Научная статья на тему 'Методическое обеспечение процесса подготовки будущих экономистов средствами инфокоммуникационных технологий'

Методическое обеспечение процесса подготовки будущих экономистов средствами инфокоммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ / ДИСЦИПЛИНА СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Татьяна Юрьевна

В условиях информатизации образования важное место занимает методическое обеспечение процесса подготовки будущих специалистов средствами инфокоммуникационных технологий. В статье дается структура и описание учебно-методического модуля по дисциплине специализации «Муниципальное право».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федорова Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методическое обеспечение процесса подготовки будущих экономистов средствами инфокоммуникационных технологий»

и приемов, обеспечивающих наиболее эффективное усвоение образовательного материала в имитируемых условиях профессиональной деятельности. В данном случае обеспечиваются междисциплинарные связи и преемственность в непрерывной компьютерной подготовке в течение всего периода обучения в вузе, а содержание компьютерного обучения основывается на принципе модульности, который позволяет выстроить логически законченные и самостоятельные блоки в соответствии с поставленными образовательными целями, что, в итоге, позволяет рационально сочетать традиционную методику обучения и современные обучающие технологии, которые обеспечивают получение профессиональных знаний высокого уровня. При этом соблюдаются основные принципы дидактики, создается комфортная психологическая среда и обеспечивается индивидуальный подход к каждому студенту.

Библиографический список

1. Мануйлов, Ю. С. Средовый подход в воспитании. [Текст] / Ю. С. Мануйлов//Педагогика, 2000, -№7,-С. 36-41.

2. Зарецкап, 3. А. Информационная культура. [Текст] / 3. А. Зарецкая, Д. Б. Зарецкий. — М.: Дрофа, 1995. - 300 с.

УДК 371.8

Т. Ю. Федорова

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОКОММУИИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Проблема методического обеспечения внедрения компетентностного подхода в высшее образование, определения психологических и педагогических, дидактических и методических условий эффективности этого процесса - актуальная теоретическая и прикладная задача современной педагогики и методики преподавания.

Теоретический анализ позволил нам считать, что целесообразным является проектирование такой образовательной среды, в которой будут активно использоваться новые инфокоммуникациопные технологии (ИКТ), обеспечиваться процессы гуманизации образования, повышаться его креативность, создаваться условия, максимально благоприятствующие саморазвитию личности.

По мнению А. И. Архиповой, Ю. С. Брановского, Я. Л, Ваграменко,

В. А. Извозчикова, Е. И. Машбиц, А. Н. Печникова, Т, Л. Шапошниковой внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс бывает эффективным лишь в тех случаях, когда используется психологопедагогический подход на всех стадиях: начиная от вопросов проектирования новых информационных образовательных технологий и заканчивая их внедрением и методическим обеспечением [1; 2; 3; 5; 6; 7].

Уральский государственный экономический университет располагает определенными организационно-педагогическими возможностями для осуществления полноценной подготовки экономистов к успешной профессиональной деятельности в условиях информатизации.

Большое внимание в университете уделяется развитию собственных информационных ресурсов, поскольку в современных условиях качество образования напрямую зависит от активного использования электронных учебных ресурсов в образовательном процессе и их доступности пользователям корпоративной информационной сети вуза. Ведущим направлением развития информационных ресурсов Уральского государственного экономического университета является создание электронной библиотеки на основе информационной системы, позволяющей надежно хранить и активно использовать коллекции электронных документов, локализованных в системе и доступных через телекоммуникационные сети.

Экономический факультет университета уделяет внимание решению проблем совершенствования учебных программ, учебно-методического и материально-технического оснащения учебного процесса, внедрения на факультете опыта подготовки информационно компетентных специалистов.

Составными частями учебно-информационного и методического обеспечения системы обучения по специальности «Национальная экономика» со специализацией «Экономика и право» Уральского государственного экономического университета являются: учебные раздаточные материалы; контролирующие и тестирующие материалы; задачи; методики проведения групповых, индивидуальных и самостоятельных занятий; стратегия и тактика использования определенного средства обучения, их совокупности, а также возможная замена и дублирование каждого из них; привязка всех учебно-информационных материалов к средствам обучения и методикам проведения занятий.

Внедрение в образовательный процесс нового методического обеспечения реализуется через электронный учебно-методический модуль (ЭУ ММ), который предполагает изучение нового материала, творческую работу поисково-исследовательского характера, самопроверку полученных знаний. Электронный учебно-методический модуль нами разработан в соответствии с учебной программой и государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине специализации

«Муниципальное право» с использованием системы МоосПе. Он достаточно компактный и в то же время емкий по содержанию. Возможности образовательной среды, предоставляемой электронным учебно-методическим модулем, отличаются согласованностью содержания и структуры, потенциальной многовариантностью при выборе образовательной траектории. Модуль является одним из компонентов подготовки будущих экономистов и в качестве такового способствует углублению и расширению профессиональной компетенции студентов, формированию и развитию как интегральной составляющей образования и самообразования специалиста.

Модуль предполагает интеграцию и актуализацию методологических, психолого-педагогических и экономико-правовых знаний.

В результате освоения модуля реализуются следующие задачи профессиональной подготовки студентов:

— на уровне ключевых компетентностей: овладение общими знаниями в области применения информационных технологий, формирование умений по организации работы, направленной на выявление проблем и поиска путей их решения, овладение коммуникативными умениями для работы в неоднородных группах, формирование критического мышления;

— на уровне базовых компетентностей: развитие гибкого профессионального мышления, овладение знаниями по организации групповой проектноориентированной работы студентов с использованием цифровых образовательных ресурсов, содействие развитию творческой инициативы у будущих экономистов;

— на уровне специальных компетентностей: получение знаний о цифровых образовательных ресурсах, формирование и развитие умений по экономико-правовым знаниям.

Структура электронного учебно-методического модуля по дисциплине специализации «Муниципальное право» представлена на рисунке.

Использование в электронных изданиях различных новых инфокоммуни-кационных технологий (мультимедиа и гипертекст) дает весомые дидактические преимущества электронной «книге» по сравнению с традиционной: в технологии мультимедиа создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации, а также осуществляется интеграция значительных объемов информации на едином носителе. Одновременно на экране располагается несколько гиперссылок и каждая из них определяет свой маршрут «путешествия» [4],

По многим темам курса составлены презентационные видеоролики для сопровождения лекционного курса, что в отличие от прочтения книги помогает не терять концентрацию внимания на учебном материале. Возможность множества повторов, как всей презентации, так и отдельных ее частей приобретает особую актуальность при подготовке к экзамену или зачету.

Структура электронного учебно-методического модуля по дисциплине специализации «Муниципальное право»

Формирование когнитивного компонента информационной культуры у будущих экономистов реализуется в лекционном курсе электронного учебного курса. Лекционный курс подробно иллюстрирован специально подобранными примерами и задачами.

Формирование действенно-практического компонента реализуется через обучающие программы. Они включают в себя демонстрационные видеоклипы, презентации, тренажеры, упражнения для отработки практических навыков.

Формирование мотивационно-ценностного компонента осуществляется на основе широкого спектра тестовых заданий, а также самоконтроля и самооценки студентов.

Разработанный электронный учебно-методический модуль по дисциплине «Муниципальное право», на наш взгляд, обеспечивает сознательное и активное участие в процессе обучения, полное освоение учебного материала.

В связи с решением этих задач модуль выполняет следующие дидактические функции:

1. Мотивационно-ценностную, которая заключается в создании таких стимулов для студентов, которые побуждают их к изучению данной дисциплины, формирует интерес и позитивное отношение к процессу обуче-

нйя, умения систематически работать, развивать навыки самоконтроля и самооценки.

2. Когнитивную, позволяющую студентам свободно владеть понятийным аппаратом дисциплины, расширять знания предметной области.

3. Действенно-практическую, которая предполагает возможность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучения, а также выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.

Электронный учебно-методический модуль но курсу «Муниципальное право», разработанного нами в системе Moodle имеет два режима доступа: для студентов и для преподавателей (с правами на изменение).

Для доступа преподавателя к курсу необходимо создать учетную запись (заполнить данные о преподавателе):

Вход на сайт осуществляется указанием логина и пароля.

Преподаватель, нажав кнопку «Вход», открывает главную страницу, которая разбита на разделы (блоки):

- приветствие;

- новостной форум, чат;

- методические указания по изучению курса;

- программа дисциплины;

- тематический план и график изучения дисциплины;

- содержание лекций;

-■ вопросы для самоконтроля (к каждой лекции);

- методические указания к практическим и семинарским занятиям;

- задачи;

- самостоятельная работа;

- тесты;

- вопросы к зачету;

- словарь основных понятий и категорий.

Содержимое модуля создается путем добавления ресурсов и элементов курса.

В системе имеется возможность добавления или изменения ресурсов и элементов курсов, а также для доступа к полной статистической информации о студентах, которая показывает активность студентов,

В программе предусмотрено несколько модулей элементов курса, которые может добавить преподаватель: чаты, форумы, используемые для обсуждения, совместной работы; тесты, которые можно оценивать автоматически; уроки; семинары; задания; глоссарий; анкеты и базы данных; wiki; scorm.

Для доступа студента к курсу необходимо создать учетную запись (заполнить данные о студенте - пользовательский профиль с фотографией).

Тем самым преподаватель может иметь дополнительную информацию о студенте. Вход на курс для студента осуществляется с логином и паролем.

Нажав кнопку, студент открывает соответствующий элемент курса.

Текстовые документы имеют гиперссылки, с помощью которых возможен быстрый переход от одного материала к другому.

В процессе изучения курса «Муниципальное право» необходимы практические и семинарские занятия, главная цель которых - освоение способов решения задач, выработка умения применять нормативно-правовые акты к конкретным жизненным ситуациям, составлять правовые документы.

Тексты заданий помещены в соответствующем разделе, сгруппированы по темам. Каждая тема содержит несколько задач. Практическое задание студент выполняет, отправляет преподавателю. Преподаватель пишет отзыв, ставит оценку.

Контрольная часть учебного модуля - тесты. Тест промежуточный, т. е. по теме и итоговый. Для тестирования следует нажать кнопку «Тест по теме «....».

Время на выполнение теста ограничено. Можно установить неограниченное время выполнения теста.

После ответа на тест можно сохранить ответ, отправить преподавателю, посмотреть результирующую оценку.

Студенту может быть дано несколько попыток тестирования по теме. Каждая попытка тестирования доступна преподавателю для оперативного контроля.

Преподаватель имеет возможность редактировать настройки курса, просматривать активность студентов, их оценки, делать объявления и т. д.

Преимуществами электронного учебно-методического модуля являются:

1. Компактность.

2. Возможность мультимедиа,

3. Высокая степень интерактивности (связь преподаватель - студент).

4. Возможность индивидуального подхода к обучающемуся.

5. Позволяет развить навыки самостоятельной работы студентов.

6. Структура электронного учебно-методического модуля позволяет устанавливать контроль над изучением отдельных блоков тем.

7. Оперативный самоконтроль знаний студента.

Помимо электронного учебно-методического модуля используются также слайды, выполненные нами в программной среде PowerPoint. Слайд содержит ключевые фразы, определения, схемы наиболее важных материалов по курсам «Муниципальное право», «Трудовое право», «Теория государства и права».

Слайды имеют следующие преимущества:

1. Наглядность. Степень восприятия и усвоения материала высока (90% информации воспринимается зрительно)

2. Контакт с аудиторией. Преподаватель не занят зачитыванием материала, повернут лицом к аудитории, а не к доске. Этот контакт еще теснее за счет использования современных технических средств обучения, что всегда позитивнее воспринимается студентами, живущими в мире аудиовизуальной культуры.

3. Творческий подход при подготовке материала - материал, подготовленный в электронном виде легко корректировать, дополнять, обновлять, заимствовать.

Результаты опытно-экспериментальной работы показывают о повышении процента успешно выполненных заданий студентами экспериментальной группы изучавшиеся курс «Муниципальное право» по электронному учебно-методическому модулю.

Библиографический список

1. Архипова, А. И. Типология педагогических программных продуктов и этапы их проектирования [Текст] / А. И, Архипова, Т. Л. Шапошникова, А. В. Лаврентьев // Педагогическая информатика. - 2002. - № 4. — С. 40-45.

2. Брановскнн, Ю. С. Компьютеризация процесса обучения в педагогическом вузе и средней школе, [Текст] / Ю. С. Брановский. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 1990. - 144 с.

3. Ваграменко, Е. Я. Информационные технологии и модернизация образования [Текст] / Е. Я. Ваграменко // Педагогическая информатика. 2000. — № 2. -

С. 3-10.

4. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании [Текст]: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений, / И. Г. Захарова. - М.: Изд. центр «Академия», 2003, - 192 с.

5. Машбиц, Е. И. Компьютеризация обучения [Текст]: проблемы и перспективы. / Е. И. Машбиц. - М., 1986,

6. Печников, А. Н. Теоретические основы психилого-педагогического проектирования автоматизированных обучающих систем. [Текст] / А. II. Печников. -Петрозаводск: ВВМУРЭ им. А. С. Попова, 1995. — 326 с.

7. Шапошникова, Т. Л. Научно-методические основы проектирования и использования информационных и компьютерных технологий в обучении студентов вуза [Текст]: дисс...д-ра пед.наук. / Т. Л. Шапошникова. — Ставрополь. -2001. — 325 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.