Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОРУЧНОГО ВЕНТИЛЯТОРА (ЭРВ-49) ДЛЯ ОТБОРА ПРОБ РАДИОАКТИВНЫХ АЭРОЗОЛЕЙ ИЗ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА '

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОРУЧНОГО ВЕНТИЛЯТОРА (ЭРВ-49) ДЛЯ ОТБОРА ПРОБ РАДИОАКТИВНЫХ АЭРОЗОЛЕЙ ИЗ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
38
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОРУЧНОГО ВЕНТИЛЯТОРА (ЭРВ-49) ДЛЯ ОТБОРА ПРОБ РАДИОАКТИВНЫХ АЭРОЗОЛЕЙ ИЗ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА »

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

--¿а

УДК 614.73-07

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОРУЧНОГО ВЕНТИЛЯТОРА (ЭРВ-49) ДЛЯ ОТБОРА ПРОБ РАДИОАКТИВНЫХ АЭРОЗОЛЕЙ ИЗ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Р. Я. Масловский, В. Г. Дорофеев, Ю. Г. Слиба (Москва)

Как известно, под максимальной разовой концентрацией тех или иных веществ понимают наиболее высокую концентрацию, определяемую путем кратковременного отбора пробы (15—20 мин.) в факеле* основного источника загрязнения атмосферы данного пункта (В. А. Рязанов). В связи с этим аспирационная аппаратура должна за короткий срок прокачивать большие объемы воздуха для получения достоверногс-количества радиоактивных веществ на фильтре.

При отборе максимальных разовых проб атмосферного воздуха для анализа на радиоактивные аэрозоли в полевых условиях рекомендуют применять автомобильный аспиратор системы Л. Ф. Качора. Этот аспиратор из-за его относительно низкой производительности (до 250 л в минуту) можно использовать не всегда.

В качестве аспиратора для отбора проб атмосферного воздуха в полевых условиях под факелом источника загрязнения мы применили электроручной вентилятор (ЭРВ-49), специально приспособленный для работы от колеса автомашины ГАЗ-69

В рабочих условиях его отсоединяют от электромотора и подготавливают по инструкции, прилагаемой к ЭРВ-49, для работы от ручного привода. Затем вентилятор с помощью болтов, пропущенных через резиновые подушки, прикрепляют к легкой металлической подставке. Подставку с вентилятором для устранения ее горизонтального и вертикального смещения во время работы устанавливают на специальной металлической раме (рис. 1).

Для отбора проб атмосферного воздуха в зоне дыхания человека (т. е. в 1,5 м от уровня земли) ко всасывающему отверстию вентилятора с помощью фланца присоединяют выводную трубу с укрепленным на ее свободном конце сетчатым барабаном (рис. 2).

К ступице правого заднего колеса автомобиля привертывают специальный фланец с двумя шпильками. Для обеспечения плавной пере-

1 Может быть использована любая грузовая или легковая автомашина.

1

Рис. 1. Подставка и рама с накладкой. 1 — подставка; 2 — рама; 3 — накладка.

Рис. 2. Выводная труба с сетчатым барабаном. / — заглушка; 2— сетчатый барабан; 3 — насадка; 4 — выводная труба; 5 — фланец.

дачи усилия с колеса автомашины на вал ручного привода соединение между ними осуществляют с помощью эластичной резиновой муфты (рис. 3), которую жестко закрепляют (с помощью шпильки или путем сварки) на ручном валу вентилятора.

г1 / У /2 3

■•Ч N 1 1 1 1 1 1 1 ! ! >

0

О

2

г

Рис. 3. Эластичная муфта.

I — фланец с двумя шпильками; 2 — резиновый диск; 3 — фланец установки.

Рис. 4. Общин вид аспирационнон установки в рабочих условиях.

Для работы аспирационной установки металлическую раму подводят под заднее колесо автомашины. Затем свободные концы рамы соединяют металлической накладкой, на которую устанавливают домкрат. Колесо автомашины приподнимают с помощью домкрата до такого уровня, чтобы шпильки соединяющего фланца свободно могли войти в отверстия эластичной муфты. При свободном передвижении металлической подставки с вентилятором по раме шпильки соединяющего фланца вводят в отверстие эластичной муфты. Затем подставку с вентилятором закрепляют при помощи болтов на металлической раме (рис. 4).

После этого запускают мотор и на задней скорости плавно включают сцепление. На сетчатый барабан накладывают фильтр из ткани ФПП-15. С помощью иглы карбюратора устанавливают такое коли-

чество оборотов вала, при котором ротаметр вентилятора устойчиво показывает 300 м3/час.

Всю предварительную подготовку установки к работе производят за 3 мин. Установка ЭРВ-49 дает возможность прокачивать через фильтр из ткани ФПП до 5800 л воздуха в минуту, т. е. в 23'/г раза больше, чем кспирационная установка системы Л. Ф. Качора. Производительность вентилятора с однослойным фильтром из ткани ФПП-15 площадью 1300 см2 при 52 оборотах ручного вала в описываемом варианте установки достигает 5000 л/мин. Скорость фильтрации воздуха через 1 см2 ткани фильтра составляет в данном случае 3,84 л/мин. При такой скорости проскок аэрозолей через ткань практически отсутствует (И. И. Гусаров, В. К- Ляпидевский).

Для установления достоверности показаний ротаметра ЭРВ-49 в горизонтальном колене выводной трубы через специальное отверстие были сделаны многократные замеры скорости воздуха микроманометром. Статистическая обработка полученных данных позволила установить соответствие показаний ротаметра фактическому количеству воздуха, протягиваемого через фильтр из ткани ФПП-15.

Применение аспирационной установки для отбора максимальных разовых проб приземного слоя воздуха в полевых условиях повысило достоверность получаемых результатов и увеличило количество отбираемых проб.

Наш опыт работы с этой установкой в течение 2 лет (1962—1963) показал, что она удобна и надежна в эксплуатации.

ЛИТЕРАТУРА

Гусаров И. И., Ляпидевский В. К. Гиг. и сан., 1958, № 10, стр. 10.—Р я-занов В. А. Санитарная охрана атмосферного воздуха. М., 1954, стр. 17.—Ка-ч ор Л. Ф. Гиг. и сан., 1950, № 4, стр. 48.

Поступила 27/ХН 1963 г.

УДК 814.72-074 : 547.46-312

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФТАЛЕВОГО АНГИДРИДА В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ СПЕКТРОФОТОМЕТРИЧЕСКИМ

МЕТОДОМ

Л. П. Славгородский Украинский научно-исследовательский институт коммунальной гигиены, Киев

Ангидрид бензолортодикарбоновой кислоты, или фталевый ангидрид <С8Н4Оз), представляет собой белые ромбовидные кристаллы с запахом горького миндаля. Его молекулярный вес 148,11, удельный вес 1,527. Он легко сублимируется, плохо растворяется в воде и хорошо — в спирту, эфире и бензоле. Фталевый ангидрид чрезвычайно склонен к реакциям конденсации, преимущественно за счет одной из групп СО. Упругость паров при 30° составляет 0,03 мм рт. ст.

Фталевый ангидрид получают при каталитическом окислении нафталина. В качестве побочных продуктов образуются малеиновый ангидрид, 1,4-нафтохинон и бензойная кислота, которые могут попадать в атмосферный воздух.

В литературе нам не удалось н-айти метода определения фталевого ангидрида в атмосферном воздухе. В связи с этим мы обратились к методам, позволяющим устанавливать содержание фталевого ангидрида в воздухе производственных помещений. В частности, описан люминес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.