Научная статья на тему 'Компьютерно-информационная подготовка в условиях дополнительного профессионального образования'

Компьютерно-информационная подготовка в условиях дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИКА МЫСЛЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ / THINKING LOGIC / ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / DIDACTIC POTENTIAL / КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА / COMPUTER PROGRAMME / ПРОФИЛИЗАЦИЯ / PROFILISATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олейников А.А.

На современном этапе совершенствования образования, применения в обучении новых информационных технологий, перед педагогами открываются новые дидактические возможности. В статье рассматривается вопрос организации педагогических условий компьютерно-информационной подготовки педагогов, функциональное значение практического применения языковой среды программирования в формировании профессионально значимых компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPUTER-INFORMATION TRAINING IN THE SUPPLEMENTARY VOCATIONAL EDUCATION

Today in the conditions of education improvement and usage of the new IT in the learning process the teachers open for themselves the new didactic opportunities. The article explores the creation of the pedagogical conditions for the computerinformation training of the teachers, functional role of the language environment of the programming in the process of professional competencies formation.

Текст научной работы на тему «Компьютерно-информационная подготовка в условиях дополнительного профессионального образования»

полно раскрыли профессиональные достижения и эффективность деятельности библиотечных специалистов.

Портфолио библиотекаря дает возможность создать индивидуальный портрет специалиста, квалифицированно представив его профессио-

Библиографический список

нальные достижения. Это один из способов самопрезентации библиотечного специалиста.

Создание профессионального портфолио — кропотливый труд. Тем не менее эти усилия оправдают себя творческим ростом, признанием коллег, ростом авторитета библиотеки ПОО.

1. Ковалева, Н. В. Педагогические условия формирования исследовательской компетентности у студентов в условиях педагогического колледжа [Текст] / Н. В. Ковалева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2014. — № 1. — С. 49-55.

2. Портфолио школьного библиотекаря : методические рекомендации по составлению [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/116/89662.php.

3. Методические рекомендации по составлению портфолио библиотекаря [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://refdb.ru/look/2512105.html.

4. Кубракова, О. Н. Технология портфолио [Текст] / О. Н. Кубракова // Специалист. — 2016. — № 2. — С. 20-21.

УДК 377+004 А. А. Олейников, доц. Челябинского

института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: aly71@mail.ru

КОМПЬЮТЕРНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

На современном этапе совершенствования образования, применения в обучении новых информационных технологий, перед педагогами открываются новые дидактические возможности. В статье рассматривается вопрос организации педагогических условий компьютерно-информационной подготовки педагогов, функциональное значение практического применения языковой среды программирования в формировании профессионально значимых компетенций.

Ключевые слова: логика мысленных действий, дидактический потенциал, компьютерная программа, профилизация.

В содержании профессионального образования все чаще применяются специальные программные средства компьютера, используемые в производственной деятельности. Вместе с тем воспользоваться предоставляемыми дидактическими возможностями может только высококвалифицированный специалист — педагог. Определяющим фактором высокой квалификации может быть наличие специальных знаний в области информатики и компьютерной техники, позволяющее специалисту эффективно использовать их в своей профессиональной деятельности. В течение длительного времени к компьютерно-информационной подготовке педагогов относились как к вспомогательному элементу дополнительного профессионального обучения.

Сейчас перед организациями дополнительного профессионального образования ставятся новые задачи по подготовке высококвалифицированных работников образования, умеющих быстро и эффективно осваивать новые компьютерные технологии при решении профессиональных задач.

Педагогическая практика сегодня все больше ориентирует педагогов на применение методов обучения с использованием программных средств компьютера (ЭВМ) широкого спектра, на организацию учебного процесса, содержание которого направлено на формирование и развитие у педагогов личностных качеств, обеспечивающих их быструю адаптацию к информационному пространству и компьютеризации

образовательной среды. С учетом, в частности, специфики среднего профессионального образования (СПО), которая определена профили-зацией его содержания, оснащенности материально-техническими средствами подготовки, для педагогов становится необходимым более углубленно изучать дидактические возможности компьютерных программ в условиях дополнительного профессионального образования.

Содержание учебно-методической и дидактической документации по дисциплине «Информатика» по-прежнему разрабатывается без учета специальных знаний в области компьютерных технологий. Крайне редко при подготовке учебно-методических материалов по информатике используются элементы специальных дисциплин (сборники задач и др.).

Исходя из реальных потребностей общества, возможностей и условий дополнительного профессионального обучения, современное преподавание информатики должно осуществляться с учетом постоянного обновления и выработки адекватных методов профилизации содержания дисциплины, создания новейших средств обучения и изучения методики их применения для решения профессионально значимых задач. Содержание дисциплины «Информатика» должно формировать у педагогов желание дальнейшего углубления своих профессиональных знаний, стимулировать потребность в поиске способов эффективного решения новых задач посредством использования компьютерных технологий.

Овладев умениями и навыками наиболее полного использования всех ресурсов и возможностей ЭВМ, педагог получает возможность самостоятельно анализировать результаты своей работы, отбирать наиболее приемлемые, альтернативные решения поставленных перед ним дидактических задач.

Достижение поставленной цели возможно через выявление и реализацию в учебном процессе дидактических возможностей компьютера и его программного обеспечения, позволяющих педагогам приобретать специальные знания по информатике, полезные не только в профессиональной практической деятельности, но и в научной работе.

Как было отмечено ранее, не менее значимыми для повышения качества компьютерно-информационного обучения педагогов являются разработка и внедрение в учебный процесс образовательных организаций дополнительного профессионального образования новых педагогических технологий, учебных пособий, обеспечивающих реализацию межпредметных связей

с информатикой. Синтез информатики и профильных дисциплин образует новую дидактическую систему, основу профессиональной подготовки педагогов с учетом индивидуального педагогического опыта. Обучение информатике способствует перестройке психологии педагога и обращено к практическому использованию специальных компьютерных систем и сетей в практике обучения, подготавливая педагога к быстро меняющимся объемам учебной, практической и научной информации, необходимой в практической деятельности работников сферы образования, а также к динамике процессов в информационном обществе.

Использование компьютера, сочетающее в себе технические и дидактические средства обучения, делает его эффективным инструментом, помогающим сформировать у педагога научное мировоззрение, создать базу для проявления и развития индивидуальности, природных задатков, открывает доступ к различным областям науки. Знание теории управления информацией является необходимым в практической и научной деятельности педагога, позволяя ему достигнуть максимальной эффективности своего труда посредством применения компьютерно-информационных систем.

Результатом решения поставленных задач по компьютерно-информационному обучению педагогов, функционирующих в профессиональном образовании, станет повышение качества дополнительного профессионального образования.

Изучение программных средств компьютера в большей степени осуществляется на занятиях и специальных курсах по информатике, на которых педагогами изучаются структура и средства управления ресурсами программ, используемых для решения различных задач, однако не всегда учитываются дидактические возможности программных средств, позволяющие педагогам решать профессионально значимые задачи. Анализ компьютерных программ из пакета MS Office позволил выявить новые дидактические возможности аппаратно-программных средств компьютера, позволяющие интенсифицировать само обучение и профилизировать учебно-методические материалы по информатике через построение содержания дисциплины на основе профессионально значимых элементов задач специальных дисциплин, что дало возможность решить ряд задач обучения, в том числе:

• формирование знаниевой основы по информатике на основе усвоения содержания специальной дисциплины;

• выработка умений самостоятельной реализации своего интеллектуального потенциала для решения нестандартной задачи;

• закрепление навыков применения аппаратно-программных средств компьютера для автоматизации познавательного процесса.

Оптимальное сочетание программных средств компьютера, методов решения задач обучения, тщательно подобранного конкретного содержания каждого занятия, эффективного контроля знаний с последующей корректировкой учебного процесса способствует достижению главной цели — информационной обеспеченности учебного процесса. При этом программное обеспечение компьютера выступает как система визуализации теоретического материала специальных дисциплин и информатики средствами раздаточного материала и компьютера.

В стремлении к профилизации информатики нельзя забывать о ее главной функции — выработке специфических умений и навыков работы с информацией, формировании логики мышления, способности излагать мысли и предложения в краткой и доступной форме, реализовать свои мысли в грамматике различных машинных языков (алгоритмического, математического, символьного программирования и т. п.). И. Ф. Харламов отмечает, что преподаватель должен находить разумное дидактическое обоснование между логикой работы вычислительной машины и логикой развертывания живой деятельности обучения [1].

В ходе занятия при объяснении правил работы с программой компьютера поясняются правила работы и построения используемого программного продукта, его структура, раскрываются технические стороны происходящих процессов, а также принципы работы технических устройств ЭВМ, использование их ресурсов при работе программы или программ. В частности, при использовании специальных программ (применяемых для конкретной производственной деятельности) педагогу объясняются такие понятия, как реквизит, словарь системы (программы), электронная карточка, табуляция, мультисписок (мультигруппа) и т. п. При подготовке электронных копий служебных документов раскрываются понятия пакета прикладных программ, ресурсов программы, формирования блока файлов средствами программы и т. д.

Дидактический потенциал общепользовательских программных средств, в частности Word, Excel, PowerPoint и других программ пакета MS Office (версия 2007), до настояще-

го времени не изучен до конца, следовательно, не освоен самими педагогами. Это, в свою очередь, не позволяет им выявить и реализовать дидактический потенциал общепользовательских программных средств в процессе их педагогической деятельности. Дидактический потенциал компьютерной программы, по нашему мнению, — это интенсификация обучения и профилизация учебно-методического материала на основе профессионально значимых элементов дидактических задач. Интенсификация и профилизация осуществляются через синтезирование содержания специальных дисциплин и информатики, позволяющее обучаемым решать профессионально значимые задачи программными средствами компьютера. Решение профессионально значимых задач программными средствами компьютера формирует компетенции в области программирования [2; 3]. Одной из таких задач является разработка средств контроля и оценки знаний.

Анализ ФГОСа, типовых учебных программ, рабочих программ показывает, что компьютерно-информационной подготовке педагогов отводится важная роль. Данная подготовка должна проводиться на высоком содержательном уровне. В пункте 3.1.1 стандарта отмечается, что трудовая функция педагога заключается в умении применять современные технические средства обучения, контролировать и оценивать работу обучающихся на учебных занятиях и самостоятельную работу [4]. Унифицированность программных средств компьютера выступает одной из дидактических возможностей в реализации контроля и оценки знаний. Она позволяет педагогам самостоятельно разрабатывать и применять экспресс-тесты по отдельным темам или всему курсу преподаваемой ими дисциплины. В качестве примера мы рассмотрим одну из унификаций пакета программ MS Office — среду Visual Basic For Application программы PowerPoint, реализация которой позволяет решить ряд задач дополнительного профессионального образования, в том числе:

• формирование знаниевой основы по информатике в результате усвоения содержания возможностей Visual Basic For Application, в частности, посредством MS Office;

• выработка умений самостоятельной реализации в среде программирования Visual Basic For Application своего интеллектуального потенциала для решения дидактических задач;

• закрепление навыков применения программных средств компьютера для автоматизации процесса контроля и оценки знаний [2].

Изучение Visual Basic For Application в курсе компьютерно-информационной подготовки педагогов в условиях дополнительного профессионального образования направлено на формирование совокупности социально и профессионально значимых компетенций согласно специализации педагога, совершенствование программистской компетентности (совокупность образного мышления, логики мысленных действий, технического мышления, социально значимых компетенций, т. е. основ, способствующих расширению профессионально-научного кругозора). Сфор-мированность компетентности обеспечивает самостоятельное выявление и реализацию дидактических возможностей компьютерных программ, позволяет педагогу проектировать, разрабатывать, внедрять и совершенствовать компьютерные программы, в частности их

дидактические составляющие, повышающие эффективность образования как сферы производства [5].

Рассмотрим дидактические возможности Visual Basic For Application (VBA) MS Office PowerPoint с практической стороны, в качестве примера взяв разработку тестов по контролю и оценке знаний.

В ходе установки пакета программ MS Office программа «Установщик» размещает на ленте меню только часто используемые опции, но для программирования необходимо установить опцию «Разработчик» (рис. 1; 2), которая содержит основные инструменты VBA.

После запуска программы необходимо открыть опцию «Параметры PowerPoint», нажав кнопку Office. Следующий шаг — установка метки напротив функции «Показывать вкладку "Разработчик" на ленте».

Презентация! - Microsoft PowerPoint

Подготовить Отправить

Опубликовать

_I Закры

1 СОЗДАНИЯ БЛ0ГА.рр1т

2 МОДЕЛИРОВАНИЕ^^

3 разработка экспересстеста средствами презентации, рр1т

4 разработка экспересс теста средствами презентации,рр1ш

5 МОДЕЛИРОВАНИЕ^^

6 ПрезентацияМПИ.рр1т

7 Хвастаю сь.рр!

8 Пирогов,ррЬс

9 ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ.ррй ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯМ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯМИ Презентация. ррЬс

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯМИ Лекция 1,ррЛ

К защите диплома_Аленичева Е.И..ррЬс Слайд для пособия.ррЪ презентация,рр!у

| Вид Разработчик

Ji3-1-

Абзац

И WOOD

дг-цооо >й

□п

. La

_ Упорядочить Экспресс-стили

& Заливка фигуры т О? Контур фигуры т « Эффекты для фигур 1

jà Найти Заменить ' Выделить т Редактирование

Параметры PowerPoint

Заголовок слайда

Подзаголовок слайда

Рис. 1. Установка опции «Разработчик»

Подтвердите внесенные в параметры про- кросов». В открывшемся окне выбираем функ-граммы изменения, нажав кнопку «ОК». Для цию «Параметры макросов» и устанавливаем программирования необходимо снять ограниче- метки напротив процедур «Включить все мания на макросы: открыв закладку « Разработчик» кросы» и «Доверять доступ к объектной модели (рис. 3), обращаемся к опции «Безопасность ма- проектов VBA».

Вставить Создать -

/ слайд- »РУдал! Буфер обмена ** Слайды

[ Слайды I Структура ч

II

Сохране! Дополнит Настройк Надстрой! Центр упр Ре сур (

новные

Основные параметры работы с PowerPoint

нель инструментов при выделении

пиенные всплывающие подсказки

-

Имя пользователя: admin Инициалы: а

Выберите языки, с которым

вы собираетесь работать в Microsoft Office: [ Языковые параметры.,.

Показывать вкладку «Разработчик» на ленте

Слайд! из1 "ТемаОтсе" Русский {России] 1

frassHsl лга.О^д.ф.^^^д®!^

Подтвердить внесенные в параметры программы изменения

Рис. 2. Установка опции «Разработчик»

Рис. 3. Открытие закладки «Разработчик» 58

На рис. 4 показан общий вид окна Power- менты управления», на которой расположены Point в режиме работы с закладкой «Разработ- основные инструменты для формирования гра-чик». На закладке расположена панель «Эле- фического интерфейса тестовой программы.

Главная Вставка Дизайн ^книмация ^^Доказ слайдов Рецензирование Б

II

ИИ га а га 'äJS! ¿р Сво|Лтва

Visual Макросы Безопасность R Ц ^ Исходный текст

Basic макросов /

Заголовок слайда

Заметки к слайду

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Слайд 1 из 1 Тема Office* ^ Русский (Россия)

Рис. 4. Общий вид окна PowerPoint

Рис. 5. Элемент «Подпись»

Рассмотрим последовательность действий с элементами при создании графического интерфейса тестовой программы на слайде: устанавливаем курсор мыши на элемент «Подпись» (рис. 5), левой кнопкой мыши выбираем элемент, перемещаем курсор на слайд и прорисо-

вываем элемент на слайде, нажав и удерживая левую кнопку мыши.

Аналогично описанному действию с элементом «Подпись» размещаем на слайде элементы «Поле», «Переключатель» и «Кнопка» (рис. 6).

Рис. 6. Размещение на слайде элементов программирования

Каждый из объектов переименовывается. мыши на объекте и ввести в строку Caption Для изменения названия необходимо открыть необходимый текст на русском языке (рис. 7 окно VBA — дважды щелкнуть левой кнопкой и 8).

Рис. 7. Ввод текста (вопрос теста) в строку Caption

Рис. 8. Ввод текста (ответы на вопрос) в строку Caption

Имя элемента «Поле» не изменяется, так как

Аналогично описанным выше действиями

этот элемент предназначен для отображения тек- переименовываем элемент управления «Кноп-ста, имеющегося на элементах «Переключатель». ка» (рис. 9).

Рис. 9. Элемент управления «Кнопка»

После этого двойным кликом мыши на сте нахождения курсора вписываем командные объекте «Кнопка» открываем окно VBA и в ме- строки (рис. 10).

If OptionButton1 Then TextBox1. Text = (ответ на вопрос теста) If OptionButton2 Then TextBox1.Text = (ответ на вопрос теста) If OptionButton3 Then TextBox1.Text = (ответ на вопрос теста)

Рис. 10. Командные строки

Количество переключателей зависит от количества ответов на заданный вопрос, однако правильным может быть только один; для программирования нескольких правильных ответов необходимо использовать элемент «Флажок»; соответственно изменится и код программы. Статья не позволяет рассмотреть все множество процедур создания и программирования тестовых заданий и вариативных форм интерфейса. Вместе с тем в интернет-пространстве размещено большое количество примеров листинга тестовых программ, созданных в среде Visual Basic For Application.

Библиографический список

Таким образом, мы можем заключить, что педагогической основой компьютерно-информационного обучения педагогов в условиях дополнительного профессионального образования выступают дидактические компоненты (аппаратно-программные средства компьютера, профилизированное содержание дисциплины «Информатика», преподавание специальных дисциплин средствами науки информатики), в результате чего педагог получает необходимые знания по информатике и закрепляет изученный материал.

1. Харламов, И. Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания [Текст] / И. Ф. Харламов // Педагогика. — 2003. — № 3. — С. 52-59.

2. Олейников, А. А. Организационно-педагогические основы компьютерно-информационного образования студентов гуманитарных факультетов [Текст] : моногр. / А. А. Олейников. — Костанай, 2006. — 235 с.

3. Мукашева А. А. Организационно-педагогические основы формирования компьютерно-информационного опыта у студентов [Текст] : моногр. / А. А. Мукашева, А. А. Олейников. — Костанай, 2008. — 143 с.

4. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс] : [приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 № 608н]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/71202838/.

5. Олейников, А. А. Дифференциация содержания компьютерно-технологической подготовки студентов с учетом профиля обучения [Текст] / А. А. Олейников // Концепт. — 2013. — № 5 (май). — Режим доступа: http://www.covenok.ru/koncept/author/567/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.