, кружки для развития социокультурных знаний студентов, где они могли бы не только общаться на языке на определенную тему, но и обогащали бы свои знания посредством просмотров и обсуждения видеофильмов на английском языке, драматизацией произведений англоязычных авторов, воспроизведения песен на английском языке.

В заключение отметим, что проведение таких внеаудиторных мероприятий, как олимпиада и викторина в Google-форме, не только интегра-тивно включается в образовательное пространство университета и школы, но и способствует преемственности в обучении. Это позволяет преподавателям и обучаемым на разных ступенях обучения идти в ногу со временем, при этом качественно организуя и контролируя внеаудиторную работу при изучении иностранного языка.

1. Ефимова А. Д., Поддубская О. Н. Актуальность применения ИКТ на уроке иностранного языка в период пандемии (на примере использования сервиса «GOOGLE FORMS») // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2022. № 1. С. 42-49. URL: https://vestnikggtu.ru/актуальность-применения-иктна-уроке (дата обращения: 03.06.2024).

2. Зимина М. В., Люляева Н. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании иностранных языков // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26678 (дата обращения: 03.06.2024)

3. Кузнецова Г. А. Оптимизация процесса обучения иностранному языку в гуманитарном вузе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. № 3 (802). С. 64-71. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/optimizatsiya-protsessa-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-gumanitarnom-vuze (дата обращения: 01.06.2024).

4. Лавриненко И. Ю. Опыт использования Гугл-форм в образовательном процессе (на материале обучения иностранному языку) // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2021. № 4 (33). C. 134-137. DOI: https://doi.org/10.36809/2309-9380-2021-33-134-137

5. Попова Т. П., Малинина И. А. Использование онлайн-курса как компонента технологии смешанного обучения иностранным языкам в неязыковом вузе // Педагогика и психология образования. 2020. № 1. C. 125-145. DOI: https://doi.org/10.31862/2500-297X-2020-1-125-145

6. Тимофеева Е. В., Виноградова Ю. Б. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов средствами ИКТ // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 5 (48). С. 96-99. URL: https://elibrary.ru/tbfmpr (дата обращения: 03.06.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Колесова Т. В. Организация среды для самостоятельного изучения английского языка средствами ИКТ в вузе // Образование и саморазвитие. 2013. № 2 (36). С. 18-24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19050970 (дата обращения: 07.06.2024).

8. Колышкина И. М., Кремнева Н. П., Родионова А. В. Дистанционное обучение: исторический и прагматический аспекты (из опыта работы с иностранными слушателями на предвузовском этапе обучения) // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2020. № 4 (29). C. 108-112. DOI: https://doi.org/10.36809/2309-9380-2020-29-108-112

9. Курзенков С. В. Опыт использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе УО БГСХА: пути и перспективы развития // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. 2021. № 1. C. 217-224. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-ispolzovaniya-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-uchebnom-protsesse-uo-bgsha-puti-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 01.06.2024).

10. Колесова Т. В. Применение новых информационных технологий для проведения языковой олимпиады среди магистрантов // Вестник Марийского государственного университета. 2021. Т. 15. № 3. С. 283-289. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-3-283-289

Статья поступила в редакцию 15.07.2024 г.; одобрена после рецензирования 19.08.2024 г.; принята к публикации 16.09.2024 г.

Об авторе

Колесова Татьяна Валерьевна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иноязычной речевой коммуникации, Марийский государственный университет (424000, Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6951-8252, [email protected]

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

1. Efimova A. D., Poddubskaya O. N. Aktual'nost' primeneniya IKT na uroke inostrannogo yazyka v period pandemii (na primere ispol'zovaniya servisa "GOOGLE FORMS") [Relevance of ICTS application in a foreign language lesson during the pandemic (using the Google Forms service as an example)]. Vestnik Gosudarstvennogo gumanitarno-tekhnologicheskogo universiteta = Vestnik of State University of Humanities and Technology, 2022, no. 1, pp. 42-49. Available at: https://vestnikggtu.ru/актуальность-применения-иктна-уроке (accessed 03.06.2024). (In Russ.).

2. Zimina M. V., Lyulyaeva N. A. Ispol'zovanie informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologii v prepodavanii inostrannykh yazykov [Informaton and communication technologies use in foreign languages teaching]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education, 2017, no. 4. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26678 (accessed 03.06.2024) (In Russ.).

3. Kuznetsova G. A. Optimizatsiya protsessa obucheniya inostrannomu yazyku v gumanitarnom vuze [Optimization of the process of foreign language learning in a humanitarian university]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie ipedagogicheskie nauki = Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and Teaching, 2018, no. 3 (802), pp. 64-71. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-protsessa-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-gumanitarnom-vuze (accessed 01.06.2024). (In Russ.).

4. Lavrinenko I. Yu. Opyt ispol'zovaniya Gugl-form v obrazovatel'nom protsesse (na materiale obucheniya inostrannomu yazyku) [Experience of using Google forms in the educational process (based on teaching foreign language)]. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya = Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian research, 2021, no. 4 (33), pp. 134-137. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.36809/2309-9380-2021-33-134-137

5. Popova T. P., Malinina I. A. Ispol'zovanie onlain-kursa kak komponenta tekhnologii smeshannogo obucheniya inostrannym yazykam v neyazykovom vuze [The use of online course as part of blended leaning technology in teaching foreign languages at non-linguistic university]. Pedagogika ipsikhologiya obrazovaniya = Pedagogy and Psychology of Education, 2020, no. 1, pp. 125-145. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.31862/2500-297X-2020-1-125-145

6. Timofeeva E. V., Vinogradova Yu. B. Aktivizatsiya uchebno-poznavatel'noi deyatel'nosti studentov sredstvami IKT [Activation of students' educational-cognitive activity with information and communications technologies]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya = World of Science, Culture and Education, 2014, no. 5 (48), pp. 96-99. Available at: https://elibrary.ru/tbfmpr (accessed 03.06.2024). (In Russ.).

7. Kolesova T. V. Organizatsiya sredy dlya samostoyatel'nogo izucheniya angliiskogo yazyka sredstvami IKT v vuze [Organization of an environment for independent learning of English using ICT at a university]. Obrazovanie i samorazvitie = Education and self-development, 2013, no. 2 (36), pp. 18-24. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=19050970 (accessed 07.06.2024). (In Russ.).

8. Kolyshkina I. M., Kremneva N. P., Rodionova A. V. Distantsionnoe obuchenie: istoricheskii i pragmaticheskii aspekty (iz opyta raboty s inostrannymi slushatelyami na predvuzovskom etape obucheniya) [Distance learning: historical and pragmatic aspects (from the experience of working with foreign students at the pre-university stage of training)]. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya = Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian research, 2020, no. 4 (29), pp. 108-112. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.36809/2309-9380-2020-29-108-112

9. Kurzenkov S. V. Opyt ispol'zovaniya informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologii v uchebnom protsesse UO BGSKhA: puti i perspektivy razvitiya [S. V. Kurzenkov. The experience of using information-communication technologies in educational process at Belarusian State Agricultural Academy: ways and prospects of development]. Vestnik Belorusskoi gosudarstvennoi sel'skokhozyaistvennoi akademii = Bulletin of the Belarussian State Agricultural Academy, 2021, no. 1, pp. 217-224. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-ispolzovaniya-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-uchebnom-protsesse-uo-bgsha-puti-i-perspektivy-razvitiya (accessed 01.06.2024). (In Russ.).

10. Kolesova T. V. Primenenie novykh informatsionnykh tekhnologii dlya provedeniya yazykovoi olimpiady sredi magistrantov [Application of new information technologies for conducting a language Olympiad among graduates]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University. 2021, vol. 15, no. 3, pp. 283-289. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-3-283-289

The article was submitted 15.07.2024; approved after reviewing 19.08.2024; accepted for publication 16.09.2024.

About the author Tatyana V. Kolesova

Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Associate Professor of Department of Foreign Language Speech Communication, Mari State University (1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6951-8252, [email protected]

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.