Научная статья на тему 'Компоненты педагогической деятельности в условиях информатизации образования'

Компоненты педагогической деятельности в условиях информатизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3178
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Положенцева М.Н.

В настоящее время подготовка высококвалифицированных педагогических кадров, уровень которых должен удовлетворять требованиям современности, неразрывно связана с внедрением в педагогический процесс информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Целью статьи является исследование содержательных компонентов педагогической деятельности в современных условиях использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компоненты педагогической деятельности в условиях информатизации образования»

Система современного образования направлена на то, чтобы с первых лет обучения дети осваивали ценности национальной культуры. К таким ценностям относятся русские народные песни, пляски, хороводы, детский фольклор (заклички, кричалки, игры, сказки, побасенки и т.д.), народные ремесла, народные обычаи, обряды и ритуалы. Проводя русские народные праздники в школе, учитель приобщает в доступной форме младших школьников к ценностям отечественной национальной культуры, таким образом, сохраняя преемственность поколений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.

2. Ищук В.В., Нагибина М.И. Народные праздники. Ярославль: Академия развития: Академия Ко: Академия Холдинг, 2000.

3. Праздники, обряды, традиции / Сост. Б. Марьянова. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1965.

4. Тульцева Л.А. Современные праздники и обряды народов СССР / Отв. ред. Ю.В. Бромлей. М.: Наука, 1985.

5. Тульцева Л.А. Традиционные верования, праздники и обряды русских крестьян. М.: Знание, 1990.

М.Н. Положенцева

КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Современное состояние развития науки, техники и технологий дает новый толчок в усовершенствовании образования. В настоящее время подготовка высококвалифицированных педагогических кадров, уровень которых должен удовлетворять требованиям современности, неразрывно связана с внедрением в педагогический процесс информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

В связи с этим в сфере образования происходят существенные изменения в содержании преподавательской деятельности.

Эти изменения исследуют многие ученые - А.Д. Иванников, М.И. Жалдак, Д.В. Куракин, Ю.И. Машбиц, А.В. Спиваковский, А.Н. Христианинов, С.Н. Яшанов и др. Но существует ряд вопросов, требующих более углубленного исследования.

Поэтому целью статьи является исследование содержательных компонентов педагогической деятельности в современных условиях использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

Как указывает А.В. Спиваковский, ИКТ базируются на методах сбора, хранения, обработки, передачи и представления всевозможных сообщений с применением компьютеров и компьютерных сетей [4].

Современные ИКТ - это технологии, которые дают возможность каждому человеку свободно создавать информацию, накапливать знания, иметь свободный доступ к ним, возможность для их распространения и использования с целью общественного прогресса и личного интеллектуального роста [2].

Необходимость и важность внедрения и использования ИКТ в учебном процессе уже давно известна и доказана многими исследователями.

Бурный рост объема информации, который становится характерной чертой современности, ставит совсем новые требования к объему знаний выпускников высших учебных учреждений, а значит и к содержанию обучения в этих учреждениях. Сроки обучения увеличивать нельзя, а сложность учебных программ близка к предельной [5]. В связи с этим одним из наиболее действенных способов, обеспечивающих повышение эффективности и качества подготовки специалистов в современных условиях, является построение процесса обучения на основе ИКТ.

Кроме того, как отмечает А.Н. Христианинов [6, 59], внедрение компьютера (как элемента ИКТ) в учебный процесс не только освобождает преподавателя от рутинной работы по организации учебного процесса, но и предоставляет возможность создать богатый справочный и иллюстра-

Раздел V. Педагогика

тивный материал, который подается в самых разнообразных формах: текст, графика, анимация, звуковые и видеоэлементы. Интерактивные компьютерные программы активизируют все виды деятельности человека: умственную, языковую, физическую, перцептивную, что ускоряет процесс усвоения материала. Следовательно, применения мультимедийных средств и технологий дает возможность построить такую схему обучения, в которой уместное сочетание традиционных и компьютерных форм организации учебного процесса, создает новое качество в передаче и усвоении системы знаний.

В указанных условиях информатизации образования происходят изменения в деятельности современного педагога. А.Д. Иванников и Д.В. Куракин отмечают следующие изменения [1]:

1) значительно усложняется деятельность по разработке курсов, поскольку быстро развивается ее технологическая основа;

2) особенность современного педагогического процесса заключается в том, что в отличие от традиционного образования, где центральной фигурой является преподаватель, центр внимания при использовании ИКТ постепенно переносится на студента, который активно строит свой учебный процесс, выбирая определенную траекторию в образовательной среде;

3) преподавание учебного материала, которое предполагает коммуникацию преподавателя и студента, требует в современном образовании более активного и интенсивного взаимодействия между ними. Поэтому индивидуальное обучение при помощи ИКТ более целесообразно по сравнению с традиционным педагогическим процессом.

Следовательно, возникает необходимость модернизации содержания деятельности педагогов.

Как известно, основными содержательными компонентами педагогической деятельности являются конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический.

В. Олейник и другие [3, 7] выделяют проектировочный, информационный, организаторский, коммуникативный, аналитический компоненты.

Мы считаем, что содержание деятельности педагога состоит из трех компонентов:

- конструктивно-проектировочного;

- организаторско-коммуникативного;

- гностического (исследовательского).

Рассмотрим каждый из них, учитывая последние исследования в области ИКТ.

Конструктивно-проектировочному компоненту отвечает способность преподавателя к проектированию содержания, средств, технологий обучения. Этот компонент также допускает деятельность, связанную с построением занятий, внеклассных мероприятий, перспективное планирование педагогического процесса при реализации возможностей компьютера автоматизировать процессы информационно-методического обеспечения. Для сбора и поиска информации целесообразно использовать ИКТ: базы данных, программные средства, электронные учебники и библиотеки, различные конструкторы программ, ресурсы Internet и т. п.

На данном этапе преподаватель выступает творцом, который конструирует и проектирует определенную структуру учебно-воспитательного процесса, выбирает определенную последовательность действий, результатом которой является формирование знаний, умений и навыков у студентов по конкретной дисциплине.

Современный учитель, работающий в информационном обществе, уже не может ограничиться теми средствами, которые он использовал даже 3-5 лет назад. При увеличивающемся объеме информации очень важно уметь выбрать именно то, что является наиболее актуальным, интересным и значимым для развития студентов. Более того, важно уметь представить эту информацию в такой форме, которая бы содействовала развитию мотивации к усвоению данного материала.

Поэтому перед педагогами встает вопрос овладения экспертно-аналитической деятельностью, связанной с оценкой программных средств учебного назначения, способами создания этих программных средств на базе самых современных ИКТ (технологии мультимедиа, компьютерные сети и др.), а также разработки конкретных технологий обучения, в том числе и информационно -коммуникационных.

Организаторско-коммуникативному компоненту соответствует способность педагога орга-

низовывать педагогический процесс и работу учебного заведения при помощи ИКТ, устанавливать взаимоотношения со студентами, используя средства передачи информации - компьютерные сети (ICQ, E-mail и др.).

Электронная почта может найти наибольшего применения в таких образовательных программах, где возникает необходимость: 1) быстрого общения с людьми без физического передвижения; 2) развития навыков коллективной работы; 3) поделиться с коллегами идеями, опытом, данными или результатами; 4) консультации со специалистами, экспертами различных уровней; 5) безбумажного обмена почтовыми сообщениями и т. п.

Современная сеть Internet, позволяющая информационное взаимодействие между преподавателем и студентом, обеспечивает возможность дистанционного образования.

Гностический компонент (от греч. гнозис - познание) относится к сфере знаний педагога. Речь идет не только о знании своего предмета, но и о знании способов педагогической коммуникации, психологических особенностей учащихся, а также о самопознании (собственной личности и деятельности).

Гностическому (исследовательскому) компоненту соответствует способность преподавателя приобретать и использовать новые знания, уметь исследовать собственную деятельность и перестраивать ее на основе новой научной и учебной информации, полученной из различных источников. В этом случае наиболее целесообразно умение сбора, анализа и обработки информации, а также умение легко ориентироваться в большом объеме данных.

Таким образом, применение ИКТ в учебном процессе вносит коррективы в профессиональную деятельность преподавателя: изменяются ее содержательные компоненты, повышаются требования к ее качеству, которые выдвигает современный уровень развития науки, техники и технологий.

Целесообразно проводить исследования в направлении систематизации и обобщения изменений, которые происходят в деятельности педагогов по причине внедрения и использования информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Иванников А.Д., Куракин Д.В. Информатизация образования: итоги и перспективы развития // Проблемы информатизации высшей школы. 2002. № 1, 2.

2. Закон Украши "Про затвердження Национально! стратеги розвитку шформацшного суспшьства в Украш на 2006 - 2015 роки" вщ 9 счня 2007 року № 537-V.

3. Система педагопчно! освпи та педагопчш шновацй: Програма тдтримки вироблення стратеги ре-формування освгги / Олшник В., Болюбаш Я., Даниленко Л., Довбищенко В., Ермаков I., Клепко С. К., 2001.

http://www.irf.kiev.ua/files/ukr/programs edu ep 334 ua sttp.doc.

4. Спшаковський О.В. Теоретико-методичш основи навчання вищо! математики майбутшх вчш^в математики з використанням шформацшних технологш: Автореф. дис... д-ра пед. наук: 13.00.02 / Нац. пед. ун-т iм. М.П. Драгоманова. К., 2004. 42 с.

5. Хрисланшов О.М. Комп'ютернi мультимедшт презентацп як структурна основа електронного модульного навчально-методичного комплексу дисциплши // Навчально-методичне забезпечення кре-дитно-модульно! системи оргашзацп навчального процесу в галузевих унiверситетах: Матерiали VII Всеукрашсько! науково-методично! конференцil, 9-10 листопада 2005 року. Ршне: НУВГП, 2005.

6. Хриспашнов О.М. Концептуальнi пiдходи до створення i застосування комп'ютерних презентацш навчального призначення // 1нформатика та шформацшт технологil в навчальних закладах. 2006. № 2. С. 59-69.

И.А. Сикорская

О ВЗАИМОСВЯЗИ СВОБОДЫ И ДИСЦИПЛИНЫ В ТРУДАХ РУССКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕДАГОГОВ И ФИЛОСОФОВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.