Научная статья на тему 'Формирование мотивационного и содержательного компонентов готовности будущих учителей трудового обучения к применению компьютерных технологий в профессиональной деятельности'

Формирование мотивационного и содержательного компонентов готовности будущих учителей трудового обучения к применению компьютерных технологий в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ОБРАЗОВАНИЕ В УКРАИНЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИЙ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СРЕДСТВА ОБРУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олейник Маргарита Николаевна

Целью данной статьи является освещение некоторых вопросов повышения качества подготовки молодых специалистов, в частности, преподавания технических дисциплин с применением компьютерно-ориентированных средств обучения и, как следствие, аспекты формирования мотивационного и содержательного компонентов готовности использования информационных технологий в будущей профессиональной педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Олейник Маргарита Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивационного и содержательного компонентов готовности будущих учителей трудового обучения к применению компьютерных технологий в профессиональной деятельности»

нескольких объектов и на основе этого делает выводы о сходстве других объектов между собой. Аналогия позволяет лучше понять явления природы в естественнонаучных экскурсиях.

Метод аналогии предполагает использование самых различных ассоциаций. К.Д. Ушинский подразделяет ассоциации по сходству, порядку времени, единству места. Подчеркивая значение ассоциаций по противоположности, великий педагог писал: «...ничто так не уясняет нам особенности какого-либо представления, как противоположность его с другим представлением - белое пятно ярко вырезывается на черном фоне, черное - на белом» [9, 385]. При встречах со многими явлениями и предметами в сознании человека возникают определенные ассоциации: знакомство с личными вещами, принадлежавшими А.П. Чехову, вызывает представление о внешнем виде великого писателя; документы, связанные с обучением Чехова в гимназии, говорят об образовательно-воспитательном процессе в мужской классической гимназии, дают представление о системе образования в России второй половины XIX века.

Экскурсионная методика опирается на методы обучения, заимствованные у педагогики: словесные, наглядные и практические. В рассказе экскурсовода используются словесные методы: устное изложение материала, беседа, объяснение, пересказ содержания того или иного источника, объяснительное чтение. В значительной части показа используются наглядные методы: демонстрация изучаемых объектов в натуре или в изображении; практические методы - самостоятельная работа старшеклассников над усвоением материала, осмотр объектов и т.д. Степень эффективности экскурсии зависит не только от экскурсовода, но и от участия экскурсантов в процессе усвоения знаний. Поэтому экскурсионная методика опирается на активные методы (прежде всего на метод наблюдения). Наблюдение является первоначальной стадией изучения и исследования, оно позволяет накопить необходимый фактический материал, способствует сознательному восприятию предметов и явлений.

Таким образом, мы приходим к выводу, что психосоциальное развитие раннего юношеского возраста связано с процессом профессионального самоопределения. Отношение старшеклассников к своей будущей профессии рассматривается как форма и мера принятия конечных целей обучения. Оно зависит от протекания самой учебной деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ананьев Б.Г. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1974.С. 7-10.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. С. 334.

3. Бакушинский А.Б. Художественные экскурсии систематического типа // Методы и практика экс-ксионного дела. М., 1925. 130 с.

4. Большая советская энциклопедия. Изд. 3-е. М.: Сов. энциклопедия, 1975. Т.20. С. 514-515.

5. Грановский Р.М. Элементы практической психологии. Л.: ЛГУ, 1988. С. 2-3.

6. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. 327 с.

7. Маркс К. Энгельс Ф. Немецкая идеология // Сочинения. 2-е изд. Т. 3. С. 245-248.

8. Рейнвальд Н.И. Студент на пороге XXI века. М.: Изд-во Университета дружбы народов, 1990. 152 с.

9. Ушинский К.Д. Собр. соч.: в 10 т. М.: Наука и искусство воспитания, 1994. Т. 1. 385 с.

М.Н. Олейник

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОГО И СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТОВ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Современные стандарты образования Украины выдвигают необходимость внедрения компьютерных технологий в педагогический процесс. По этой причине на данном этапе развития образования особенно сосредотачивается внимание на подготовке будущих учителей трудового обучения, на особенностях и требованиях, предъявляемых к их профессиональной компетентности.

Современный педагог должен владеть компьютерными технологиями и использовать их в своей профессиональной деятельности.

Поэтому сегодня актуален вопрос формирования готовности будущих учителей технологий к применению компьютерно-ориентированных средств обучения в профессиональной деятельности.

Проблема подготовки будущих педагогов с использованием информационных технологий освещена в работах Н.В. Апатовой, В.В. Арестенко, Н.А. Голивер, Е.И. Машбица, М.И. Олейника, и др. В частности, особенности и возможности применения компьютерных технологий при подготовке учителей трудового обучения и преподавании технических дисциплин рассмотрены в работах О.В. Ващук, М.С. Корца, Г.Н. Нитченко, И.И. Петрицина, В.К. Сидоренко, А.Н. Христианинова и др.

Проблему формирования готовности педагогов к профессиональной деятельности рассматривали большое количество исследователей - Ю.К. Бабанский, Л.В. Кондрашова, Н.В. Кузьмина, М.Г. Резниченко. В.О. Сластенин и др. Вопрос формирования готовности будущих учителей к применению информационно-коммуникационных технологий исследовали И.М. Богданова, Р.С. Гурин, О.В. Суховирский, С.М. Яшанов и др.

Проведенный анализ научной и психолого-педагогической литературы показал, что методике и особенностям применения компьютерно-ориентированных технологий при преподавании технических дисциплин не уделялось достаточного внимания. Кроме того, остается не раскрытым вопрос формирования готовности будущих учителей технологий к использованию компьютерных средств обучения в профессиональной деятельности.

Поэтому целью данной статьи является освещение некоторых вопросов повышения качества подготовки молодых специалистов, в частности, преподавания технических дисциплин с применением компьютерно-ориентированных средств обучения и, как следствие, аспекты формирования мотивационного и содержательного компонентов готовности использования информационных технологий в будущей профессиональной педагогической деятельности.

Готовность - это внутреннее состояние (способность), являющееся признаком профессиональной квалификации, а также результатом целенаправленной подготовки [2].

Мы предлагаем следующие компоненты структуры готовности будущих учителей технологий к применению компьютерно-ориентированных средств обучения в педагогическом процессе [1]: мотивационный, содержательный (когнитивный), проектно-технологический, организационный, контрольно-оценочный.

Рассмотрим формирование мотивационного и содержательного компонентов на примере преподавания технической дисциплины «Сопротивление материалов» в Бердянском государственном педагогическом университете, которая изучается на третьем курсе факультета технологий, инженерной и компьютерной графики в соответствии с учебным планом специальности 6.010103.

Указанная дисциплина является составляющей частью общего курса «Машиноведение» и входит в него отдельным блоком.

Появление компьютерных технологий позволила читать учебный курс сопротивления материалов на качественно новом уровне.

Подготовка и демонстрация иллюстративного материала в виде презентаций объединяет все необходимые моменты по организации качественного сопровождения лекции. Компьютерная лекция-презентация представляет собой последовательность слайдов, содержащих тему, цель, план и основные положения, все необходимые таблицы, диаграммы, схемы, рисунки, анимации, видео и т.п. Это оказывает огромное влияние на эмоциональное восприятие материала, формирования мотивации и интереса обучения, а также к педагогической деятельности. Структурная компоновка лекции-презентации с использованием гипертекстовых ссылок, как в середине документа, так и с переходом на другие файлы, выходом в Internet развивает системное, аналитическое мышление.

Кроме того, при применении компьютерно-ориентированных технологий на лабораторно-практических занятиях по сопротивлению материалов студенты имеют возможность наглядно познакомиться с видами нагрузок, наблюдать деформации деталей и конструкций, а также усвоить инженерные методы расчета на прочность, жесткость и устойчивость элементов машин и сооружений. Это способствует развитию инженерного, технического мышления, формирует у студентов

необходимые навыки практического использования полученных знаний при проектировании и разработке конструкций, механизмов.

Использование качественных компьютерных средств обучения также повышает уровень самостоятельной работы студентов. Получив электронный вариант лекции, лабораторной или практической работы, дома за компьютером, имея необходимые указания, студент может самостоятельно ознакомиться с необходимым материалом. Кроме того, электронный вариант дисциплины также можно использовать при подготовке к занятиям, даже при подготовке к экзамену или зачету. И если, например, во время запуска компьютерной лекции студент будет слышно комментарий лектора, он как будто будет находиться в лекционной аудитории. Но тут уже студент остается сам на сам со своими вопросами.

Например, рассмотрим опыт проведения практических работ по сопротивлению материалов в Бердянском государственном педагогическом университете.

При разработке компьютеризированной поддержки практических работ нами были использованы программы PowerPoint и Word, которые входят в пакет Microsoft Office, а также программа Test, созданная с помощью языка программирования Delphi.

Начальным файлом для работы с электронным практическим блоком является файл MS PowerPoint «Практические работы». При запуске этого файла на первом слайде подается перечень шести практических работ в виде кнопок. Нажав на нужную, можно перейти с помощью ссылок к изучению любой работы (рис. 1).

Рис. 1. Перелж практичних po6im

Предлагается следующий перечень практических работ:

1. Определение деформаций элементов конструкций, проверка их прочности и жесткости при растяжении (сжатии).

2. Определение деформаций элементов конструкций при сдвиге.

3. Определение деформаций элементов конструкций при кручении.

4. Определение деформаций элементов конструкций при поперечном изгибе.

5. Определение деформаций элементов конструкций при сложном сопротивлении.

6. Исследование устойчивости сжатых стержней.

Каждая работа имеет такую структуру: тема занятия, его цель, последовательность выполнения, короткие теоретические сведения, практические задания, контрольные вопросы, тестирование по теме, список основной и справочной литературы. Причем, последние пять пунктов изображены в виде кнопок, нажав на которые можно перейти с помощью гиперссылок к их рассмотрению.

Например, нажав на кнопку «Практична работа № 4» мы перейдем к изучению соответствующей темы (рис. 2).

С помощью кнопки «теория», находящейся на первом слайде, можно перейти к ознакомлению с краткими теоретическими сведениями, целью которых является закрепление необходимых для выполнения практических заданий знаний студентов, что излагаются с использованием мультимедийных средств MS PowerPoint.

амктичиа мбиа * 4

Тема: ВИЗНАЧЕННЯ ДЕФОРМАЦ1И ЕЛЕМЕНТ1В КОНСТРУКЦИИ ПРИ ПОПЕРЕЧНОМУ ЗГИНАНН1.

закртлення знань студенев про деформаци та напруження при згинанш; Формування навичок складання алгоритму розрахунку конструкцт або ТТ елеменлв, що працюють вумовах поперечного згинання, а також прийняття ршень щодо лицевого результату;

розвиток ¡нженерного, техмчного мислення.

Порядок

виконанн:

роботи:

побудувати епюри поперечних сил и згинальних моменлв при прямому поперечному згинанш консольноТ та двоопорноТ балок за вщомим эовышым навантаженням;

пщгёрати перер1з балки при прямому поперечному згинанш з розрахунку на мщшсть \ жорстюсть.

Етеорт

приклад рйиення задач

Примака: Натисжть на потр1бне посилання.

Рис. 2. Структура практических работ

В этом структурном пункте практической работы № 4 рассматривается следующее: понятие деформации изгиба; внутренние усилия и напряжения, которые возникают в поперечных сечениях балки при поперечном изгибе; условия прочности и жесткости; виды расчетов на прочность и жесткость; методика расчета различных типов балок, работающих в условиях поперечного изгиба, и построения эпюр внутренних сил. Особый интерес представляет последний пункт.

Как известно, различают четыре основных типа балок: консоль, двухопорная балка, двух-опорная балка с одной консолью, двухопорная балка с двумя консолями.

Нами было рассмотрена методика проверочного расчета консоли и двухопорной балки. Для этого слайд был условно разделен на две части. Первая (левая) часть слайда была отведена для изображения схемы нагрузки бруса с последующим построением графиков (эпюр) поперечных сил и изгибающих моментов; вторая - предназначена для пояснений этапов решения задач и выводов (рис. 3).

Нажав на кнопку «контрольные вопросы» (рис. 2), можно перейти к ознакомлению с ними. С помощью этих вопросов студенты имеют возможность не только проконтролировать уровень усвоения своих знаний и навыков, но и определить основные теоретические пункты, необходимые для изучения деформации изгиба, а также для выполнения соответствующих расчетов.

Рис. 3. Розгляд методики ршення задач

С помощью кнопки «тестирование по теме» студенты могут приступить к решению теста.

В правом нижнем углу (рис. 3) на всех слайдах изображена кнопка «в начало», нажав на которую в любой момент, можно перейти по гиперссылке к первому слайду текущей практической работы. А с помощью клавиши «Esc» студенты имеют возможность вернуться к перечню практических работ.

Для определения качества изучения студентами дисциплины «Сопротивления материалов» (и, как следствие, формирования некоторых аспектов содержательного компонента готовности студентов к применению компьютерно-ориентированных средств обучения в будущей профессиональной деятельности) был проведен сравнительный анализ успеваемости и качества обучения с помощью комплексных контрольных работ.

Причем, необходимо учесть, что в 2006/2007 году во время преподавания дисциплины «Сопротивление материалов» компьютерно-ориентированные средства обучения применялись на 10 %, в 2007/2008 - на 30%, в 2008/2009 - на 60%.

Год обучения Показатели 2006/2007 2007/2008 2008/2009

Общая успеваемость, % 96 98 100

Качество обучения, % 52 56 62

Таким образом, применение компьютерно-ориентированных технологий при преподавании технических дисциплин (в частности, сопротивления материалов) способствует формированию мотивационного и содержательного компонентов готовности студентов к использованию указанных технологий в будущей педагогической деятельности, а именно:

1) развивается желание заниматься педагогической работой при условии информатизации образования;

2) формируется необходимость постоянного совершенствования профессиональной деятельности и направленность на собственное интеллектуальное развитие, а также развитие учащихся;

3) развивается заинтересованность новыми достижениями в области информационно -коммуникационных технологий и желание внедрения их в учебный процесс;

4) стимулируется интерес к профессии учителя технологий;

5) формируется желание и способность проявить креативность в разрешении профессиональных задач;

6) формируется информированность про новейшие компьютерно-ориентированные технологии, а также информационная культура и компьютерная грамотность;

7) повышается качество усвоения ЗУН по дисциплинам, которые непосредственно входят в содержание подготовки учителя трудового обучения;

8) освещаются некоторые вопросы применения компьютерно-ориентированных средств обучения в педагогическом процессе.

Дальнейшего исследования требуют вопросы формирования проектно-технологического, организационного и контрольно-оценочного компонентов готовности будущих учителей трудового обучения к применению компьютерных технологий в профессиональной деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Хрпспаншов О.М., Положенцева М.М. Компонента та ршт готовноста майбуттх учителю технологш до застосування комп'ютерних засобш навчання у професшнш дшльносп // Стратегия качества в промышленности и образовании: мат-лы IV Междунар. конф. Варна, 2008. Т. 2. С. 440-443.

2. Хрисланшов О.М., Положенцева М.М. Структура готовност майбуттх викладачш гехнiчних дисциплш до використання 1КТ: збiрник наукових праць Бердянського державного педагогiчного унiверсигегу (Педагогiчнi науки). Бердянськ: БДПУ, 2008. № 1. С.121-126.

В.И. Перегудова

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Основным заданием высшей школы выступает не только подготовка специалиста, имеющего прочную теоретическую и практическую базу, но и формирование творческой личности, способной самостоятельно приобретать новые знания и умения, перманентно работать над их совершенствованием в процессе всей профессиональной деятельности.

Очевидно, что приоритетной формой организации обучения сегодня должна стать самостоятельная познавательная деятельность студентов. Такая деятельность даст возможность каждому будущему учителю сформировать свой личный подход к профессиональному становлению, приобрести индивидуальный стиль и почерк в работе. Будущий специалист должен научиться выбирать из арсенала педагогических инструментов именно тот, который подходит в конкретных условиях, творчески использовать опыт коллег и создавать в учебно-воспитательном процессе собственную стратегию.

Самостоятельная работа - это форма обучения, соответствующая конкретным целям и заданиям, формирующая у студентов психологическую потребность в систематическом пополнении своих знаний, способность ориентироваться в потоке новой информации [5].

Однако навыки организации личной самостоятельной деятельности у многих студентов либо практически отсутствуют, либо находятся на очень низком уровне. Как свидетельствует опыт, они слабо ориентируются в научной, научно-методической и справочной литературе, достаточно часто не могут логически мыслить, не имеют культуры делового общения, умений аргументировано отстаивать свои позиции, принимать оригинальные и неординарные решения. Поэтому в данном исследовании мы предлагаем некоторые возможности активизации самостоятельной работы будущих учителей технологий при изучении дисциплины «Резание материалов, станки, инструменты» (РМСИ), одной из которых является применение метода проектов.

Проблема совершенствования процесса обучения с помощью метода проектов популярна в научной среде нашей страны и стран ближнего зарубежья. Это направление возникло в психолого -педагогической науке в начале прошлого столетия, не найдя применения в Украине, однако используется с тех пор во многих других странах. Ему посвящены труды иностранных и отечественных научных деятелей, среди которых Т.О. Антонюк, Дж. Дьюи, В.Х. Килпатрик, А.Н. Коберник, Г.И. Кругликов, Н.В. Матяш, Е.С. Полат, В.Д. Симоненко, С.Н. Ящук и другие. Однако следует отметить тот факт, что применение данного вида деятельности в технико-технологической подготовке будущих учителей технологий исследовалось очень мало.

Термин «проект» (projectio) в переводе с латыни означает «брошенный вперед замысел». Он широко применяется в разных отраслях науки и, следовательно, имеет несколько определений.

Так, «проект» в большом словаре иностранных слов трактуется по трем вариантам:

1) разработанные чертежи строения, машины, завода, схема технологического процесса;

2) предварительный предположительный текст определенного акта, документа;

3) план, замысел [1, 522].

Е.Г. Каганова отмечает, что проект это любое действие, которое осуществляется от чистого сердца с определенной целью [2]. То есть выполнение проекта требует от ученика деятельности «от чистого сердца», и это является определяющим фактором в достижении поставленной цели.

Таким образом, в основных, рассмотренных нами, определениях термина «проект» выделяются совершенно разные стороны этой сложной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.