Научная статья на тему 'Применение электронного учебно-методического комплекса нового поколения для повышения качества обучения по специальной дисциплине'

Применение электронного учебно-методического комплекса нового поколения для повышения качества обучения по специальной дисциплине Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / АВТОРСКИЕ ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косинов Е. С., Межуев А. М.

Основной целью данной работы является анализ преимуществ и недостатков существующих систем электронного обучения и описание реализации электронного учебно-методического комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение электронного учебно-методического комплекса нового поколения для повышения качества обучения по специальной дисциплине»

tel'stvo TGU im. G.R. Derzhavina, 2008. C. 175-217.

SOFTWARE DEVELOPMENT "CONTROL FOR THE ACTIONS IN ORGANIZATION"

V.V. Boretskii

Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia. e-mail: ccs@tsutmb.ru

The article describes the development of original software to control the actions in organization. In work show the structure of a software product, functional features, methods and means of implementation.

Key words: software, employee control, C #, NET Framework.

УДК 371.64.69

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Е.С. Косинов, А.М. Межуев

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», Россия, г. Воронеж. e-mail: kosinov79@bk.ru, multitenzor@mail.ru

Основной целью данной работы является анализ преимуществ и недостатков существующих систем электронного обучения и описание реализации электронного учебно-методического комплекса.

Ключевые слова: электронное обучение, электронный учебно-методический комплекс, авторские программные продукты.

Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования предполагает активное использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения. Одним из средств достижения поставленной задачи является разработка электронных учебно-методических комплексов нового поколения. Электронные учебно-методические комплексы должны создаваться на высоком научном и методическом уровне и полностью соответствовать требованиям государственных образовательных стандартов и рабочей программы.

Главным преимуществом использования электронных учебно-методических комплексов в учебном процессе является то, что обучаемый может ими воспользоваться самостоятельно, без помощи преподавателя или руководителя, находя ответы на интересующие его вопросы. Кроме того, использование электронных учебно-методических комплексов имеет ряд неоспоримых преимуществ:

- возможность воспользоваться необходимым материалом необходимое количество раз в любое удобное время;

- возможность организовывать самостоятельную работу учащихся, давать подсказки, справки и многое другое, при этом отпадает необходимость заказывать библиотеке большое количество традиционных учебников и учебных пособий;

- использование мультимедийных возможностей, позволяющих сделать содержание более наглядным, понятным, занимательным;

- возможность тестировать и проверять знания учащихся;

- использование гипертекстовых ссылок, позволяющих мгновенно отыскать нужное понятие, в считанные доли секунды «перелистать» многие страницы изучаемого текста;

- возможность организовать виртуальную лабораторную работу с возможностью моделирования различных схем, приборов и

процессов, заменяющую использование специального оборудования;

- возрастание активности обучаемых, самостоятельно прорабатывающих большой объем учебной информации;

- разгрузка преподавателей от ряда трудоемких и часто повторяющихся операций по представлению учебной информации и контроля знаний;

- возможность оперативно изменять учебный материал.

К недостаткам традиционных электронных учебно-методических комплексов следует отнести:

- отсутствие средств контроля усвоения знаний в процессе работы с ними, а также ориентации на определенный уровень знаний обучающихся;

- большинство электронных учебно -методических комплексов представляют собой упрощенные популяризаторские справочники, весьма поверхностные, которые не могут стать источником системного, углубленного знания;

- мультимедийные средства, используемые в большом количестве при создании электронных учебников, часто являются избыточными. Они отвлекают, раздражают, не дают сосредоточиться. Выразительные средства должны быть довольно скупы и не подменять собою содержательную часть [1].

Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Устройства приема и обработки сигналов» работает как единая оболочка и включает:

- рабочую программу;

- тематический план;

- выписку из Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования;

- выписку из квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке;

- методические указания для самостоятельной работы;

- курс лекций с мультимедийными презентациями;

- виртуальные лабораторные работы, реализованные с помощью программного продукта Мultisim, которые сопровождаются презентациями, видеороликами и методическими рекомендациями (рис. 1);

- практические занятия по расчету усилителей, разработанные с помощью программного продукта MathCAD и работающие в оболочке программы (рис. 2), а также презентации к ним и методические рекомендации;

- курсовой проект по расчету различных видов усилителей, реализованный с помощью программного продукта MathCAD и работающий в оболочке программы;

- контрольную работу;

- тесты по всем темам дисциплины (рис. 3);

- макеты стендов, которые находятся в аудиториях;

- библиотеку справочной и дополнительной литературы, содержащей более углубленные знания по всем темам дисциплины, а также различные учебники в электронном виде по смежным дисциплинам.

Рис. 1. Вид окна электронного учебно-методического комплекса (лабораторная работа)

Рис. 2. Вид окна электронного учебно-методического комплекса (практическое занятие)

Рис. 3. Вид окна электронного учебно-методического комплекса (окно теста)

Работа обучаемого начинается с ознакомления с рабочей программой и тематическим планом. Наличие разветвленной структуры гиперссылок позволяет переходить к занятиям прямо с тематического плана. Переход к новой теме дисциплины осуществляется после прохождения обучаемым тестирования по предыдущей теме. Особенностями электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Устройства приема и обработки сигналов» являются:

- интерфейс приложения выполнен в стандартном для большинства Windows-приложений виде, что упрощает его использование;

- приложение позволяет осуществлять навигацию не только с помощью гиперссылок, но и с помощью кнопок меню и управления и сохраняет историю просмотра материалов;

- гипертекст, макеты плакатов, презентации просматриваются в экранной форме приложения и не требуют дополнительных программ;

- практические занятия и курсовая работа, разработанные с помощью программного продукта MathCAD, запускаются в оболочке учебно-методического комплекса.

Также в электронном учебно-методическом комплексе есть возможность редактирования материалов, вопросов тестов, а

также возможность добавления новой литературы.

Литература

1. Косинов Е.С., Межуев А.М., Дмитриев С.А. Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Схемотехника аналоговых электронных устройств» // Актуальные проблемы информатики и информационных технологий: сборник мат-лов XVII Междунар. на-уч.-практ. конф. Тамбов, 2013. С. 71-74.

References

1. Kosinov E.S., Mezhuev A.M., Dmitriev S.A. Elektronnyj uchebno-metodicheskiy kompleks po distsipline «Shemotehnika analogovyh elektron-nyh ustroystv» // Aktual'nye problemy informatiki i informatsionnyh tehnologiy: sbornik mat-lov HVII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Tambov, 2013. S. 71-74.

APPLICATION OF ELECTRONIC TRAINING COMPLEX NEW GENERATION TO ENHANCE LEARNING IN SPECIAL DISCIPLINES

E.S. Kosinov, A.M. Mezhuev Military Educational Scientific Center of the Air Force, "Air Force Academy" name N.E. Zhukovsky, and Yu. Gagarin, Russia, Voronezh. e-mail: kosinov79@bk.ru, multitenzor@mail.ru

The main purpose of this paper is to analyze the advantages and disadvantages of existing e-learning systems

and describes the implementation of electronic teaching Key words: e-learning, e-training complex, software

materials. copyrights.

УДК 002.6; 021

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ISPRING SUITE ПРИ СОЗДАНИИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ

Н.Ж. Зарипова, М.Ж. Зарипова

Джуминский педагогический колледж, Узбекистан, г. Самарканд Термезский государственный университет, Узбекистан, г. Термез e-mail: nargiz_1974@mail.ru, mukaddas-zaripova@rambler.ru

В статье рассмотрены особенности использования программных продуктов для создания электронных учебных пособий нового поколения. Также основное внимание авторы акцентируют на создании электронных учебных пособий с помощью систем, основанных на использовании инструментальных средств общего назначения - пакета Microsoft Office.

Ключевые слова: электронное учебное пособие (ЭУП), основные требования к ЭУП, гиперссылка, Power Point, iSpring Suite.

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что электронные учебные пособия позволяют обогатить учебный процесс, дополняя его разнообразными возможностями компьютерных технологий, и делают его таким образом более интересным и привлекательным для обучающихся.

Как всем известно, учебные пособия, имеющие электронную форму, существенно отличаются от своих традиционных печатных аналогов. Подача учебных материалов с включением мультимедийных компонент: графики, анимации, видео, звукового сопровождения, моделирования в динамике реальных ситуаций, вовлекают студента в активный процесс обучения и делают процесс познавания глубоким и всесторонним. Основное же преимущество компьютерного учебника заключается в его интерактивности, т.е. наличии обратной связи со студентом непосредственно при «прочтении» такого учебника. Используя различные элементы управления, компьютерный учебник может буквально «следить» за процессом изучения студентом учебного материала, создавая на основе всплывающих подсказок, звуковых эффектов и речевых наговоров, соответствующих анимационных клипов и видеофрагментов эффект присутствия «виртуального преподавателя». Кроме того, полноценный электронный учебник, естественно, сопровождается системой контроля приобретенных знаний и тестирования, при органи-

зации которой также используются его интерактивные компоненты.

Применение именно в таком понимании электронных учебных пособий в учебном процессе в настоящее время очень актуально, однако существует ряд проблем. Проанализировав созданные разработчиками электронные учебные издания по различным дисциплинам, рекомендованные для школьников, для студентов, мы пришли к выводу, что некоторые из них нецелесообразно использовать систематически в учебном процессе. Это объясняется рядом причин: очень большим объемом некоторых учебников; несоответствием содержания учебника рабочей программе конкретного вуза (или несоответствием распределения информации по отдельным разделам), отсутствием примеров решения задач; экономическими факторами: не любой вуз способен обеспечить всех студентов дорогостоящими учебниками.

Согласно концепции информатизации сферы образования Республики Узбекистан, обмениваясь опытом, изучив работы, анализируя статьи [1-9], касающиеся электронных учебных изданий, изучая опыты ведущих ученых зарубежных стран и стран СНГ, в том числе и отечественные литературы, мы выделили основные требования к ЭУП:

1. Постановка цели и задач.

2. Отбор и структуризация материала.

3. Определение структурных элементов учебника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.