Научная статья на тему 'Использование физических упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста'

Использование физических упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
987
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / СУТУЛОСТЬ / ЛОРДОЗ / ПЛОСКОСТОПИЕ / АСИММЕТРИЯ ВЕРХНЕГО ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА / MUSCULOSKELETAL SYSTEM / POSTURE DISORDERS / HEALTH-IMPROVING MEASURES / STOOP / LORDOSIS / FLAT FEET / ASYMMETRY OF UPPER SHOULDER GIRDLE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Коломийцева Н.С., Доронин А.М., Жуков В.И., Кагазежева Н.Х., Доронина Н.В.

Актуальность.Одной из важнейших задач физического воспитания подрастающего поколения является сохранение и укрепление здоровья, однако в результате снижения двигательной активности, интенсификации учебного процесса наблюдается рост отклонений в состоянии здоровья подрастающего поколения. Целью проводимого исследования был анализ возможностей использования физических упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста. Методы исследования: анализ литературных источников; педагогические наблюдения; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики. Результаты. Авторами в ходе проведенного исследования проанализировано состояние здоровья школьников первых классов ГБОУ «Адыгейская республиканская гимназия» и МБОУ «Эколого-биологический лицей № 35» г. Майкопа. По данным Всероссийской диспансеризации, патологиикостно-мышечной системы занимают одно из первых мест среди заболеваний детского возраста, в том числе в Республике Адыгея. Учитывая специфику заболеваний опорно-двигательного аппарата, а также морфофункциональные особенности организма, нами были разработаны специальные комплексы упражнений, направленных на коррекцию осанки и укрепление мышц спины и живота. Заключение.По результатам проведенного исследования авторами делается заключение о возможности использования комплекса физических упражнений с целью профилактики, а также коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у школьников первых классов. Под воздействием занятий лечебной физической культурой по предлагаемой авторами методике у детей, имеющих различные нарушения осанки,в ходе экспериментального исследования улучшились показатели развития физических качеств, наметилась положительная динамика изменений морфофункционального статуса организма, а также улучшились показатели здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Коломийцева Н.С., Доронин А.М., Жуков В.И., Кагазежева Н.Х., Доронина Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF PHYSICAL EXERCISES FOR PREVENTION OF SCHOOLCHILDREN’S DISORDERS OF MUSCULOSKELETAL SYSTEM

Relevance. One of the main tasks of physical education of younger generation is to promote health, however, as a result of the reduced physical activity, intensification of educational process, there is a deviation growth in the health status of the younger generation. Research aim. The aim of the research is the analysis of the possibilities of using physical exercises for the prevention of musculoskeletal disorders of school children. Research methods. The research methods were: analysis of literature sources; pedagogical observations; pedagogical testing; pedagogical experiment; methods of mathematical statistics. Research results. In the course of the study the health status of students of the first grades of SEI «Adyghe Republican Gymnasium» and MBGEI «Ecological and Biological Lyceum № 35» of Maykop city have been analyzed by the authors. According to the All-Russian medical examination, the pathology of the musculoskeletal system occupies one of the leading places among childhood diseases, including the Republic of Adygea. Taking into account the specifics of diseases of the musculoskeletal system, as well as morphofunctional features of the body, the special exercise complexes, aimed at the correction of posture and strengthening of the muscles of the back and abdomen have been developed by us. Under the influence of physical therapy classes according to the proposed method, the indicators of morphological and functional development and the development level of physical qualities of schoolchildren of the experimental group having various types of posture disorders have been improved. Conclusions. According to the results of the study, the authors conclude about the possibility of using a set of physical exercises for the purpose of prevention, as well as the correction of musculoskeletal system of the first grade schoolchildren. Under the influence of physical therapy classes according to the proposed authorial method during the experimental study the development indicators of physical qualities of children with various posture disorders have been raised, the positive change dynamics of morphological and functional status of the organism has been outlined, as well as the health indicators has been improved.

Текст научной работы на тему «Использование физических упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста»

УДК 796.011.1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Н.С. Коломийцева, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой биомеханики и медико-биологических дисциплин,

A.М. Доронин, доктор педагогических наук, профессор кафедры спортивных дисциплин,

B.И. Жуков, доцент кафедры биомеханики и медико-биологических дисциплин,

Н.Х. Кагазежева, кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры биомеханики и медико-биологических дисциплин,

Н.В. Доронина, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры биомеханики и медико-биологических дисциплин,

Адыгейский государственный университет, г. Майкоп.

Контактная информация для переписки: 385000, Россия, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Первомайская, 208, e-mail: mbdagu@mail.ru.

Аннотация.

Актуальность. Одной из важнейших задач физического воспитания подрастающего поколения является сохранение и укрепление здоровья, однако в результате снижения двигательной активности, интенсификации учебного процесса наблюдается рост отклонений в состоянии здоровья подрастающего поколения.

Целью проводимого исследования был анализ возможностей использования физических упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста.

Методы исследования: анализ литературных источников; педагогические наблюдения; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Результаты. Авторами в ходе проведенного исследования проанализировано состояние здоровья школьников первых классов ГБОУ «Адыгейская республиканская гимназия» и МБОУ «Эколого-био-логический лицей № 35» г. Майкопа.

По данным Всероссийской диспансеризации, патологии костно-мышечной системы занимают одно из первых мест среди заболеваний детского возраста, в том числе в Республике Адыгея.

Учитывая специфику заболеваний опорно-двигательного аппарата, а также морфофункциональ-ные особенности организма, нами были разрабо-

таны специальные комплексы упражнений, направленных на коррекцию осанки и укрепление мышц спины и живота.

Заключение. По результатам проведенного исследования авторами делается заключение о возможности использования комплекса физических упражнений с целью профилактики, а также коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у школьников первых классов.

Под воздействием занятий лечебной физической культурой по предлагаемой авторами методике у детей, имеющих различные нарушения осанки, в ходе экспериментального исследования улучшились показатели развития физических качеств, наметилась положительная динамика изменений морфофунк-ционального статуса организма, а также улучшились показатели здоровья.

Ключевые слова: опорно-двигательный аппарат, нарушения осанки, оздоровительно-коррекционные мероприятия, сутулость, лордоз, плоскостопие, асимметрия верхнего плечевого пояса.

Для цитирования: Коломийцева Н.С., Доронин А.М., Жуков В.И., Кагазежева Н.Х., Доронина Н.В. Использование физических упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста // Физическая культура, спорт -наука и практика. - 2019. - № 4. - С. 12-17.

For citation: Kolomiytseva N., Doronin А., Zhukov V., Kagazezheva N., Doronina N. Use of physical exercises for prevention of schoolchildren's disorders ofmusculoskeletal system. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2019, no 4, pp. 12-17 (in Russian).

Актуальность. Вопросы сохранения и укрепления здоровья человека, особенно детского населения, являются важнейшими в теории и практике оздоровительной физической культуры [1, 4].

В настоящее время наблюдается снижение адаптационно-защитных сил организма, и как следствие это проявляется в увеличении числа заболеваний, ухудшении физического состояния.

Одной из важнейших задач физического воспитания детей и подростков является сохранение и укрепление здоровья, однако в результате снижения двигательной активности, интенсификации учебного процесса наблюдается рост отклонений в состоянии здоровья подрастающего поколения. Организм детей достаточно чувствителен к воздействию различных, как отрицательных, так и положительных, факторов, внешней среды, которые в свою очередь оказывают значительное воздействие на его развитие [3].

Регулярные занятия физическими упражнениями представляют собой важнейший фактор внешнего воздействия на организм человека, а грамотно построенные занятия физической культурой способствуют гармоничному физическому развитию, сохранению и укреплению здоровья.

Совершенствование системы физического воспитания детей нуждается в решении достаточно многих проблем, одной из важнейших является необходимость организации и проведения мероприятий по профилактике и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата.

Среди детского населения увеличился показатель общей заболеваемости костно-мышечной системы. Проблема нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростков является актуальной не только для России, но и в мире, именно поэтому заболевания опорно-двигательного аппарата признаны Всемирной организацией здравоохранения актуальным направлением исследований на современном этапе развития общества [2, 8].

По данным Всероссийской диспансеризации, патологии костно-мышечной системы занимают одно из первых мест среди заболеваний детского возраста [5], в том числе в Республике Адыгея.

Анализ литературных данных свидетельствует об увеличении функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата среди детей и подростков. Так, статистические данные свидетельствуют о том, что около 70-80% детей имеют нарушения осанки, в том числе и выраженные. В последние годы возросло количество

детей и подростков, имеющих плоскостопие, причем, как правило, имеющиеся деформации стопы являются приобретенными, так как результаты обследований свидетельствуют о том, что врожденная плоская стопа выявляется достаточно редко [5, 8].

Исследования многих авторов отмечают, что изменения в одном из звеньев опорно-двигательного аппарата приводят к закономерным адаптационным перестройкам в других отделах и, как следствие, могут приводить к дальнейшему распространению патологического процесса и повреждению различных звеньев опорно-двигательного аппарата [4, 5, 8].

Однако не всегда педагоги и родители детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата проинформированы, что подобные отклонения их детей могут быть причиной головных болей, различных хронических заболеваний. Многочисленными исследованиями доказана тесная связь между состоянием здоровья и состоянием опорно-двигательного аппарата: отсутствие отклонений в состоянии опорно-двигательного аппарата является важнейшим условием оптимального функционирования органов и систем, гармоничного развития организма, умственной и физической работоспособности и укрепления здоровья детей.

Ученые-медики и физиологи рассматривают различные формы нарушений опорно-двигательного аппарата: нарушения осанки, деформацию свода стопы, на фоне слабого физического развития и низкого уровня физической подготовленности как состояние предзаболевания, так как адаптивные реакции мышеч-но-связочного аппарата к утомляющим воздействиям у таких детей снижены.

Состояние организма между нормой и патологией, к сожалению, не учитывается педагогами при осуществлении практической деятельности.

Дети, у которых наблюдается слабое физическое развитие, имеющие нарушения осанки и уплощение сводов стопы, особенно нуждаются в систематических занятиях физическими упражнениями оздоровительной направленности, целенаправленно воздействующими на растущий организм. Регулярные занятия физическими упражнениями представляют собой важнейший фактор внешнего воздействия на организм человека, а оптимально построенные занятия физической культурой содействуют гармоничному физическому развитию, сохранению и укреплению здоровья.

Цель исследования - проанализировать возможности использования физических упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста.

Методы исследования: анализ литературных источников; педагогические наблюдения; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Результаты исследования. Авторами в ходе проведенного исследования проанализировано состояние

здоровья школьников первых классов ГБОУ «Адыгейской республиканской гимназии» и МБОУ «Эколого-биологического лицея № 35» г. Майкопа.

Квалифицированные специалисты, врачи, инструкторы-методисты по лечебной физической культуре оценивали состояние осанки как на этапе констатирующего эксперимента, так и изменения, которые возникали в процессе применения комплекса оздоровитель-но-коррекционных мероприятий.

Результаты проведенного анализа на начальном этапе исследования позволили констатировать, что около половины учащихся первых классов имели осанку, которая соответствовала норме. Около 50% школьников имели различные нарушения осанки. Среди выявленных нарушений наиболее часто встречающимися были: асимметрия верхнего плечевого пояса, сутулость, различные виды лордоза, плоскостопие и др.

Наиболее распространенными нарушениями осанки были: сутулость - 27 %, отставание лопаток от туловища, так называемые крыловидные лопатки - 14 %. Отставание лопаток от туловища у девочек было выявлено в два раза реже, чем у мальчиков, сутулость же наиболее характерна для девочек данной возрастной группы. Также нами была установлена закономерность: чем в большей степени рост отличается от возрастной нормы, тем более выражено нарушение осанки.

Сутулость как отдельное нарушение встречалась достаточно редко в процессе нашего обследования, чаще мы наблюдали проявление сутулости в сочетании с другими видами нарушений.

Часто такие нарушения, как сутулость и крыловидные лопатки, сочетались с плоскостопием у детей, как в контрольной группе, так и в экспериментальной.

Поясничный гиперлордоз довольно часто связан с недостаточным развитием мышц брюшного пресса. В ходе обследования у детей он регистрировался в 10% случаев. Как и другие нарушения опорно-двигательного аппарата, поясничный гиперлордоз регистрировали в сочетании с отставанием лопаток от туловища, а также сутулостью.

Асимметрия верхнего плечевого пояса наблюдалась у 10% школьников. Как изолированное нарушение у обследованных детей нами зафиксировано не было, чаще встречался вместе с сутулостью и в сочетании с плоскостопием.

При проведении обследования нарушение свода стопы было выявлено в 23-25 % случаев, причем у мальчиков чаще, чем у девочек. Особенностью было то, что часть обследованных детей имели различную степень деформации стопы, которая фиксировалась без нагрузки массы собственного тела, у другой группы детей рассматривая патология возникала в положении стоя, следовательно, под воздействием массы тела. У каждого второго из обследованных школьников, имеющих плоскостопие, данное нарушение сопровожда-

лось различными деформациями позвоночного столба.

Нами было проведено тестирование первоклассников, статистически обработаны данные проведенных обследований. В ходе проведения эксперимента был осуществлен анализ особенностей организации и эффективности процесса физического воспитания как по авторской методике, так и по традиционной методике для данного контингента школьников. На основе полученных результатов авторами были предложены пути рационализации двигательного режима школьников.

Согласно разработанной методике использования физических упражнений с целью профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у школьников предлагалось проводить лечебно-оздоровительные занятия в условиях общеобразовательной школы.

Учитывая специфику заболеваний опорно-двигательного аппарата, а также морфофункциональные особенности организма, были разработаны специальные комплексы упражнений, направленные на коррекцию осанки и укрепление мышц спины и живота.

После внедрения предложенной методики использования физических упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у детей было проведено повторное тестирование. Под воздействием занятий лечебной физической культурой по предлагаемой методике у школьников экспериментальной группы, имеющих различные виды нарушений осанки, повысился уровень развития физических качеств, а также улучшились показатели морфофункционального развития (р<0,05).

Заключение. Совершенствование физического воспитания детей и подростков нуждается в решении актуальных проблем, важной из которых является необходимость организации и проведения мероприятий по профилактике, возможной коррекции имеющихся нарушений опорно-двигательного аппарата. Так, школьники с патологией позвоночного столба, в связи с их быстрой утомляемостью, гораздо хуже усваивают учебный материал а следовательно, это отражается на уровне успеваемости.

Коррекция нарушений осанки возможна при использовании специальных физических упражнений [7]. Из арсенала физических упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата целесообразно использовать те, которые не оказывают отрицательного воздействия на уже имеющиеся нарушения осанки, способны восстанавливать измененные структуры опорно-двигательного аппарата.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Баранов А.А. Заболеваемость детского населения России / А.А. Баранов, В.Ю. Альбицкий, А.А. Модестов, С.А. Косова, В.И. Бондарь, И.М. Волков. - Москва: Пе-диатрЪ, 2015. - 280 с.

2. Доклад о состоянии здоровья населения и организа- 5. ции здравоохранения по итогам деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за 2017 год. [Электронный ресурс]. - Ре- 6. жим доступа: https://static-0.rosminzdrav.ru/system/ аПасИтег^/аН:асЬ^/000/026/627/0пдта!/00к!аО_ sostojanii_zdorovja_naselenija_2014.pdf?1434640648

3. Здравоохранение в России. 2017: Стат.сб./ Росстат. - 7. М., 2017. - 170 с.

4. Коломийцева Н.С. Анализ факторов, влияющих на состояние здоровья школьников Республики Адыгея / Н.С. Коломийцева, Н.Х. Кагазежева // Вестник Ады- 8. гейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. -2017. - № 2 (201). - С. 96-101.

Красикова И. Осанка. Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки / И. Красикова - Москва: Издательство «Корона-Век», 2013. - 176 с. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2018 году: Государственный доклад. Москва: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора. - 2017. - 397 с. Овечкина А.В. Лечебная гимнастика для детей с нарушениями осанки и сколиозом начальных степеней: пособие для врачей / А.В. Овечкина, Л.А. Дрожжина, В.А. Суворова, Г.В. Мухина. - СПб., 1999. - 30 с. Погодина Е.В. Современные тенденции здоровья подростков / Е.В. Погодина // Ремедиум Приволжья. - 2016. - С. 104-106.

USE OF PHYSICAL EXERCISES FOR PREVENTION OF SCHOOLCHILDREN'S DISORDERS OF MUSCULOSKELETAL SYSTEM

N. Kolomiytseva, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Biomechanics and Biomedical Disciplines Department at the Institute of Physical Education and Judo, А. Doronin, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Sports Disciplines Department at the Institute of Physical Education and Judo,

V. Zhukov, Associate Professor of the Biomechanics and Biomedical Disciplines Department at the Institute of Physical Education and Judo,

N. Kagazezhеva, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Biomechanics and Biomedical Disciplines Department at the Institute of Physical Education and Judo, N. Doronina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Biomechanics and Biomedical Disciplines Department at the Institute of Physical Education and Judo, Adyghe State University, Maykop.

Contact information for correspondence: 385000, Russia, Republic of Adygea, Maykop, Pervomayskaya str., 208, e-mail: mbdagu@mail.ru.

Abstract.

Relevance. One of the main tasks of physical education of younger generation is to promote health, however, as a result of the reduced physical activity, intensification of educational process, there is a deviation growth in the health status of the younger generation.

Research aim. The aim of the research is the analysis of the possibilities of using physical exercises for the prevention of musculoskeletal disorders of school children.

Research methods. The research methods were: analysis of literature sources; pedagogical observations; pedagogical testing; pedagogical experiment; methods of mathematical statistics.

Research results. In the course of the study the health status of students of the first grades of SEI «Adyghe Republican Gymnasium» and MBGEI «Ecological and Biological Lyceum № 35» of Maykop city have been analyzed by the authors.

According to the All-Russian medical examination, the pathology of the musculoskeletal system occupies one of the leading places among childhood diseases, including the Republic of Adygea.

Taking into account the specifics of diseases of the musculoskeletal system, as well as morphofunctional features of the body, the special exercise complexes, aimed at the correction of posture and strengthening of the muscles of the back and abdomen have been developed by us.

Under the influence of physical therapy classes according to the proposed method, the indicators of morphological and functional development and the development level of physical qualities of schoolchildren of the experimental group having various types of posture disorders have been improved.

Conclusions. According to the results of the study, the authors conclude about the possibility of using a set of

physical exercises for the purpose of prevention, as well as the correction of musculoskeletal system of the first grade schoolchildren.

Under the influence of physical therapy classes according to the proposed authorial method during the experimental study the development indicators of physical qualities of children with various posture disorders have been raised, the positive change dynamics of morphological and functional status of the organism has been outlined, as well as the health indicators has been improved.

Keywords: musculoskeletal system, posture disorders, health-improving measures, stoop, lordosis, flat feet, asymmetry of upper shoulder girdle.

References:

1. Baranov A.A., Albitsky V.Yu., Modestov A.A., Kosova S.A., Bondar V.I., Volkov I.M. Zabolevaemost' detskogo nas-eleniya Rossii [Morbidity of the child population of Russia]. Moscow: Pediatr, 2015, 280 p.

2. Doklad o sostoyanii zdorov'ya naseleniya i organizacii zdravoohraneniya po itogam deyatel'nosti organov ispolnitel'noj vlasti sub"ektov Rossijskoj Federacii za 2017 god. [Report on the State of Public Health and Healthcare Organization Based on the Results of the Activities of the Executive Authorities of the Constituent Entities of the Russian Federation for 2017]. Available at: https://static-0.rosminzdrav.ru/system/attachments/ attaches/000/026/627/original/Doklad_o_sostojanii_ zdorovja_naselenija_2014.pdf?1434640648 (in Russian).

3. Zdravoohranenie v Rossii. 2017: Stat.sb./ Rosstat [Health care in Russia. 2017: Stat.sb./ Rosstat]. Moscow, 2017, 170 p. (in Russian).

4. Kolomiytseva N.S., Kagazhezheva N.Kh. Analysis of factors affecting the health status of schoolchildren of the Republic of Adygea. Vestnik Adygejskogo gosu-darstvennogo universiteta. Seriya 4: Estestvenno-matematicheskie i tekhnicheskie nauki [Bulletin of the

Adygea State University. Series 4: Natural-mathematical and Technical Sciences], 2017, no. 2 (201), pp 96-101. (in Russian).

5. Krasikova I. Osanka. Vospitanie pravil'noj osanki. Leche-nie narushenij osanki. [Education of the correct posture. Treatment of postural disorders]. Moscow, 2013, 176 p.

6. O sanitarno-epidemiologicheskoj obstanovke v Rossijskoj Federacii v 2018 godu: Gosudarstven-nyj doklad [On the Sanitary-Epidemiological Situation in the Russian Federation in 2018: State report]. Moscow: Federal Center for Hygiene and Epidemiology of Rospotrebnadzor. 2017, 397 p. (in Russian).

7. Ovechkina A.V., Drozhzhina L.A., Suvorova V.A., Mukhina G.V. Lechebnaya gimnastika dlya detej s narusheniyami osanki i skoliozom nachal'nyh stepenej [Therapeutic exercises for children with impaired posture and primary scoliosis]. Saint-Petersburg, 1999, 30 p.

8. Pogodina E.V. Current trends in adolescent health. Remedium Privolzh'ya [Remediium of the Volga Region], 2016, pp. 104-106. (in Russian).

Поступила / Received 11.10.2019 Принята в печать / Accepted 26.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.