Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕТАФОРИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ'

РАЗВИТИЕ МЕТАФОРИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метафорическое мышление / метафора / урок литературы / познание / лирика / загадка / metaphorical thinking / metaphor / literature lesson / cognition / lyrics / riddle

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зырянова Ольга Николаевна

В статье рассматриваются вопросы развития метафорического мышления у обучающихся на уроках литературы. Предлагаемые авторами статьи выводы и подходы по развитию метафорического мышления обусловлены, с одной стороны, спецификой художественного текста как результата творчеств писателя, с другой стороны, -особенностями мыслительной деятельности обучающихся, связанной с осознанием и формулированием концептуального смысла литературного произведения. В статье приводятся результаты эксперимента по выявлению сформированное™ метафорического мышления у обучающихся 11 класса и апробированные приемы развития метафорического мышления учащихся на уроках литературы в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the development of metaphorical thinking among students in literature lessons. The conclusions and approaches to the development of metaphorical thinking proposed by the authors of the article are determined, on the one hand, by the specifics of a literary text as a result of the writer’s work, and on the other hand, by the peculiarities of students’ mental activity associated with the awareness and formulation of the conceptual meaning of a literary work. The article presents the results of an experiment to identify the maturity of metaphorical thinking in 11th grade students and proven methods for developing students' metaphorical thinking in literature lessons at school.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕТАФОРИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ»

Педагогика

УДК 378.2

кандидат филологических наук, доцент Зырянова Ольга Николаевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» - Лесосибирский педагогический институт (г. Лесосибирск)

РАЗВИТИЕ МЕТАФОРИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития метафорического мышления у обучающихся на уроках литературы. Предлагаемые авторами статьи выводы и подходы по развитию метафорического мышления обусловлены, с одной стороны, спецификой художественного текста как результата творчеств писателя, с другой стороны, -особенностями мыслительной деятельности обучающихся, связанной с осознанием и формулированием концептуального смысла литературного произведения. В статье приводятся результаты эксперимента по выявлению сформированности метафорического мышления у обучающихся 11 класса и апробированные приемы развития метафорического мышления учащихся на уроках литературы в школе.

Ключевые слова: метафорическое мышление, метафора, урок литературы, познание, лирика, загадка.

Annotation. The article discusses the development of metaphorical thinking among students in literature lessons. The conclusions and approaches to the development of metaphorical thinking proposed by the authors of the article are determined, on the one hand, by the specifics of a literary text as a result of the writer's work, and on the other hand, by the peculiarities of students' mental activity associated with the awareness and formulation of the conceptual meaning of a literary work. The article presents the results of an experiment to identify the maturity of metaphorical thinking in 11th grade students and proven methods for developing students' metaphorical thinking in literature lessons at school.

Key words: metaphorical thinking, metaphor, literature lesson, cognition, lyrics, riddle.

Введение. Основные подходы к обучению на уроках литературы в школе обусловлены спецификой предмета. Литература - это произведение искусства, поэтому учитель в первую очередь сосредоточен на приемах, развивающих творческое восприятие, воображение учащихся, умение мыслить образно, метафорически. Как отмечает Н.Д. Артюнова: «В метафоре стали видеть ключ к пониманию основ мышления и процессов создания не только национально-специфического видения мира, но и его универсального образа» [1,С. 6].

Изучению метафоры и ее роли в процессе познания посвящены работы М.Ю. Борщевской (2013), В.М. Видгоф (2003), М.А Кузьминой (2006), H.H. Николаенко (2005), Т.В. Черниговской и В.Л. Деглина (1986).

В работе H.H. Николаенко рассматривается связь метафорического мышления с психическим развитием ребенка, автор статьи приходит к выводу о необходимости развития художественного мышления у детей, так как оно способствует повышению продуктивности творческой активности. В исследовании М.Ю. Борщевской предлагаются апробированные творческие задания, направленные на формирование метафорического мышления у учащихся седьмого и одиннадцатого классов.

Изложение основного материала статьи. X. Ортега-и-Гассет, указывая, что более существенная функция метафоры связана с познанием. Философ объясняет это тем, что благодаря метафоре мы делаем нашу мысль понятной другим, а также она позволяет нам самим «достигнуть самых отдаленных участков нашего концептуального поля», являясь не только средством выражения, но и орудием мышления, формой научной мысли [5, С. 68].

М.А. Кузьмина, рассматривая метафорическое мышление как путь познания в науке, обращает особое внимание на две идеи. Первая: всякий термин есть метафора. Новая информация вызывает состояние удивления и «немоты» - как перед внезапно открывшимся простором, эта информация требует нового языка, языка новизны. «Ситуация немоты - сложный процесс осознания несостоятельности старого языка освоить новую информацию, понимание необходимости разработки нового преимущественно метафорического языка»[3, С. 48]. Вторая идея состоит в том, что метафора, метафорическое мышление позволяет воспринимать мир как целостность. Это обстоятельство особенно ценно в связи с необходимостью изучения литературного произведения в его художественной целостности, так как проникновение в художественный смысл произведения без этого невозможно. Таким образом, метафорическое мышление школьника необходимо развивать, так как оно способствует пониманию позиции автора.

«Секрет метафоры в том, - отмечает В.М. Видгоф, - что она не дана воспринимающему в полном объеме. <...> «Художник-автор» как бы оставляет зрителю, читателю, слушателю возможность постичь метафору через соучастие в конструировании ее смысла, приглашая к сотворчеству». [2, С. 88]. Именно интенция метафоры к сотворчеству, позволяет использовать ее потенциал на уроках литературы как возможность по-новому, творчески, осмысливать предмет (явление действительности), обнажать его внутреннюю природу; вывести из автоматизма восприятия.

Метафорическое мышление - это особый строй, стиль и логика мышления, когда мысль движется от предмета (явления) к метафоре по пути открытия; способ компрессии смысла. Компрессия смысла предполагает сжатие идеи произведения до образа (или слова), который наиболее емко и точно передать художественный смысл. Создание образа-метафоры, его интерпретация, сравнение нескольких таких метафор у школьников одного класса помогут прийти к формулировке идеи, к ее постижению на более глубоком уровне.

«Мышление обращается к метафоре, когда нет готовых средств обозначения, объяснения, создания образов и смыслов» [4]. Создание образа-метафоры помогает ребенку обобщить, осознать все то, что он понял о произведении, но не может сказать обычными словами.

Рассмотрим, как учащиеся одиннадцатых классов одной из школ г. Лесосибирска формулировали смысл стихотворения через подбор образа-метафоры. В опросе участвовало 30 обучающихся. Всем было предложено задание: прочитать стихотворение, придумать свой образ-метафору, передающую образ переживания лирического героя и объяснить в нескольких словах, почему именно этот образ выбран. Для выполнения задания было предложены стихотворения «Да, я знаю, я Вам не пара» Н.С. Гумилева и М.А. Кузьмина «Моей любви никто не может смерить».

Среди ответов по стихотворению Н.С. Гумилева, идея которого связана с трагическим мироощущением, так как жизнь без любви доя героя равносильна смерти, встретились следующие повторяющиеся метафоры:

- метафора «странник» в разных вариантах (свободный странник; странник, блуждающий по пути истин; странник, не желающий ни жить, ни умирать, как обычный человек; странник, ищущий смысл жизни и т.д.). Данная метафора повторилась у одиннадцати школьников, что свидетельствует о том, что большинство ребят осознали и сумели передать через метафору основные черты лирического героя - свободолюбие, яркую индивидуальность, жизненную мудрость;

- метафора «изгой», «отшельник» (отверженный) (данные метафоры передают лишь одну его черту - инородность и индивидуальность;

- «летящий ветер», «ветер свободный, много в жизни повидавший, везде чужой» в ответах передает свободу, индивидуальность лирического героя.

В работах встречаются индивидуальные образы-метафоры:

- искатель приключений;

- человек «не от мира сего» (яркая индивидуальность, но больше в отрицательном смысле);

- Бог, ощущающий все вокруг (метафора передает желание лирического героя показать себя хозяином жизни);

- лев (сила, дух, мощь, почти животная жажда жизни); подорожник, всегда в дороге (учащийся осознает таким образом движение героя по жизненному пути);

- шторм, буря (кипучесть жизни лирического героя); перекати-поле (свободолюбие лирического героя, его гармоничность по отношению к жизни, к природе).

Подбор метафор к стихотворению М.А. Кузьмина вызвал затруднение у некоторых ребят, они не справились и сдали пустые листы. У остальных ребят находим следующие метафоры:

- умирающий человек, «предсмертный человек» (в данном случае сложно сказать, увидели ли школьники только внешнюю сторону стихотворения или почувствовали, осознали, что душа лирического героя тоже находится во власти смерти. В любом случае, этот ответ трудно назвать метафорой, так как нет сравнения);

Среди индивидуальных встретились следующие метафоры:

- дождь, проходящий по жизни, любви (метафора, через которую учащийся передает несчастье, слезы лирического героя);

- воин, проигранная борьба (есть ощущение противостояния лирического героя и смерти, причем победа последней);

- несчастный влюбленный человек (не является метафорой);

- оковы любви (подчеркивается обреченность любви героя, ее несвобода перед смертью);

- тайна 9указана метафора смерти, а не образа переживания лирического героя);

- цветок, засыхающий без любви (слабость лирического героя, его неспособность к жизни);

- ветер перед грозой (легкость и страсть характеризуют любовное чувство лирического героя, ветер - свобода чувства, гроза - метафора смерти).

Анализ ответов показал, что школьники, у которых целенаправленно не развивалось метафорическое мышление, не могут охватить своей метафорой образ переживания лирического героя и в основном передают одну или несколько его черт (например, метафоры «летящий ветер», «отшельник», «свободный странник»). Однако возможности метафорического мышления потенциально высоки, так как встречаются очень интересные, своеобразные, емкие по содержанию метафоры (например, «охотник в тайге» (Н.С. Гумилев), «оковы любви» по стихотворению М.А. Кузьмина).

Авторы школьных учебников по литературе целенаправленно не занимаются развитием метафорического мышления, но есть задания на создание метафор, осмысление метафор в поэтическом тексте.

Продуманная система работы в течение учебного года будет способствовать эффективному формированию метафорического мышления у учащихся. Предлагаем методические рекомендации для пятого класса, в которых отражены разные формы работы. Начать работу по развитию метафорического мышления предлагаем с урока-экскурсии «Загадки». Урок можно провести в парке, на берегу реки, то есть где-нибудь на природе. Учитель загадывает загадки о явлениях природы: о небе, тучах, звездах (например: «Голубой шатер весь мир покрывает. Летит орлица по синему морю, крылья распластала, солнце застлала»). После того, как школьники отгадают загадки, учитель наталкивает их на осмысление того, как они «сделаны», а затем предлагает самим сочинить загадку про небо, солнце, молнию, реку и т.д. такой урок станет впоследствии основой для введения понятия метафоры.

Продолжает работу по формированию метафорического мышления урок по теме «Метафора. Преимущества поэтического языка», цель которого дать понятие о метафоре, показать, какие преимущества имеет поэтический, художественный язык по сравнению с обычны, заинтересовать детей созданием метафор.

Работу на данном уроке можно разбить на следующие этапы.

1. Поэтический язык и обычный - в чем разница? Мнения учащихся.

2. Прямое и переносное значение слова. Примеры. Определение метафоры.

3. Метафора речевая, разговорная и оригинальная, поэтическая.

4. Поиск метафор в поэтическом тексте.

5. Попытка «перевести» поэтическую метафору прозой.

6. Преимущества поэтической метафоры, ее емкость. Метафора - всегда открытие.

7. Метафора и загадка.

8. Осмысление стихотворения, основанного на метафоре (В. Шефер «Под радугой», А. Кушнер «Прошла пора ненастная...»).

9. Попытка создания собственной метафоры (возможно как домашнее задание).

Далее развитие метафорического мышления осуществляется на уроках изучения лирики.

И.А. Крылов «Свинья под дубом». Задание: найдите метафору в морали басни, подумайте, как писатель ее создавал. Как она помогает понять басню?

A.C. Пушкин «Зимняя дорога». Учитель дает понятие метафорического эпитета. Задание: найти метафорические эпитеты в стихотворении и пояснить их. Привести свои примеры метафор, выраженных прилагательными.

Ф.И. Тютчев «Бсть в осени первоначальной». Задание: поясните, как вы понимаете развернутую метафору, помещенную автором в конце стихотворения. Объясните каждое слово в этой метафоре. Приведите свои примеры метафор, выраженные существительными.

A.A. Фет «Весенний дождь». Задание: попытайтесь пересказать стихотворение, не используя метафоры. Что теряется, а что остается?

A.A. Блок «Погружался я в море клевера». Задание: какие чувства и эмоции передает автор через метафору «Погружался я в море клевера,/ Окруженный сказками пчел»?

К.Д. Бальмонт «Снежинка». Задание: почему автор называет снежинку «звезда кристальная». Какой прием он использует. А как бы вы назвали снежинку?

С.А. Бсенин «Край любимый - сердцу снятся...». Задания: как вы понимаете метафоры «скирды солнца», «гарь в небесном коромысле», «риза кашки», «вызванивают в четки ивы»? Опишите словами картины которые вы представляете, читая эти строки.

Н.М. Рубцов «Тихая моя родина». Задание: придумать свою метафору, передающую образ переживания лирического

И. Северянин «Что шепчет парк...». Задание: какие чувства и эмоции хотел передать автор через метафору, использованную в строчках: «Но вот пришли на двух ногах / Животные - и по долинам / Топор разнес свой гулкий взмах». Придумайте свое предложение с одной из метафор, которую вы встретили в стихотворении.

Выводы. Системная и целенаправленная работа по развитию метафорического мышления на уроках литературы, начиная с пятого класса, позволяет не только сформировать представление о метафоре как поэтическом приеме, но и способствует развитию умения воспринимать мир произведения целостно, открывая в нем постоянно новые, глубинные смыслы, отсылающие к осмыслению глобальных явлений и процессов.

Предложенные задания по изучению лирики в пятом классе разработаны с учетом возрастных особенностей школьников и охватывают не только формальные, но и содержательные аспекты поэтического текста, что отражает и когнитивный, и художественный подход к формированию метафорического мышления.

Литература:

1. Борщевская, М.Ю. Метафорическое мышление и современный урок литературы / М.Ю. Борщевская // Нижегородское образование,-№ 1.-2013.-С. 111-118

2. Видгоф, В.М. Метафорическое мышление в культуре как педагогическая и научная проблема / В.М. Видгоф // Вестник Томского государственного университета. - 2003. - № 277. - С. 87-89

3. Кузьмина, М.А. Метафора как элемент методологии современного научного познания / М.А. Кузьмина // Социологические исследования. - 2006. - № 2. - С. 42-51

4. Николаенко, Н.Н. Метафора как путь познания / Н.Н. Николаенко // Независимый психиатрический журнал. -СПб., 2005. - № 1.

5. Ортега-и-Гассет, X. Две великие метафоры / X. Ортега-и-Гассет // Теория метафоры: Сборник. М.: Прогресс, 1990. - С. 68-82

6. Черниговская, Т.В. Деглин, В.Л. Метафорическое и силлогистическое мышление как проявление функциональной асимметрии мозга / Т.В. Черниговская, В.Л. Деглин // Семиотика пространства и пространство семиотики / Ред. Ю.М. Лотман. - Тарту: ТГУ, 1986. - С. 68-84

Педагогика

УДК 372.8

магистрант кафедры биологии и экологии Иванова Юлия Павловна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Ющенко Юлия Алексеевна Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Хотулёва Ольга Викторовна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО

БИОЛОГИИ

Аннотация. В настоящее время особое значение приобретает возможность использования в процессе обучения биологии различных инновационных технологий. В качестве одной из них можно рассматривать электронные образовательные ресурсы. Применение электронных образовательных ресурсов позволяет разнообразить уроки, внеурочные задания. Предлагаемые технологии позволяют сделать их максимально интересными и тем самым повысить качество усвоения материала. Внеурочные занятия дают возможность расширить кругозор, углубить свои знания по биологии. Применение электронных образовательных ресурсов на внеурочных занятиях позволяет значительно повысить результаты. В статье авторы приводят, исходя из собственного опыта работы, разработки внеурочных занятий по теме: «Зимующие птицы родного края» для 7 класса с применением ЭОР. Авторы в своей работе используют такие ресурсы как: PerningApps, ebird, сайт зоологического музея г. Санкт-Петербург, компьютерная обучающая игра Государственного Дарвиновского музея «Голоса весны. Экскурсия в природу»», the animal world. В выводах указывается, что использование разнообразных электронных образовательных ресурсов, позволяют подачу информации сделать максимально доступной и интересной. Повышение показателей знаний учащихся по теме: «Зимующие птицы родного края» показывает, насколько эффективным является применение ЭОР, как одной из инновационных педагогических технологий.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, внеурочные занятия, инновационные технологии, обучение биологии, компьютеризация.

Annotation. Currently, the possibility of using various innovative technologies in the process of teaching biology is of particular importance. Blectronic educational resources can be considered as one of them. The use of electronic educational resources allows you to diversify lessons, extracurricular tasks. The proposed technologies allow us to make them as interesting as possible and thereby improve the quality of assimilation of the material. Bxtracurricular activities provide an opportunity to broaden your horizons, deepen your knowledge of biology. The use of electronic educational resources in extracurricular activities can significantly improve the results. In the article, the authors cite, based on their own work experience, the development of extracurricular activities on the topic: "Wintering birds of the native land" for grade 7 with the use of TOR. The authors use such resources in their work as: PerningApps, ebird, the website of the Zoological Museum of St. Petersburg, the computer educational game of the State Darwin Museum "Voices of Spring. Bxcursion to nature"", the animal world. The conclusions indicate that the use of a variety of electronic educational resources, allow the submission of information to make it as accessible and interesting as possible. Increasing the indicators of students' knowledge on the topic: "Wintering birds of the native land" shows how effective the use of TOR is as one of the innovative pedagogical technologies.

Key words: electronic educational resources, extracurricular activities, innovative technologies, biology training, computerization.

Введение. В настоящее время усовершенствование биологического образования необходимо на всех уровнях обучения. При этом важное место занимает использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения. Одним из главнейших направлений модернизации современной школы является ее информатизация. Очевидно, что высокий уровень результативности при формировании компетенций обучающихся достигается применением различных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Приоритет при этом отдается современным педагогическим технологиям, интерактивным методам обучения, обеспечивающих активные формы деятельности учащихся. Современные технологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.