Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО БИОЛОГИИ'

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО БИОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронные образовательные ресурсы / внеурочные занятия / инновационные технологии / обучение биологии / компьютеризация / electronic educational resources / extracurricular activities / innovative technologies / biology training / computerization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Юлия Павловна, Ющенко Юлия Алексеевна, Хотулёва Ольга Викторовна

В настоящее время особое значение приобретает возможность использования в процессе обучения биологии различных инновационных технологий. В качестве одной из них можно рассматривать электронные образовательные ресурсы. Применение электронных образовательных ресурсов позволяет разнообразить уроки, внеурочные задания. Предлагаемые технологии позволяют сделать их максимально интересными и тем самым повысить качество усвоения материала. Внеурочные занятия дают возможность расширить кругозор, углубить свои знания по биологии. Применение электронных образовательных ресурсов на внеурочных занятиях позволяет значительно повысить результаты. В статье авторы приводят, исходя из собственного опыта работы, разработки внеурочных занятий по теме: «Зимующие птицы родного края» для 7 класса с применением ЭОР. Авторы в своей работе используют такие ресурсы как: BerningApps, ebird, сайт зоологического музея г. Санкт-Петербург, компьютерная обучающая игра Государственного Дарвиновского музея «Голоса весны. Экскурсия в природу»», the animal world. В выводах указывается, что использование разнообразных электронных образовательных ресурсов, позволяют подачу информации сделать максимально доступной и интересной. Повышение показателей знаний учащихся по теме: «Зимующие птицы родного края» показывает, насколько эффективным является применение ЭОР, как одной из инновационных педагогических технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Юлия Павловна, Ющенко Юлия Алексеевна, Хотулёва Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Currently, the possibility of using various innovative technologies in the process of teaching biology is of particular importance. Electronic educational resources can be considered as one of them. The use of electronic educational resources allows you to diversify lessons, extracurricular tasks. The proposed technologies allow us to make them as interesting as possible and thereby improve the quality of assimilation of the material. Extracurricular activities provide an opportunity to broaden your horizons, deepen your knowledge of biology. The use of electronic educational resources in extracurricular activities can significantly improve the results. In the article, the authors cite, based on their own work experience, the development of extracurricular activities on the topic: "Wintering birds of the native land" for grade 7 with the use of EOR. The authors use such resources in their work as: LerningApps, ebird, the website of the Zoological Museum of St. Petersburg, the computer educational game of the State Darwin Museum "Voices of Spring. Excursion to nature"", the animal world. The conclusions indicate that the use of a variety of electronic educational resources, allow the submission of information to make it as accessible and interesting as possible. Increasing the indicators of students' knowledge on the topic: "Wintering birds of the native land" shows how effective the use of EOR is as one of the innovative pedagogical technologies.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО БИОЛОГИИ»

И. Северянин «Что шепчет парк...». Задание: какие чувства и эмоции хотел передать автор через метафору, использованную в строчках: «Но вот пришли на двух ногах / Животные - и по долинам / Топор разнес свой гулкий взмах». Придумайте свое предложение с одной из метафор, которую вы встретили в стихотворении.

Выводы. Системная и целенаправленная работа по развитию метафорического мышления на уроках литературы, начиная с пятого класса, позволяет не только сформировать представление о метафоре как поэтическом приеме, но и способствует развитию умения воспринимать мир произведения целостно, открывая в нем постоянно новые, глубинные смыслы, отсылающие к осмыслению глобальных явлений и процессов.

Предложенные задания по изучению лирики в пятом классе разработаны с учетом возрастных особенностей школьников и охватывают не только формальные, но и содержательные аспекты поэтического текста, что отражает и когнитивный, и художественный подход к формированию метафорического мышления.

Литература:

1. Борщевская, М.Ю. Метафорическое мышление и современный урок литературы / М.Ю. Борщевская // Нижегородское образование,-№ 1.-2013.-С. 111-118

2. Видгоф, В.М. Метафорическое мышление в культуре как педагогическая и научная проблема / В.М. Видгоф // Вестник Томского государственного университета. - 2003. - № 277. - С. 87-89

3. Кузьмина, М.А. Метафора как элемент методологии современного научного познания / М.А. Кузьмина // Социологические исследования. - 2006. - № 2. - С. 42-51

4. Николаенко, Н.Н. Метафора как путь познания / Н.Н. Николаенко // Независимый психиатрический журнал. -СПб., 2005. - № 1.

5. Ортега-и-Гассет, X. Две великие метафоры / X. Ортега-и-Гассет // Теория метафоры: Сборник. М.: Прогресс, 1990. - С. 68-82

6. Черниговская, Т.В. Деглин, В.Л. Метафорическое и силлогистическое мышление как проявление функциональной асимметрии мозга / Т.В. Черниговская, В.Л. Деглин // Семиотика пространства и пространство семиотики / Ред. Ю.М. Лотман. - Тарту: ТГУ, 1986. - С. 68-84

Педагогика

УДК 372.8

магистрант кафедры биологии и экологии Иванова Юлия Павловна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Ющенко Юлия Алексеевна Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Хотулёва Ольга Викторовна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО

БИОЛОГИИ

Аннотация. В настоящее время особое значение приобретает возможность использования в процессе обучения биологии различных инновационных технологий. В качестве одной из них можно рассматривать электронные образовательные ресурсы. Применение электронных образовательных ресурсов позволяет разнообразить уроки, внеурочные задания. Предлагаемые технологии позволяют сделать их максимально интересными и тем самым повысить качество усвоения материала. Внеурочные занятия дают возможность расширить кругозор, углубить свои знания по биологии. Применение электронных образовательных ресурсов на внеурочных занятиях позволяет значительно повысить результаты. В статье авторы приводят, исходя из собственного опыта работы, разработки внеурочных занятий по теме: «Зимующие птицы родного края» для 7 класса с применением ЭОР. Авторы в своей работе используют такие ресурсы как: PerningApps, ebird, сайт зоологического музея г. Санкт-Петербург, компьютерная обучающая игра Государственного Дарвиновского музея «Голоса весны. Экскурсия в природу»», the animal world. В выводах указывается, что использование разнообразных электронных образовательных ресурсов, позволяют подачу информации сделать максимально доступной и интересной. Повышение показателей знаний учащихся по теме: «Зимующие птицы родного края» показывает, насколько эффективным является применение ЭОР, как одной из инновационных педагогических технологий.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, внеурочные занятия, инновационные технологии, обучение биологии, компьютеризация.

Annotation. Currently, the possibility of using various innovative technologies in the process of teaching biology is of particular importance. Blectronic educational resources can be considered as one of them. The use of electronic educational resources allows you to diversify lessons, extracurricular tasks. The proposed technologies allow us to make them as interesting as possible and thereby improve the quality of assimilation of the material. Bxtracurricular activities provide an opportunity to broaden your horizons, deepen your knowledge of biology. The use of electronic educational resources in extracurricular activities can significantly improve the results. In the article, the authors cite, based on their own work experience, the development of extracurricular activities on the topic: "Wintering birds of the native land" for grade 7 with the use of TOR. The authors use such resources in their work as: PerningApps, ebird, the website of the Zoological Museum of St. Petersburg, the computer educational game of the State Darwin Museum "Voices of Spring. Bxcursion to nature"", the animal world. The conclusions indicate that the use of a variety of electronic educational resources, allow the submission of information to make it as accessible and interesting as possible. Increasing the indicators of students' knowledge on the topic: "Wintering birds of the native land" shows how effective the use of TOR is as one of the innovative pedagogical technologies.

Key words: electronic educational resources, extracurricular activities, innovative technologies, biology training, computerization.

Введение. В настоящее время усовершенствование биологического образования необходимо на всех уровнях обучения. При этом важное место занимает использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения. Одним из главнейших направлений модернизации современной школы является ее информатизация. Очевидно, что высокий уровень результативности при формировании компетенций обучающихся достигается применением различных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Приоритет при этом отдается современным педагогическим технологиям, интерактивным методам обучения, обеспечивающих активные формы деятельности учащихся. Современные технологии

позволяют привлекать школьников к творческому процессу познания, исследованию проблем, формированию собственного мнения, принятию решений, самореализации Г31.

Изложение основного материала статьи. Внеурочная работа является одной из важнейших частей учебно-воспитательного процесса и формой организации досуга учащихся. В процессе внеурочной работы формируется эмоциональная среда увлечённых общим делом обучающихся и педагогов. Это творческий мир, в котором проявляются и раскрываются интересы, увлечения каждого ученика.

Внеурочная работа по биологии имеет следующие значения:

• Расширяют рамки изучения предмета, формируют познавательный интерес.

• Способствуют формированию самостоятельности как качества личности.

• Формируют исследовательские умения учащихся, содействуют развитию практических умений, предусмотренных программой.

• Способствуют применению теоретических знаний на практике.

В настоящее время резко вырос уровень применения компьютера в школьном образовании. Основными направлениями внедрения компьютерных технологий в сфере образования являются:

• повышение качества и эффективности обучения;

• применение ИКТ как инструментов обучения;

• информационные технологии как объект изучения;

• компьютер как средство творческого развития учащихся;

• компьютерная техника как средство контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики.

Инновационная деятельность в образовании предполагает комплексные мероприятия, направленные на появление новаций в образовательной сфере. Ими могут быть методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса, ресурсы, применяемые в процессе воспитания и обучения, научные теории и концепции.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - это учебные материалы, для отображения которых используются определенная техника. На данный момент особенностью преподавания биологии в современной средней общеобразовательной школе является необходимость демонстрации различных форм наглядности на всех этапах урока: при опросе, при объяснении нового материала и в процессе закрепления новых знаний.

Применение ЭОР имеет ряд определенных достоинств, таких как: возможность экспериментировать с педагогикой и получать мгновенную обратную связь, вовлечение всех обучаемых в учебный процесс, множество ресурсов, возможность автоматизации или упрощения выполнения ряда рутинных обязанностей педагога, а так же обеспечивают мгновенный доступ к нужной информации.

Однако, помимо несомненных достоинств, применение ЭОР имеет ряд существенных недостатков: отвлечение от учебного процесса, отрицательное влияние на развитие коммуникативных навыков обучаемых и социальное взаимодействие, возможные провокации на обман и уклонение от выполнения заданий, отсутствие одинакового доступа к технологическим ресурсам а так же не всегда качественные источники сети Интернет.

Информационные компьютерные технологии на базе мультимедийного контента (текст, звук, графика, анимация) в руках педагога становятся очень результативным средством обучения. Используя ЭОР, учитель имеет возможность на высоком уровне развивать вербально-логический, наглядно-действенный, пространственный, визуальный тип мышления, благодаря тому, что сочетается слуховое и зрительное восприятие информации. Обладать цифровой грамотностью - это гораздо больше, нежели только наличие «отдельных технологических навыков». На современном этапе речь идет о более глубоком осознании цифровой среды. Нынешнее информационное пространство обеспечивает получение навыков, которые обучающиеся приобретают в процессе учебы и которые будут необходимы в течение всей жизни. Цифровая грамотность поможет образовательным учреждениям не только повысить качество обучения, но и позволит всегда оставаться актуальными результатам обучения [1].

Изучение биологии в школьном курсе является сложным и в большинстве случаев вызывает затруднения у обучающихся из-за большого объёма информации, из-за без эмоциональной подачи материала, без живой наглядности, «сухого» объяснения, без включения интересных фактов, каких-либо сведений, без наличия экскурсий. Поэтому представляется целесообразным разнообразить внеурочные занятия по биологии. Для этого были разработаны внеурочные занятия по теме: «Зимующие птицы родного края» для 7 класса с применением ЭОР, с целью повышения интереса обучающихся к биологии, расширения кругозора обучающихся, научить ориентироваться в живой природе, различать животных, в частности птиц, их голоса, облик.

Внеурочные занятия планируются из трех этапов:

1 этап. Разработка теста доя обучающихся 7 класса на тему «Зимующие птицы родного края», проведение тестирования, анализ результатов.

2 этап. Ознакомление с определённой методической литературой, выбор электронных образовательных ресурсов, применяемых на внеурочных занятиях у учащихся 7 класса и его реализация.

3 этап. Повторная диагностика знаний учащихся, анализ эффективности проведенных занятий.

В исследовании приняли участие обучающиеся 7 класса в количестве 30 человек.

Для 1 этапа проекта был составлен тест из 10 вопросов и проведено тестирование для выявления уровня знаний учащихся по теме «Зимующие птицы родного края». Класс был разделен на 2 группы по 15 человек.

Учитывая результаты проведенного тестирования у первой группы, складывается следующая динамика показателей: оценка «5» всего у 2 человек (14% от группы), оценка «4» - у 5 человек (33% от группы), оценка «3» и менее - у 8 человек (53% от группы).

Результаты тестирования у второй группы следующие: оценка «5» у 1 человека (6% от группы), оценка «4» - у 7 человек (47% от группы), оценка «3» и менее - у 7 человек (47% от группы).

Можно увидеть, что больше, чем у половины учащихся 7 класса очень слабый уровень знаний о зимующих птицах родного края. Поэтому, было принято следующее решение - для повышения интереса к биологии и знаний по данной теме у обучающихся, будут разработаны внеурочные занятия по теме «Зимующие птицы родного края». Обучающиеся 7 класса будут поделены на 2 группы: в первой группе будут использоваться разнообразные электронные образовательные ресурсы при изучении зимующих птиц, во второй группе будет применяться традиционное изучение данной темы, с частичным использованием ЭОР.

При проведении занятий в первой группе использовались такие электронные образовательные ресурсы, как LerningApps, ebird, сайт зоологического музея г.Санкт-Петербург, компьютерная обучающая игра Государственного Дарвиновского музея «Голоса весны. Экскурсия в природу»», the animal world, с другой же группой использовали только PowerPoint.

Первое занятие было проведено на базе зоологического музея ГГТУ. Обучающиеся ознакомились с экспонатами музея, узнали интересные факты о зимующих птицах родного края, послушали аудиозаписи их голосов. Школьники смогли рассмотреть формы, размеры, цвет птиц. В конце занятия была проведена викторина «Угадай голос птицы». Ученикам предлагалось прослушать запись пения птицы, и определить её по голосу.

На втором занятии, на базе школы, обучающимся было предложено актуализировать свои знаниям по прошлому занятию в виде игры «Филворд», где необходимо было найти названия зимующих птиц родного края. Филворд был составлен при помощи специального сайта LearningApps. Далее было подробно представлено пять птиц благодаря электронному образовательному ресурсу - ebird. Это были синица большая, синица обыкновенная лазоревка, поползень, снегирь, свиристель. Данный образовательный ресурс позволяет подробно рассмотреть птиц, послушать различные медиафайлы с пением птиц. Обучающиеся узнали в подробностях о внешнем строении птиц, их окраске, о гнездованиях и местах обитания. Ученикам также предоставлялась возможность посмотреть различные видеофрагменты. В течение занятия обучающиеся слушали аудио записи голосов птиц в ходе рассказа о каждом представителе, и в конце занятия было проведено прослушивание на определение по голосу. Учащиеся справились на «отлично».

На третьем занятии для повторения изученных пяти птиц, обучающимся было предложено решить кроссворд, созданный на базе LearningApps, где необходимо было ответить на 5 вопросов. Учащиеся хорошо справились с кроссвордом, без особых затруднений. Следующим этапом было - повторение голосов птиц. Учащимся при помощи специального приложения «Голоса весны. Экскурсия в природу» предлагалось прослушать определенные голоса изученных птиц и ответить, какой птице принадлежит данная песня.

Далее приступили к изучению следующих пяти птиц: домовый воробей, полевой воробей, зеленушка, большой пестрый дятел, малый пестрый дятел. Для наглядного сопровождения информации, использовался электронный образовательный ресурс - the animal world. Данный ресурс позволил посмотреть, как выглядит птица, её внешнее строение, также предоставлялась краткая характеристика птицы. В заключение занятия учащиеся послушали и познакомились с голосами изучаемых птиц.

Четвертое занятие началось с актуализации знаний учащихся. Им был предложен кроссворд, где ученикам необходимо было по фотографии определить птицу.

Далее учащиеся, используя интерактивную игру «Голоса весны. Экскурсия в природу» определяли птиц по пению. В рамках четвертого занятия обучающимся удалось определить голоса всех птиц практически без затруднений. Далее была проведена интерактивная экскурсия по зоологическому музею г.Санкт-Петербург. Ученики посмотрели птиц, которые были ранее изучены, а также другие экспонаты музея, которые их заинтересовали.

Пятое занятие началось с определения всех голосов изученных птиц. Ученики отлично справились с этим заданием, определили всех предложенных представителей.

В процессе проведения внеурочных занятий, учащиеся принимали активное участие: отвечали на вопросы, определяли голоса птиц, внимательно слушали материал.

По завершении внеурочных занятий, для двух групп было проведено повторное тестирование. Тест был того же содержания и состоял из 10 основных вопросов.

По итогам проведенного повторного тестирования у группы, где были использованы разнообразные электронные образовательные ресурсы, можно отследить следующую динамику: оценку «5» по изучаемой теме получили 11 человек (74% от группы), оценка «4» - у 3 человек (20% от группы), а оценка «3» и менее - у 1 человека (6% от группы).

Итоги проведенного повторного тестирования у группы, где были частично использованы электронные образовательные ресурсы, показывают следующую динамику: оценку «5» по изучаемой теме получили 5 человек (34% от группы), оценка «4» - у 7 человек (46% от группы), а оценка «3» и менее - у 3 человека (20% от группы).

Для сравнения, с другой группой была проведена та же работа, но использование электронных образовательных ресурсов было незначительным. На внеурочных занятиях использовались презентации созданные в PowerPoint. Как видно по результатам данных, у этой группы показатели хуже, чем у первой группы, где использовались разнообразные ЭОР.

Выводы. Такое значительное повышение показателей знаний учащихся исследуемой группы, по теме: «Зимующие птицы родного края» показывает, насколько эффективным является применение электронных образовательных ресурсов. Во время проведения внеурочных занятий были продемонстрированы разнообразные ЭОР, которые позволяли подачу информации сделать максимально доступной и интересной. Проведенное совместно с учениками исследование, его организация, процесс изучения темы и последующая демонстрация результатов полностью соответствовали целостному учебному процессу, в котором учебная деятельность включала в себя игровые технологии с применением ЭОР, а также с выходом в зоологический музей на базе Государственного Гуманитарно-Технологического университета.

Необходимость использования электронных образовательных ресурсов во внеурочной работе со школьниками тянет за собою перемены, касающиеся традиционной системы воспитательской деятельности образовательных учреждений. Расширяется область внеурочной деятельности, изменяется значимость преподавателей, предъявляются наиболее высокие требования к их профессиональной компетенции. Все это порождает потребность осмысления, а также разработки элементов применения разных информационно-коммуникационных технологий в образовательной практике. На сегодняшний день учитель может выбрать из множества вариантов активных методов те, которые на его взгляд полностью соответствуют цели и задачам урока и позволят максимально раскрыть возможности школьника.

Литература:

1. Зареченский, О.Н. Из опыта использования мультимедийных средств визуализации на уроках биологии / О.Н. Зареченский, Ю.А. Ющенко, О.В. Хотулёва // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА,2023. - Вып. 78.-Ч. 3. - С. 102-105

2. Мишута, И.С. Использование ИКТ технологий во внеурочной деятельности / И.С. Мишута // Cyberlenika: сайт, 2021. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ispolzovanie-ikt-tehnologiy-vo-vneurochnoy-deyatelnosti/viewer

3. Хотулёва, О.В. Методы и технологии формирования специальных компетенций на уроках биологии / О.В. Хотулёва, Г.В. Ггорова // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта, 2018. - № 61-2. - С. 224-227

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.