применение упражнении с отягощениями для коррекции и профилактики нарушении осанки у студентов
УДК/UDC 796.011.3
Поступила в редакцию 03.08.2020 г.
А.С. Егоров1
Доктор педагогических наук, профессор В.Г. Шилько1
1 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск
ExEROisEs wiTH wEiGHTs To correct AND prevent postural DisoRDERs iN sTUDENTs
A.S. Egorov1
Dr. Hab., Professor V.G. Shilko1
1 National Research Tomsk State University, Tomsk
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
Цель исследования - выявление эффективности упражнений с отягощениями для профилактики и коррекции нарушений осанки у студентов. Методика и организация исследования. В пилотном эксперименте приняла участие группа из 12 студентов НИ ТГУ с различными и выраженными нарушениями осанки (6 - с сутулой осанкой и 6 - с лордотической осанкой). Эксперимент проходил в два этапа - подготовительного и основного, которые включали в себя по 4 мезоцикла. Каждый мезоцикл (около 4 недель) состоял из 4 микроциклов (недельный). Для реализации цели исследования использовалась урочная форма занятий. В течение недели проводилось два занятия по 90 мин, интервал отдыха между занятиями составлял от 2 до 3 дней. Занятия проводились по классической схеме и состояли из 3 частей: подготовительной (разминки), основной и заключительной (заминки). Результаты исследования и их обсуждение. Показано, что основной причиной нарушений осанки в сагиттальной плоскости является мышечный дисбаланс, возникающий из-за неравномерного развития силы между мышцами - сгибателями и разгибателями позвоночника, а нарушения осанки во фронтальной плоскости возникают вследствие асимметричного развития силы мышц правой и левой стороны мышечного корсета. Анализ результатов тестирования показал, что у студентов с сутулой и лордотической осанкой после окончания педагогического эксперимента положительные изменения достигли пределов нормы (90-100%).
Ключевые слова: упражнения с отягощениями, нарушение осанки, методика, студенты.
Annotation
Objective of the study was to determine the benefits of exercises with weights for
the prevention and correction of postural disorders in students.
Methods and structure of the study. The pilot experiment involved a group of
12 students of the National Research Tomsk State University with different
and pronounced postural disorders (6 - with round-shouldered back, 6 - with
lordosis).
The experiment was conducted in two stages - preparatory and main, which consisted of 4 mesocycles. Each mesocycle (about 4 weeks) consisted of 4 microcycles (1 week). The study was carried out in the form of training sessions. Two 90-minute sessions were held during the week, with a rest interval of 2-3 days. The training sessions were organized according to the classical scheme and consisted of 3 parts: preparatory (warm-up), main, and final (cooldown).
Results and discussion. It is shown that the main cause of postural disorders in the sagittal plane is the muscular imbalance arising from the uneven development of force between the flexor muscles and spine extensors, while postural disorders in the frontal plane are due to the asymmetric development of the muscles of the right and left sides of the core. The analysis of the test results showed that after the educational experiment, the positive changes in the students with the round-shouldered back and lordosis reached the normal limits (90-100%).
Keywords: exercises with weights, postural disorders, methodology, students.
Введение. В вузовской программе обучения по дисциплинам «Физическая культура и спорт» и «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» не предусмотрено занятий, направленных на коррекцию и профилактику нарушений осанки студентов, а эффект от физической нагрузки с применением традиционных средств и методов физической культуры не дает желаемых результатов. По мнению специалистов физической культуры и медицинских работников, для коррекции нарушения осанки и ее профилактики необходимы специальные упражнения для укрепления мышц спины, шеи, брюшного пресса, плечевого пояса, т. е. формирование мышечного корсета в целом, который фиксировал бы вертикальное
положение туловища не только в статическом положении, но и при различных видах деятельности. В педагогической практике существуют разноречивые мнения в отношении применения упражнений с отягощениями и их эффективности для коррекции и профилактики нарушений осанки. Однако есть и сторонники этого метода, которые считают, что именно упражнения с отягощениями являются наиболее эффективным средством коррекции и профилактики нарушений осанки, что подтверждается данными проведенных исследований [1-3].
Цель исследования - выявление эффективности упражнений с отягощениями для профилактики и коррекции нарушений осанки у студентов.
№ 11 • 2020 Ноябрь | November
http://www.teoriya.ru
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с
га
^
о
(U .с I—
Методика и организация исследования. В пилотном эксперименте приняла участие группа из 12 студентов НИ ТГУ с различными и выраженными нарушениями осанки (6 - с сутулой осанкой и 6 - с лордотической осанкой). Уровни физической подготовленности и функционального состояния участников педагогического эксперимента достоверно не различались (р>0,05). Перед началом исследования и после его окончания были проведены измерения плечевого индекса по О. А. Аксеновой, а также измерялись глубина шейного и поясничного лордозов [4].
Эксперимент проходил в два этапа - подготовительного и основного, которые включали в себя по 4 мезоцикла. Каждый мезоцикл (около 4 недель) состоял из 4 микроциклов (недельный). Для реализации цели исследования использовалась урочная форма занятий. В течение недели проводилось два занятия по 90 мин, интервал отдыха между занятиями составлял от 2 до 3 дней. Занятия проводились по классической схеме и состояли из 3 частей: подготовительной (разминки), основной и заключительной (заминки).
Результаты исследования и их обсуждение. Известно, что основной причиной нарушений осанки является мышечный дисбаланс, возникающий из-за неравномерного развития силы между мышцами - сгибателями и разгибателями позвоночника, что способствует возникновению нарушений осанки в сагиттальной плоскости. Нарушения осанки во фронтальной плоскости возникают вследствие асимметричного развития силы мышц правой и левой стороны мышечного корсета. Эти нарушения достаточно трудно поддаются восстановлению, и поэтому нередко в процессе реабилитации приходится решать задачи, не связанные с коррекцией, а направленные на поддержание в удовлетворительном состоянии позвоночника.
Перед началом исследования были проведены диагностика осанки студентов и тестирование исходных уровней их физической подготовленности. Затем проводились ознакомительные занятия по обучению технике выполнения коррекционных упражнений с отягощениями, а также сообщались необходимые знания о значимости гигиенических факторов (чистота мест занятий, распорядок дня, соблюдение режимов сна, питания, двигательной активности), психологических и массажных средств восстановления после физических нагрузок.
Экспериментальная методика после проведения подготовительного этапа предусматривала выполнение 4 типов микроциклов (основной этап) с различной по объему и интенсивности физической нагрузкой (втягивающий - 50-60% от предельного максимума (ПМ); нагрузочный - 60-70 %; ударный - 70-80%; восстановительный - 40-50 %). Упражнения с отягощениями для коррекции и профилактики нарушений осанки применялись на основе соблюдения методических принципов (постепенности, адекватности и т.д.) и классических методов развития силовых способностей, к числу которых относится метод непредельных отягощений (50-70% от ПМ). В основной части занятий решались задачи по увеличению силовых показателей отстающих в развитии основных мышечных групп, фиксирующих правильное положение позвоночника и способствующих ликвидации мышечного дисбаланса и которые подбирались с учетом результатов диагностики, индивидуальных особенностей организма, состояния здоровья студентов, их физической подготовленности. Упражнения выполнялись как с отягощениями (штанги, гантели, резиновые жгуты, эспандеры и т.д.), так и на тренажерных устройствах, способствующих укреплению мышц туловища. По мере адаптации организма к тренировочным нагрузкам повышали их объем и интенсивность, чтобы обеспечить развитие мышечных групп до необходимого
уровня, который способствовал бы поддержанию правильной осанки не только в статическом положении туловища, но и при выполнении различных видов деятельности. Для воспитания силовых способностей и увеличения мышечной массы в основном использовался метод сопряженного воздействия, а упражнения выполнялись в среднем темпе, уступающем, преодолевающем и вариативном режимах. Причем каждое упражнение старались выполнять до появления признаков утомления. В заключительной части выполнялись релаксационные упражнения, способствующие расслаблению мышц, на которые в процессе занятия выпадала большая часть физической нагрузки и восстановлению их работоспособности.
Анализ результатов педагогического эксперимента до и после его окончания показал, что у студентов с сутулой осанкой шейный лордоз уменьшился в среднем на 23 мм, а поясничный увеличился на 13 мм. Сравнивая полученные данные с показателями в норме (по О. А. Аксёновой), можно отметить, что результаты тестирований студентов в начале эксперимента являются предпатологией, а после его окончания находятся в пределах нормы. Показатели грудного кифоза улучшились в среднем на 13 % и также по оценке плечевого индекса О. А. Аксеновой превышают отметку в 90 %, т. е. находятся в пределах нормы.
У студентов с лордотической осанкой после окончания эксперимента величина шейного лордоза увеличилась в среднем на 15 мм, а поясничного лордоза уменьшилась на 13 мм. Как и у группы студентов с определением в начале эксперимента сутулости, у студентов с показателями грудного кифоза величины изгибов находились на уровне предпа-тологии, а после его окончания достигли уровня нормальной осанки (от 90 до 100 %).
Вывод. Педагогический эксперимент подтвердил высокую эффективность разработанной методики применения физических упражнений с отягощениями для профилактики и коррекции нарушений осанки у студентов, которая может быть рекомендована специалистам, работающим в сфере реабилитации и лечебной физической культуры.
Литература
1. Бабыдов Е.А. Упражнения с отягощениями и стретчинг как средства коррекции кифолордотической осанки у лиц молодого возраста / Е.А. Бабыдов // Образование. Наука. Научные кадры. -2015. - № 1. - С. 174-176.
2. Горелов А.А. Коррекция нарушений осанки студенток специальной медицинской группы средствами йоги / А.А. Горелов, Ж.А. Беликова, В.Л. Кондаков // Культура физическая и здоровье. - 2010. - № 1. - С. 61-64.
3. Загревская А.И. Кинезиологическая компетентность как отражение интегративного влияния физкультурно-спортивной деятельности на развитие личности студента / А.И. Загревская // Омский научный вестник. Серия: «Общество. История. Современность». - 2017. - № 2. С. 63-66.
4. Кашуба В.А. Биомеханика осанки: монография / В.А. Кашуба. -Киев, 2003. - 279 с.
References
5. Babydov E.A. Uprazhneniya s otyagoshcheniyami i stretching kak sredstva korrektsii kifolordoticheskoy osanki u lits molodogo vozrasta [Exercises with weights and stretching to correct kifolordotic posture in young people]. Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. 2015. No. 1. pp. 174-176.
6. Gorelov A.A., Belikova Zh.A., Kondakov V.L. Korrektsiya narusheniy osanki studentok spetsialnoy meditsinskoy gruppy sredstvami yogi [Yoga to correct posture disorders of female special health group students]. Kultura fizicheskaya i zdorovye. 2010. No.1. pp. 61-64.
7. Zagrevskaya A.I. Kineziologicheskaya kompetentnost kak otrazhenie integrativnogo vliyaniya fizkulturno-sportivnoy deyatelnosti na razvitie lichnosti studenta [Kinesiological competency to show integrative effect of physical education and sports activity on student's personality development]. Omskiy nauchny vestnik. Ser.: «Obschhestvo. Istoriya. Sovremennost». 2017. No. 2. pp. 63-66.
8. Kashuba V.A. Biomekhanika osanki [Posture biomechanics]. Kiev, 2003. 279 p.
78
http://www.teoriya.ru
№11 • 2020 Ноябрь I November
ЖУРНАЛ В ЖУРНАЛЕ 11,90
«Теория и практика физической культуры» I I ^^
Нынешний выпуск «Тренера» открывает публикация группы авторов из Санкт-Петербурга, выполненная под руководством профессора Е. А. Гавриловой, которая посвящена использованию биологически активных добавок в пищевом рационе хоккеистов. В ходе исследования авторы доказали позитивное влияние БАДов на энергообеспечение и работоспособность спортсменов.
В следующей публикации доценты О. Е. Понимасов, В. В. Рябчук и Ю. А. Тита-ренко (Санкт-Петербург) обратились к проблеме поэтапного формирования интегральной готовности к повышению спортивного мастерства юных пловцов. В ходе исследования авторы выявили возможности эффективного совершенствования технико-временных параметров структурного цикла техники плавания посредством синхронизированного подхода в формировании технической и физической подготовки спортсменов.
Интересным для тренеров является метод 3D-анализа кинематических характеристик в спортивной аэробике, который представила группа авторов из Словакии и Санкт-Петербурга под руководством магистра Аниты Ломашовой. Понимание модели движения, описанного методом 3 D-анализа, позволяет выявить ошибки в технической реализации движений и наметить пути их исправления.
Выявление динамики показателей максимальной силы и силовой выносливости способствует повышению эффективности контроля тренировочного процесса гимнастов. Профессор О. И. Загревский и его ученица Е. В. Гусева выявили наибольший прирост этих показателей у гимнасток-художниц в возрасте 8-9 лет.
В заключительной статье «Тренера» профессор А. Д. Скрипко и его польские коллеги провели научно-теоретический анализ спортивной антропотехники в системе междисциплинарных знаний.