Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ГИМНАСТИКИ АЙКУНЕ В АДАПТИВНОМ ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ ОСАНКИ'

ПРИМЕНЕНИЕ ГИМНАСТИКИ АЙКУНЕ В АДАПТИВНОМ ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ ОСАНКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
83
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ / ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / ЗАНЯТИЯ ГИМНАСТИКОЙ / АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Петрушкина С.Г., Фонарев Д.В.

В статье обосновывается целесообразность использования средств гимнастики «Айкуне», обеспечивающих коррекцию нарушений осанки у студенток специальной медицинской группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Петрушкина С.Г., Фонарев Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF AIKUNE GYMNASTICS IN ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION STUDENTS WITH IMPAIRED POSTURE

The article substantiates the expediency of using the means of gymnastics "Aikune", providing correction of posture disorders in students of a special medical group.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ГИМНАСТИКИ АЙКУНЕ В АДАПТИВНОМ ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ ОСАНКИ»

УДК 796.01

Петрушкина С.Г.

студент магистратуры

Поволжский государственный университет физической культуры,

спорта и туризма (Россия, г. Казань)

Фонарев Д.В.

доктор педагогических наук профессор кафедры теории и методики физической культуры и спорта

Поволжский государственный университет физической культуры,

спорта и туризма (Россия, г. Казань)

ПРИМЕНЕНИЕ ГИМНАСТИКИ АЙКУНЕ В АДАПТИВНОМ ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ ОСАНКИ

Аннотация: в статье обосновывается целесообразность использования средств гимнастики «Айкуне», обеспечивающих коррекцию нарушений осанки у студенток специальной медицинской группы.

Ключевые слова: студенты, нарушения осанки, опорно-двигательный аппарат, занятия гимнастикой, адаптивное физическое воспитание.

Функциональные нарушения осанки являются одним из самых распространённых отклонений в скелетно-мышечной системе у современных студентов. Правильно подобранные, общеразвивающие, специальные и корригирующие упражнения в соответствии с уровнем физического развития и физической подготовленности оказывают стабилизирующее влияние на

позвоночник, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, укрепляя мышцы туловища, способствуют формированию хорошей осанки [1,2].

Цель исследования обосновать эффективность методики коррекции осанки у студенток с применением гимнастики «Айкуне».

Результаты исследования и их обсуждение. Данное исследование проводилось со студентками, имеющими нарушения осанки на базе ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» г. Казани. К исследованию были привлечены 20 студенток СМГ - по 10 человек в каждой группе, возраста 20-23 лет.

Продолжительность тренировки 2 академических часа (90 минут) 2 раза в неделю по расписанию занятий СМГ.

Контрольная группа занималась по стандартной программе. Экспериментальная группа занималась с включением в первой половине занятия (45 минут) методики с применением гимнастики «Айкуне», а во второй части занятия программа обязательного минимума содержания высшего образования в области физической культуры.

Исследование состоит из четырех этапов, проводилось в период с сентября 2020 года по декабрь 2022 года:

Первый этап - поисково-констатирующий (с сентября 2020 - январь 2021). На данном этапе мы определили общее направление научной работы, сформировали рабочую гипотезу, предмет, объект, цель, гипотеза, задачи.

Второй этап - констатирующий эксперимент (январь 2021 - февраль

2021)

Третий этап - экспериментальный (февраль 2021 - март 2022).

Четвертый этап - завершающий (март 2022 - декабрь 2022). Сформулированы теоретические положения, выводы, практические рекомендации. Провели обработку полученных данных с применением метода математической статистики. Оформлена выпускная квалификационная работа.

Проанализировав исходные результаты средней арифметической КГ и ЭГ в начале эксперимента отметим, что данные отличаются не значительно кр. > t расч.) и между ними можно проводить педагогически эксперимент.

В конце исследования данные экспериментальной группы показали достоверное улучшение исследуемых показателей по сравнению с контрольной. Улучшились такие показатели, как: глубина шейного лордоза - 33,59%; глубина поясничного лордоза - 18,64%; плечевой индекс - 12,06.

При оценке состояния «мышечного корсета» использовались функциональные пробы статической силовой выносливости: мышц стабилизаторов и спины. Результаты функциональной пробы мышц стабилизаторов в экспериментальной группе возросли на 36,5 %; мышцы спины - 35,2 %. В контрольной соответственно на 24 %; 23 %.

Улучшились показатели гибкости позвоночника ЭГ: результаты наклона наклон туловища вперед выросли на 86,16%; наклон туловища назад - 17,86%.

Рисунок 1. Прирост показателей физического развития

и подготовленности студенток (%

90,00% -

80,00% -

70,00% 60,00%

50,00% -

40,00% — 30,00% 23 20,00% 10,00% 0,00%

33,59%

31%

17,33% 18,64%

12,06%

4,82%

_86,16%

75,20%

36,56%

24,09%

35,29%

23,28%

II I

Глубина шейного лордоза

Глубина Плечевой Статическая Статическая Наклон поясничного индекс выносливость выносливость туловища лордоза мышц живота мышц спины вперед

17,86%

12,81% 12,81%

Наклон туловища назад

КГ ЭГ

Данные результаты (рисунок 1) показывают, что методика коррекции нарушений осанки с применением гимнастики «Айкуне» у студенток

экспериментальной группы улучшается состояние мышц спины, укрепляют глубокие мышцы спины, увеличивает гибкость позвоночника и развивает статическую силовую выносливость мышц туловища [3].

Заключение. Таким образом, в результате проведенной работы можно утверждать, что в экспериментальной группе наблюдался достоверный рост и увеличение показателей контрольных испытаний, благодаря включению в основу разработанной методики оздоровительной гимнастики «Айкуне».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кашуба, В.А. Технология профилактики нарушений осанки студентов в процессе физического воспитания / В.А. Кашуба, М.В. Дудко // Наука и спорт: современные тенденции. — 2016. — № 2. — С. 24-30.

2. Кулигин, О. В. Нарушения осанки у студентов-первокурсников: влияние на состояние здоровья и коррекция в процессе физического воспитания / О. В. Кулигин, О. В. Митрофанова, О. Л. Насонова // Вопросы педагогики. - 2021. - №2 11-1. - С. 246-249.

3. Лопатина, О. А. Методика коррекции нарушений осанки средствами оздоровительной физической культуры у студентов специального медицинского отделения/ О. А. Лопатина // Образование, медицина, физическая культура и спорт в профилактике болезней века: сб. науч. ст. участников Междунар. науч.-практ. конф. «ЕМР-2013». - Минск, 2013. - С. 169-172.

Petrushkina S.G.

Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism

(Russia, Kazan)

Fonarev D.V.

Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism

(Russia, Kazan)

APPLICATION OF AIKUNE GYMNASTICS IN ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION STUDENTS WITH IMPAIRED POSTURE

Abstract: the article substantiates the expediency of using the means ofgymnastics "Aikune ", providing correction of posture disorders in students of a special medical group.

Keywords: students, posture disorders, musculoskeletal system, gymnastics, adaptive physical education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.