физ. культуры. - М., 1975. - Вып. 2. - С. 24-26.
5. Набатникова, М.Я. Система контроля в юношеском спорте : состояние и перспективы // Комплексный контроль в подготовке юных спортсменов : тез. докл. IX Всесоюз. науч.-практ. конф. Ворошиловград / Спорткомитет СССР. - М., 1984. - С. 27-28.
6. Никитушкин, В.Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва : монография / А.Г. Никитушкин. - М. : Сов. спорт, 2005. - 232 с.
7. Черкашин, В.П. Теоретические и методические основы проектирования технологии индивидуализации тренировочного процесса юных спортсменов в скоростносиловых видах легкой атлетики : дис. ... д-ра пед. наук / Черкашин В.П. - Волгоград, 2001.-352 с.
8. Ширковец, Е.А. Система оперативного управления и корректирующие воздействия при тренировке в циклических видах спорта : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Ширковец Е.А. - М., 1995. - 47 с.
9. Aerobic and anaerobic energy sources in muscular exercise // Exercise at altitude / Ed. by R. Margaria. - N.-Y., 1967. - P. 15-32.
10. Margaria, R. Biomechanics and energetics of muscular exercise / R. Margaria. -N.-Y. : Clarendon Press, 1976. - 146 p.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЗРАСТНОЙ ОСАНКИ
ЧЕЛОВЕКА
Татьяна Владимировна Забалуева, кандидат педагогических наук, доцент,
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена,
Санкт-Петербург
Аннотация
Осанка претерпевает определенные изменения по мере взросления человека, и осанка дошкольника, школьника и взрослого имеет свои особенности. Особенности осанки и характер ее нарушений у различных возрастных групп должны учитываться в организации работы по профилактике и коррекции этих нарушений.
Ключевые слова: осанка, характер нарушений осанки, коррекция, профилактика, физические упражнения, возрастные группы.
PEDAGOGICAL ASPECTS OF FORMATION THE AGE-SPECIFIC HUMAN
POSTURE
Tatyana Vladimirovna Zabalueva, candidate of pedagogical science, senior lectures,
The Herzen State Pedagogical University of Russia St. -Petersburg
Annotation
The posture is subject to changing during the aging process and preschool child, school child and adult’s posture all together have own particulars. Posture particulars and character of defects should be taken into account in process of application the preventative and correction measures covering these defects.
Key words: posture, character of posture defects, correction, prevention measures, physical exercises, age groups.
Осанка претерпевает определенные изменения по мере взросления человека. Для правильной организации работы по профилактике и коррекции нарушений осанки большое значение имеет определение характера этих нарушений у различных возрастных групп. Учет причин нарушений осанки позволяет применять адекватные педагогические воздействия по использованию соответствующих средств, методов и условий в процессе формирования правильной осанки.
В связи с этим необходимо:
1. Выявить возрастные особенности осанки человека.
2. Определить основные средства и методы физической культуры, направленные на профилактику и коррекцию осанки у различных возрастных групп.
Для выявления возрастных особенностей осанки был проведен рейтинг осанки различных групп населения, результаты представлены на рисунках 1 и 2.
Голова________Спина________Поясница________Живот_______Асим. плеч
Дошкольники — ■-
Школьники сред.кл. —Кг
Школьники млад.кл. Школьники стар.кл
Рис. 1. Рейтинг осанки дошкольников и школьников младших, средних и старших
классов
Результаты обследования показывают рост нарушений в положении головы с возрастом. Если у дошкольников положение головы оценивается в 0,1 балла, у школьников младших, средних и старших классов - 0.2: 0,4 и 0,6 балла, то у студенток и взрослых - 1,0 и 1,1 балла. Самые значительные нарушения по форме спины наблюдаются у школьников старших классов. Результаты обследований показывают, что по форме живота большие отклонения от нормы наблюдаются у дошкольников и взрослых (1,4 и 1,0 балла, соответственно). Такой показатель говорит о слабых мышцах брюшного пресса. Школьники имеют небольшие отклонения по форме живота - 0,2-
0,3 балла.
Женщины
Студентки
плеч
Рис. 2. Рейтинг осанки студенток и женщин
Асимметричность плеч наблюдается у всех групп населения. Чуть меньше разница в положении плеч у студенток, женщин и школьников 11 класса (по 1,2 см и 1,1 см, соответственно). В среднем по результатам обследования незначительная разница в положении плеч наблюдается у школьников средних классов и дошкольников (0,2 см и 0,3 см, соответственно).
Расхождения в положении плеч в 3-5 см относится к значительным нарушениям, что характерно для второклассников, студенток и женщин.
У дошкольников изгибы позвоночного столба выражены слабо, голова немного наклонена вперед, живот выдается вперед. У младшего школьника уменьшается выпячивание живота, но передняя поверхность брюшной стенки расположена кпереди от грудной клетки.
Нормальная осанка школьника близка к осанке взрослого человека: лопатки
прижаты к туловищу, выпячивание живота уменьшается. Вследствие ослабления мышц и утраты гибкости у взрослых осанка меняется. К наиболее типичным ошибкам осанки взрослого человека следует отнести выпяченный живот; излишний шейный и поясничный лордоз, грудной кифоз; неправильная постановка головы.
Для определения педагогических воздействий в физическом воспитании учащейся молодежи и в физической культуре взрослых необходимо было выявить уровни их физической подготовленности. С этой целью было проведено тестирование различных возрастных групп и выявлены расхождения в тестах у имеющих незначительные и значительные нарушения осанки. (Табл. 1).
Таблица 1
Расхождения результатов в тестах между имеющими значительные и незначи-
тельные нарушения осанки у различных групп населения
№ п/п Тесты Дошк. (п=42) 2 кл. (п=51) 7 кл. (п=55) 11 кл. (п=39) Студ. (п=47) Женщ. (п=26) Расхождения в средних значениях
1. Подъем тул. (кол-во раз) 1 12 3 5 6 6 5
2. Сгиб, разгиб, рук (кол-во раз) 2 2 8 7 2 4 5
3. Прыжок с места (см) 4 -1 10 3 13 21 9,2
4. Наклон вперед (см) 1,3 4 3 0 6,5 2,4 2
5. Подв. плеч (см) 0,8 2 12 8 9 12 6,7
6. Бок. подв. позв. пр.(см) 2,9 1 0 1 3 2 0,4
7. Бок. подв. позв. лев.(см) 4,7 1 1 0 4 2 1,5
8. Сближ. лоп. (с) 12 7 23 0 5 - 8
9. Удерж, тул.(с) 42,6 18 4 0 30 - 21,7
10. Стойка на одной (с) 2 -5 3 5 0 8 2,2
11. Ходьба с меш. (с) 0,2 -6,1 0,3 1,3 1,4 1Д 0
12. Чел. бег 3x10 м (с) 0,6 0,6 0,6 1,5 1,0 - 1
13. 6 мин. бег (м) 40 50 80 75 150 - 79
14. Прыжки через скакалку (кол-во раз за мин.) - - - - 5 8 6
15. Бег 30 м (с) - 0 0 0 - - 0
У дошкольников, студенток и женщин, имеющих незначительные нарушения осанки, боковая подвижность позвоночника выше (на 3,6 см и по 2 см, соответственно), чем у имеющих значительные нарушения осанки. Такая же закономерность прослеживается у одиннадцатиклассников, семиклассников и второклассников (по 0,5 см и 1 см, соответственно).
Равновесие у детей и взрослых, имеющих значительные нарушения осанки, ниже, чем у имеющих незначительные нарушения, в среднем на 3,8 с. Большие различия проявляются у женщин (на 8 с), а также у второклассников и одиннадцатиклассников (на 5 с).
Координация движений, проявляющаяся в ходьбе по рейке гимнастической скамейки с мешочком на голове, выше всех у семиклассников (7,5 с), низкая у женщин и второклассников (10,6 и 14,1, соответственно). Результаты у детей и взрослых, имеющих значительные нарушения осанки, ниже (на 1-6 с).
Результаты проведенных исследований, анализ литературы (Е.П. Подрушняк, 1973; А.А. Потапчук, 2001; Н.Г. Андреева, 2001; И.В. Милюкова, 2003; И.В. Пенькова, 2003;) позволили определить основные аспекты педагогических воздействий в физическом воспитании и физической культуре различных возрастных групп.
Основными задачами физического воспитания дошкольников в плане формирования осанки будут являться: овладение умениями принимать правильное положение лежа на груди и спине, положение сидя и стоя; овладение разными видами ходьбы (на носках, пятках, со сменой направления, змейкой, между предметами и т.п.). Следует уделять внимание упражнениям на развитие навыков бега, равновесия, координации, а
также учить лазанью, катанию и броскам мячей, двигаться под музыку. В дошкольном возрасте необходимо учить самостоятельно принимать правильную осанку.
Актуальность проблемы воспитания правильной осанки у школьников по сравнению с дошкольниками возрастает. У школьников возрастают объемы пассивных видов деятельности, частота нарушений осанки.
В школе физическое воспитание должно решать все основные задачи в области профилактики и коррекции осанки:
1. Воспитание физической культуры личности в области формирования осанки, обеспечение теоретической подготовки учащихся, выработка осознанного отношения к занятиям и важности правильной осанки.
2. Укрепление здоровье растущего организма посредством гармоничного развития всех физических способностей, в том числе обеспечивающих навык правильной осанки, использование благоприятных гигиенических и метеорологических условий;
3. Формирование навыка правильной осанки.
4. Коррекция имеющихся индивидуальных дефектов осанки.
5. Формирование сводов стоп, предупреждение появления и коррекция плоскостопия.
6. Осуществление постоянного контроля и самоконтроля осанки.
Наиболее важным периодом профилактики нарушений осанки является период
младшего школьного возраста, когда продолжают формироваться и закрепляться изгибы позвоночника и своды стоп. Кроме того, наибольшее количество нарушений осанки наблюдается в среднем школьном возрасте, поэтому основная профилактическая работа должна проводиться до его наступления.
Одной из главных задач физического воспитания в школе является формирование навыков правильной осанки при статических положениях и передвижениях. Также больше внимания должно обращаться на соблюдение условий разгрузки позвоночника во время выполнения силовых упражнений, развития статической выносливости, подвижности в суставах.
Начиная со среднего возраста, школьники активно выбирают свой вид спорта, занимаясь в различных спортивных секциях. Большое значение при этом приобретает разработка и применение методик профилактики нарушений осанки, нивелирующих отрицательные воздействия выбранного школьником вида спорта.
В работе со старшеклассниками рекомендуется шире применять метод индивидуальных заданий и дополнительных упражнений с учетом типа телосложения. В этом возрасте отмечается асимметрия в увеличении силы мышц правой и левой половины тела. Эго предполагает целенаправленное воздействие для симметричного развития мышц правой и левой сторон туловища.
Процесс физического воспитания студентов должен носить отчетливо выраженный коррекционный характер с направленным воздействием на имеющиеся отклонения в физической подготовленности с учетом индивидуальных нарушений в состоянии здоровья. Реализация личностно ориентированного подхода может осуществляться путем применения индивидуальных программ, в разработке которых непосредственное участие должны принимать сами студенты.
При формировании осанки взрослых средствами физической культуры нужно учитывать физкультурно-спортивные интересы человека, его стремления к новому, разнообразному, возрастные изменения организма, снижение уровня силовых возможностей, гибкости и подвижности в суставах, появление мышечного напряжения в различных частях тела и скованность движений. Улучшение осанки будет достигаться также путем систематического контроля за положением частей своего тела.
Тренировка взрослых должна воздействовать, в первую очередь, на наиболее уязвимые органы и системы, поэтому нагрузку вначале больше следует давать на мышцы нижних конечностей, затем - на мышцы спины и живота, а затем - на мышцы рук.
Изменение длины мышц в сторону укорочения, возникающее в результате мышечных спазмов - один из основных критериев нездоровья опорно-двигательного аппарата. Активизация и восстановление функции мышечной ткани подразумевает, в том числе, и восстановление антропометрической длины мышц.
В заключение можно сделать следующие выводы:
1. Во всех возрастных группах наиболее распространенными ошибками осанки являются: неправильная постановка головы, выступающий живот, начиная со школьного возраста - излишние изгибы позвоночного столба. Основными причинами нарушений осанки являются недостаточный развитый мышечный корсет, низкий уровень развития гибкости (особенно грудного отдела позвоночника).
2. Основными задачами физического воспитания дошкольников по формированию осанки будут являться всестороннее и гармоничное развитие физических способностей, овладение и совершенствование базовых двигательных навыков.
3. В школьном возрасте работа специалистов в сфере физической культуры должна быть направлена на коррекцию нарушений осанки, а профилактическая работа - на совершенствование гибкости позвоночного столба, особенно грудного отдела, создания мышечного корсета, предупреждение плоскостопия.
Для школьников должен сформироваться комплекс правильно подобранных и дозированных упражнений по коррекции индивидуальных дефектов осанки. Это имеет особое значение при занятиях спортом, а также для дальнейшей самостоятельной жизни.
4. При формировании осанки взрослых средствами физической культуры нужно учитывать снижение уровня силовых возможностей, гибкости и подвижности в суставах, появление мышечного напряжения в различных частях тела и скованность движений. Улучшение осанки будет достигаться также путем систематического контроля за положением частей своего тела.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева, Н.Г. Энергия преображения: изменяем жизнь, совершенствуя тело / Н.Г. Андреева. - СПб. : Невский проспект, 2001. - 152 с.
2. Милюкова, И.В. Полная энциклопедия лечебной гимнастики / И.В. Милюкова, Т. А. Евдокимова. - СПб. : ЭКСМО, 2003. - 512 с.
3. Пенькова, И.В. Формирование правильной осанки на уроках по физической культуры в начальной школе // Материалы науч.-практ. конф. / Кабардино-Балкарский ун-т. - Нальчик, 2003. - С. 23-26.
4. Подрушняк, Е.П. Возрастные изменения суставов человека / Е.П. Подруш-няк. - Киев : Здоров,я, 1973. - 212 с.
5. Потапчук, А.А. Осанка и физическое развитие детей / А.А. Потапчук, М.Д. Дидур. - СПб. : Речь, 2001. - 162 с.
ОШИБКИ В СОРЕВНОВАНИЯХ ПО СПОРТИВНОМУ ОРИЕНТИРОВАНИЮ КАК СЛЕДСТВИЕ СПОРТИВНО-ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ
Сергей Александрович Казанцев, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Работа посвящена изучению психических состояний спортсменов - ориентировщиков в связи с их соревновательной деятельностью.
Предлагаемая методика оценки состояний по тесту Люшера позволяет прогнозировать вероятность появления ошибок в процессе соревнований и дифференцировать их в связи психическими состояниями, возникающими в той или иной области соревновательного пространства.
Ключевые слова: спортивное ориентирование, ошибки в соревнованиях, психические состояния, системный подход, тест Люшера.