Научная статья на тему 'Применение элементов компьютерных технологий в процессе профессиональной подготовки учителя трудового обучения'

Применение элементов компьютерных технологий в процессе профессиональной подготовки учителя трудового обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / УЧИТЕЛЬ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перегудова В.И.

На современном этапе развития образования наблюдается стремительное увеличение объема учебного материала по курсу дисциплин технологической отрасли образования с одновременными тенденциями уменьшения времени на их изучение, что требует интенсификации процесса обучения. В статье рассматриваются: вопросы системного применения в процессе профессиональной подготовки учителя трудового обучения новых информационных технологий; организация на качественно новом уровне диагностики подготовки и самообразовательной деятельности студентов, как эффективные средства повышения качества обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Перегудова В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение элементов компьютерных технологий в процессе профессиональной подготовки учителя трудового обучения»

"Психологически напряженную свободную внутреннюю работу относительно решения заданий по самовоспитанию, при которой возможно сознательное присвоение новых личностных ценностей", рассматривает поведение I. Бех [8, 165]. По его мнению, внутренний мир человека состоит из совокупности психических процессов, которые выступают предметом отображения в сознании личности. Для осуществления процесса их познания необходимо, чтобы у субъекта сформировалось представление о собственном "Я", но оно не осознается им как первичная реальность, представление о нем формируется в связи с определенными отношениями, в которые вступает объект и от которых он зависит. Лишь противопоставляя себя другому, человек осознает себя. Развитие самопознания находится в прямой зависимости от развития речи. Самопознание осуществляется, как подчеркивает I. Бех, не ради поиска чистой истины, а для самовоспитания, то есть формирование у себя определенных качеств в соответствии с общественно значимой личностной программой. Поэтому полноценное нравственное поведение не может сформироваться в процессе внушения или наследования, поскольку при условии применения таких методов у человека возникает моральное образование жизненного уровня "вести себя, как все", в котором эмоциональный компонент доминирует над интеллектуальным.

Рассмотрение этих факторов теории I. Беха, дает нам основания сделать некоторые выводы относительно определения понятия "поведение".

Поведение - это психологически напряженное свободное внутреннее действие личности ради присвоения новых личностных ценностей в соответствии с общественно значимой личностной программой и реализация ее в определенных социальных и межличностных отношениях, в которые человек вступает и от которых он зависит.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 214 с.

2. Александров А.А. Нарушения поведения у подростков как один из критериев оценки степени пси-хопатизации // Патологические нарушения поведения у подростков. Л.: Институт психоневрологии, 1973. С. 37-43.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 338 с.

4. Антонян Ю.М., Юстицкий В.М. Несовершеннолетние преступники с акцентуациями характера. М.: ВНИИ МВД РФ, 1993. 413 с.

5. Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика. М.: "REFL-book", 1994.

6. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1975. 432 с.

7. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984 -1985. М.: Наука, 1986. С. 89.

8. Бех 1.Д. Виховання особистосп // Особислсно орieнтований тдмд: теоретико-технолопчш засади: У 2 кн. К.: Либщь, 2003. Кн. 1. 280 с.

9. Бехтерев В.М. Избр. труды по психологии личности: В 2 т. СПб.: Алетейа, 1999. Т 1. 256 с.

10. Бихвевиоризм: Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. М.: ООО "Изд-во АСТ-ЛТД", 1998. 704 с.

11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (Психологическое исследование). М.: Просвещение, 1968. 460 с.

12. Джемс У. Психология: М.: Педагогика, 1991. 368 с.

В.И. Перегудова

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Социально-экономические преобразования в стране, присоединение к Болонской деклара-

ции вызывают необходимость реформирования всех отраслей образования, которая ставит перед высшей педагогической школой новые задания повышения эффективности и результативности теоретической подготовки будущих специалистов как основу их профессиональной компетентности. Среди приоритетных направлений реформирования образования важное место занимают вопросы обновления содержания базовой методической подготовки, введение эффективных инновационных технологий; создание новой системы методического и информационного обеспечения.

Стремительное увеличение объема учебного материала по курсу дисциплин технологической отрасли образования с одновременными тенденциями уменьшения времени на их изучение требует интенсификации процесса обучения. Это обусловило потребность поиска эффективных средств, методов, форм организации и управления учебно-познавательным процессом, средств контроля уровня усвоения знаний, а также резервов повышения качества обучения. Сегодня источником таких резервов может стать системное применение в процессе подготовки специалистов новых информационных технологий, организация на качественно новом уровне диагностики подготовки и самообразовательной деятельности студентов.

Вопросы подготовки педагога в условиях использования компьютерных технологий исследовали М.И. Жалдак, Н.В. Морзе, Ю.С. Рамский, В.И. Клочко, Ю.А. Белый, Р.Ф. Абдеев и др. Психолого-педагогические проблемы применения программных средств обучения, создание и использование компьютерных программ в традиционном учебном процессе рассматриваются также в трудах Е.И. Машбиц, М.И. Жалдака, Б.С. Гершунского [4; 5; 6].

Применение средств информационных технологий дает огромные возможности для усовершенствования процесса обучения, создания условий активизации познавательной деятельности учащихся и студентов. Согласно концепции информатизации образования предусматривается применение эффективных средств и организационных форм учебной роботы с использованием информационных технологий обучения, обеспечение введения их в традиционные учебные дисциплины.

Актуальность проблемы обусловила выбор темы нашего научного исследования, цель которого - теоретически обосновать и экспериментально проверить уровень повышения знаний и умений будущих учителей трудового обучения в процессе лабораторных занятий по дисциплине «Основы стандартизации и управление качеством» на основе применения средств компьютерных технологий.

Задания исследования:

1. Соответственно содержания лабораторных работ "Штангенинструменты", "Микрометрические инструменты" по дисциплине "Основы стандартизации и управление качеством" разработать компьютерные презентации.

2.Разработать методические рекомендации по использованию названных программных средств обучения в процессе преподавания дисциплины "Основы стандартизации и управление качеством".

3. Экспериментально проверить педагогическую эффективность предложенных рекомендаций.

Цель лабораторных занятий - усвоение студентами научно-теоретических положений предмета, овладение ими новейшей техники экспериментирования в изучаемой отрасли науки, инст-рументализация добытых знаний, то есть превращение их в средство решения учебно-исследовательских, а потом реальных практических заданий, иначе, установление связи теории с практикой [2, 178-184].

Одно из преимуществ лабораторных занятий в сравнении с другими видами аудиторной работы состоит в том, что они интегрируют знания теоретико-исследовательского характера. Столкновение теории и эксперимента, осуществляемого в учебной лаборатории, активизирует познавательную деятельность студентов, придает конкретный характер теоретическому материалу, изучаемому на лекциях и в процессе самостоятельной работы, способствует детальному и стойкому усвоению учебной информации. Работа в лабораториях требует от студента творческой инициативы, самостоятельности в принимаемых решениях, знания и понимания теоретического материала,

овладение исследовательскими навыками [2, 28-29].

В начале лабораторного курса дисциплины "Основы стандартизации и управление качеством", изучаемого студентами 1 -го курса индустриально-педагогического факультета, мы предлагаем структуру, цели и организационные формы (индивидуальная, групповая, фронтальная) лабораторных занятий и график контрольных мероприятий, а также знакомим студентов с требованиями к выполнению и оформлению отчетов и контрольных работ.

Одной из активных форм обучения, которая предусматривает использование компьютерных технологий, является создание мультимедийного реферата или компьютерной презентации.

В основу компьютерной презентации положен способ подачи информации в дискретном виде по теме, которая рассматривается на занятии, то есть, информация разбивается на небольшие порции, каждая из которых размещается на отдельной странице - слайде. Во время демонстрации слайды подаются в определенной последовательности согласно плану. Слайд может содержать текстовую, графическую, видео и звуковую информации, а также другие объекты - таблицы, диаграммы, графики, математические формулы и др. Очень полезным объектом является гиперссылка, позволяющая привязать к презентации другие документы или программы.

Следует помнить, что текст должен распределяться по слайдам небольшими порциями и сопровождаться соответственными рисунками, схемами, фотографиями. В таком случае текстовая информация лучше воспринимается и понимается студентами [7, 180].

С одной стороны компьютерные презентации - очень мощный способ распространения информации, с другой - специфическая форма презентации, а также ее ограниченный объем накладывают на преподавателя особые требования к компоновке и качеству изложения материала (полнота, доступность, однозначность, лаконичность).

Темы презентаций, их режимы и дидактический материал могут выбираться с целью изучения нового материала, закрепления или повторения.

Нами были разработаны и использованы презентации для лабораторных работ по темам "Штангенинструменты" и "Микрометрические инструменты", которые применялись во время объяснения нового материала вместо плакатов, карт, раздаточного материала. Названные темы лабораторных работ принадлежат к модулю "Метрология в машиностроении", который является частью дисциплины "Основы стандартизации и управление качеством", и являются важной составной в процессе профессиональной подготовки учителя трудового обучения. Каждый слайд содержит графическую и текстовую информацию по устройству и принципу действия инструментов, теоретический материал по определению метрологических показателей каждого из них, способы определения погрешностей измерительных инструментов. Однако при разработке слайдов презентации мы особое внимание уделили снятию показаний различных микрометрических и штангенинструментов, так как при проведении занятий традиционным способом именно процесс формирования умений и навыков чтения размеров занимал много времени и вызывал трудности у многих студентов (особенно это относится к микрометрам и штангенциркулям с ценой деления 0,05 мм) [3, 182-188]. Возможность крупного плана инструментов на слайдах, динамической демонстрации процесса измерения (рамка с нониусной шкалой движется относительно штанги), выделение совпадающих делений основной шкалы и нониусной шкалы красным цветом способствует увеличению наглядности и доступности теоретического материала.

Проведенное нами экспериментальное исследование свидетельствует о том, что качество подготовки студентов экспериментальной группы индустриально-педагогического факультета при изучении модуля "Метрология в машиностроении" превышает данный показатель в контрольной группе на 14 %. По мнению самих студентов, введение компьютерных программ в учебный процесс вызывает у них заинтересованность, сокращает время и облегчает процедуру подготовки к выполнению практической работы, создает условия для полноценной деятельности во время решения практических задач.

Выводы:

- Анализ литературы свидетельствует о том, что использование компьютерных технологий -

необходимый современный способ интенсификации процесса обучения.

- При помощи программы Power Point Microsoft Office для модуля "Метрология в машиностроении" были созданы компьютерные презентации "Штангенинструменты", "Микрометрические инструменты" и разработана методика проведения лабораторных занятий с их применением.

- Данные эксперимента подтвердили гипотезу об интенсификации процесса обучения средствами компьютерных технологий.

С целью дальнейшего совершенствования процесса подготовки учителя трудового обучения мы предполагаем разработку и введение учебного комплекса, включающего в себя систему презентаций для лабораторных работ и самостоятельной подготовки студентов индустриально -педагогического факультета.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Владос, 1994. 250 с.

2. Богданов 1.Т. Вибраш питання методики навчання загально! фiзики та дисциплш технолопчно! освггньо! галузi у вищш педагопчш школ^ Бердянськ, 2004. 206 с.

3. Боженко Л.1. Стандартизащя, метролопя та квалiметрiя у машинобудуванш. Львш, 2003. 326 с.

4. Гершунський Б.С. Компьютеризация в сфере образования. М.: Педагогика, 1987. 264 с.

5. Машбиц Е.И. Методические рекомендации по проэктированию обучающих программ. К.: Ин-т психологии АПН Украины, 1986. 154 с.

6. Ставрова О.Б. Компьютерная презентация учебного проекта // Школа и производство. 2002. № 8. С. 28-33.

Н.В. Перчун

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ НРАВСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Издавна на Руси духовное чтили выше телесного, поэтому, умея трудиться, народ умел и веселиться во время праздничных действий, не впадая в уныние при каждой неудаче. Русские с давних пор трепетно относился к праздникам. Русский народ сочинил множество пословиц и поговорок о них. Например, «всякая душа празднику рада», «в праздник и у воробья пиво» и т. д.

В 1648 году вышел указ царя Алексея Михайловича о запрещении русских народных праздников, представлений, плясок. Однако этот указ не отбил желание людей отмечать народные праздники.

Праздник, как интегрированная форма традиций, обычаев, обрядов, ритуалов, имеет ряд особенностей.

Отмечено, что праздник - это отрезок времени, наполненный торжеством. Он заставляет застыть время, высвобождает человека из подчинения ему. В этом и заключается само празднество.

Говоря об особенностях праздника, Г.Г. Гадамер отмечает, что «в празднике невозможно уединение, разделение, наоборот, наступает всеобщее единение... Праздник это общность и репрезентация общности в ее законченной форме... Праздник всегда для всех» [1, 309].

Считается, что праздник выполнил свои функции, если человек в ходе него испытал естественное состояние раскрепощенности, эмоционально отдохнул.

В праздниках обязательно используется особая языковая форма - торжественная речь. Они всегда традиционны. Один от другого отличается соответствующим порядком действий и осуществляется по канонам обычая, это действие, которое протекает по определенной программе, распорядку [1, 307].

Праздники - это всегда возвращение в прошлое.

Языческий календарь возник в результате повторения праздников. Мы склонны двигаться не от месяца к месяцу, а от праздника к празднику: от Рождества - до Крещения, от Крещения -к Масленице, от Масленицы - к Пасхе, от Пасхи - к Благовещенью и т.д.

У каждого народа существуют свои праздники: государственные, профессиональные, на-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.