Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ГИБКИХ ПОДХОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МСП'

ПРИМЕНЕНИЕ ГИБКИХ ПОДХОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МСП Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ / ГИБКИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МСП / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / МАЛЫЙ БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суряднов В.В., Голубцов И.А.

В статье рассматривается одна из основополагающих задач экономики страны - развитие малого и среднего предпринимательства. В нынешних политических условиях, связанных с давлением Запада, руководство страны стремится найти новые возможности для поддержки предпринимателей. Политика и реформы проводимые в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации позволяют с уверенностью говорить о том, что этот элемент рыночной экономики обладает значительными приоритетами у государства. Нами проанализированы существующие формы регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства со стороны государства. На основе представленного опыта внедрения гибких подходов в других государственных органах нами сформулированы рекомендации по процессу их внедрения в органы, курирующие малое и среднее предпринимательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF AGILE IN GOVERNMENT AGENCIES FOR THE REGULATION AND THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

The article considers one of the fundamental tasks of the country's economy - the development of small and medium-sized businesses. In the current political conditions associated with Western pressure, the country's leadership is seeking to find new opportunities to support entrepreneurs. The policy and reforms carried out in the field of development of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation allow us to say with confidence that this element of the market economy has significant priorities for the state. We have analyzed the existing forms of regulation and support for small and medium-sized businesses by the state. Based on the presented experience of introduction agile in other government agencies, we have formulated recommendations on the process of their implementation in the bodies overseeing of small and medium-sized enterprises.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ГИБКИХ ПОДХОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МСП»

Применение гибких подходов управления в государственных органах для регулирования и развития МСП

см см о см

о ш т

X

<

т О X X

Суряднов Владислав Васильевич

выпускник магистратуры Факультета государственного управления, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, vsuryadnov@bk.ru

Голубцов Иван Александрович

выпускник магистратуры Факультета государственного управления, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, GolubtsovIA@spa.msu.ru

В статье рассматривается одна из основополагающих задач экономики страны - развитие малого и среднего предпринимательства. В нынешних политических условиях, связанных с давлением Запада, руководство страны стремится найти новые возможности для поддержки предпринимателей. Политика и реформы проводимые в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации позволяют с уверенностью говорить о том, что этот элемент рыночной экономики обладает значительными приоритетами у государства. Нами проанализированы существующие формы регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства со стороны государства. На основе представленного опыта внедрения гибких подходов в других государственных органах нами сформулированы рекомендации по процессу их внедрения в органы, курирующие малое и среднее предпринимательство. Ключевые слова: государственное управление, государственные органы, гибкий подход к управлению, малое и среднее предпринимательство, МСП, субъекты малого и среднего предпринимательства, малый бизнес.

Малые и средние предприятия, в свою очередь, успешно функционируют на относительно небольших рыночных сегментах, придавая гибкость и мобильность хозяйству, способность к быстрым переменам в экономике и в общественном секторе.

Малые и средние предприятия способны играть на фундаментальных изменениях, вкусах потребителей, технологиях - это дает преимущества над крупными предприятиями. Предприниматели способны извлекать выгоду из ситуаций, которые возникают из-за изменения в окружающей его среде, будь то политическая, экономическая или любая другая среда, что складывается из-за возможности владельца непосредственно принимать решения в организации без участия остальных ее членов.

Несмотря на то, что наблюдается рост в сегменте малого и среднего предпринимательства (с 1995 года по 2015 год, с 11 до 16% занятых), все равно отрасль по-прежнему значительно отстает от иностранных показателей (Индия - 40%, Бразилия - 52%, Китай- 80%, Германия - 63%, США - 46%). Также существуют проблемы сохранения представленности по большей части в базовых отраслях, не значительно емких по капиталу (торговля, частные перевозки и подобное), что является в основном примитивным характером занятости населения [9].

Интересы малого и среднего предпринимательства напрямую зависят от менталитета, сложившегося на той территории, где они функционируют. Недостатками малого и среднего предпринимательства (МСП) являются сравнительно низкая доходность, ограниченность собственных ресурсов, повышенный риск в конкурентной борьбе, сложности с внедрением новых технологий, высокую интенсивность труда, что приводит данный сектор экономики к числу непостоянных, вследствие постоянного обновления из-за массовых банкротств. В связи с этим система государственного управления должна быть более мобильной и гибкой в вопросах взаимодействия с таким сектором экономики как малое и среднее предпринимательство.

Важным критерием в развитии малого и среднего предпринимательства выступает уровень вовлеченности региональной системы регулирования и поддержки. Методы реализации политики, проводимой в регионе, исходят, с одной стороны из задач, формируемых руководством отдельно взятого региона, а с другой - принимаемых на государственном уровне мер. Правительством установлен чёткий и своевременный контроль за проводимой органами власти политикой в области субъектов малого и среднего предпринимательства, обозначено большое количество программ для развития на разных уровнях власти.

Ответственным органом за реализацию государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства выступает Министерство экономического развития Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [1] Минэкономразвития России разработало новую структуру паспорта национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», в который входят четыре федеральных проекта:

• Поддержка самозанятых;

• Предакселерация;

• Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства;

• Цифровая платформа малого и среднего предпринимательства [15].

Основными инструментами поддержки являются: льготное финансирование, лизинг, целевые гранты на создание бизнеса, погашение первоначального взноса по лизингу, микрозаймы, создание бизнес-инфраструктуры и другие виды.

Центральный Банк Российской Федерации разрабатывает льготные механизмы субсидирования процентных ставок, определение льготных периодов погашения долга, помощь в привлечении инвесторов, для реализации проектов, которые способствовали развитии экономики региона. Механизмы государственной поддержки представлены в таблице 1.

Согласно таблице 1, можно говорить о том, что государство старается всячески поддержать субъекты малого и среднего предпринимательства, развивая систему микрозаймов, которые предприниматели получают по сниженным процентам и в короткие сроки, что помогает бизнесу удовлетворить свои потребности, не прерывая осуществляемую деятельность.

Государство осуществляет инвестиции в виде субсидий на капитальные вложения в строительство, реконструкцию, проектно-изыскательские работы, техническое перевооружение.

Анализ альтернативных источников финансирования малого и среднего предпринимательства в России позволяет сделать вывод о том, что объем венчурного капитала сокращается. Стоимость заемных источников финансирования в Российской Федерации в деятельности малого и среднего предпринимательства представлена выше, чем в развитых странах.

Наряду с программами поддержки позитивно было встречено бизнесом продление мер и регуляторных послаблений Банка России в первом полугодии 2021 года: предоставление кредитным организациям возможности не увеличивать резервы по ссудам, выданным заемщикам, у которых ухудшилось финансовое положение на фоне пандемии, а также по реструктурированным кредитам (в рамках закона и в рамках собственных программ кредитных организаций) [20].

Современные рыночные условия, в которых действуют предприниматели, постоянно трансформируются, усложняются и становятся все более взаимозависимыми. Отличительной особенность малого и среднего предпринимательства выступает его нацеленность на небольшие сегменты рынка, т.к. предприниматели способны удовлетворять спрос потребителей на специфическую продукцию, которая может быть неактуальна для большей части покупателей, когда крупные организации

нацелены именно на удовлетворение тех потребностей, которые характерны для большого количества людей (удовлетворяют однородный спрос), поэтому выпуск товаров, которые будут нацелены на определенный слой граждан для них чаще всего оказывается нерентабельным. В развитых странах на малое и среднее предпринимательство приходится наибольшая доля от общего числа предприятий.

Таблица 1

Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства

Количество действующих микрозаймов, выданных микрофинансовыми организациями, единиц

Сумма действующих микрозаймов, выданных микрофинансовыми организациями, тыс. руб.

Объём субсидий, выделенный из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, бюджетам субъектов Российской Федерации (на 1 _января; тысяч рублей) [12]

Объем субсидий

2017

7510719,5

2018

5845007,1

Деятельность микрофинансовых организаций и гарантийных фондов, получивших финансовую поддержку в рамках мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства, реализуемых Министерством экономического развития Российской Федерации (на 1 января) [3]

Количество действующих кредитов, выданных под поручительства гарантийных фондов, единиц

Сумма действующих кредитов, выданных под поручительства гарантийных фондов, тыс. руб.

29281

21392743

46937

375319847

27421

23164951

50108

443632044 [2]

Деятельность бизнес-инкубаторов, созданных в рамках мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства, реализуемых Министерством экономического развития Российской Федерации

Количество бизнес-инкубаторов, единиц

Количество субъек тов малого предпринимательства - резидентов бизнес-инкубатора, единиц

Общее количество работников субъектов малого предпринимательства - резидентов бизнес-инкубатора, человек

2017

133

2212

8974

2018

131

2211

8808

Примечание — Составлено автором на основе [2, 3, 7, 12, 14]

В настоящее время прорабатываются различные направления и инструменты для поддержки малого бизнеса, включающие в себя совокупность мер, которые обеспечивают условия, необходимые для осуществления правовой, экономической и организационной деятельности предпринимателей.

Данные направления реализуются с помощью:

м о м м

CN СЧ О

cs

О Ш

m

X

<

m о x

X

- инвестиций из бюджета муниципального образования и из федерального бюджета для определенных видов деятельности;

- предоставления налоговых льгот;

- предоставления льготных условий по кредитованию;

- административной и информационной поддержки в реализации проектов по инвестиционному направлению;

- формирования производственных площадок, которые уже обеспечены необходимой инфраструктурой, для осуществления производственной деятельности;

- увеличения технологического потенциала основных направлений деятельности;

- консультационной помощи;

- предложения программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации для работников различных сфер деятельности;

- проведения ежегодных предпринимательских форумов-выставок [5].

Очевидность внимания государства к малому и среднему предпринимательству стала понятна еще во времена пандемии. Совершенно логично, что в период западных санкций государственная помощь малому и среднему предпринимательству будет только усиливаться.

Премьер страны Михаил Мишустин заявил, что поддержка малого и среднего бизнеса сегодня входит в круг задач первостепенной важности [11].

Любое финансовое и административное давление на предпринимателей со стороны государства будет сводиться к минимуму. М. Мишустин распорядился до конца 2022-го года продлить программу поддержки «ФОТ 3.0», а также мораторий на плановые проверки малого и среднего предпринимательства и индивидуальных предпринимателей [18]. Отметим, что программа «ФОТ» предусматривает льготное кредитование под 3% тем компаниям, которые сохраняют не меньше, чем 9/10 рабочих мест [17]. Меры поддержки по данной программе позволили избежать потери работы почти 6 млн человек, а мораторий на проверки сэкономил бизнесу сотни млрд руб.

Также Правительством запущен новый этап амнистии капиталов. Бизнес сможет декларировать наличные денежные средства и легализовать не только акции или облигации, но и фьючерсные контракты, опционные и другие финансовые инструменты [10]. Это способствует предпринимателям избежать финансовых рисков, связанных с санкциями со стороны экономических партнеров России.

Проблемы реализации государственных программ, система их финансирования и эффективность их реализации показывают актуальность проблемы финансового обеспечения развития экономики страны. Заметно, что важным направлением инновационного развития страны является поддержка и развитие малого и среднего бизнеса. Еще одну значимую сторону в этом направлении занимает механизм взаимодействия государственных органов и субъектов МСП, позитивную роль в модернизации которого может оказать использование гибких подходов управления.

Инновационные, гибкие подходы и методы работы присутствуют в деятельности государственных организаций в различном виде. Рассмотрим наиболее успешные примеры, которые могут послужить отправной точкой и опытом для внедрения подобных экспериментов в

деятельности органов власти, курирующих малое и среднее предпринимательство.

Гибкий подход к управлению предоставляет механизмы работы, которые позволяют оперативно реагировать на актуальные требования заказчика и быстро выпускать обновленный работающий продукт, что также немаловажно при взаимодействии государственных органов с субъектами малого и среднего предпринимательства.

Во многих организациях эффективно применятся «набор правил для организации гибкого рабочего процесса» (scrum), в основе которой стоит кроссфункцио-нальность и самоорганизованная команда, в которую обычно входят около девяти равноправных человек. Члены команды могут самостоятельно, без участия начальства, выполнять задачи разного характера для достижения общей цели, контролировать сроки и качество.

С помощью доски «kanban» можно визуализировать и совершенствовать весь рабочий процесс. Основные принципы данной методики: временные рамки, бережливое производство, уменьшение количества задач, а также визуализация. При использовании этого метода в бирюзовых организациях на стене или специальной доске фиксируют большую цель, разделенную на глобальные задачи и этапы выполнения.

Холакратия позволяет создавать разветвленную структуру организации, в которой каждый обладает правом принимать решения, распоряжаться бюджетом в рамках своей цели, в отличие от классической компании, где структурные единицы обязаны согласовывать действия с вышестоящим руководством [13].

В концепции гибкого подхода к управлению выделяются три основных ценности:

1) Бизнес-процессы в организации должны приносить пользу обществу, а не только прибыль;

2) При выполнении работы в организации необходимо организовывать обеспечение условий для самореализации человека;

3) Один из самых эффективных способов выстраивания организационной структуры - принципы самоорганизации.

Коллективы, которые разделяют философию гибкого подхода к управлению, стремятся к решению проблем заказчиков, а не к формальному выполнению заданий. Подобные организации всегда находится в движении, так как потребности клиента быстро меняются. Задачи нестандартного типа и высокая степень свободы при выборе инструментов работы обеспечивают сильную мотивацию, а система аналитики и метрики помогает отслеживать успешность достижения ключевых показателей эффективности.

Практики гибкого подхода к управлению предусматривают формат тесной командной работы над проектами, направленный на достижения конечного результата, динамического формирования требований и обеспечение их реализации по итогу непрерывного взаимодействия с заказчиком. Многие из представленных практик и планируются к внедрению в органах государственной власти.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В первую очередь, речь идет о внедрении таких подходов в проектах, связанных с информационными технологиями и органов, тесно взаимодействующих с бизнес-средой.

Основными преимуществами использования гибких подходов в государственных проектах являются:

а) увеличение скорости внедрения систем информационных технологий и повышение эффективности работы;

б) обеспечения увеличения мотивированности персонала;

в) обеспечение притока квалифицированных кадров на работу в государственные структуры.

Сейчас в рядах госслужащих прослеживается демо-тивированность наличием большого количества бюрократических процедур и отсутствием наглядных, ощутимых результатов своего труда, в следствие чего отмечается невысокий уровень желания профессионалов идти работать в государственный сектор.

«Людям нравится работать в культуре Agile, и это снижает уровень менеджерского гнета, бюрократии. Благоприятная культура, несомненно, будет способствовать притоку высококлассных специалистов в госсферу», - отмечает Иван Дубровин, заместитель руководителя подгруппы по внедрению гибкого подхода [8].

Центром подготовки руководителей цифровой трансформации РАНХиГС при участии приглашенных экспертов в 2019 году были подготовлены методические рекомендации по применению гибких подходов в рамках проектного управления органов государственной власти [4].

В целях документа обозначены формирование единого понимания у руководителей по применению гибких

технологий в рамках управления проектами цифровиза-ции, управления проектами в государственных организациях и знакомство с ограничениями по применению данных практик в России [21].

В «Навигаторе цифровой трансформации» основными поставленными задачами являются формирование нового формата работы над государственными услугами, проектами и продуктами, ориентированность на обеспечение ценности для конечного пользователя, быстрота разработки и реализации изменений, а также прозрачность, открытость и управляемость. Еще одной важной задачей выступает - увеличения качества и эффективности командной работы, в том числе кросс-функциональной, межведомственной, а также обеспечение ускорения процессов по внедрению новых полезных продуктов для граждан [21].

В то же время составителями методических рекомендаций рекомендуется применение гибридного подхода для функций по планированию и реализации масштабных проектов цифровизации на федеральном и региональном уровнях, а в рамках первых шагов по применению гибких подходов - определение отдельного блока внутри проекта.

Всё чаще гибкие походы к управлению применяются на практике в проектной деятельности государственных организаций, так как они имеют значительный ряд выгод (рисунок 1).

Выгоды, которые при носит Agile использующим его компаниям (на основании данных, предоставленных (5)9 компаниями и организациями')*

Мораль и мотивация 64% внутри команд

Согласованность бизнеса и ИТ

64%

Рост

продуктивности 01% команд

Повышение ■ г предсказуемости 52%1-

проектов

Повышение качества ПО

47%

Управление распределенными 33% командами

Мсаэан процент респондентов нсслсвованнъ г аэавшл

ДОНН у^'чЧ-Г^!' ЯСКЛО

начала испапьэае{Я4ияДд/1е

Способность управлять проектами изменений

165%

63%

Снижение 50% оисков проектов

5£>

Повышение прозрачно от и проектов

Скорость вывода продуктов на рынок

ч

>

А

142%

Повышение

инженерной

культуры

♦-4

Повышение 34% надежности

Сокрашение 28% бюджетов проектов

Примечание - См.: [19].

Рисунок 1 - Выгоды от использования гибкого подхода к управлению

Гибкие подходы уже применяются в работе многих государственных организаций, таких как Министерство цифрового развития, Центральный банк России, Федеральное казначейство, управления Пенсионного фонда и многие другие.

Заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры) Максим Паршин считает, что современный продукт невозможно сделать, при условиях работы в рамках устаревших бюрократических процедур. Поэтому Минцифры используют

гибкий подход при разработке супер-сервисов - нового типа государственных электронных услуг. В рамках этого процесса создаются кросс-дисциплинарные команды, с участием представителей государственных органов, бизнес-сообщества, лидеров общественных организаций и конечных пользователей сервисов, с организацией работы отрезками-спринтами. Министерством планируется создание постоянно работающей в формате гибкого подхода «фабрики супер-сервисов».

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м м

CS CS

о

CS

о ш m

X

3

<

m О X X

В Федеральном казначействе, как отмечает заместитель руководителя ведомства Александр Албычев, реализуется активное применение гибких подходов, на основе которых существует программная платформа для контроля ключевых показателей эффективности и ведения управления проектами [19].

Также, например, Центральный Банк России (ЦБ) применял гибкие подходы при создании Национальной системы платежных карт. «Agile-трансформация», в целом, позволила увеличить скорость достижения результатов в ЦБ на 50%.

Проектный подход и гибкие методологии применяет Управление Пенсионного Фонда России в Кировском и Промышленном районах г. Самары при разработке программных продуктов. Среди преимуществ нового подхода специалисты отмечают появление возможностей отслеживания и исправления ошибок, обеспечение постоянной обратной связи от заказчика и организация быстрой поставки услуг [16].

Как отмечают эксперты, важно чтобы конструкция организации была адекватна внешним условиям функционирования. Необходимо оценивать силу вызовов, действующих в области работы организации, понимать, что сломалось в регламентах механизмов управления. По мнению Максима Цепкова соучредителя и главного архитектора дирекции развития решений компании «CUSTIS», Россия по внедрению гибкого подхода в отрасли информационных технологий и за ее пределами, не отстает от мирового сообщества. Многие ценностные аспекты были проработаны еще в советское время, зафиксированы в культуре и передаются новому поколению [22].

Об этом же говорит движение за применение гибких подходов в государственных организациях, которое началось осенью 2015 года, еще до выступления Германа Грефа, посвященного методикам гибкого подхода к управлению, на Гайдаровском форуме, с мероприятия «AgileKitchen» на территории Аппарата Правительства РФ. С 2016 года в премии «Проектный олимп» есть номинация по применению гибких методологий в государственных проектах. А на мероприятии «AgileDays-2018» и других конференциях рассказывают кейсы по применению гибких подходов для организации операционной работы в Центральном банке, Росатоме и других крупных госорганизациях [22].

Подходя к процессу резюмирования мнений экспертов и представленных данных, в качестве компромисса между традиционным подходом и внедрением гибких подходов в государственные органы, курирующие МСП, мы предлагаем рассмотреть внедрение смешанной парадигмы, в которой подразумевается:

- принцип иерархии деятельности, при котором команда отвечает за связанную часть процессов (от получения задачи до достижения результата);

- руководители приобретают новый смысл, выступают в основном своего рода «архитекторами» развития;

- все сотрудники, при желании, вовлекаются в работу по развитию организации, генерацию предложений и информирование о проблемах в текущей деятельности, входят в рабочие группы по проектированию и внедрению изменений по принципам «agile» и «scrum» [6].

Раскрытие сущности поддержки малого и среднего предпринимательства в России позволяет говорить о том, что Правительство старается не только заимствовать успешные практики, но и найти уникальные методы

поддержки, которые будут давать высокие результаты, учитывая особенности нашей экономики. Также развитие сектора малого и среднего предпринимательства ведет к стабильному развитию экономики, что, в свою очередь, привлекает новых инвесторов, готовых вкладывать свои средства в поддержку данного пути.

Исходя из приведенных сведений и примеров можно сделать вывод о том, что многие государственные организации на федеральном и региональном уровне уже используют и внедряют современные подходы к управлению и гибкие методики менеджмента. Описанные примеры деятельности выступают значимыми предпосылками для последующего внедрения гибких принципов работы или применения эффективного сочетания смешанного, гибридного подхода из разных концепций в государственное управление в сфере взаимодействия с малым и средним предпринимательством.

Литература

1. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 : по сост. на 25 декабря 2021 г.

2. Гиголаев, Г. Ф. Современные методы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на региональном и местном уровне: бизнес-инкубаторы / Г. Ф. Гиголаев, А. М. Гаев, Р. А. Гиоев // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2020. -№ 2(111). - С. 102-105.

3. Зараменских, А. И. Государственная политика в сфере развития малого и среднего предпринимательства: значимость инструментов поддержки / А. И. Зара-менских // Экономика счастья в формате ABLE: искусство, бизнес, право, экономика : Материалы XIV Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 27-28 ноября 2018 года / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Уральский институт управления - филиал. - Екатеринбург: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2018. - С. 225228.

4. Навигатор цифровой трансформации: Agile-под-ход в государственном управлении: электронное издание / под ред. Е. Г. Потаповой. — М.: РАНХиГС, 2019. — 162 с.

5. Нестеренко И.Ю. Направления и инструменты поддержки предпринимательства на региональном уровне // Региональная экономика: теория и практика. 2013. №31. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-i-instrumenty-podderzhki-predprinimatelstva-na-regionalnom-urovne (дата обращения: 20.01.2022).

6. Суряднов В.В. Адаптация новых экономических инструментов и технологий управления к специфике деятельности подведомственных учреждений государственных органов // Общество: политика, экономика, право. 2022. № 7. С. 37-44. https://doi.Org/10.24158/pep.2022.7.6

7. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства / Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 26.12.2021).

8. В Совете при президенте РФ появилась подгруппа по применению Agile в госпроектах / ИКС медиа.

URL: https://pm.center/company/smiabout/v-sovete-pn-pre-zidente-rf-poyavilas-podgruppa-po-primeneniyu-agile-v-gosproektakh-iks-iksmedia-ru/ (дата обращения 12.09.2021).

9. Доклад «Россия 2025: от кадров к талантам», The Boston Consulting Group, 2017. URL: https://vbu-dushee.ru/up-

Ioad/iblock/6c6/6c6770e0c564c4192f6c3631c74c62fb.pdf (дата обращения 23.06.2022).

10. ИА REGNUM // Мишустин объявил о запуске масштабной амнистии капиталов. [Сайт]. Москва, 2 марта 2022 года. URL: https://regnum.ru/news/econ-omy/3521966.html (дата обращения 13.03.2022).

11. ИА «ТАСС» // Заемное финансирование на 170 млрд рублей будет доступно МСП в 2022 году URL: https:// https://tass.ru/ekonomika/14077515 (дата обращения 16.03.2022).

12. Информация предоставлена Министерством экономического развития Российской Федерации. Значения показателей сформированы Минэкономразвития России на основе отчетов уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о реализации мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. № 178.

13. Как устроены бирюзовые организации: ищем отличия от обычных компаний / Журнал «Директор по персоналу». URL: https://www.hr-director.ru/article/67045-biryuzovye-organizatsii-sozdaniye-kompanii-19-m4 (дата обращения 15.10.2021).

14. Малое и среднее предпринимательство в России. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13223 (дата обращения 26.12.2021).

15. Министерство экономического развития Российской Федерации / Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalny y_proekt_maloej_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzh ka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/ (дата обращения 26.12.2021).

16. Переход на agile: опыт Самарского ПФР / Издательский дом «Бюджет». URL: https://bujet.ru/article/383912.php (дата обращения

22.09.2021).

17. Правительство Российской Федерации // Льготная кредитная программа «ФОТ 3.0». URL: http://govern-ment.ru/support_measures/measure/150/ (дата обращения 13.03.2022).

18. Росбалт. URL: https://www.rosbalt.ru/russia/2022/03/02/1946753.html (дата обращения 13.03.2022).

19. Российским чиновникам рекомендовали бороться с культурой страха и внедрять Agile / TAdviser. URL: https://www.tadviser.ru/a/365702 (дата обращения:

12.04.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Центральный банк Российской Федерации / Аналитический обзор рынка кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства / Информационно-аналитический материал / Москва, 2021. URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/39663/inf_mate-rial_msp_fh_2021.pdf. (дата обращения 26.12.2021).

21. Agile в управлении государственными проектами / TAdviser. URL: https://www.tadviser.rU/a/365702 (дата обращения: 12.04.2022).

22. Agile и бирюзовые организации - ответ менеджмента на вызовы новой промышленной революции / Максим Цепков. URL: https://mtsepkov.org/AgileTealOrg-PIRbook (дата обращения 22.03.2022).

23. Robertson Brian J. (2015) Holacracy: The Revolutionary Management System that Abolishes Hierarchy, Penguin UK, 240 p.

Application of agile in government agencies for the regulation and the

development of small and medium-sized businesses Suriadnov V.V., Golubtsov I.A.

Lomonosov Moscow State University

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

The article considers one of the fundamental tasks of the country's economy - the development of small and medium-sized businesses. In the current political conditions associated with Western pressure, the country's leadership is seeking to find new opportunities to support entrepreneurs. The policy and reforms carried out in the field of development of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation allow us to say with confidence that this element of the market economy has significant priorities for the state. We have analyzed the existing forms of regulation and support for small and medium-sized businesses by the state. Based on the presented experience of introduction agile in other government agencies, we have formulated recommendations on the process of their implementation in the bodies overseeing of small and medium-sized enterprises.

Keywords: public administration, government agencies, agile, small and medium-sized businesses, small and medium enterprises. References

1. On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030: Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020 No. 474: according to comp. as of December 25, 2021

2. Gigolaev, G. F. Modern methods of state support for small and medium-sized businesses at the regional and local level: business incubators / G. F. Gigolaev, A. M. Gaev, R. A. Gioev // Humanitarian and socio-economic science. - 2020. - No. 2 (111). - p. 102-105.

3. Zaramenskikh, A. I. State policy in the development of small and medium-sized businesses: the importance of support tools / A. I. Zaramenskikh // Economics of happiness in the ABLE format: art, business, law, economics: Proceedings of the XIV International Scientific and Practical Conference , Ekaterinburg, November 27-28, 2018 / Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Ural Institute of Management - branch. - Yekaterinburg: Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, 2018. - p. 225-228.

4. Navigator of digital transformation: Agile approach in public administration: electronic edition / ed. E. G. Potapova. — M.: RANEPA, 2019. — 162 p.

5. Nesterenko I.Yu. Directions and tools to support entrepreneurship at the regional level // Regional economy: theory and practice. 2013. No. 31. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-i-instrumenty-pod-derzhki-predprinimatelstva-na-regionalnom-urovne (date accessed: 01/20/2022).

6. : Suriadnov, V.V. (2022) Adaptation of New Economic Instruments and Management Technologies to the Specifics Activities of Subordinate Organization of Government Institutions. Society: Politics, Economics, Law. (7), 37-44. Available from: doi:10.24158/pep.2022.7.6 (In Russian).

7. State support for small and medium businesses / Federal State Statistics Service. URL: https://rosstat.gov.ru/ (date accessed: 12/26/2021).

8. A subgroup on the use of Agile in state projects / ICS media appeared in the Council under the President of the Russian Federation. URL: https://pm.center/company/smiabout/v-sovete-pri-prezidente-rf-poyavi-las-podgruppa-po-primeneniyu-agile-v-gosproektakh-iks-iksmedia-ru/ (date accessed: 09/12/2021).

9. Report "Russia 2025: From Human Resources to Talents", The Boston Consulting Group, 2017. URL: https://vbudushee.ru/up-load/iblock/6c6/6c6770e0c564c4192f6c3631c74c62fb.pdf (date accessed: 06/23/2022).

10. IA REGNUM // Mishustin announced the launch of a large-scale capital amnesty. [Website]. Moscow, March 2, 2022. URL: https://reg-num.ru/news/economy/3521966.html (date accessed: 03/13/2022).

11. TASS News Agency // Debt financing for 170 billion rubles will be available to SMEs in 2022 URL: https://tass.ru/ekonomika/14077515 (Accessed 03/16/2022).

12. Information provided by the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. The values of the indicators were formed by the Ministry of Economic Development of Russia on the basis of reports from

X X О го А С.

X

го m

о

to о м м

the authorized executive bodies of the constituent entities of the Russian Federation on the implementation of measures to support small and medium-sized businesses in the framework of the Decree of the Government of the Russian Federation dated February 27, 2009 No. 178.

13. How turquoise organizations are structured: looking for differences from ordinary companies / HR Director magazine. URL: https://www.hr-direc-tor.ru/article/67045-biryuzovye-organizatsii-sozdaniye-kompanii-19-m4 (date accessed: 10/15/2021).

14. Small and medium business in Russia. Federal State Statistics Service. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13223 (date accessed: 12/26/2021).

15. Ministry of Economic Development of the Russian Federation / National project "Small and medium-sized businesses and support for individual entrepreneurial initiatives". URL: https://www.economy.gov.ru/mate-rial/directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprini-matelstvo_i_podderrzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/ (date accessed: 12/26/2021).

16. Transition to agile: the experience of the Samara PFR / Publishing house "Budget". URL: https://bujet.ru/article/383912.php (date accessed: 09/22/2021).

17. Government of the Russian Federation // Preferential loan program "FOT 3.0". URL: http://government.ru/support_measures/measure/150/ (date accessed: 03/13/2022).

18. Rosbalt. URL: https://www.rosbalt.ru/russia/2022/03/02/1946753.html (date accessed: 03/13/2022).

19. Russian officials were recommended to fight the culture of fear and implement Agile / TAdviser. URL: https://www.tadviser.ru/a/365702 (date accessed: 04/12/2022).

20. Central Bank of the Russian Federation / Analytical review of the lending market for small and medium-sized businesses / Information and analytical material / Moscow, 2021. URL: https://cbr.ru/Collection/Collec-tion/File/39663/inf_material_msp_fh_2021.pdf. (date accessed: 12/26/2021).

21. Agile in government project management / TAdviser. URL: https://www.tadviser.ru/a/365702 (date accessed: 04/12/2022).

22. Agile and turquoise organizations - management's response to the challenges of the new industrial revolution / Maxim Tsepkov. URL: https://mtsepkov.org/AgileTealOrg-PIRbook (date accessed: 03/22/2022).

23. Robertson Brian J. (2015) Holacracy: The Revolutionary Management System that Abolishes Hierarchy, Penguin UK, 240 p.

CS CS

o

CS

o m m

X

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.